Календарно-тематическое планирование по экономике

  Календарно-тематическое планирование подготовлено к рабочей программе для 10-11 класса, на 68 часов. используется учебник Липсиц И.В. Базовый курс 10-11 класс. Изучаются  все базовые понятия экономики.Больше внимания  уделяется экономике государства, социальным проблемам рынка труда, конкуренции.  Планируются разные типы уроков, в том числе уроки контроля.  На уроках и в качестве домашнего задания  планируется решение задач,  работа с таблицами, схемами, текстами. Выделено резервное время. Со...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематический план для 10-11 класса по экономике

Учебник И.В. Липсиц ЭКОНОМИКА

Базовый курс для 10-11 классов

п/п

Тема урока

Тип урока

Основное содержание

Требования к уровню подготовки

Контроль

Дом.зад.

Раздел 1. Что такое экономика - 5 часов

1

Что такое
экономика

Урок изучения нового
материала

Понятие об экономической науке, микро- и
макроэкономике, круг
изучаемых ими проблем

Знать понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро» и «макроэкономика»

Составить словарик темы, составить схемы:
«Микроэкономика», «Макроэкономика

2

Основы хозяйственной жизни человечества.

Комбинированный урок

Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью

Знать:
- виды потребностей людей;
- причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены

Составить схему «Виды потребностей людей

3-4

Ограниченность экономических ресурсов

Урок обобщения и закрепления знаний

Абсолютная и относи- тельная ограниченность
ресурсов. Основные
виды ограниченных ресурсов человека. При- чины, по которым не- возможно преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов

Знать:
- понятия «абсолютная и относительная ограниченность ресурсов»;
- виды ограниченных ресурсов;
- причины невозможности преодоления ограниченности ресурсов

неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена;

решение задач

5

Главные вопросы экономики

Урок обобщения и закрепления знаний

Свободные и экономические блага. Выбор и
альтернативная стоимость. Факторы производства

Решение задач

Раздел 2. Типы экономических систем - 4 час.

6

Традиционная экономическая система

Изучение нового
материала

Понятие об экономических системах и основные
критерии их разграничения. Традиционная экономическая система

Знать понятия : экономическая система, традиционная экономическая система

Заполнение таблицы

7

Командная экономическая система

Комбинированный

Командная система: ее
особенности и формы
практической реализации

командная экономическая система». Уметь подбирать примеры

Продолжить таблицу

8

Рыночная и смешанная экономические системы

Комбинированный урок

Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы, основные признаки

Знать:
- признаки рыночной,
смешанной экономики;
- причины эффективности
и роль рыночных механизмов.
Уметь решать задачи по
теме, приводить примеры
и анализировать их

Решение задач. Задания по группам: составить таблицу «Признаки рыночной экономической системы», «Признаки смешанной экономики

9

Современный социально-регулируемый рынок

Урок обобщения и закрепления знаний

Тестирование.
Решение задач

Раздел З. Как работает рынок - 6 час.

10

Понятие о спросе

Изучение нового материала

Понятие о спросе и предложении. Факторы формирования величины спроса, эластичность спроса

Знать понятие о спросе; факторы формирования спроса; эластичность спроса

Решение задач, составление графика

11

Понятие о предложении

Комбинированный

Понятие о предложении Факторы формирования величины предложения, эластичность предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов

Знать формирование на рынке спроса и предложения

Решение задач

12

Как работает рынок

Урок изучения нового
материала

Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие. Механизм формирования рыночного равновесия. Рынок покупателей и продавцов

Знать:
- типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие;
- механизм формирования рыночного равновесия;
- рынок покупателей и продавцов.
Описывать действие рынка

Основные
рыночные
структуры

13

Виды рынков. Рынок капиталов

Урок изучения нового
материала

Физический и неосязаемый капитал

Знать виды рынков, особенности рынка капиталов

14

Финансовый рынок

Комбинированный урок

Деятельность финансового рынка.

Ценные бумаги

Сбережения, инвестиции, кредиты

15

Как работает рынок

Обобщение и контроль

Раздел 4 Конкуренция - 5 час

16

Конкуренция

Совершенная

Урок изучения нового
материала

Условия возникновения конкуренции

Знать причины и условия возникновения конкуренции

Приводить примеры

17

Монополия

Урок изучения нового
материала

Виды монополий. Причины возникновения

Знать: причины максимизации прибыли в условиях монополии

Анализировать примеры диаграммы, таблица «Меры противодействия монополизации рынков»

18

Монополистическая

конкуренция

Урок изучения нового
материала

Монополистическая конкуренция, рыночная власть покупателей

Примеры взаимодействия рынков, основные позиции антимонопольной политики

Сравнивать с другими видами конкуренции

19

Олигополия

Монопсония

Урок изучения нового
материала

Особенности. Антимонопольная политика государства

основные позиции антимонопольной политики

Находить признаки конкуренции

20

Рыночные структуры

Обобщения и контроля

Сравнительные характеристики

Определения, эффект масштаба

Тестовые задания.
Решение задач, проблемных заданий

Раздел 5 Основы денежного механизма - 5 час.

