- Преподавателю
- Обществознание
- Развернутое планирование по обществознанию История русской философской мысли
Развернутое планирование по обществознанию История русской философской мысли
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Эсаулова В.В. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
История русской философской мысли
-
Русская философская мысль XI - XVIII вв.:
-
митрополит Илларион (XI в.) - «Слово о законе и благодати»:
-
-
смена в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати;
-
благодать - божественный духовный дар;
-
человек должен возложить на себя большую нравственную ответственность.
-
игумен Филофей (1465 -1542 гг.):
-
-
концепция «Москва - Третий Рим»;
-
Россия - центр и оплот православия.
-
-
Ф. Прокопович (1687 - 1736 гг.) - один из первых в России философов-деистов:
-
-
природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие;
-
познавать природу призваны практические науки, развитие которых надо всячески поощрять.
-
-
В.Н. Татищев (1686 - 1750 гг.) - «История Российская с самых древнейших времен»:
-
-
основа общественных изменений - «сила человеческого разума»;
-
стадии развития общества аналогичны жизни отдельного человека:
-
-
-
-
-
«младенческое состояние»;
-
«юношество» (возникновение письменности);
-
«мужество» (принятие христианства);
-
«зрелость» (изобретательство, создание «вольных» наук, распространение «полезных книг»).
-
-
-
-
А. Кантемир (1708 - 1744 гг.):
-
-
человек полностью ответственен за свои поступки;
-
решительно высказывался за сохранение государственного строя, установленного Петром Великим.
-
-
М.В. Ломоносов (1711 - 1765 гг.):
-
-
светская, нерелигиозная трактовка философии;
-
улучшить жизнь общества можно посредством просвещения, совершенствования нравов и установившихся общественных форм;
-
понимание истории как органического процесса, где всякая предшествующая фаза связана с последующей;
-
история есть в определенной степени и история формирования понятий.
-
суть познания состоит в том, чтобы учитывать разнокачественность идей, не перескакивать «без разбору» от одного понятия к другому;
-
эстетическое любование природой неотделимо и от научного исследования, и от религиозного размышления;
-
рациональное обоснование атомистических явлений не противоречит религиозной вере;
-
закон опыта нужно восполнять «философским познанием»;
-
склонность к идее «предустановленной гармонии»;
-
антинорманизм.
-
-
А.Н. Радищев (1749 - 1802 гг.):
-
-
принцип реальности и материальности (телесности) мира;
-
основанием всего естественного познания является опыт;
-
чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с "опытом разумным";
-
у человека особая роль, он представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром;
-
принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот "имеет силу о вещах сведому";
-
человек есть существо сочувствующее;
-
идеи "естественного права";
-
общественное бытие человека столь же естественно, как и природное;
-
Философские искания XIX в.:
-
П.Я. Чаадаев (1794 - 1856 гг.) - «Философские письма»:
-
-
Россия - отсталая страна, стоящая на обочине цивилизованного мира;
-
причина нарушения единой с Европой линии развития - принятие православного христианства;
-
Россия имеет свою историческую миссию: «решить большую часть проблем социального порядка… ответить на важные вопросы, которые волнуют человечество»;
-
осуществление истории есть реализация божественной воли;
-
евроцентризм, симпатии к католицизму.
-
-
В.С. Соловьев (1853-1900 гг.):
-
-
смыслом существования всего живого на Земле является стремление к соединению с божественным логосом;
-
через царство природное человеческое бытие постепенно приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса;
-
три культуры олицетворяют историю:
-
-
-
-
мусульманский Восток - один господин и масса рабов;
-
западная цивилизация - «всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи»;
-
славянский мир - Россия.
-
-
-
-
-
-
Л.Н. Толстой (1828 - 1910 гг.):
-
-
идеализация патриархального строя жизни;
-
отрицание революции как метода решения социальных вопросов;
-
избавление от насилия, на котором держится современный мир, возможно на путях непротивления злу насилием, на основе полного отказа от какой-либо борьбы, а также на основе нравственного самосовершенствования каждого отдельного человека;
-
рассмотрение исторического процесса с точки зрения "вечных", "изначальных" понятий нравственного и религиозного сознания человечества".
-
-
Ф.М. Достоевский (1821 - 1981 гг.):
-
-
пропаганда гуманизма;
-
отрицание правомерности борьбы со злом с помощью зла;
-
разум, не освещенный любовью к человечеству, - темный, бессовестный разум, опасен и убивает жизнь;
-
вера в Бога и исходящее он него добро - основа нравственности;
-
человек заслуживает счастье страданием.
-
Философия в XX в.:
-
Н.А. Бердяев (1874 - 1948 гг.):
-
-
политические взгляды евразийцев привели их к «своеобразной утопии идеальной диктатуры»;
-
промежуточное положение Росси между Западом и Востоком;
-
противоборство Запада и Востока проявляется в «поляризации русской души», в культурном расколе общества, в колебаниях внутренней политики, в противоречиях внешней политики;
-
русский народ развивался «катастрофическим темпом, через прерывистость и изменение типа цивилизации».
-
-
С.Н. Булгаков (1871 - 1944 гг.):
-
-
христианство, заставляя человека ощутить в себе бессмертный дух, пробуждает личность, указывает для каждого человека путь его собственного развития, внутреннего роста;
-
социализм Маркса упраздняет индивидуальность, ставя во главу общественные отношения, сводит личность к "социальным рефлексам;
-
"принципиально христианский социализм вполне возможен", в нем социальное равенство и социальная справедливость соединены с религиозным откровением и стремлением личности к абсолютному добру - божественному началу;
-
стремление интеллигенции к идеалу социальной справедливости сродни религиозным поискам "Града Божия" на земле;
-
философия должна быть служанкой, но не богословия, а религии в целом.
-
-
Ф.А. Флоренский (1882 - 1937 гг.):
-
-
истина - не условная величина, не средство манипуляции сознанием, а абсолютная ценность, связанная с религиозным сознанием;
-
абсолютная истина является продуктом веры, которая опирается на церковный авторитет;
-
высшим примером высокоорганизованной, усложняющейся силы является Человек, который стоит в центре спасения мира;
-
"Трижды преступна хищническая цивилизация, не ведающая ни жалости, ни любви к твари, но ждущая от твари лишь своей корысти".
-
-
Г.Г. Шпет (1879 - 1937 гг.);
-
В.И. Ленин (1870 - 1924 гг.):
-
-
только острое классовое противоборство, социальная революция могут открыть дорогу к новому строю;
-
насилие не только исторически неизбежно, но и морально оправдано;
-
пролетарская революция всегда есть ответ на систематическое, вековое насилие господствующих классов над трудящимися.