Планирование по обществознанию киноклуб по средам

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3. КИНОКЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ

3.1 Возможности использования кино в организации внеурочной деятельности по истории

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых воспитательных результатов1

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • проблемно-ценностное общение;

  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  • художественное творчество;

  • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

  • трудовая (производственная) деятельность;

  • спортивно-оздоровительная деятельность;

  • туристско-краеведческая деятельность2.

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

В рамках темы выпускной квалификационной работы и специфике изучения ее в курсе истории в общеобразовательной школы, представляется возможным построить программу внеурочной деятельности с опорой на такой вид внеурочной деятельности, как проблемно-ценностное общение, которое в большей степени отвечает возрастным потребностям подростков.

Проблемно-ценностное общение, в отличие от досугового общения, затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни, сталкивает его с ценностями и смыслами других людей. Проблемно-ценностное общение школьников может быть организовано в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий.

Этическая беседа - это не лекция педагога по морально-нравственной проблематике. Это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание инициатора беседы, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.3

Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе. Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая мне изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно прийти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время в игровом характере общения и главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность происходящего ощущается практически всеми.

Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы человек встал перед выбором: действовать или нет? Цель проблемно-ценностной дискуссии - запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к самостоятельному социальному действию.

Именно поэтому, проблемно-ценностное общение стало основой для разработки нашей программы внеурочной деятельности по истории. В качестве формы проблемно-ценностного общения выбрали киноклуб.

Почему клуб? Занятия в клубах по интересам, предполагают определенную программу деятельности, однако программа допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. В наши дни «школьные киноклубы» является одним из доступных способов выстраивания целостной системы организации образовательной среды, в которой найдут гармоничное сочетание педагогически значимое содержание, эффективность мультимедийной формы, возможности организовать «диалог поколений» и творческую самореализацию учащихся

Почему кино? То, что искусство может служить средством обучения и воспитания, было замечено еще в древности. Аристотель отмечал, что искусство, показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, вызывает эмоции, заставляет людей сопереживать, и этим как бы очищает их внутренний мир.4

Философ развивал свои предположения на материале воздействия на зрителя трагического произведения. Он разработал и ввел категорию катарсиса - очищения посредством переживания, сострадания. Аристотель придавал эмоциям и чувствам большое значение: он рассматривал их как связующее звено в процессе познания все более сложных объектов и как мотивирующее основание.

Л.Н. Толстой отмечал, что сила искусства в его эмоциональной действенности. А задачу искусства писатель видел в том, чтобы сделать понятным и доступным то, что могло быть непонятно и недоступно в виде рассуждений5. В качестве основного признака искусства Л.Н. Толстой выделял заразительность, суть которой в том, что человек, прочтя, услыхав, увидав, испытывает состояние души, которое соединяет его с художником и с другими людьми, воспринимающими искусство.6

У просмотра кинофильмов есть ряд педагогических преимуществ: доступность формы; популярность кино у подростков и молодежи; временные границы фильма (около 1,5 часов), которые обеспечивают возможность использования целостного произведения в воспитательной работе, организованной в учебном заведении; интерес к просмотрам кинофильмов как к явлению внепрограммному. Кинематограф как средство воспитания имеет преимущества перед другими видами искусств в силу своей доступности и популярности у подрастающего поколения.

Кино обладает специфическими возможностями воздействия на зрителя благодаря уникальным выразительным средствам. Даже, казалось бы, смежное с кинематографом искусство театра не дает таких возможностей для идентификации с героем, как фильм, показанный на большом экране. В театре события происходят на глазах у зрителей, которые смотрят на то, что происходит на сцене «со стороны», из зала. В кинотеатре же зритель не является сторонним наблюдателем, он как бы «растворяется» в экранном пространстве, находится среди героев фильма. Перенос обеспечивается самим способом «изложения» событий кинофильма, при котором режиссер, меняя планы, ракурсы, может заставить зрителя смотреть на все происходящее глазами героев фильма. Зритель попадает как бы внутрь изображаемой действительности, сам становится действующим лицом. Экранный «эффект присутствия» помогает преодолеть границы недосягаемости персонажей7.

Таким образом, потенциальные возможности киноискусства не только дополняют, но и во многом превосходят традиционные словесные методы воспитания. За несколько часов у экрана можно «пережить» многие другие жизни, обогатиться опытом других людей, в известной мере присвоить его. Процесс восприятия фильма и по существу, и по форме становится аналогичным процессу накопления собственного опыта.