21

Причины возникновения и формы денег

Урок изучения нового
материала

Причины изобретения денег История денег. Формы
денег

Знать:
- причины изобретения
денег, виды денег

Составить схему

22

Функции денег в экономике

комбинированный

Функции денег. Роль
денег как средства обмена и сбережения

Знать:

- функции денег;
- роль денег как средства
обмена и сбережения

Проблемные задачи

23

Деньги как средство соизмерения различных товаров

Комбинированный

Понятие о бартере, причинах его распространения, выделения драгоценных металлов.

Иметь понятие о бартере, причинах его распространения, выделения драгоценных металлов. Уметь решать задачи

Проблемные задачи

24

Роль денег
как средства сбережения и
измерения

Практикум

деньги как средство сбережения. Понятие о ликвидности. Плюсы и минусы накопления со- кровищ в форме наличных денег

Знать понятие о ликвидности.
Определять плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег

Проблемные задачи

25

Деньги - особый товар

Обобщения контроля

Тестовые задания, выполнение проблемных и творческих заданий

Раздел 6. Банковская система - 6 час.

26

Причины возникновения банков, основные виды услуг, оказываемых банками

Урок изучения нового материала

История возникновения банков. Причины экономической, рациональной деятельности банков. Структура современных национальных банковских систем

Знать:
- зачем люди придумали банки;
- как выдают кредиты;
- почему банки являются главными создателями денег;
- зачем стране Центральный банк. Уметь различать виды банков по роду их деятельности

Работа с учебником

27

Принципы кредитования

Комбинированный урок

Принципы кредитования. Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит

Знать понятия: депозит, кредит, вексель, чек, чековый счёт.
Уметь: рассчитать про- цент за кредит, перечислять виды банковских депозитов

Моделировать ситуацию «Расчёт процента кредита», контрольные вопросы

28

Понятие о
векселях и
чеках

Урок изучения нового материала

Безналичные денежные расчёты и роль банков в их обеспечении

Знать понятия: вексель, чек, денежная масса, денежные расчеты

Составить словарик темы

29

Центральный банк

Комбинированный урок

Роль ЦБ в регулировании кредитно-денежной системы страны

Знать функции ЦБ

Схема банковской системы

30

Задачи ЦБ

Комбинированный урок

Резервная ставка

Казначейство

инфляция

31

Банковская система России

Урок закрепления и повторения

Тестирование, решение задач, выполнение проблемных заданий

32

Обобщение и повторение курса

Урок закрепления и повторения

33

Итоговое повторение е

Урок контроля

34

Резервное время


11 класс

Раздел 7 Человек на рынке труда - 3 часа

1

Экономическая природа рынка труда

Комбинированный урок

Понятие о рынке труда. Особенности труда как товара. Продавцы и покупатели на рынке труда. Понятие о характере спроса на рынке труда

Знать:
- особенности труда как товара;
- деятельность продавцов и покупателей на рынке труда. Объяснять суть положения «спрос на рынке труда

Словарик темы. Моделирование ситуаций и их анализ

2

Спрос на услуги рынка труда

Изучение нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
(практикум)

Факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда. Закон предложения на рынке труда. Понятие об эффективности до- хода и его влиянии на предложение труда

Знать:
- факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда;
- закон предложения на рынке труда. Объяснять положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда

Решение задач. Привести примеры, объясняющие
положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда

3

Формирование заработной платы на рынке труда

Урок обобщения и закрепления знаний

Заработная плата как
равновесная цена труда. Влияние.

Знать, как формируется
заработная плата, что
влияет на ее величину

Работа в группах.
Принятие решений по предложенным проблемах.

Раздел 8 Социальные проблемы рынка труда - 7 час.

