Рабочая программа по обществознанию 7-9 класс

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по обществознанию 7-9 класс


Рабочая программа

по обществознанию

для 7-9 классов












Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего

( полного) общего образования.

Авторской программы С. И. Козленко., И.В. Козленко «Обществознание: Программа курса для 6-9 классов общеобразовательных учреждений» - М.: 000 «ТИД «Русское слово - РС», 2006 г.

7 класс

Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова Обществознание, «Просвещение», 2010 г.

8 класс

А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». Учебник для 8 класса - М.: «Русское слово», 2009.

И.С.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс. - М.: Русское слово, 2007 г.

9 класс

А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». Учебник для 9 класса - М.: «Русское слово», 2009.


Цели и задачи курса обществознания в средней школе.

Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях

Задачи курса:

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.

  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.


Общая характеристика курса

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.

Реализуемые образовательные технологии

Технология дифференцированного обучения.

Технология проблемного обучения.

Технология проектного обучения.

Игровые технологии.

Формы организации учебного процесса

Урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок и др. Формы организации образовательного процесса представлены классно-поурочной системой с использованием модификаций традиционного урока: лекция с эвристической беседой и постановкой проблемы, урок - ролевая игра, урок - практикум


Место учебного предмета в учебном плане:

Рабочая программа по обществознанию для 7-9 классов рассчитана на 105 учебных часов в году. В том числе в 7,8,9 классах по 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.



Основное содержание программы

7 класс (35 часов)

Введение (1 час)

Глава Ι. Личность подростка. (11 ч.)

Переходный возраст. Задачи и трудности подросткового возраста. Быть взрослым. Физические изменения у подростков. Психологический портрет личности: темперамент и характер. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства. Самооценка личности. Выдающаяся личность. Выдающиеся люди моего края .Лидер и его качества

Глава ΙΙ. Подросток в социальной среде. (8 ч.)

Социальная среда подростка. Подросток и социальная среда села, района, школы. Подросток в группе. Межличностные отношения. «Мы» и «они». Мир знакомых и незнакомых людей. Этнические группы в крае и проблемы взаимодействия. Социальный портрет молодежи. Социальный портрет молодежи региона.

Глава III. Подросток и закон (5 ч.)

Юридические границы подросткового возраста. Подросток как гражданин. Подросток и его права. Подросток и его права. Опасный путь преступной жизни.

Глава IV Образ жизни подростка (7 ч.)

Подросток в обществе риска. Правонарушения несовершеннолетних в районе, селе. Проблема одиночества. Подростковая культура. Образ жизни. Досуг и отдых. Мой досуг. Развитие спорта.

Глава V Подросток и его жилая среда (4 ч.)

Город и село Роль моего села в истории края, региона. Мой дом, моё жилище. Влияние социальной среды на подростка.

Повторение материала (1 ч.)

Итоговая контрольная работа (1 ч.)

8 класс (35 часов)

В содержание обществознания в 8 классе входят 3 информационных блока: общество и человек, экономическая сфера, социальная сфера.

Важным элементом предмета « Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Раздел I.Общество и человек (11ч)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общество.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Половозрастные роли в современном обществе Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) Мотивы деятельности. Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.

Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.

Раздел II. Экономическая сфера (10ч)

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора)

Товары и услуги. Обмен. Торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя Международная торговля

Деньги. Функции и формы денег Инфляция. Реальные и номинальные доходы Обменные курсы валют

Экономические системы и собственность Главные вопросы экономики Роль собственности и государства в экономике

Производство и труд Разделение труда и специализация Производительность труда Факторы, влияющие на производительность труда Заработная плата Стимулирование труда

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и срермерское хозяйство Предпринимательская этика

Рынок Рыночный механизм Понятия спроса и предложения Факторы, влияющие на спрос и предложение Рыночное равновесие

Семейный бюджет Банковские услуги, предоставляемые гражданам Формы сбережения граждан (наличная валют, банковские вклады, ценные бумаги).