Перейдем к рассмотрению форм воспитания молодежи средствами киноискусства. Их спектр достаточно широк и постоянно пополняется. Причем эти методы и формы не только позволяют реализовать воспитательный потенциал киноискусства, но усиливают и дополняют его за счет своих функциональных возможностей.

О.А. Баранов и С.Н. Пензин выделяют следующие формы воспитания учащейся молодежи средствами киноискусства: интеграция в традиционный учебный предмет, автономные уроки, лекции, семинары, факультативы, медиакиностудии, видеокиноклубы, спецкурсы8. Мы предлагаем систематизировать наиболее часто используемые сегодня в кинопедагогике формы работы с молодежью по временному признаку. Разделим их на эпизодические и долговременные. К эпизодическим формам отнесем отдельные киноуроки, разовые коллективные просмотры и обсуждения фильмов, конференции, тематические киновечера, использование фильмов (или их фрагментов) на занятиях по общеобразовательным дисциплинам. К долговременным - киноспецкурс, кинофакультатив, кинокружок, киноклуб. Рассмотрим эти формы более подробно.

Киноуроки начали применять на практике еще в 20-х годах ХХ века. Многие педагоги тех лет увидели в кинематографе не просто учебное пособие, а, прежде всего, искусство с его огромными возможностями воспитательного воздействия. Уже тогда отмечалось, что кино может оказывать влияние на изменение жизненных ценностей зрителей9. Киноуроки могут рассматриваться в качестве эпизодической формы работы с учащейся молодежью. Время от времени в процессе изучения учебной дисциплины для ребят организовывается просмотр кинофильма. На каждом таком уроке учащимся даются специальные задания: наблюдать за последовательностью событий, выяснить причину явлений, оценить ту или иную ситуацию и т.д.

Еще одной формой эпизодической работы с ребятами являются разовые коллективные просмотры и обсуждения фильмов, которые могут проходить на уроке или во внеурочное время (например, посещение кинотеатра). Обсуждение фильма после коллективного просмотра позволяет зрителям обменяться впечатлениями, мнениями, подискутировать и в итоге глубже понять картину.

Одной из форм воспитания средствами киноискусства могут быть тематические киновечера. Различные тематические вечера (литературные, музыкальные, поэтические и др.) - достаточно изученная и распространенная форма работы в школе. Киновечер - это в какой-то степени празднично-познавательная форма, которая требует тщательной подготовки и самостоятельного творчества учащихся10. Для киновечера надо не только подобрать картину для просмотра и информацию о ней, вечер должен быть соответствующе оформлен (афиша, иллюстративный материал и т.д.).

Фильмы (или их фрагменты) на занятиях по общеобразовательным дисциплинам чаще всего используют преподаватели эстетического (литература, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, эстетика), лингвистического (русский и иностранный языки), историко-философского (история, философия, право) и других циклов. Использование произведений кинематографии на уроках позволяет не только расширить образовательные и воспитательные возможности отдельных курсов, но и стимулировать познавательную активность, развивать художественный кругозор, образное и ассоциативное мышление учащихся, содействовать развитию эмоциональных и интеллектуальных способностей в постижении идейно-нравственного содержания произведений искусства.

Естественно, эпизодические встречи ребят с киноискусством трудно сравнить по эффективности с формами долговременными. Поэтому особенности спецкурсов, факультативов, кружков, киноклубов мы рассмотрим более подробно. Принципиальная особенность кинофакультативов, кружков и клубов - добровольность. Преимущество создаваемых во внеурочное время киноклубов и кинокружков заключается в том, что они не ограничены ни рамками, ни временем прохождения программы, что в них могут участвовать учащиеся разных классов и главное - что это форма досуговой организации молодежи, основанная на принципах добровольности и личной заинтересованности каждого участника.

Кинокружки - это объединения по интересам. Основная функция кинокружков - познавательная и они, как правило, бывают тематическими, например «Кружок любителей кино Франции», «Кружок любителей современного кино» и т.д. Обычно члены кинокружка люди, которых кроме любви к кино, объединяют и другие общие интересы, увлечения11.

Клуб - это «общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для совместного отдыха и развлечений12. Он отличается от других форм досуговой деятельности долговременностью, относительным постоянством состава, его активностью и заинтересованностью аудитории в подобном времяпрепровождении.

