Открытый урок по экономике на тему Банковская система Республики Казахстан

Методическая разработка поможет учителям экономики грамотно и интересно преподнести материал про работу Банков, а так же учащиеся смогут почувствовать себя настоящими банкирами. Сегодня трудно представить себе жизнь без банков. Банки окружают нас повсюду. Ваши родители получают зарплату через банк. Знакомые имеют пластиковые карточки, выданные банком для разных целей. Кто-то наверняка расскажет о том, как ваши родители обращались в банк за кредитом – для какой – то большой покупки. И, конечно, к...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по экономике на тему Банковская система Республики КазахстанОткрытый урок по экономике на тему Банковская система Республики КазахстанОткрытый урок по экономике на тему Банковская система Республики КазахстанОткрытый урок по экономике на тему Банковская система Республики КазахстанОткрытый урок по экономике на тему Банковская система Республики КазахстанОткрытый урок по экономике на тему Банковская система Республики КазахстанОткрытый урок по экономике на тему Банковская система Республики КазахстанОткрытый урок по экономике на тему Банковская система Республики КазахстанОткрытый урок по экономике на тему Банковская система Республики КазахстанОткрытый урок по экономике на тему Банковская система Республики КазахстанОткрытый урок по экономике на тему Банковская система Республики КазахстанОткрытый урок по экономике на тему Банковская система Республики КазахстанОткрытый урок по экономике на тему Банковская система Республики КазахстанБанковская система Республики Казахстан»

Цели урока:

  • рассмотреть виды банков и их основные функции в современной экономике, роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы;

  • выяснить суть кредитной эмиссии.

Задачи урока:

изучить:

  • особенности двухуровневой банковской системы;

  • основные функции Центрального и коммерческих банков, и их роль в экономике;

  • классификацию коммерческих банков

  • основные принципы кредитования;

развивать:

  • умение работать с дополнительной литературой, искать нужную информацию в сети Интернет;

  • умение решать задачи;

  • навыки выбора более выгодного банка для сотрудничества.

Основные понятия урока: банк, банковская система, Центральный банк, активы, пассивы банка, кредит, эмиссия, депозиты, залог, маржа.

Оборудование: проектор, доска интерактивная, презентация к уроку "Банковская система", раздаточный материал

Заставка урока «Все дороги ведут в банк»

Ход урока:

I. «Будем друг другу рады!» -организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.

II. Вступительное слово учителя:

Добро пожаловать в банковский бизнес!

На доске слайд №1 Все дороги ведут в банк (загадка)

Сегодня трудно представить себе жизнь без банков. Банки окружают нас повсюду. Ваши родители получают зарплату через банк. Знакомые имеют пластиковые карточки, выданные банком для разных целей. Кто-то наверняка расскажет о том, как ваши родители обращались в банк за кредитом - для какой - то большой покупки. И, конечно, каждый месяц ваши родители отправляются в банк для оплаты коммунальных услуг. А еще в банках обменивают валюту - например, тенге на доллары и доллары на тенге, покупают ценные бумаги компаний и государственные облигации, делают долгосрочные вклады. Современный банк - это целый мир со своими правилами и законами.

Закончив школу, каждый из вас встанет перед проблемой выбора своего банка - как клиент или будущий работник. В любом случае вы должны действовать в жизни так, чтобы ваш банк был вам и другом, и помощником, и партнером.

Годится ли для вас банковский бизнес? Простой тест поможет вам определить место банка в нашей жизни.

Тест «Годится ли для вас банковский бизнес?»


Выберите утверждение, которое в наибольшей степени отвечает вашему характеру:

А. - «Мой любимый предмет - математика! Я могу целый день провести за расчетами. Цифры завораживают меня и внушают уважение»;

В - «Мне нравится общаться с людьми больше, чем с бумажками. Большинство домашних заданий я выполняю вместе с друзьями».

С - «Я люблю проводить время, играя в активные игры с большим числом участников (волейбол, баскетбол и др.). В одиночестве мне становится скучно».

Если вы выбрали утверждение А, банковский бизнес для вас целиком подходит. Вы легко достигнете успеха в качестве банковского аналитика.