Сущность, формы и виды страхования Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве

Экономические цели и функции государства Экономическое развитие России в современных условиях

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз Неравенство доходов. Перераспределение доходов Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Раздел III. Социальная сфера (13ч)

Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Социальная стратификация. Социальное неравенство. Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

Социальный конфликт. Виды конфликтов. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы и социальный контроль

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

9 класс (35 часов)

Раздел I Политическая сфера (11ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Раздел II Человек и его права (12 ч)

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция.Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Раздел III Сфера духовной культуры (10 ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

Контрольный урок 1 час



Требования к уровню подготовки учащихся


Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.


Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;


Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.












Календарно-тематическое планирование для 7 класса по обществознанию



№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Внеурочная деят-ность

Дата
проведения

План

Факт

Глава Ι. Личность подростка. (11 ч.)




Введение

Особенности курса «Обществознание» в 7 классе. Понятие подросткового и переходного возраста


Переходный возраст.

Определение возраста. Особенности подросткового периода. Система ценностей подростка. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи.


Задачи и трудности подросткового возраста.

Определение подросткового возраста. Формирование отношений со сверстниками. Подготовка к выполнению социальных ролей взрослого человека.

дискуссия


Быть взрослым.

Взросление. Вхождение в мир взрослых. возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм. Особенности воспитания подростков.


Физические изменения у подростков

Физические изменения в школьном возрасте. Неравномерность развития подростков. Подростковые комплексы и пути их преодоления.


Психологический портрет личности: темперамент и характер

Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент, характер, способности. Стресс, причины его возникновения у подростков

Круглый стол


Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства


Самооценка личности.

Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Низкая и высокая самооценка, их причины и последствия.


Выдающаяся личность. Выдающиеся люди моего края

Выдающиеся личности в истории. Одаренные личности в истории. Факторы влияющие на развитие выдающейся личности.

презентация


Лидер и его качества

Лидер и его роль в обществе. Основные элементы лидерства. Лидер в подростковой среде. Лидерство как совокупность особых качеств личности.


Обобщающий урок по теме: «Личность подростка»

Факторы становления личности, Великой личности. Признаки лидерства. Харизматическая личность. Роль лидера в истории и современном мире.

Глава ΙΙ. Подросток в социальной среде. (8 ч.)


Социальная среда подростка

Понятие социальной среды, её составляющие. Влияние семьи на подростка. Ближайшее окружение подростка - важный фактор становления его личности.


Подросток и социальная среда села, района, школы

Традиции воспитания у разных этнических групп в разные периоды истории в нашем крае. Молодежные организации региона.


Подросток в группе

Определение группы, классификация групп. Человек в группе, законы групп. Соотношение самооценки и влияния группы. Группа - фундамент человеческого общества.

диспут


Межличностные отношения.

Малая группа и межличностные отношения. Факторы, влияющие на межличностные отношения. Взаимопонимание - основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде.


«Мы» и «они».

Непосредственное окружение. Понятия: «Я», «Мы», «Они», «Свои», «Чужие». Нормальное и анормальное поведение.

Коммуникативный бой


Мир знакомых и незнакомых людей. Этнические группы в крае и проблемы взаимодействия.

Знакомые и незнакомые: различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Свои», их защита. «Я» и «другие», «Чужие» и «Чужаки».


Социальный портрет молодежи.

Понятие большой группы. Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе. Российская молодежь в обществе контрастов.


Социальный портрет молодежи региона

Ценности на которые ориентируется молодежь. Решение проблем молодежи в современном обществе.

Глава III. Подросток и закон (5 ч.)


Юридические границы подросткового возраста.

Понятие «юридических отношений». Несовершеннолетние, их права и обязанности. защита прав ребенка. «Конвенция о правах ребенка».

Онлайн-путешествие


Подросток как гражданин.

История развития гражданских прав. Основные конституционные права и обязанности. Российское гражданство, пути его получения. Подросток, его гражданские права и свободы.


Подросток и его права.

Права человека. Детство и материнство. Умение пользоваться правами. Защита прав подростка

Круглый стол


Подросток и его права

Права человека. Детство и материнство. Умение пользоваться правами. Защита прав подростка


Опасный путь преступной жизни.