Киноклубы, в том числе и школьные, как самостоятельные зрительские объединения стали возникать в России, во многих европейских странах и США в двадцатые годы ХХ века. Сегодня эта форма общения с кинематографом и друг с другом считается одной из самых эффективных, изучена специфика киноклубов, их функции, принципы работы в таких досуговых объединениях. Конкретные виды и формы деятельности клуба определяются его типом, задачами, местными условиями, инициативой участников. Киноклубы могут быть открытыми и закрытыми, культурно-просветительскими или дискуссионными. По нашему мнению, наиболее адекватной формой работы с учащейся молодежью является дискуссионный киноклуб.

Основными характеристиками дискуссионного киноклуба являются примерно одновозрастной состав, ограниченное время пребывания в клубе, ведущая задача и педагогическое руководство. Педагогическая позиция организатора внешне не акцентирована, но в тоже время он последовательно и терпеливо проводит свою линию, направляя деятельность клуба. В данном случае не официальное положение, а личностные качества педагога-воспитателя (эрудиция, культура, жизненный опыт) определяют его авторитет и положение лидера в клубе.

Просмотр фильмов в группе и совместное обсуждение позволяет решать множество задач: развитие психологической компетентности: знакомство с различными социальными типажами (типы темперамента, социальные роли и т.д.) и обучение взаимодействию с ними;

  • развитие эмоциональной сферы. Обучение участников навыкам эмпатии, определения собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя);

  • развитие навыков решения проблем. Работа с фильмом позволяет увидеть, что существует большое количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар участников группы;

  • снятие стресса. Фильм и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении13.

Важными этапами проведения занятия являются обсуждение увиденного фильма, самоанализ. Цели обсуждения фильмов в группе во время и после просмотра: эмоциональное отреагирование участниками актуальных на данный момент жизни чувств и переживаний; осознание и переосмысление своих целей и потребностей, действий, чувств, важных для позитивного построения собственной жизни; развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках. Это необходимо, чтобы самому управлять своей жизнью. Следует оговориться: не всякое кино, полезно показывать подросткам. Выбирая фильмы для работы киноклуба важно, чтобы фильм затрагивал актуальную для подростков тему, был интересным, не слишком длинным и довольно динамичным; фильм не должен быть жестоким, банальным, "затертым" показами по телевизору.

Как самостоятельно выбрать фильм для просмотра? Фильм должен отвечать определенным требованиям. Во-первых, тематика фильма должна быть интересна учащимся, быть созвучна заявленному содержанию занятия. Желательно, чтобы тематика фильма работала на основную цель - способствовать повышению социальной компетентности. Поэтому важно, чтобы фильм был не только интересен, но и понятен, отражал жизнь людей.

Во-вторых, перед встречей ведущий должен сам несколько раз посмотреть фильм, наметить возможные темы для дискуссии, оценить актуальность и доступность фильма для ребят. В-третьих, любого человека волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу. Проводя обсуждение, ведущий должен учитывать индивидуальные особенности ребят, различия в уровне развития, возраст.В-четвертых, просматривая фильм, важно особое внимание уделить тому, есть ли в фильме сцены, не предназначенные для показа подросткам (жестокость, насилие, секс, употребление наркотиков, ненормативная лексика). Часто информацию о возрастных ограничениях можно увидеть на обложке видеокассеты, но все же ведущему лучше проверить это самому. Показ фильма, содержащего в себе подобные сцены, может вызвать серьезные проблемы - как для подростков, так и ведущих. Важно быть очень внимательными с этим пунктом и воздержаться от показа такого фильма. Если все-таки фильм показывается, то любые агрессивные сцены требуют серьезного обсуждения с участниками, к которому ведущему важно быть готовым и, если необходимо, самому стимулировать это обсуждение.

В-пятых, работа с фильмом осуществляется довольно просто: "стоп-кадры" на ключевых, переломных, спорных сценах и обсуждение их с аудиторией, что именно произошло в сцене, почему герои поступили так, а не иначе, в какую сторону будет разворачиваться сюжет в дальнейшем и т.п. Если смотреть фильм целиком, а затем его обсуждать, есть риск, что какие-то события уже забудутся, а какие-то - просто останутся незамеченными. Кроме того, очень часто после просмотра фильма у подростков так много впечатлений и эмоций, что провести полноценный анализ увиденного затруднительно14.