Если вы выбрали утверждение В, вы можете работать в банке в качестве операциониста, человека, который непосредственно взаимодействует с клиентами.

Если вы выбрали утверждение С, то банк подойдет вам только качестве места, где могут храниться ваши деньги. Работа в банке вам, скорее всего, не подойдет.

Итак, тест пройден, и впереди вас ожидает интереснейшая экскурсия по банку!

Сегодня вы будете зарабатывать деньги своими знаниями, своим трудом, пускать их «в рост» в «банке». И результатом сегодняшнего урока у каждой группы (4 человека) будет определенный финансовый успех, по размеру которого мы определим преуспевающих банкиров.

III. Сообщение цели и задач урока.


IV Изучение нового материала.

План.

  1. Причины появления банков. (Слайд )

  2. Виды и функции банков. (Слайд )

  3. Принципы кредитования дополнительная информация (Слайд )

1. Причины появления банков. Москеу Мутали

Банки - весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что впервые банк возникли ещё на Древнем Востоке в VII-VI вв. до н.э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эстафету подхватил Древняя Греция. Здесь наиболее чтимые храмы стали принимать деньги ни хранение на время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.

Но едва в хранилищах древних банков появились мешки с сокровищами, как в их сторону обратился взор местных предпринимателей- купцов и ремесленников. У них возник вполне резонный вопрос: а нельзя ли на время воспользоваться чужими сбережениями для расширения масштабов своих операций? Естественно, за плату!

Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики - владельца сбережений и коммерсанта, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности. Именно этому и обязаны банки своим рождением.

2. Виды и функции банков. Ли Екатерина

Банк- это финансовая организация, основной функцией которой является получение денежных ресурсов от тех людей, у которых они временно высвобождаются, и представляют их тем, кому они сейчас необходимы.

Центральный банк - это главный банк страны, который действует как банкир государства и всей кредитной системы.

Практически во всех странах банковская система организована по одному и тому же принципу двух уровней банков - рассмотрим схему:

Открытый урок по экономике на тему Банковская система Республики Казахстан

1 уровень

Морозов Владислав

Национальный банк банк - главный банк страны, который имеет исключительное право на эмиссию национальной валюты и контролирует деятельность других банков.

Основные функции Национального банка:

  • осуществляет монопольное право выпуска кредитных денег (банкнот);

  • регулировать обращение денежной массы в стране и обменный курс национальной валюты;

  • хранить централизованный и золотой запас;

  • быть главным банкиром и финансовым консультантом правительства;

  • оказывать помощь правительству в управлении бюджетом;

  • оказывать разнообразные услуги и другим кредитным учреждениям и контролировать работу других банков;

  • проводить денежно-кредитную политику. (Просмотр мультфильма) 3 мин

2 уровень

2 уровень кредитной системы представлен коммерческими банками и небанковские кредитные организации, которые непосредственно работают с клиентами: физическими или юридическими лицами.

Коммерческий банк - фирма, которая занимается привлечением сбережений домохозяйств и других фирм на депозиты и выдачей кредитов.

Функции коммерческих банков -

  • открытие и ведение денежных счетов.

  • предоставление кредитов для нужд граждан и деятельности фирм.

  • обмен валюты.

  • покупка и продажа ценных бумаг.

  • осуществление безналичных расчетов и др.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК




Банк «Б»


Банк «В»


Банк «Г»


Банк «Д»


1-й уровень








Банк «А»


2-й уровень





Проверка усвоения нового материала

Виды коммерческих банков (групповая работа - 4 учащихся) - ребята получают задание соотнести название коммерческого банка и выполняемые функции ( в таблице указать стрелками):

Название

Функции


Сберегательный


  • выдают кредиты для внедрения в производство научно-технических изобретений и нововведений


Инвестиционные


  • выдают долгосрочные кредиты предприятиям на различные проекты, т.е. осуществляет денежные вложения в производство и строительство на длительный срок


Инновационные


  • предоставляют своим клиентам возможность за плату хранить любые, принадлежащие им ценности (деньги, вещи и др.)


Ипотечные


  • выдача ссуд для приобретения недвижимого имущества.