4

Профсоюзы и трудовые конфликты

Комбинированный урок

Роль профсоюзов и государства на рынках труда

Знать основные цели, задачи, методы работы

Решение задач

5

Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата

Комбинированный урок

Прожиточный минимум как минимальная цена труда. Проблемы относительной динамики прожиточного минимума, минимальной и средней заработной платы

Знать, что такое прожиточный минимум, минимальная и средняя заработная плата. Объяснять соотношение прожиточного минимума, минимальной и средней заработной платы

Решение задач. Со- ставить словарик темы

6

Понятие о трудовом контракте

Урок обобщения и закрепления знаний
(практикум)

Понятие о трудовом контракте. Причины заключения трудовых договоров и генеральных соглашений

Знать, что такое трудовой контракт, причины его заключения. Что такое трудовые договора и генеральные соглашения

Составление контракта при
приеме на
работу

7

Стимулирование трудовой активности работника

Комбинированный урок

Основные способы стимулирования трудовой
активности работников.
Виды заработной платы. Трудовая пенсия как
способ стимулирования
роста производительности и качества труда

Знать:
- основные способы стимулирования трудовой активности работников;
- виды заработной платы. Объяснять, как трудовая пенсия способствует росту производительности и качества труда

Задания по группам. Со- ставить схему «Виды
заработной платы», таблицу
«Способы стимулирования труда работников»

8-9

Проблема безработицы

Комбинированные уроки

Понятие о безработице
и критерии признания
человека безработным.
Виды безработицы и
причины их возникновения. Понятие полной
занятости и методы сокращения безработицы

Знать:
- что такое безработица;
- критерии признания человека безработным;
- виды безработицы и
причины их возникновения

Составить таблицу
«Виды безработицы

10

Контрольная работа


Раздел 9 Роль фирм в экономике - 5 час.

11

Создание фирм

Комбинированный урок

Фирма в экономической теории. Цели фирмы. Прибыль фирмы. Издержки фирмы. Бухгалтерская, экономическая, нормальная прибыль

Уметь:
- описывать цели фирмы, вычислять экономические и бухгалтерские затраты и прибыль;
- обосновывать сделанные выводы, анализировать издержки фирмы;
- решать задачи, находить значения издержек, прибыли

Составить таблицу «Виды фирм»

12

Экономические основы деятельности фирм

Комбинированный урок

Максимизация прибыли и оптимальный объем производства. Производительность труда. Фирма как производственная функция. Закон убывающей отдачи. Фиксированные и переменные издержки, функции издержек. Показатели выпуска фирмы. Эффект масштаба

Знать понятия: общие издержки

Экономические издержки

Бухгалтерские издержки. Переменные и постоянные издержки

Составить схему «Издержки фирмы»

13-14

Конкуренция

Комбинированный урок

Условия совершенной конкуренции. Конкурентная фирма в краткосрочном периоде. долгосрочное равновесие. Прибыль и поведение фирмы в долгосрочном периоде. Рынки, близкие к совершенной конкуренции

Сравнительные характеристики видов конкурентных рынков. Общественные блага

Знать определения всех рынков. Уметь определять эффект масштаба

15

Условия создания успешного бизнеса

Комбинированный урок

Эффективный менеджмент, маркетинговая стратегия фирмы, нераспределенная прибыль

Знать факторы, определяющие успешную деятельность фирмы

Решение задач

Раздел 9 Экономика семьи - 3 час.

16

Доходы и расходы семей

Урок изучения нового
материала

Источники доходов семьи. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране

Знать понятия темы. Уметь объяснять:
- источники доходов семьи;
- изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране

Защита прав потребителей. Рациональный потребитель.
Реклама Фронтальный опрос

17

Семейный бюджет

Урок обобщения и закрепления знаний (ролевая игра)

Структура семейных
расходов как индикатор
уровня развития страны

Структура семейных расходов как индикатор уровня развития страны

Задание по группам Сбережения. Страхование

18

Неравенство доходов и неравенство богатств

Практикум

Понятие неравенство доходов; неравенство семьи, социальный трансферт

Знать понятия, различать, предлагать меры устранения

Программы социальной помощи; обсуждение

Раздел 10 Экономические задачи государства -9 час.

