Все профессии важны

Цели. Расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; формировать умение связно и последовательно составлять рассказ по плану. Прививать любовь и уважение к труду.Труд позволяет людям сохранить и увеличить богатства природы, вывести новые сорта растений и новые породы животных, уберечь их от вымирания.
Раздел Обществознание
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир

2 класс

Тема. «Все профессии важны».

Цели. Расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; формировать умение связно и последовательно составлять рассказ по плану.

Оборудование. Учебник «Окружающий мир» (2-й класс) (авт. Н.Ф. Виноградова); рабочая тетрадь № 1 «Учимся думать и фантазировать» (2-й класс) (авт. Н.Ф. Виноградова); иллюстрации с изображениями людей разных профессий; карточки для индивидуальной работы учащихся с планом рассказа о профессии и словами; «Толковый словарик русского языка» Н.М. Неусыповой (под ред. Т.Г. Рамзаевой. - М.: Просвещение, 1989).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

На доске - часть поговорки:

…создал человека.

Учитель. Прочитайте часть поговорки, записанной на доске. Какое слово необходимо вставить, чтобы поговорка приобрела смысл?

Дети. Труд.

Учитель открывает обе части поговорки на доске:

Труд создал человека.

У. Давайте вспомним: что еще дает людям труд? Сформулировать свои ответы вы сможете с помощью схемы. Рассмотрите ее и ответьте на центральный вопрос.

На доске:

Все профессии важны

Ученик 1. Труд дает человеку все необходимое для жизни: жилище, одежду, пищу, предметы быта.

У. К иллюстрации, соответствующей вашему ответу, направьте стрелку. Какая часть схемы иллюстрирует этот ответ?

Ученик прикрепляет стрелку к иллюстрации под номером 1.

Ученик 2. Трудом создаются книги, произведения литературы, искусства, архитектуры.

Прикрепляется стрелка к иллюстрации под номером 2.

Ученик 3. В процессе труда люди общаются друг с другом, становятся более образованными.

Прикрепляется стрелка к иллюстрации под номером 3.

Ученик 4. В результате труда создаются ценности: заводы, фабрики, здания, машины, станки.

Прикрепляется стрелка к иллюстрации под номером 4.

Ученик 5. Труд позволяет людям сохранить и увеличить богатства природы, вывести новые сорта растений и новые породы животных, уберечь их от вымирания.

Прикрепляется стрелка к иллюстрации под номером 5.

У. Что можно сказать о необходимости труда?

Д. Человек должен трудиться, чтобы его жизнь была благополучной и обеспеченной.

У. Сейчас ребята инсценируют стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?». Послушайте его внимательно и определите главную мысль этого стихотворения.

Дети инсценируют стихотворение.

- Какова главная мысль стихотворения?

Дети повторяют последние две строки из стихотворения.

Учитель раскрывает доску с записью темы урока:

Все профессии нужны,
Все профессии важны.

- Это и есть тема нашего урока.

III. Знакомство с новым материалом

Учитель постепенно открывает на доске план рассказа о профессии.

На доске:

План

- Что же такое профессия? Обратимся к толковому словарю. Давайте предоставим слово тому, кто сегодня работает со словарем.

Ученик 6. Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность.

У. Труд формирует самого человека. Каждый человек трудится на своем месте: вы - в школе, ваши родители - на производстве.

Вы приготовили рассказ о том, где и как работают ваши родители. Кто хочет начать первым?

Выслушиваются рассказы детей.

- Конечно же, всех на уроке мы выслушать не сможем. Познакомиться же с профессиями родителей остальных своих одноклассников вы сможете на переменах.

А чем ценен ваш труд?

Д. Мы получаем прочные знания, чтобы быть в жизни успешными.

У. Сейчас я проверю ваше внимание. Любой рассказ начинается с названия.

Учитель вывешивает на доску карточку с первым пунктом плана.

На доске:

1. Название профессии

- Вспомните названия тех профессий, о которых шла речь в стихотворении «А что у вас?».

Д. Пилот, летчик, милиционер, инженер, повар, летчик, вагоновожатый, портниха, доктор, учительница.

У. На карточке я написала только четыре профессии. Прочитайте и скажите, какая на ваш взгляд, профессия здесь лишняя. Ответ обоснуйте.

На доске:

доктор

инженер

учительница

портной


Д. Доктор, так как только он лечит людей.

- Инженер чертит, проектирует.

- Учительница, так как только она учит детей.

У. Есть еще один вариант ответа: портной - лишнее слово. Догадайтесь - почему?

Д. Портной шьет одежду, у него работают руки. А доктор, учительница, инженер думают, рассуждают, то есть работают головой.

У. Говоря о профессии, можно сказать какой труд - физический или умственный - является основным в этой профессии. В первых трех профессиях основным является умственный труд, а в профессии портного основной труд - физический.

Так что же можно еще рассказать о профессии?

Д. Какой труд используется в профессии.

У. Это и будет второй пункт плана.

Учитель вывешивает на доску карточку.

На доске:

2. Какой труд используется в профессии?

IV. Самостоятельная работа

У. Сейчас вы будете работать в парах. На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Сгруппируйте их так, чтобы в первую группу вошли профессии, связанные с умственным трудом, а во вторую - профессии физического труда. У доски будут работать дети, сидящие на первой парте среднего ряда.