Сейф-банк


  • Это крупные банки региона: «Золото-Платина банк, Уральский банк реконструкции и развития, Инкомбанк и др.


Ломбард

Банки, которые выдают кредиты в валюте разным государствам: Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития. Органы его управления находятся в г. Вашингтоне в США.


Региональные банки

Разновидность банка ( кредитная организация). В ломбард можно заложить имущество (ценные вещи), чтобы получить за них наличные деньги. При этом сумма ссуды составляет лишь часть реальной стоимости заложенной вещи. Вещь закладывается на определенный срок.


Международные банки

  • хранят деньги вкладчиков, выплачивая за это определенный %;

  • выдают в долг денежные ссуды;

  • выполняют различные расчетные операции с населением;

  • покупка и продажа валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов.

3. Принципы кредитования дополнительная информация Щербинина Юля

Термин "кредит" происходит от латинского "creditum" - ссуда, долг . Кредит имеет денежную природу. Банк как посредник аккумулирует временно свободные средства, формируя ссудный капитал, и предоставляет его во временное распоряжение тем лицам, которые испытывают потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на определенных условиях. Кредит - форма движения ссудного капитала.

Кредитование - это предоставление денежных средств во временное пользование и за плату.

Депозиты - все виды денежных средств, преданные их владельцами на время хранение банк с предоставлением ему права использовать эти деньги для кредитования.

Кредитный договор - соглашение между банками и тем, кто одалживает у него деньги (заемщик), определяющее обязанности и права каждой из сторон, и, прежде всего, срок предоставления кредита, плату за использование им и гарантии возврата денег банку.

Кредитоспособность - наличие у заемщика готовности и возможности вовремя выполнить свои обязательства по кредитному договору, то есть вернуть основную сумму займа и выплатить процент по нему.

Залог - собственность заёмщика, которую он передает под контроль или в распоряжение банка, разрешая её продать, если он сам не сможет вернуть долг.

Кредитная эмиссия - увеличение банком денежной массы страны за счёт создания новых депозитов для тех клиентов, которые получили от него ссуды.

Классификация кредитов

По обеспечению:

  • Необеспеченные (бланковые)

  • Залоговые

  • Гарантированные

  • Застрахованные

По срокам кредитования:

  • До востребования

  • Краткосрочные (до 1 года)

  • Среднесрочные (от 1 г. до 3 л.)

  • Долгосрочные (свыше 3 лет)

По методам погашения:

  • В рассрочку (частями, долями)

  • С единовременным погашением (на определенную дату)

По видам ссудных счетов

  • Простые с/сч. (обычные)

  • Специальные

  • Контокоррентные

  • Овердрафт

По основным группам заемщиков

  • Физические лица

  • Юридические лица

  • Отраслевая направленность

  • Организационно правовая форма

Формы обеспечения кредитов:

  • Банковская гарантия.

  • Залог (движимого имущества, недвижимого имущества, имущественных прав).

  • Поручительство (юридических лиц, физических лиц).

  • Неустойка (пени, штраф).

Принципы современной системы кредитования в Казахстане:

- цена кредита (ставка ссудного процента) определяется соотношением спроса на кредитные ресурсы и предложением; естественно с учетом денежно-кредитной политики НБ РК ;

- кредитование осуществляется на договорной основе, обязательства кредитора и заемщика имеют реальную юридическую силу;

- переход от кредитования объекта - государственного предприятия к кредитованию субъекта кредитных отношений - заемщика;

- демонополизация единого ссудного фонда, кредитные ресурсы формируются каждым банком самостоятельно;

- Банк Казахстана может оказать косвенное воздействие на размер ресурсов путем установления экономических нормативов вместо лимитов кредитования.

V. Закрепление материала.

Решение задач.

Задача №1.

Заемщик берет в банке кредит в размере 10 тысяч рублей под 100% годовых сроком на 2 года. Какую сумму он заплатит банку по истечении этого срока в качестве платы за кредит. (Ответ: 30 тысяч рублей)

Задача №2.

Клиент банка открывает долгосрочный депозит на сумму 200000 тенге под 10% годовых. Какую сумму получит клиент по истечении 5 лет. Рассчитать сложный процент.