19-20

Роль государства в создании правовой базы и защите конкуренции

Комбинированный урок

Роль государства как экономической свободы. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни

Знать:
- роль государства как экономической свободы;
- государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни

Составить схему <Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны»

21

Макроэкономические процессы в экономике страны

Урок изучения нового
материала

Макроэкономическая политика. ВВП,ВНП,Кредитная эмиссия. Как банки делают деньги. Обязательные резервы. Банковские резервы и кредитные возможности.
Банковский мультипликатор

Знать:
- определения: предельная марка, реальная ставка процента;
- как денежная политика воздействует на ставку процента, производство и занятость;
- как воздействует изменение обязательной нормы резервов на денежную массу.
Уметь:
- анализировать различия между
кеинсианским и монетаристским
подходом к денежно-кредитной
политике;
- использовать для расчетов формулу денежного мультипликатора

Составление словарика понятий темы, вопросного плана по изученному материалу
Письменная работа: сравнить два подхода к денежно-кредитной политике
Решение задач

22-23

Налоги как источник доходов государства

Урок изучения нового
материала

Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Воздействие налогов на экономику. Налоговая система России.
Средняя и предельная ставки налогов, кривая Лаффера.
Государственный
бюджет. Его дефицит и способы финансирования. Государственный долг.
Фискальная политика

Знать:
- разницу между пропорциональными, прогрессивными и регрессивными налогами;
- определение налоговой базы, среднюю и предельную ставку налога;
причину возникновения дефицита государственного бюджета;
- разницу между ограничительной, антициклической, расширительной фискальной политикой.
Уметь:

Составить систему классификации нал огов. Письменно описать действие кривой Лаффера. Анализ газетных статей по государственному бюджету.
Составить классификацию типов фискальной политики

24-25

Формирование и расходование государственного бюджета

Урок изучения нового
материала

Макроэкономическая политика. Кредитная эмиссия. Как банки делают деньги. Обязательные резервы. Банковские резервы и кредитные возможности.
Банковский мультипликатор
.

Знать:
- определения: предельная марка, реальная ставка процента;
- как денежная политика воздействует на ставку процента, производство и занятость;
- как воздействует изменение обязательной нормы резервов на денежную массу.
Уметь:
- анализировать различия между
кеинсианским и монетаристским
подходом к денежно-кредитной
политике;
- использовать для расчетов формулу денежного мультипликатора

Составление словарика понятий темы, вопросного плана по изученному материалу
Письменная работа: сравнить два подхода к денежно-кредитной политике
Решение задач

26

Экономический рост

Урок изучения нового
материала

Понятие экономического роста и его темпа, источники экономического рос- та. Экстенсивный и интенсивный рост.
Экономическое и общественное развитие. Индекс человеческого развития.

Знать показатели экономического роста, их причины,
Уметь:
- объяснять закон убывающей
доходности;
- анализировать экстенсивный
и интенсивный экономический
рост;
- анализировать издержки и
выгоды экономического роста;

Работа с учебником
Опрос

27

Экономические проблемы человечества в 21 веке

Урок изучения нового
материала

Порочный круг бедности Беднейшие и богатейшие страны мира

- объяснять понятие <порочный круг бедности

Раздел 11 Организация международной торговли - 3 час.

28

Международная торговля

Урок изучения нового материала
Комбинированный урок

Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле.
Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии.
Протекционизм - цели и средства. Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Региональная интеграция

Знать:
- основные экономические принципы функционирования рынка и
государства;
- определения: импортные квоты,
демпинг, протекционизм;
- как определяют цены в между-
народной торговле;
- как воздействуют тарифы на
конкретные тарифные рынки.
Уметь:
- определять цели и средства
протекционизма;
- доказывать выгоды от международной торговли;
- анализировать отношения Рос-
сии и ВТО

Реферат.
Записи в
тетради)
Сообщение: со- брать информацию о
ВТО

29-30

Валютный рынок и конвертируемость валют

Урок изучения
нового материала
Урок обобщения и закрепления изученного материала

Формирование валютного курса.
Мировой валютный
рынок.
Факторы, определяющие валютные курсы,

Знать:
- определение спроса и предложения на рынке валют;
- понятия: девальвация, мировой валютный рынок, валютные риски, платежный баланс страны

Опрос. Задачи
Анализ источников экономической информации

Раздел 12 Экономическое устройство современной России - 2 час.

31

К какой категории относится экономика России

Урок изучения
нового материала

Группы стран по уровню экономического развития. К какой категории относится
экономика России.


Знать:
- классификацию стран мира по типам экономических систем и уровням экономического развития;

Составить таблицу

32

Формирование экономики переходного типа

Урок изучения
нового материала

Влияние индустриализации и урбанизации на формирование экономики России. Трудности и проблемы, связанные с приватизацией российских предприятий

Знать:

- исторические причины формирования гипертрофированной роли государства в экономике России;
- этапы реформирования экономики России в 90-х годах.
Уметь:
- работать с диаграммами, графиками;
- составлять таблицу

Работа с разными источниками

33

Итоговый урок


34

Резервный урок




© 2010-2022