Причины противоправного поведения. преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правила поведения и права подростка при его задержании правоохранительными органами

Глава IV Образ жизни подростка (7 ч.)


Подросток в обществе риска

Современное общество как источник опасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Необходимость развития чувства безопасности.


Правонарушения несовершеннолетних в районе, селе.

Источники риска в нашем селе. Состояние законности и правопорядка в нашем районе, городе, селе.


Проблема одиночества

Подростковое одиночество. Его причины. Специфика подросткового одиночества. Депрессия. Причины её появления


Подростковая культура.

Подростковая культура, её особенности. Система ценностей подростков. Уникальность подросткового общества и культуры.

Мини-дебаты


Образ жизни.

Образ жизни человека, семьи, народа. факторы влияющие на образ жизни. Характерные черты образа жизни разных народов.


Досуг и отдых. Мой досуг

Понятие и основные характеристики досуга. Культурный досуг. досуг и отдых российских подростков. Досуг и отдых как часть повседневного образа жизни - важная характеристика личности.


Развитие спорта.

Определение спорта. Профессиональный и любительский спорт. Спорт и молодежь. пассивный образ жизни, его отрицательные последствия.

Глава V Подросток и его жилая среда (4 ч.)


Город и село Роль моего села в истории края, региона

Эволюция города. Город и урбанизация. Качество городской жизни. Отличие города от села.


Мой дом, моё жилище

Пространство обитания. Виды территорий. Эволюция жилища. Район проживания. Наши соседи.


Обобщающий урок. Влияние социальной среды на подростка.

Влияние социальной среды на подростка. Образ жизни подростка и его изменение. построение позитивных межличностных отношений.

игра


Итоговое занятие.

Повторение пройденного материала.



8 класс

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Внеурочная деят-ность

Дата
проведения

План

Факт

Глава Ι. Общество и человек. (8 ч.)




Что такое общество?

Понятие общества, его основные признаки. Основные сферы общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни. Мировое сообщество


Человек, природа, общество

Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека и общества. Взаимоотношения природы, общества, человека. Экологические проблемы. Как защитить среду обитания человека


Типология обществ

Современные подходы к типологии обществ. Доиндустри-альное, индустриальное и постиндустриальное общества. Человечество в XXI в. Основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма


Социальный прогресс и развитие общества

Основные закономерности развития общества. Закон неравномерности развития народов и наций мира. Социальный прогресс. Реформа и революция


Личность и социальная среда

Личность. Индивидуальность. Человек. Что оказывает влияние на человеческую личность


Потребности человека. Деятельность и ее основные формы

Человек и его потребности. Сущность и иерархия потребностей. Потребности и наша жизнь. Свобода и ответственность. Деятельность человека и ее основные формы. Мотивы деятельности, ее структура


Социализация и воспитание

Социализация: содержание и стадии процесса. Воспитание и социализация, сходство и различие. Воспитание в семье


Общение

Понятие общения. Виды общения. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения


Человек в обществе и общество в человеке

Уникальность человеческой личности. Воспитание и социализация. Проблемы общения и пути их решения


Экономическая сфера (12 ч)


Что такое экономика?

Структура экономики. Основные виды ресурсов экономики. Что важно знать предпринимателю. Производство и его сущность


Производство и производительность

Структура экономики. Основные виды ресурсов экономики. Что важно знать предпринимателю. Производство и его сущность


Товары и услуги

Структура экономики. Основные виды ресурсов экономики. Что важно знать предпринимателю. Производство и его сущность


Деньги

Деньги. Сущность денег.


Спрос и предложение

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цена как регулятор спроса и предложения


Рынок, цена, конкуренция. Контрольный срез «Экономика»

Рынок, его виды, эволюция. Основные функции цены. Рынок, конкуренция, монополия


Предпринимательство

Содержание и функции предпринимательства. Предприниматель: экономический статус, поведение. Функции. Малый бизнес и его роль в экономике


Роль государства

Способы воздействия государства на рынок


Бюджет государства и семьи

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Дефицит


Труд, занятость, безработица

Труд: сущность, виды, значение труда . Рабочая сила и рынок труда. Карьера и досуг. Почему люди теряют работу


Заработная плата и стимулирование труда.

