Конспект урока по обществознанию (11класс)

Урок по обществознанию                 «Юридическая ответственность и ее виды»                                                                         Урок проводится в 11 классе.   Цель урока: - осознание юридической ответственности несовершеннолетних перед законом. Задачи урока: - освоить знания о сущности юридической ответственности, ее целях, принципах, видах; - обеспечить создание условий по формированию уважительного отношения к закону; - воспитывать чувство ответственности, критичность мышления.   Основные понятия и термины: юридическая ответственность, дисципли­нарная, административная, гражданско-правовая, уголовная, материальная ответственность, наказание.                                                                               План урока:                                                      1.  Понятие «правонарушение».                                                      2.  Юридическая ответственность: признаки понятия.                                                      3.  Виды юридической ответственности.                                                      4. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по обществознанию

«Юридическая ответственность и ее виды»

Урок проводится в 11 классе.

Цель урока:

- осознание юридической ответственности несовершеннолетних перед законом.

Задачи урока:

- освоить знания о сущности юридической ответственности, ее целях, принципах, видах;

- обеспечить создание условий по формированию уважительного отношения к закону;

- воспитывать чувство ответственности, критичность мышления.

Основные понятия и термины: юридическая ответственность, дисципли­нарная, административная, гражданско-правовая, уголовная, материальная ответственность, наказание.

План урока:

1. Понятие «правонарушение».

2. Юридическая ответственность: признаки понятия.

3. Виды юридической ответственности.

4. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Мотивационно-целевой блок: - в ходе диалога с учащимися формулируем ответ на вопрос: «В чём необходимость изучения данной темы?» (3 минуты)

Для повышения эффективности занятия работа проводится в группах. Учащиеся знакомятся с правилами работы в группе:

Говорим кратко; говорим по одному; участвуем активно; разногласия обсуждаем, но приходим к единому мнению; генерируем идеи; аргументируем свою точку зрения; будем открыты новому опыту; воспринимаем, понимаем, пробуем; слушаем внимательно. (таблички с правилами лежат на столах)

I. Учитель раздает каждой группе листок с вопросом:

1 группа: «Что понимают под словом «правонарушение» (Приведите примеры) (2мин)

2 группа: «Отметьте ту из предложенных формулировок, которая наиболее точно, по вашему мнению, раскрывает сущность юридической ответственности»

1)совокупность принципов и правил нравственного поведения

2) совокупность норм и средств регулирования, установленных государством,

3) закрепленные в конституции и реально существующие устои жизни государства и общества,

4) совокупность установленных в нормах права санкций, предусматривающих неблагоприятные последствия для правонарушителя. (Свою позицию аргументируйте.) (2мин)

3 группа «Юридическая ответственность и её признаки» (2мин)

3. Общепринята классификация юридической ответственности в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушены, какой вид правонарушения совершен.

Группы получают задание:

Используя материалы учебника, самостоятельно заполните таблицу «Виды юридической ответственности».

Юридическая ответственность

содержание

1

Штраф, административный арест, лишение водительских прав, изъятие орудия незаконного лова рыбы.

2

Условное осуждение, исправительные работы, лишение свободы на определенный срок.

3

Предупреждение, замечание, выговор, увольнение с работы.

4

Вернуть имущество, оплатить затраты на лечение, заплатить неустойку по договору.

(2+2 мин. (комментарии)

Уголовная ответственность и наказание - это одно и то же или нет? (2минуты)

Учитель: Конкретные виды юридической ответственности будут рассмотрены на следующих уроках. На данном уроке в качестве примера более подробно обсудим вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних.

Работа вновь организуется по группам. Раздать задания на листочках каждой группе.

Задания для группы 1: Используя ст. 20 УК РФ из следующих ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность для подростков (с 14- до16лет).

  1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.

  2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружьё, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружьё на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружьё выстрелило, один из подростков погиб.

  3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

  4. На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку.

  5. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба.

  6. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.

  7. Подростки курили в туалете школы.

  8. Подросток перебежал на запрещающий знак светофора. (5 минут)

Задания для группы 2: Используя ст. 88 и 90 УК РФ,

1) Расположите наказания в определенном порядке - по мере убывания их тяжести (от более тяжелых к менее тяжелым).

2) Расположите меры воспитательного характера в определенном порядке - по мере убывания их тяжести (от более тяжелых к менее тяжелым).

Решите задание. Трое подростков, Володин, Рожков и Панин, прогуливаясь как-то вечером, решили покататься на чужом автомобиле. С этой целью они вскрыли автомобиль «Жигули», но тут их задержали работники милиции. Володину было 13лет, Рожкову - 14, Панину - 16. Кто из них будет привлечен к уголовной ответственности? (5 минут)

Задания для группы 3:

Одной из важных проблем современности стало появление новых, ранее не встречавшихся преступлений. Это угоны самолетов, международный терроризм, заложничество, похищение малолетних детей с целью получения выкупа. В связи с этим поступают различные предложения от специалистов, рядовых граждан. Сравните представленные точки зрения на эту проблему:

1) Стоит только резко ужесточить наказания по отношению к преступникам (например, ввести публичный показ смертной казни, расстреливать бандитов на месте, отрубать вору руку), как с преступностью будет покончено.

2) На преступный путь людей толкают неблагополучные социальные условия. Следует не столько ужесточать наказания, сколько бороться за улучшение условий жизни.

3) Преступление - бесспорное зло. Жертвы преступления те, кто испытывает на себе зло, а преступники те, кто причиняет людям зло. «Лучше терпеть зло, чем причинять зло», - писал Г.Гессен.

Какую позицию вы поддерживаете? Почему? Свое мнение аргументируйте. Если ни одно из утверждений вас не устраивает, предложите свой вариант. (5 минут)

Для закрепления полученных знаний предлагается выполнить тестовые задания. (5 минут)

Проверка выполнения заданий: 2 минуты.

Подведение итогов: 2 минуты.





1) Можно ли к несовершеннолетнему применять такое наказание, как штраф?

а) нельзя

б) можно в любом случае

в) можно, если виновный имеет свое иму­щество или заработок

2) Какая мера воспитательного харак­тера может быть применена к несовершеннолет­нему правонарушителю?

а) лишение права заниматься определен­ной деятельностью

б) штраф

в) передача под надзор родителей .

3) Главной целью наказания является

а) месть преступнику

б) воспитание преступника

в) восстановление социальной справед­ливости

4) К административной ответственности могут привлекаться лица не моложе

а) 14 лет

б) 16 лет

в) 18 лет

5) Какой орган решает вопросы о при­влечении несовершеннолетнего к админист­ративной ответственности?

а) народный суд

6) начальник отдела милиции

в) комиссия по делам несовершеннолет­них

б) Какие воздействия не предусмотрены трудовым законодательством для тех, кто со­вершает дисциплинарные поступки?

а) замечание

б) арест на 15 суток

в) увольнение с работы.

7) Закончите предложение «Админист­ративное право предусматривает ответ­ственность за административные

а) преступления

б) проступки (правонарушения)

в) шалости.

8) К принудительным мерам воспитательного воздействия относится:

а) штраф

б) выговор

в) ограничение досуга.

9) Старшеклассник отобрал у пятиклассника пирожное. УК РФ расценивает этот факт как:

а) кража

б) грабёж

в) разбой.

10. Какой максимальный срок лишения свободы можно применить к несовершеннолетнему?

а) 10 лет

б) 7лет

в) 12лет. (5минут)





© 2010-2022