Для успешной работы в форме киноклуба вам потребуются: свободный кабинет; телевизор, видеомагнитофон или DVD-проигрыватель; видеокассеты или DVD-диски с записями фильмов. По желанию можно добавить чай и угощение.

Таким образом, искусство кинематографа является одной из наиболее доступных форм воздействия на эмоциональный, интеллектуальный, духовный мир подростка, способствует формированию мировоззренческие позиции человека. Средства киноискусства дают возможность продвинуть в подростковую и молодежную среду не только качественный, содержательный художественный продукт, способный заинтересовать своей проблематикой, но и содействует развитию критического мышления. Проблемно-ценностное общение затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла. Именно организация такого общения, на наш взгляд, способствует развитию самостоятельности и критичности мышления; активизирует творческие способности через «включение» в художественно-творческую деятельность; дают возможность эмоционального включения в обсуждаемые вопросы, позволяет обозначить и проявить свою позицию, свое отношение к обсуждаемой проблеме.

ВЫВОД:

Давно и успешно практикуется использование произведений искусства в педагогическом процессе. Это повышает эмоциональную вовлеченность в процесс изучения, вызывает больший интерес и способствует лучшему усвоению информации. Возможно использование всех видов искусства: живописи и графики, литературы, театра. Однако, среди всех видов искусства кино занимает особое место, так как, во-первых, позволяет в краткий временной промежуток вместить большой объем разносторонней информации (кино может включать элементы других видов искусства: визуальные образы, музыку, быть сюжетно связанным с литературным произведением и т.д.), во-вторых, вызывает значительный интерес у школьников разных возрастов. Существуют различные способы организации внеучебной деятельности с использованием кино, но наиболее эффективной можно считать долговременные занятия, такие как киноклуб, кинофакультатив, кинокружек и т.д. Систематические занятия способствуют развитию навыков решения проблем. Работа с фильмом позволяет увидеть, что существует большое количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар участников группы. Конечно, серьезную конкуренцию киноклубам составляет Всемирная сеть, где можно найти собеседников на совершенно разные темы, в том числе и о кино. Но неоспоримое преимущество киноклубов - возможность именно живого общения.

3.2 Методические рекомендации по организации работы киноклуба как формы организации внеурочной воспитательной деятельности по истории

В соответствии с рекомендациями по разработке программ внеурочной деятельности школьников,15 программы организации внеурочной деятельности школьников могут разрабатываться образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими образцов программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников (1-4 классы), младших подростков (5-6 классы) и старших подростков (7-9 классы). В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

Обязательными компонентами программы внеурочной деятельности являются16:

  • введение, в котором содержится информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;

  • перечня основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

  • описания разбитого по разделам примерного содержания занятий со школьниками;

  • характеристики основных результатов, на которые она ориентирована.

В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, общая суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и количество часов внеаудиторных активных (подвижных) занятий. Программы могут реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках свободных объединений школьников одной возрастной группы.

Нами на основании анализа психолого-педагогической литературы и в соответствии с тематикой выпускной квалификационной работы разработана программа внеурочной деятельности по истории для учащихся форме киноклуба.

Программа внеурочной деятельности «КИНОКЛУБ ПО СРЕДАМ»

Тема: Расовые предрассудки и их последствия

Сроки реализации: 1 раз в неделю в течение четверти

Возраст учащихся: 10-11 класс

Руководитель «киноклуба»: Прудникова Анастасия Игоревна, студентка 6курса, ИИГСО.

Пояснительная записка.

  • Актуальность отбора киноматериала. Огромное значение для работы киноклуба имеет составление репертуарного плана. Предпочтение отдается неоднозначным в интерпретации кинолентам, способным вызвать интерес подростков, подталкивающих их к осмыслению и обсуждению увиденного. Необходимо учитывать мнения и предложения ребят. Это обстоятельство важно учитывать, обсуждая с ребятами программу предстоящих кинопросмотров. Оптимальный вариант видится в разумном сочетании «развлекательных» и «серьёзных» лент. В жанровом отношении в программе должны присутствовать, по возможности, все основные жанры современного кино. Примерный список фильмов для просмотра в киноклубе: Рождение нации, США, 1915; 12 лет рабства, США, 2013; Прислуга, США, 2011; Дворецкий, США , 2013; Юный Фриц. СССР 1943; Марафонец, США, 1976; Луна-Парк, Россия-Франция, 1992; Russia 88, Россия, 2009

Основные идеи программы:

  • художественное творчество способствует реализации потребности подростка в самовыражении;

  • Умение критически осмысливать увиденное, дает возможность подростку беспристрастно оценивать людей, опираясь на их поступки и ценности, невзирая на социальное положение и цвет кожи;

  • просмотр художественно ценного продукта способствует формированию вкуса и ценностного отношения к жизни.