токарь, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач

- Проверим вашу работу.

Отвечают дети, работающие у доски.

Д. К физическому труду мы отнесли профессии токаря, строителя, фермера, водителя, портного, сапожника, спасателя.

У. Есть замечания? Продолжим.

Д. К умственному труду мы отнесли профессии писателя, бухгалтера, учителя, экскурсовода, актера, библиотекаря, врача.

У. Другие ответы есть? Переходим к работе с тетрадью на печатной основе. Найдите задание 50. Прочитайте его. Кому понятно задание, выполните его. Если нуждаетесь в помощи - поднимите руку.

Дети выполняют задание в тетрадях.

- Давайте проверим. В чем заключался смысл задания?

Д. Надо было соединить профессию и место работы.

У. При проверке мы будем пользоваться пунктами нашего плана, которые уже есть на доске. Начинать будем с названия профессии.

Выслушиваются ответы детей.

- Что еще можно включить в план описания профессии?

Д. Рабочее место.

Учитель вывешивает карточку.

На доске:

3. Рабочее место

У. Давайте продолжим разговор о профессиях, используя материал учебника. Работать вы будете в парах. Ребята, работающие по первому варианту, изучат материал о профессии фермера на с. 64. Ребята, работающие по второму варианту, познакомятся с профессией экономиста на с. 65. Затем вы расскажете о ней по составленному плану своему соседу.

Дети работают в парах.

- Кто хочет отчитаться о своей работе?

Дети отвечают.

- Какая информация есть в текстах, но не отражена в нашем плане?

Д. Чем занимаются люди этих профессий.

У. Правильно. Значит, включим в наш план еще один пункт.

Учитель вывешивает карточку на доску.

На доске:

4. В чем заключается деятельность человека?

- Найдите в тексте рассказ об этом и прочитайте.

Дети работают с текстами из учебника.

V. Знакомство с новым материалом

У. Сейчас я хочу загадать вам загадки.

Названия профессий по ходу работы вывешиваются на доске.

Из просеянной муки
Он печет нам пироги,
Булки, плюшки, сайки.
Кто он? Угадай-ка!

(Пекарь.)

Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом.

(Строители.)

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.

(Маляр.)

За мольбертом с кистью я.
Краски - вот мои друзья.
Я один и не один -
В окружении картин.

(Художник.)

На листочке, на страничке -
То ли точки, то ли птички:
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.

(Музыкант.)

- Подумайте, на какие две группы можно разделить эти профессии? Ответы обоснуйте. (Дети отвечают.) Разделите эти профессии по ценностям, создаваемым людьми этой профессии.

На доске:

Материальные

Духовные


Дети отвечают.

- Каким будет следующий пункт плана?

Вывешивается карточка.

На доске:

5. Какие ценности создает человек своим трудом?

- Что нужно для того, чтобы стать мастером своей профессии?

Д. Нужны знания.

У. Знания каких наук нужны во всех профессиях? Уточните.

Дети отвечают.

- На моем столе лежат вещи, которыми пользуются люди разных профессий. Посмотрите на них. Угадайте название профессии и попробуйте определить, знания каких наук необходимы людям этих профессий.

На столе учителя лежат атрибуты профессий врача - шприц, лекарство, пипетка, тонометр, термометр - и портного - катушки с нитками, портновские иголки, мелок и метр, ткань.

Д. Эти вещи нужны врачу и портному.

- Врач должен знать строение организма человека, химический состав лекарств, математику, чтобы рассчитать дозировку лекарств.

- Портной должен знать математику, черчение.

У. Прочитайте следующий пункт плана.

Учитель вывешивает карточку на доску.

На доске:

6. Знания, используемые в профессии

- Можно быть прекрасным, знающим врачом, водителем, грузчиком. Но человек в любой профессии должен обладать необходимыми качествами, чтобы своим трудом приносить радость. Выберите из списка черты характера, которыми, как вы считаете, должен обладать человек.

На доске:

добрый, добросовестный, эгоистичный, ответственный, злой, внимательный, терпеливый, сознательный

Дети отвечают.

- Что вы не выбрали, почему?

Д. Не выбрали слова эгоистичный, злой - они обозначают отрицательные качества человека.

VI. Закрепление полученных знаний

У. Вы любите мечтать? Давайте помечтаем о ваших будущих профессиях. Подумайте, кем бы хотели стать вы? Расскажите о своей профессии по плану, составленному на доске. Кто желает рассказать?

Выслушиваются ответы детей.

VII. Итог урока

У. Наш урок подходит к концу. Вы еще маленькие, но, трудясь в школе, делаете первый серьезный шаг навстречу своей будущей профессии.

Что необходимо делать сейчас, чтобы ваши мечты сбылись?

Д. Учиться хорошо.

У. Как можно назвать сегодня вашу профессию?

Д. Ученик.

У. Оцените свою работу на уроке.

Дети показывают значки: оранжевый - «работал очень хорошо»; зеленый - «работал хорошо»; синий - «могу работать лучше».

VIII. Домашнее задание

У. Дома каждый из вас еще раз подумает о выборе профессии, нарисует, кем бы хотел быть, приготовит рассказ по плану и подберет пословицы, поговорки, загадки, связанные с профессиями.




© 2010-2022