Труд, производственный и непроизводственный труд, категории трудовой деятельности, формы вознаграждения, безработица и ее виды


Становление рыночного общества в России

Сущность и структура экономики, роль государства экономики.


Контрольная работа по теме «Экономическая сфера»



Социальная сфера (14 ч)

Социальная структура

Строение общества. Социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа


Социальная стратификация

Социальная стратификация, ее критерии. Классы как основа стратификации. Социальная дифференциация


Богатые

жизни, критерии богатства. Источники доходов


Бедные

Бедность как экономическое, социальное, культурное явление


Этнос: нации и народности

Этнос: понятие и признаки. Факторы, влияющие на образование этносов, их роль в развитии общества. Племена, народности, нации


Межнациональные отношения

Межнациональные отношения и их сущность. Формирование многонациональных государств. Этнические конфликты. Толерантность


Конфликты в обществе

Что такое конфликт. Виды конфликтов. Разрешение конфликтов


Отклоняющееся поведение

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Общественно опасные формы отклоняющегося поведения: алкоголизм, наркомания, преступление


Проблема бедности и неравенства

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление


Социальная структура российского общества:

Источники доходов, образ жизни, критерии богатства. Современная социальная структура Российского общества


Контрольная работа по теме «Социальная сфера»


Итоговая контрольная работа за курс 8 класса


Итоговая контрольная работа за курс 8 класса








9 класс

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Внеурочная деят-ность

Дата
проведения

План

Факт

1

Введение (1 ч)





Раздел I Политическая сфера (11ч)

2

Политика и ее роль в жизни общества

Политическая сфера общества - это сцена, на которой заглавные роли исполняет верхушка общества, которую принято называть элитой. Именно здесь разворачивается борьба за власть и разгораются политические страсти по поводу принципов и механизмов управления обществом




3.

Власть

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества.Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Мини-дебаты



4

Государство

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.




5.

Национально-государственное устройство

Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство

Круглый стол



6.

Формы правления

Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).




7.

Гражданское общество и правовое государство

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.

диспут



8.

Голосование, выборы, референдум

референдум в общественной жизни Основные формы участия граждан в политической жизни, сущность активного и пассивного избирательного права




9.

Политические партии и движения

Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.




10.

Местное самоуправление

история местного самоуправления функции местного самоуправления понятие «местное самоуправление», развитие местного самоуправления в России, функции местного самоуправления




11.

Контрольно-обобщающее занятие по теме

Устный зачет

викторина



12.

Контрольная работа по 1 разделу

Проверка знаний учащихся





Раздел II Человек и его права (13 ч)

13.

Право, его роль в жизни общества и государства

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

Онлайн-игра



14.

Конституция - основной закон государства

Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита




15.

Права и свободы человека и гражданина в России

Особенности гражданского законодательства РФ, формы собственности Иск, правоспособность, дееспособность, сделка, договор, гражданские правоотношения

дискуссия



16.

Право и имущественные отношения

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор




17.

Потребитель и его права

Потребитель в юридическом смысле. Законы регулирующие права потребителя. Основные права потребителя.




18

Труд и право

Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.




19.

Семья и право. Права ребенка

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка

Круглый стол



20.

Правоотношения

Признаки правоотношений, структура правоотношений




21.

Юридическая ответственность

административные правоотношения, правонарушения и наказания юридический факт, события и действия




22.

Отклоняющееся поведение

деликвентное конформистское поведение




23.

Уголовное право

Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания




24.

Контрольно-обобщающий урок

Устный зачет

викторина



25.

Контрольная работа

Повторение пройденной главы.





Раздел III Сфера духовной культуры (10 ч)

26.

Что такое культура?

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения




27.

Культурные нормы

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.




28.

Формы культуры

Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность




29.

Религия

Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.

Мини-дебаты



30.

Искусство

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».