Главная цель Киноклуба: формирование толерантности и уважения среди подростков к различным расам, национальностям, культурам, вероисповеданиям.

Основные формы работы: просмотры и обсуждения фильмов; дискуссии по проблемам; написание эссе на тему: «Я и мой друг иностранец»; выполнение самостоятельных заданий учащимися.

Активные формы работы с подростками

1. Просмотр и обсуждение фильмов (остросоциальных, главными героями которых являются угнетенные расовым неравенством и дискриминацией афроамериканцы (в первых трех фильмах), дадут возможность подростку увидеть и пережить вместе с героями тяжелые жизненные ситуации связанные с расовым угнетением и превосходством одной расы над другой. Диалоговая форма общения, дискуссия помогут ребенку сформулировать свою собственную позицию на увиденную ситуацию. Четвертый фильм, о жестоком отношение скинхедов к людям неславянского типа. Этот фильм покажет ребятам «близость» и актуальность проблемы. Важными задачами являются: достижение сочувствия подростков к людям подвергающимся дискриминации или жестокому обращению по принципу национальной принадлежности, понимание ценности жизни и благополучия каждого человека.

2. Эссе на тему: «Я и мой друг иностранец». Это задание дети будут выполнять по окончанию просмотров фильма. В каждой семье есть друзья или знакомые разных национальностей, у одних это близкий нам по культуре и традициям белорус, у других совсем не похожий на русских «экзотический» кубинец. Задача перед ребятами стоит такая: написать о «друге-иностранце» будь то взрослый приятель родителей, или сосед-ровесник и выступить перед участниками «киноклуба» с небольшим рассказом. Ребенку нужно описать как он (его семья) подружилась с этим человеком, в чем проявляется его национальная индивидуальность (черты характера, внешность, вкусовые предпочтения и т.д.) и почему ребятам нравится дружить с ними.

Это задание позволит ученикам убедиться в том, что такие первичные признаки, как национальность не являются фактором для оценки личности человека, гораздо важнее, при выборе друга, обращать внимание на его общечеловеческие качества - доброта, преданность, уважение, терпение и т.п.

Учебно-тематическое планирование:

Таблица 1. Тематический план киноклуба для подростков

Раздел

Тема занятий

Вид деятельности

Часы

1

1. Фильмы, связанные с гражданской борьбой, достижением социального равенства. Картины о расовом превосходстве.

Гражданская война в США.

Фильм. Рождение нации, США, 1915. Режиссер Дэвид Уорк Гриффит. (продолжительность фильма 3ч7мин)

Просмотр первой части фильма. Делимся впечатлениями о фильме.

2

2

Рождение нации, США, 1915. Режиссер Дэвид Уорк Гриффит. (продолжительность фильма 3ч7мин)

Просмотр второй части фильма.

Обсуждение вопросов:

1. В чем заключается трагедия гражданской войны? 2. Каков главный замысел картины, что хотел сказать режиссер этим фильмом?

2

3

Видение мира глазами раба.

12 лет рабства США, 2013 режиссер Стив МакКуин

Просмотр фильма.

Обсуждение вопросов:

Как вы оцениваете положение негров в США в описываемый период времени?

- Какие качества помогли главному герою пройти этот путь?

- возненавидел ли Нортап всех «белых» после пережитых событий?

2

4

Фильмы о сегрегации, дискриминации.

Жизнь негров через 100 лет после отмены рабства.

Прислуга США, 2011, режиссер Тейт Тейлор

Просмотр фильма. Работа в группах: анализ сюжетной линии. Юмор в кино: рассмотрение и анализ трагикомических моментов. Вникаем в суть режиссерской задумки.

2

5

Жизнь негра через 100 лет после отмены рабства.

Дворецкий, США, 2013, режиссер Ли Дэниелс

Просмотр фильма.

