- Преподавателю
- Обществознание
- Государство и граждане
Государство и граждане
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Андреева Ю.В. |
Дата | 11.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Квест-урок по теме «Государство и граждане»
Учитель истории и обществознания
Середенко Нина Александровна
Предмет: обществознание
Класс: 6 класс
Тип урока - комбинированный
Вид урока - квест-урок
Цель урока: Сформировать у учащихся осознание себя как граждан великой страны.
Задачи урока:
- провести экскурс в историю и вспомнить истоки происхождения термина «гражданин»;
- определить содержание термина «демократия» и что скрывается за этим словом;
- выяснить что такое выборы и референдум, и каков механизм их проведения
- обозначить права и обязанности граждан демократического общества
Методы обучения: поисковый, исследовательский
Форма организации учебной деятельности: групповая
Оборудование урока:
- экран
- проектор
- компьютеры с подключенной Интернет - услугой.
Планируемые результаты -
Учащиеся должны знать:
- о государстве, правах человека, выборах, признаках правового государства.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять познавательные и практические задания с использованием проектной деятельности на уроке, поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
Этапы урока:
Этап 1. Определение названия проекта и определение задач каждой из заявленных команд
Этап 2. Распределение ролей в команде.
Этап 3. Составление временного графика работы над проектом.
Этап 4.Отчет о проделанной работе. Подведение итогов.
Этап 5. Домашнее задание. Составление домашнего проекта квест - урока.
Технологическая карта урока.
Этап 1. Определение название проекта и постановка задач для каждой из заявленных команд. (5-7 мин)
В начале урока небольшая справка - рассказ, отражающий основополагающие моменты предстоящего урока.
Цель вступительного слова: подготовка участников квест-урока к самостоятельной работе над заявленной темой.
«Быть гражданином своего Отечества почетная обязанность и великий труд. Только человек любящий свою Родину, честный и открытый может участвовать в управлении своей страной наравне с другими. Впервые граждане получили это великое право в Древней Греции. Власть народа в греческом языке обозначалась словом «демократия».
Граждане демократического государства, не должны каждый день выражать свою волю или принимать новые демократические законы. Для управления демократической страной избираются специальные представители народа - депутаты, которым граждане отдают свои голоса в ходе выборов.
Для решения важных, судьбоносных вопросов в демократическом государстве гражданам предоставляется возможность выразить свою волю через референдум.
Являясь гражданами Великой страны России - свободного, демократического государства - и взрослые, и дети должны знать свои права и обязанности, чтобы уметь ими воспользоваться.
В процессе проведения квест-урока участники проекта проследили процесс зарождения первых демократических государств, граждане которых участвовали в управлении делами государства; исследовали механизм проведения выборов и референдумов; определили права и обязанности граждан.
Этап 2. Распределили команды и раздали задания. (3-4 мин)
Команда историков
Исследовала исторические корни происхождения слова «гражданин»;
Команда обществоведов
Определяла содержание термина «демократия» и что скрывается за этим словом.
Команда политологов
Выяснила, что такое выборы и референдум, и каков механизм их проведения
Команда социологов
Выстроила схему прав и обязанностей граждан демократического общества.
Этап 3. Составление временного графика работы над проектом. (15 мин)
Понятия гражданин и Отечество в историческом контексте встречаются в курсе изучения Истории Древнего мира. Восприятие данных понятий в преломлении обществоведческих дисциплин учащимися происходит лишь в 6 классе, в курсе «Обществознания».
В процессе проведения квест-урока по данному проекту мне было важно сформировать восприятие терминов «гражданин», «демократия», «референдум», «выборы» учащимися, как важную, едва ли не главную составляющую жизни демократического общества.
Для достижения поставленных целей и задач в процессе квест-урока внимательно подбирала Интернет-материалы и на протяжении всего урока корректировала работу учащихся.
На изучение данной темы отводится один урок. Команда социологов может предварительно в формате классного часа провести небольшой социологический опрос, для того чтобы определить, какие права и обязанности граждан России знают учащиеся класса.
До начала работы учащихся объяснила правильность оформления слайд - материалов, чтобы на самом уроке не занимать времени на обсуждение оформления работы. Кроме предложенных мною информационных материалов каждая команда может подготовить собственные творческие варианты раскрытия темы проекта. В этом случае ребята должны также до начала урока познакомить меня с принесенными материалами. (На первых уроках с использованием предлагаемой технологии возможна совместная работа с учителем информатики). Дополнительные материалы я приготовила заранее.
В процессе работы в ходе проведения квест-урока, команда социологов может занести полученные результаты в яркие, красочные диаграммы.
Этап 4. Отчет о проделанной работе. Подведение итогов. (15 мин)
На завершающем этапе работы команды делятся на две группы. Объединяют свои проекты историки и обществоведы - они готовят совместный интегрированный отчет.
Политологи и социологи также объединяются в команду и в отличие от первой команды они используют при защите проекта данные современной истории и результаты социологического опроса.
Этап 5. Домашнее задание. Составление домашнего проекта квест-урока. (5 мин)
На завершающем этапе работы над проектом «Гражданин Отечества» предлагается найти достойных граждан России, которым благодарные потомки возвели памятники, или их имена украсили улицы городов и поселков. Найденные материалы предлагается оформить в форме презентации.
Примечание
Важным условием успешной работы в проектной технологии квест - урока является присутствие в аудитории компьютерного оборудования с подключением Интернет - услуги
На завершающем этапе работы в проектной технологии квест - урока учащиеся независимо от времени реализации проекта представляют свой результат работы, выполненный в форме презентации, которая обсуждается всеми участниками квест-урока.