Развернутое планирование по обществознанию История русской философской мысли

Данное развернутое планирование по обществознанию на тему "История русской философской мысли" адресован как учителю, так и учащимся выпускных классов в целях систематизации и оптимального усвоения материала. План полностью соответствует требованиям единого государственного экзамена по обществознанию и включает  следующие вопросы: русская философская мысль в 11-18 веках с воззрениями Илариона, игумена Филофея, Ф.Прокоповича, В.Татищева, А.Кантемира, М.Ломоносова, А.Радищева; русская философские и...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


История русской философской мысли


  1. Русская философская мысль XI - XVIII вв.:

    1. митрополит Илларион (XI в.) - «Слово о законе и благодати»:

  • смена в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати;

  • благодать - божественный духовный дар;

  • человек должен возложить на себя большую нравственную ответственность.

    1. игумен Филофей (1465 -1542 гг.):

  • концепция «Москва - Третий Рим»;

  • Россия - центр и оплот православия.

    1. Ф. Прокопович (1687 - 1736 гг.) - один из первых в России философов-деистов:

  • природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие;

  • познавать природу призваны практические науки, развитие которых надо всячески поощрять.

    1. В.Н. Татищев (1686 - 1750 гг.) - «История Российская с самых древнейших времен»:

  • основа общественных изменений - «сила человеческого разума»;

  • стадии развития общества аналогичны жизни отдельного человека:

          1. «младенческое состояние»;

          2. «юношество» (возникновение письменности);

          3. «мужество» (принятие христианства);

          4. «зрелость» (изобретательство, создание «вольных» наук, распространение «полезных книг»).

    1. А. Кантемир (1708 - 1744 гг.):

  • человек полностью ответственен за свои поступки;

  • решительно высказывался за сохранение государственного строя, установленного Петром Великим.

    1. М.В. Ломоносов (1711 - 1765 гг.):

  • светская, нерелигиозная трактовка философии;

  • улучшить жизнь общества можно посредством просвещения, совершенствования нравов и установившихся общественных форм;

  • понимание истории как органического процесса, где всякая предшествующая фаза связана с последующей;

  • история есть в определенной степени и история формирования понятий.

  • суть познания состоит в том, чтобы учитывать разнокачественность идей, не перескакивать «без разбору» от одного понятия к другому;

  • эстетическое любование природой неотделимо и от научного исследования, и от религиозного размышления;

  • рациональное обоснование атомистических явлений не противоречит религиозной вере;

  • закон опыта нужно восполнять «философским познанием»;

  • склонность к идее «предустановленной гармонии»;

  • антинорманизм.

    1. А.Н. Радищев (1749 - 1802 гг.):

  • принцип реальности и материальности (телесности) мира;

  • основанием всего естественного познания является опыт;

  • чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с "опытом разумным";

  • у человека особая роль, он представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром;

  • принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот "имеет силу о вещах сведому";

  • человек есть существо сочувствующее;

  • идеи "естественного права";

  • общественное бытие человека столь же естественно, как и природное;

  1. Философские искания XIX в.:

    1. П.Я. Чаадаев (1794 - 1856 гг.) - «Философские письма»:

  • Россия - отсталая страна, стоящая на обочине цивилизованного мира;

  • причина нарушения единой с Европой линии развития - принятие православного христианства;

  • Россия имеет свою историческую миссию: «решить большую часть проблем социального порядка… ответить на важные вопросы, которые волнуют человечество»;

  • осуществление истории есть реализация божественной воли;

  • евроцентризм, симпатии к католицизму.

    1. В.С. Соловьев (1853-1900 гг.):

  • смыслом существования всего живого на Земле является стремление к соединению с божественным логосом;

  • через царство природное человеческое бытие постепенно приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса;

  • три культуры олицетворяют историю:

          1. мусульманский Восток - один господин и масса рабов;

          2. западная цивилизация - «всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи»;

          3. славянский мир - Россия.

    1. Л.Н. Толстой (1828 - 1910 гг.):

  • идеализация патриархального строя жизни;

  • отрицание революции как метода решения социальных вопросов;

  • избавление от насилия, на котором держится современный мир, возможно на путях непротивления злу насилием, на основе полного отказа от какой-либо борьбы, а также на основе нравственного самосовершенствования каждого отдельного человека;

  • рассмотрение исторического процесса с точки зрения "вечных", "изначальных" понятий нравственного и религиозного сознания человечества".

    1. Ф.М. Достоевский (1821 - 1981 гг.):

  • пропаганда гуманизма;

  • отрицание правомерности борьбы со злом с помощью зла;

  • разум, не освещенный любовью к человечеству, - темный, бессовестный разум, опасен и убивает жизнь;

  • вера в Бога и исходящее он него добро - основа нравственности;

  • человек заслуживает счастье страданием.

  1. Философия в XX в.:

    1. Н.А. Бердяев (1874 - 1948 гг.):

  • политические взгляды евразийцев привели их к «своеобразной утопии идеальной диктатуры»;

  • промежуточное положение Росси между Западом и Востоком;

  • противоборство Запада и Востока проявляется в «поляризации русской души», в культурном расколе общества, в колебаниях внутренней политики, в противоречиях внешней политики;

  • русский народ развивался «катастрофическим темпом, через прерывистость и изменение типа цивилизации».

    1. С.Н. Булгаков (1871 - 1944 гг.):

  • христианство, заставляя человека ощутить в себе бессмертный дух, пробуждает личность, указывает для каждого человека путь его собственного развития, внутреннего роста;

  • социализм Маркса упраздняет индивидуальность, ставя во главу общественные отношения, сводит личность к "социальным рефлексам;

  • "принципиально христианский социализм вполне возможен", в нем социальное равенство и социальная справедливость соединены с религиозным откровением и стремлением личности к абсолютному добру - божественному началу;

  • стремление интеллигенции к идеалу социальной справедливости сродни религиозным поискам "Града Божия" на земле;

  • философия должна быть служанкой, но не богословия, а религии в целом.

    1. Ф.А. Флоренский (1882 - 1937 гг.):

  • истина - не условная величина, не средство манипуляции сознанием, а абсолютная ценность, связанная с религиозным сознанием;

  • абсолютная истина является продуктом веры, которая опирается на церковный авторитет;

  • высшим примером высокоорганизованной, усложняющейся силы является Человек, который стоит в центре спасения мира;

  • "Трижды преступна хищническая цивилизация, не ведающая ни жалости, ни любви к твари, но ждущая от твари лишь своей корысти".

    1. Г.Г. Шпет (1879 - 1937 гг.);

    2. В.И. Ленин (1870 - 1924 гг.):

  • только острое классовое противоборство, социальная революция могут открыть дорогу к новому строю;

  • насилие не только исторически неизбежно, но и морально оправдано;

  • пролетарская революция всегда есть ответ на систематическое, вековое насилие господствующих классов над трудящимися.


© 2010-2022