Дискуссия на тему «отцы и дети»

На основе просмотренных фильмов, участники киноклуба создают обобщенный образ общества США середины ХХ века, наделяя «белое» и «черное» население определенными чертами характера, нравственными принципами, моральными устоями. Проведенная работа поможет подросткам сформировать картину западного мира, узнать не только о важных политических моментах в истории США, но и увидеть социальную среду в которой проживали современники рассматриваемого периода.

2

6

Фильмы о нацизме, неонацизме.

Нацисты в лицах.

«Марафонец»,

режиссер Джон Шлезингер, США, 1976.

Просмотр фильма. Обсуждение вопросов:

1. В чем заключается трагедия существования нацизма? 2. Каков главный замысел картины, что хотел сказать режиссер этим фильмом?

2

7

Антисемитизм в России.

Луна-Парк, Режиссер Павел Лунгин, Россия-Франция, 1992.

Просмотр Фильма. Определение основного конфликта главного героя. Рассмотрение его убеждений, идеологии. Выявление истин нравственности.

Домашнее задание: сочинение на тему «мой друг иностранец».

2

8

Антисемитизм в современной России.

Russia 88, Россия, 2009 режиссер Павел Бардин

Просмотр Фильма.

Ответы на вопросы: Как вы относитесь к подобным организациям?

-На ваш взгляд, чего хотят добиться такие группировки?

- К каким последствиям может привести существование данных организаций?

Проверяем дом. задание.

2

Подводим итоги

Анкетирование подростков, направленное на выявление нравственных установок, моральных устоев и чувства патриотизма

2

итого

18

Фильмы и вопросы для их обсуждения:

12 лет рабства (США, 2013 режиссер Стив МакКуин)

Описание фильма.1841-й год. Соломона Нортапа (ЧиветелЭджиофор), свободного чёрного человека, музыканта, проживающего в Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк со своей семьей, приглашают на гастроли с цирком в Вашингтон, где после выступлений он со своими спутниками празднует. Позже Нортап теряет сознание и приходит в себя, закованный в цепи в нижнем белье на полу холодной камеры, ещё не догадываясь, что его спутники, напоив его, сдали как беглого раба - Платта, под описания которого он подходит.

Вскоре Соломона перевозят на пароходе в Новый Орлеан, где его заставляют забыть своё имя и отзываться на прозвище «Платт». В течениедолгих лет он находился в рабстве, Платта перепродавали от одного хозяина к другому. Спустя долгое время на очередную плантацию приходит местный шериф, который задаёт Нортапу ряд вопросов, касающихся его былой свободной жизни. В человеке, присутствующем при их беседе, Соломон узнаёт своего приятеля Паркера, которого он знает ещё с Саратоги-Спрингс. Соломон понимает, что он, наконец, окажется на свободе спустя 12 адских лет. Соломон возвращается к семье и узнаёт, что за это время у него родился внук, которого назвали в честь дедушки.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы оцениваете положение негров в США в описываемый период времени?

- Какие качества помогли главному герою пройти этот путь?

- возненавидел ли Нортапвсех «белых» после пережитых событий?

Прислуга (США, 2011, режиссер Тейт Тейлор)

Описание фильма. Американский Юг, на дворе 1960-е годы. Скитер только-только закончила университет и возвращается домой, в сонный городок Джексон, где никогда ничего не происходит. Она мечтает стать писательницей, вырваться в большой мир. Но для приличной девушки с Юга не пристало тешиться столь глупыми иллюзиями, приличной девушке следует выйти замуж и хлопотать по дому.
Мудрая Эйбилин на тридцать лет старше Скитер, она прислуживает в домах белых всю свою жизнь, вынянчила семнадцать детей и давно уже ничего не ждет от жизни, ибо сердце ее разбито после смерти единственного сына.
Минни - самая лучшая стряпуха во всем Джексоне, а еще она самая дерзкая служанка в городе. И острый язык не раз уже сослужил ей плохую службу. На одном месте Минни никогда подолгу не задерживается. Но с Минни лучше не связываться даже самым высокомерным белым дамочкам. Двух черных служанок и белую неопытную девушку объединяет одно - обостренное чувство справедливости и желание хоть как-то изменить порядок вещей.

Вопросы для обсуждения:

- как вы считаете, почему «белой»Скитер захотела изменить жизнь чернокожих служанок?

- Как в одной социальной среде, рядом с высокомерными ровесницами, могла вырасти непосредственнаяСкитер? Какие внешние факторы могли повлиять на формирования, отличающихся от большинства, жизненных взглядов этой девушки?