Онлайн-путешествие



31.

Образование

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.




32.

Наука

Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий




33.

Личность

нравственности Свобода и ответственность Социальные ценности и нормы Понятия и термины: личность, ценность

Круглый стол



34.

Мораль

Патриотизм и гражданственность Свобода совести мораль, моральный выбор, моральный




35.

Контрольно-обобщающий урок

Проверка знаний учащихся.










Текущий контроль - 7 класс "Обществознание"

№ п/п

Тема

Содержание контроля (что контролируем)

Форма (к/р, п/р, л/р, зачет, сочинение, эссе, устный ответ

Норма оценок

Сроки

План

Факт

Входной контроль

тестирование

Приложение 2

1 триместр

Личность подростка.

Умение составлять тезисы

П/р

Приложение 2

Устный зачет (терминология)

зачет

Приложение 1

Составление схем,

п/р

Приложение 2

Промежуточный контроль (умение характеризовать, выделять признаки)

к/р

Приложение 2

Итого за 1 триместр - 5 отметок




№ п/п

Тема

Содержание контроля (что контролируем)

Форма (к/р, п/р, л/р, зачет, сочинение, эссе, устный ответ

Норма оценок

Сроки

План

Факт

IIтриместр

Подросток в социальной среде

Умение составлять тезисы

П/р

Приложение 2



Умение составлять тезисы

П/р

Приложение 2



Устный зачет (терминология)

зачет

Приложение 1



Подросток и закон

Составление схем,

п/р

Приложение 2



Промежуточный контроль (умение характеризовать, выделять признаки)

к/р

Приложение 2



Итого за II триместр - 5 отметок



№ п/п

Тема

Содержание контроля (что контролируем)

Форма (к/р, п/р, л/р, зачет, сочинение, эссе, устный ответ

Норма оценок

Сроки

План

Факт

III триместр

Образ жизни подростка

Составление схем,

П/р

Приложение 2



Умение составлять тезисы

П/р

Приложение 2



Устный зачет (терминология)

зачет

Приложение 1



Подросток и его жилая среда

Составление схем,

п/р

Приложение 2



Промежуточный контроль (умение характеризовать, выделять признаки)

к/р

Приложение 2



Итого за III триместр - 5 отметок





Текущий контроль Обществознание 8 класс

№ п/п

Тема

Содержание контроля (что контролируем)

Форма (к/р, п/р, л/р, зачет, сочинение, эссе, устный ответ

Норма оценок

Сроки

План

Факт

Входной контроль

тестирование

Приложение 2

1 триместр

Общество человек

Умение составлять тезисы

П/р

Приложение 2

Устный зачет (терминология)

зачет

Приложение 1

Экономическая сфера

Составление схем,

п/р

Приложение 2

Промежуточный контроль (умение характеризовать, выделять признаки)

к/р

Приложение 2

Итого за 1 триместр - 5 отметок





№ п/п

Тема

Содержание контроля (что контролируем)

Форма (к/р, п/р, л/р, зачет, сочинение, эссе, устный ответ

Норма оценок

Сроки

План

Факт

II триместр

Экономическая сфера

Составление схем,

П/р

Приложение 2




Умение составлять тезисы

П/р

Приложение 2



Устный зачет (терминология)

зачет

Приложение 1



Составление схем,

п/р

Приложение 2



Промежуточный контроль (умение характеризовать, выделять признаки)

к/р

Приложение 2



Итого за II триместр - 5 отметок



№ п/п

Тема

Содержание контроля (что контролируем)

Форма (к/р, п/р, л/р, зачет, сочинение, эссе, устный ответ

Норма оценок

Сроки

План

Факт

III триместр

Социальная сфера

Составление схем,

П/р

Приложение 2



Умение составлять тезисы

П/р

Приложение 2



Устный зачет (терминология)

зачет

Приложение 1



Составление схем,

п/р

Приложение 2



Промежуточный контроль (умение характеризовать, выделять признаки)

к/р

Приложение 2



Итого за III триместр - 5 отметок



Текущий контроль Обществознание 9 класс

№ п/п

Тема

Содержание контроля (что контролируем)