VI Сотрудничество групп-участников с банками.

Перед началом данного этапа каждой группе предлагается подсчитать количество денег «заработанных» на всех этапах урока, внести полученные данные в учетный лист

Вниманию ребят предлагается услуги трех коммерческих банков, различающиеся по процентным ставкам вклада и займа. Ребята должны выбрать банк по своему усмотрению, вложить все заработанные деньги и через месяц «получить» прибыль, т.е. увеличить (а может быть, в случае неправильного выбора банка, уменьшить) количество денег, либо вообще все потерять.

Банк «Спутник»:

  • процент вклада - 12% в год;

  • процент займа - 23% в год.

Проценты начисляются по методу сложных процентов 1 раз в квартал.

Банк «Ориент»

  • процент вклада - 14% в год;

  • процент займа - 25% в год.

Проценты начисляются по методу простых процентов 1 раз в год.

Банк «Идеал»

  • процент вклада - 25% в год;

  • процент займа - 23% в год.

Проценты начисляются по методу сложных процентов 1 раз в квартал.

После выбора банка ребятам предлагаются ситуации, которые и повлияют на величину прибыли и общего результата урока.


Банк

Предлагаемая ситуация


«Спутник»

Процентная ставка вклада повышена до 13%.

Умножьте величину своего вклада на 1,13. Сообщите свой результат.


«Ориент»


Процентная ставка вклада снижена до 10% в месяц. Умножьте величину своего вклада на 1,1. Сообщите ведущему результат.


«Идеал»

Банк обанкротился. Все ваши деньги сгорели. Сообщите свой результат.


VII Подведение итогов урока:

- Что нового узнали на уроке? Чему учились на уроке?

- Какая информация самая необходимая в современном мире?

- Какой этап урока наиболее понравился? Почему?

- Что получилось и что не получилось на уроке?

1. Заполнение учетного и оценочного листов

2.Оценивание работы учащихся на уроке

VIII Домашнее задание:

  • теоретический материал урока;

  • творческое задание «Виды депозитов в Казахстане».




Задание 1: Соотнесите название коммерческого банка и выполняемые функции ( в таблице укажите стрелками):

Виды банков


Название

Функции


Сберегательный


  • выдают кредиты для внедрения в производство научно-технических изобретений и нововведений


Инвестиционные


  • выдают долгосрочные кредиты предприятиям на различные проекты, т.е. осуществляет денежные вложения в производство и строительство на длительный срок


Инновационные


  • предоставляют своим клиентам возможность за плату хранить любые, принадлежащие им ценности (деньги, вещи и др.)


Ипотечные


  • выдача ссуд для приобретения недвижимого имущества.


Сейф-банк


  • Это крупные банки региона: «Золото-Платина банк, Уральский банк реконструкции и развития, Инкомбанк и др.


Ломбард

Банки, которые выдают кредиты в валюте разным государствам: Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития. Органы его управления находятся в г. Вашингтоне в США.


Региональные банки

Разновидность банка ( кредитная организация). В ломбард можно заложить имущество (ценные вещи), чтобы получить за них наличные деньги. При этом сумма ссуды составляет лишь часть реальной стоимости заложенной вещи. Вещь закладывается на определенный срок.


Международные банки

  • хранят деньги вкладчиков, выплачивая за это определенный %;

  • выдают в долг денежные ссуды;

  • выполняют различные расчетные операции с населением;

  • покупка и продажа валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов.


Задание 3:

1. Выберите понравившийся вам банк и «вложите» все свои накопления:

Банк «Спутник»:

  • процент вклада - 12% в год;

  • процент займа - 23% в год.

Проценты начисляются по методу сложных процентов 1 раз в квартал.

Банк «Ориент»

  • процент вклада - 14% в год;

  • процент займа - 25% в год.

Проценты начисляются по методу простых процентов 1 раз в год.

Банк «Идеал»

  • процент вклада - 25% в год;

  • процент займа - 23% в год.

Проценты начисляются по методу сложных процентов 1 раз в квартал.
























