- Преподавателю
- Обществознание
- «Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории и обществознания»
«Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории и обществознания»
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Довженко Е.С. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории и обществознания».
Автор: Довженко Елена Сергеевна
В современных условиях на уроках истории и обществознания всё чаще используются активные формы обучения, к которым относятся и игровые технологии. Основной задачей любого педагога является развитие познавательной и мыслительной деятельности обучаемого, через положительную мотивацию к предмету. Средством к развитию мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания являются именно игровые технологии. В этом и заключается актуальность данной темы. Еще начиная с древности игра использовалась как средство обучения детей. Однако, в образовательном процессе, который реализуется в классно-урочной системе и имеет достаточно авторитарный и рациональный характер, многие преподаватели забывают про эту технологию, считая, что ее достаточно трудно-применимой и считая, что игры должны быть в свободное от учебы время. В то же время, изменения, происходящие в последние десятилетия, связанные с нарастанием потока информации и расширением диалога культур, требуют соответствующих знаний и умений ориентироваться в нарастающем объёме информации. Поэтому и появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.
Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявлять себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры. Учитель должен стремиться развивать эту инициативу учащихся и в подготовке и организации создания новых игр. Игра в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых качеств личности. Через игру учащиеся закрепляют и углубляют знания по истории, развивают мышление, память, воображение, расширяют кругозор. Игра приучает учащихся трудиться, развивает смекалку, сообразительность.
Самая главная заслуга игровых технологий в том, что учащиеся сами не замечают как включаются в работу, и процесс обучения для них становится незаметным. Такие уроки приносят только положительные эмоции и ученику, и учителю. А положительная мотивация, конечно, необходима при обучении.
В современной системе образования, стремящейся активизировать учебный процесс, игровые технологии используются для усвоения понятий на уроке и во внеклассной работе. Предложены различные классификации педагогических игр и исторических игр, в том числе (Г.К.Селевко, М.В.Кларин, М.В.Короткова, Л.П.Борзова): игры-упражнения, игры-поисковые, игры-исследования, сочетание игры со структурированной дискуссией, имитационное моделирование, игры-драматизации, театральное действо. Педагог, конечно, должен понимать свою роль в организации и проведении игры.
К этапам учебной игровой деятельности относят:
1. Подготовительный - объяснение общей стратегии игры.
2. Вводный - подробное объяснение задач, целей, содержания игры, общего её направления.
3. Игровой - эмоциональное вовлечение учащихся в игру, координация игры учителем.
4. Оценочный - анализ игрового действа всеми участниками игры.
Изучение современной методической литературы, посвящённой учебной игре, позволило сделать выводы об общих условиях эффективности использования игровых технологий:
• свободное включение в игру каждого ученика/студента;
• доступность содержания игры;
• наличие конкретных правил, алгоритм поведения всех участников игры во время её проведения;
• игры не должны быть откровенно назидательными, дидактическими;
• по окончании игры, идет анализ своей деятельности, подводятся итоги;
• игра воздействует на весь спектр личности учащихся;
• игра должна быть красиво и эстетично оформлена.
Наиболее употребительны в моей практике такие виды игр, как ребусы, кроссворды, «Своя игра по истории».
Если преподаватель затрудняется в выборе вида игры для своего занятия, можно смело обратиться к основным методическим принципам организации и проведения деловых игр на уроках истории и обществознания.
Деловая игра на уроках истории выступает как модель реальных исторических событий и ситуаций, исход которых известен или используется как модель возможных в будущем исторических событий, прогнозируя возможный исход моделируемых событий в действительности. Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет её структуру.
Результатом применения тех или иных игровых технологий является повышение эрудиции, выработка аналитических навыков, развитие интереса к предмету, развитие памяти и внимания. Через игру учащиеся закрепляют и углубляют знания по истории, расширяют кругозор. Т.е. решаются сразу несколько основных важных задач, поставленных педагогом.
Литература:
-
Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М.: Владос-Пресс, 2001.
-
Румянцев В.Б. Всемирная истории в Интернете.// Преподавание истории и в школе. 2002 № 8. С.75-77
-
Козиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России в таблицах и схемах. - М.: «Лист Нью», 2005.
-
Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М. 2001.