Форма (к/р, п/р, л/р, зачет, сочинение, эссе, устный ответ

Норма оценок

Сроки

план

Факт

Входной контроль

тестирование

Приложение 2

1 триместр

Раздел I Политическая сфера

Умение составлять тезисы

П/р

Приложение 2

Устный зачет (терминология)

зачет

Приложение 1

Работа с текстом (анализ, умение делать выводы)

к/р

Приложение 2

Составление схем

п/р

Приложение 2

Знание теоретического материала

зачет

Приложение 1

Промежуточный контроль (умение характеризовать, выделять признаки, закономерности, правильно употреблять основные понятия)

к/р

Приложение 2

Итого за 1 триместр - 7 отметок





№ п/п

Тема

Содержание контроля (что контролируем)

Форма (к/р, п/р, л/р, зачет, сочинение, эссе, устный ответ

Норма оценок

Сроки

план

Факт

II триместр

Человек и его права

Составление схем

П/р

«Приложение 2



Умение составлять тезисы

П/р

Приложение 2



Устный зачет (терминология)

зачет

Приложение 1



Работа с текстом (анализ, умение делать выводы)

к/р

Приложение 2



Составление схем

п/р

Приложение 2



Знание теоретического материала

зачет

Приложение 1



Промежуточный контроль (умение характеризовать, выделять признаки, закономерности, правильно употреблять основные понятия)

к/р

Приложение 2



Итого за II триместр - 7 отметок



№ п/п

Тема

Содержание контроля (что контролируем)

Форма (к/р, п/р, л/р, зачет, сочинение, эссе, устный ответ

Норма оценок

Сроки

план

Факт

III триместр

Человек и его права

Составление схем

П/р

Приложение 2



Умение составлять тезисы

П/р

Приложение 2



Сфера духовной культуры

Устный зачет (терминология)

зачет

Приложение 1



Работа с текстом (анализ, умение делать выводы)

к/р

Приложение 2



Составление схем

п/р

Приложение 2



Знание теоретического материала

зачет

Приложение 1



Промежуточный контроль (умение характеризовать, выделять признаки, закономерности, правильно употреблять основные понятия)

к/р

Приложение 2



Итого за III триместр - 7 отметок







Нормы оценивания учащихся 7-9 классов

Приложение 2

Критерии оценивания устного ответа (зачета)

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности; ответ самостоятельный

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя; ответ самостоятельный.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка письменных, практических работ

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий. При этом возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок. Критерии оценивания тестовых, практических, контрольных работ

Критериями оценки выполнения учащимися предложенных заданий-тестов применительно к школьной практике могут быть следующие: 70-100 % верных ответов - «5»; 55-69% верных ответов - «4»; 48-54% верных ответов - «3»; менее 48% верных ответов - «2»

Критерии оценивания устного ответа Приложение 1

Критерии

5- отл.

4-хор

3-удовл.

2-неуд

Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа; определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры, но не всегда удачное; определение в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения

Отсутствие некоторых элементов; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; незаконченный и сбивчивый ответ

Неумение сформулировать вводную часть, выводы; не может определить с помощью учителя суть темы; ответ распадается на отдельные фразы и фрагменты

Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и явления. Обоснование, грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые факты, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются, но ключевая проблема выделяется глубоко

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, ошибки, вопросы задаются только с помощью учителя

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются, нет последовательного ответа; фразы однозначны и нелогичны

Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический фактический материал, нет соответствия

Научная корректность, прочность в использовании фактического материала

Отсутствуют фактические ошибки

Встречаются ошибки в некоторых фактах, детали анализируются

Ошибки в ряде ключевых фактов и во всех деталях; детали не анализируются, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание деталей, неумение анализировать, даже с помощью подсказки учителя

Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно дается ответ

Выделяются важные понятия, но некоторые упускаются, не полно описание, но ответ дан с выводами

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; ответ не всегда четко и правильно изложен

Неумение выделить понятия, нет определений понятий;





Материально - техническое обеспечение.


  • Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

  • К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

  • Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

  • П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Основная школа


1.


Стандарт основного общего образования по обществоведению

Д


Стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (базовый уровень)



Стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (профильный уровень)



Примерная программа основного общего образования по обществоведению

Д


Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществоведению



Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по обществоведению



Авторские рабочие программы по курсам обществоведению

Д


Учебник для 6 класса

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки РФ.

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете обществоведению, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по обществоведению. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического

обеспечения кабинета.


Учебник для 7 класса

К


Учебник для 8 класса

К


Учебник для 9 класса

К


Учебник для 10 класса (базовый)



Учебник для 10 класса (профильный)



Учебник для 11 класса (базовый)



Учебник для 11 класса (профильный)



Рабочая тетрадь для 6 класса

К

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.


Рабочая тетрадь для 7 класса

К


Рабочая тетрадь для 8 класса

К


Рабочая тетрадь для 9 класса

К


Дидактические материалы по всем курсам

Ф

Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.


Хрестоматия для 6 класса

К

Возможно включение в состав библиотечного фонда хрестоматий разработанных для других УМК.


Хрестоматия для 7 класса

К


Хрестоматия для 8 класса

К


Хрестоматия для 9 класса

К


Хрестоматия для 10 класса


В перспективе целесообразно издание тематических хрестоматий и сборников документов для изучения обществоведения на базовом уровне в рамках различных профилей, а также для изучения элективных курсов по обществоведению.


Хрестоматия для 11 класса



Сборник заданий и задач для 6 класса

Ф/П

Возможно включение в фонд кабинета практикумов, разработанных для других УМК по обществоведению.


Сборник заданий и задач для 7 класса

Ф/П


Сборник заданий и задач для 8 класса

Ф/П


Сборник заданий и задач для 9 класса

Ф/П


Сборник заданий и задач для 10 класса



Сборник заданий и задач для 11 класса



Книги для чтения по курсу обществоведения 6-9 класса

П

Необходимы для подготовки докладов и сообщений; Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки


Книги для чтения по курсу обществоведения для 10-11 класса



Научная, научно-популярная, художественная общественно-политическая и историческая литература.

П


Учебный словарь по обществознанию для основной школы.

П



Учебный словарь по обществознанию для старшей школы.




Справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии).

П



Книга для учителя обществознания (раскрывающая научное содержание основных проблем и тем курса)

Д



Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

2


Таблицы по основным разделам курса

Д/Ф

Таблицы, схемы, диаграммы и графики могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.


Схемы по обществоведению (отражающие причинно-следственные связи, системность социальных объектов, явлений и процессов)

Д/Ф


Диаграммы и графики, отражающие статистические данные различных социальных процессов

Д/Ф


Комплект «Государственные символы Российской Федерации»

Д

3.


Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам обществоведения

Д/П

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля)


Электронные библиотеки по курсу обществоведения

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).


Игровые компьютерные программы (по тематике курса обществоведения)

Д

Для домашнего использования

4.


Видеофильмы по обществоведению

Д

Могут быть в цифровом и компьютерном видах


Слайды (диапозитивы) по тематике курсов обществоведения.

Д


Аудиозаписи и фонохрестоматии по обществоведению

Д

5.

При отсутствии автоматизированного рабочего места учителя (АРМ)


Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц

Д


Экспозиционный экран

Д


Видеомагнитофон, (видеоплейер) *

Д


Телевизор с универсальной подставкой

Д

Телевизор не менее 72 см диагональ


Аудио-центр.

Д

Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей.


Мультимедийный компьютер с графической операциональной системой, универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet.

Д

Пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических, презентационных.


Сканер

Д



Принтер лазерный

Д



Копировальный аппарат

Д

Копировальный аппарат может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.


Графопроектор (Оверхед)


Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.


Диапроектор (Слайдпроектор)

Д



Мультимедийный проектор

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.


Средства телекоммуникации

Д

Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий

6.


Ящики для хранения таблиц




Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)




Штатив для карт и таблиц




© 2010-2022