Конспект урока Какие отношения в нашей жизни являются правовыми

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Панковская СОШ»








КОНСПЕКТ УРОКА

по обществознанию

в 8 классе

«Какие отношения в нашей жизни являются правовыми»





Учитель истории:

Григорьев Алексей Анатольевич










Великий Новгород, 2015

КОНСПЕКТ УРОКА по обществознанию в 8 классе

«Какие отношения в нашей жизни являются правовыми»

Цель: дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности в современном обществе.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представления о системе правоотношений в Российской Федерации;

  • продолжить развивать и корригировать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, связную устную речь учащихся;

  • развивать навыки использования правовой терминологии;

  • воспитывать правовое самосознание, активную гражданскую позицию, уважительное отношение к правовым структурам и законодательству государства учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Словарь: Правоотношения, субъект, объект, содержание, физические и юридические лица, правоспособность, дееспособность, правосубъектность.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы урока: словесный, наглядный, мозговой штурм, практический.

Форма урока: урок-беседа.



  1. Мотивация: вводная речь учителя (ученика 10 класса), постановка проблемы.

Учащимся предлагается обсудить несколько афоризмов и объяснить, какое отношение они имеют к теме урока:

«Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься.»
Китайская пословица

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены закону» Ж.Деламбер


  1. Изучение новой темы:

- Что такое правоотношения?

- Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?

Правоотношение - это общественные отношения, урегулированные нормами права, субъекты которого имеют взаимные права и обязанности.

Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:

- Регулируется нормами права

- Предполагают наличие прав и обязанностей.


  1. По ходу работы с учебником и презентацией заполняется таблица:

Элементы правоотношений

Субъект

Объект

Содержание

Участник правоотношения

То, из-за чего возникло правоотношение

Права и обязанности участников правоотношения, предусмотренные соответствующими правовыми нормами

Примеры из жизни, приведённые десятиклассниками, восьмиклассники разбивают на группы (3 примера субъекта, объекта и содержания)


  1. Заполнение таблицы «субъекты правоотношения» с разъяснениями соответствующими яркими примерами из жизни:

Физические лица

Юридические лица

Социальные группы

Граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т.е. все те люди, которые так или иначе оказались на территории нашей страны

- Коммерческие организации

- Некоммерческие организации

- Государство

- Население региона

- Трудовой коллектив

- Жильцы многоквартирного дома


  1. Далее следует ввести понятие правосубъектности - возможности того или иного субъекта быть участником правоотношения.

Необходимо так же разъяснить, что субъект должен обладать правоспособностью и дееспособностью: (запись в тетради)

Правоспособность

Дееспособность

Это способность иметь права и обязанности.

Согласно законам России, у физических лиц она появляется с рождения.

Способность субъекта своими действиями приобретать права и юридические обязанности (зависит от способности понимать характер своих действий и руководить ими)

Ограничения дееспособности связаны с психическим здоровьем лица.

Полная дееспособность наступает с 18 лет.

Частичная дееспособность наступает с 14-16 лет.

Пример правоспособности:

Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет имеют право самостоятельно купить хлеб, молоко, блокнот, мороженое, билеты в кино, оплатить проезд в автобусе, а с 14 лет получить паспорт.

Пример дееспособности:

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут распоряжаться своим заработком, вознаграждением, стипендией.

Одновременно с расширением набора прав расширяется и сфера ответственности. Так, уже с 14 лет дети несут уголовную ответственность за некоторые преступления, например за кражу, убийство, разбой.

Дееспособность юридических лиц:

Поскольку юридическое лицо может осуществлять свою деятельность только при наличии у него прав, обязанностей и способности нести ответственность за свою деятельность, то оно становится правоспособным и дееспособным в момент регистрации.

То есть в отличие от физического лица юридическое лицо правоспособным и дееспособным становится одновременно.

Для расширения знаний требуется ввести понятие деликтоспособности:

Является элементом дееспособности.

Способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причинённый его противоправным деянием (действием либо бездействием).

Выражается в способности субъекта самостоятельно сознавать свой поступок и его вредоносные результаты, отвечать за свои противоправные деяния и нести за них юридическую ответственность.

Наступает с 16 лет (в некоторых случаях с 14 лет)


  1. Для закрепления изученного материала учащимся предлагается решить задачу:

Условие: Андрей и Николай решили создать компанию по ремонту велосипедов «Вело-Мастер» , оформив её в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопрос: С какого момента компания «Вело-Мастер» становится дееспособной?


  1. Рефлексия:

Плюс

Минус

Интересно

все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть полезны.

все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, оказалось не нужным, бесполезным.

все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


  1. Домашнее задание:

- Параграф №3.

- Вопросы - устно.

- 3 задачи на тему правоотношения - письменно.

Ресурсы Интернет:

yandex.ru/images/

youtube.com/

ru.wikipedia.org/wiki/

traditio.wiki/wiki/

© 2010-2022