- Были ли в вашей жизни случаи, когда ваше мнение не совпадало с мнением большинства, не боялись ли вы его высказывать?

Дворецкий (США, 2013 режиссер Ли Дэниелс)

Описание фильма. В фильме, основанном на статье из WashingtonPost, рассказывается о дворецком Юджине Аллене, служившем в Белом Доме под началом восьми разных президентов.

Вопросы для обсуждения:

  • По вашему мнению, что способствовало прогрессивному изменению взглядов «белой Америке» на «черный вопрос»?

- В чем заключается отличие мироощущений Юджина и его детей?

Russia 88 (Россия, 2009 режиссер Павел Бардин)

Описание фильма. Фильм повествует о неонацистской группировке «Россия 88», которая снимает агитационные ролики избиений с последующей публикацией их в интернете. Глава группировки по кличке Штык узнаёт о том, что его сестра встречается с кавказцем по имени Роберт. Штык созывает «стрелку», на которой его друга убивает человек из окружения Роберта. Штык в смятении едет к сестре. Разгорается семейная драма, которая перерастает в трагедию. Прототипы Штыка и группировки «Россия 88» - НС-скинхед Тесак и его группировка «Формат 18». Они снимали ролики, некоторые из которых положены в сценарий фильма, и выкладывали в Интернете.

- Как вы относитесь к подобным организациям?

-На ваш взгляд, чего хотят добиться такие группировки?

- К каким последствиям может привести существование данных организаций?

- Какие контрмеры нужно предпринимать для решения проблемы?

Предполагаемые результаты реализации программы

Познавательные: обогащение образовательно-культурной сферы учащихся, разрушение у учащихся распространенных в обществе стереотипов, мифов, предрассудков, освоение учащимися таких ситуаций, в которых они никогда бы не оказались в реальной жизни.

Коммуникативные: умение учащихся «вычерпывать» из произведения заключенную в нем художником информацию, опосредованно общаться с автором, вести с ним диалог, одобрять или не одобрять его позицию, уточняя при этом свою, умение зрителей общаться между собой по поводу фильма (обсуждение, обмен мнениями, дискуссия), так как ведущим видом деятельности у подростков и молодежи является общение со сверстниками.

Развивающие: развитие способности к сочувствию, восприимчивости, проницательности, способности эмоционального постижения другого человека, умение увидеть другого человека изнутри, взглянуть на мир как бы его глазами.

Воспитательные: формирование духовно-нравственного отношения к миру, людям, к самому себе, приобщение к культуре и искусству, к этическим, правовым, идеологическим и прочим нормам современного общества; расширение жизненного опыта личности подростков, усвоение экранных моделей поведения и формирование ценностных отношений школьников.

Дети оценят важность национального самоопределения, поймут значимость сохранения родной культуры, традиций и веры. Научатся принимать и уважать другие народы, анализировать причины и последствия национальной неприязни. Проникнуться сочувствием и состраданием к угнетенным нациям, смогут сформировать твердую антирасистскую позицию, стать толерантными ко всем нациям и их традициям.

Основные критерии эффективности программы:

  • увеличение числа участников «Киноклуба»;

  • привлечение родителей к семейному посещению киноклуба;

  • выпуск сборника «По средам», в который войдут отзывы подростков о фильмах.

  • Эффективность проекта будет отслеживаться путем анкетирования участников программы.


1 ФГОС (Федеральные Государственные Общеобразовательные стандарты). Режим доступа: xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения 24.03.2015)

2 ФГОС (Федеральные Государственные Общеобразовательные стандарты). Режим доступа: xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения 24.03.2015)

3 Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М .2010

4 Баранов О. А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. Учеб. Пособие. Т.2005

5 Толстой Л.Н. Что такое искусство? Собр. соч.: В 22 т. М., Художественная литература, 1983. Т 15. С. 41-221

6 Там же.

7Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. М.: Новая школа, 1993. 91 с.

8Баранов О.А. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1979. - 96 с.

9Бегак Б. Воспитание искусством. М.: Просвещение,1981. - 93 с.

10Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. - С.56.

11Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. - С.56.

12Современный психологический словарь /сост. и общ.ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: АСТ; СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - С.598.

13Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. - С.134.

14Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж.гос. ун-та, 1987. - С.134.

15ФГОС (Федеральные Государственные Общеобразовательные стандарты). Режим доступа: xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения 24.03.2015)

16 Там же.

© 2010-2022