Учетный лист группы


Ф.И.уч-ся ___________________________________________________

___________________________________________________



Название этапа урока

Доход, тенге

1. Виды коммерческих банков и их функции


2. Теория и задачи

«Банки. Банковская система»


4. Выбор банка. Вложение всего дохода в банк.


ИТОГО:





Учетный лист группы


Ф.И.уч-ся ___________________________________________________

___________________________________________________



Название этапа урока

Доход, тенге

1. Виды коммерческих банков и их функции


2. Теория и задачи

«Банки. Банковская система»


4. Выбор банка. Вложение всего дохода в банк.


ИТОГО:




















Оценочный лист

1. Оцените по пятибалльной системе этапы урока:

Этап урока

Оценка

1. Виды коммерческих банков


2. Теория и задачи «Банки. Банковская система».


3. Вложение всего дохода в банк. Банковские операции.


Итоговая оценка:


2. Поделитесь своими впечатлениями об уроке:

  • Что понравилось? _____________________________________________

_____________________________________________________________________

  • Что не понравилось? ___________________________________________

_____________________________________________________________________

Ф.И. ___________________________________________________________


Оценочный лист

1. Оцените по пятибалльной системе этапы урока:

Этап урока

Оценка

1. Виды коммерческих банков


2. Теория и задачи «Банки. Банковская система».


3. Вложение всего дохода в банк. Банковские операции.


Итоговая оценка:


2. Поделитесь своими впечатлениями об уроке:

  • Что понравилось? _____________________________________________

_____________________________________________________________________

  • Что не понравилось? ___________________________________________

_____________________________________________________________________

Ф.И. ___________________________________________________________
























Раздаточный материал по теме Банковская система РК

1.Причины появления банков. Банки - весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что впервые банк возникли ещё на Древнем Востоке в VII-VI вв. до н.э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эстафету подхватил Древняя Греция. Здесь наиболее чтимые храмы стали принимать деньги ни хранение на время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.

Но едва в хранилищах древних банков появились мешки с сокровищами, как в их сторону обратился взор местных предпринимателей- купцов и ремесленников. У них возник вполне резонный вопрос: а нельзя ли на время воспользоваться чужими сбережениями для расширения масштабов своих операций? Естественно, за плату!

Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики - владельца сбережений и коммерсанта, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности. Именно этому и обязаны банки своим рождением.

2. Виды и функции банков. Банк- это финансовая организация, основной функцией которой является получение денежных ресурсов от тех людей, у которых они временно высвобождаются, и представляют их тем, кому они сейчас необходимы.

1 уровень

Национальный банк банк - главный банк страны, который имеет исключительное право на эмиссию национальной валюты и контролирует деятельность других банков.

Основные функции Национального банка:

  • осуществляет монопольное право выпуска кредитных денег (банкнот);

  • регулировать обращение денежной массы в стране и обменный курс национальной валюты;

  • хранить централизованный и золотой запас;

  • быть главным банкиром и финансовым консультантом правительства;

  • оказывать помощь правительству в управлении бюджетом;

  • оказывать разнообразные услуги и другим кредитным учреждениям и контролировать работу других банков;

  • проводить денежно-кредитную политику.

2 уровень

Коммерческий банк - фирма, которая занимается привлечением сбережений домохозяйств и других фирм на депозиты и выдачей кредитов.

Функции коммерческих банков -

  • открытие и ведение денежных счетов.

  • предоставление кредитов для нужд граждан и деятельности фирм.

  • обмен валюты.

  • покупка и продажа ценных бумаг.

  • осуществление безналичных расчетов и др.

3.Принципы современной системы кредитования в Казахстане:

- цена кредита (ставка ссудного процента) определяется соотношением спроса на кредитные ресурсы и предложением; естественно с учетом денежно-кредитной политики НБ РК ;

- кредитование осуществляется на договорной основе, обязательства кредитора и заемщика имеют реальную юридическую силу;

- переход от кредитования объекта - государственного предприятия к кредитованию субъекта кредитных отношений - заемщика;

- демонополизация единого ссудного фонда, кредитные ресурсы формируются каждым банком самостоятельно;

- Банк Казахстана может оказать косвенное воздействие на размер ресурсов путем установления экономических нормативов вместо лимитов кредитования.














© 2010-2022