Разработка открытого урока 20 лет Конституции РФпо обществознанию, 9 класс

20 лет Конституции России - разработка открытого урока по обществознанию, 9 классЦели и задачи урока:1. Осознание ценности Конституции РФ – как основного закона страны.2. Усвоение конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя РФ.3.Понимание прав человека. Формирование уважения к правам других людей.4.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважению к закону, к социальным и правовым нормам.5. Развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, ...
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

20 лет Конституции России

Цели и задачи урока:

1. Осознание ценности Конституции РФ - как основного закона страны.

2. Усвоение конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя РФ.

3.Понимание прав человека. Формирование уважения к правам других людей.

4.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважению к закону, к социальным и правовым нормам.

5. Развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;

Методы и формы обучения:

Методы: Частично поисковый.

Формы: Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия: Конституция

Ход урока:

Сообщение целей и задач урока.

Сегодня День Российской Конституции. Ныне действующему основному закону государства исполняется 20 лет.

Праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!

Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Всем известно, что знать Конституцию должны все.

Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам..

Из истории создания Конституции (индивидуальное домашнее задание ученика, презентация)

10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде Советов.

В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.

Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства. Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель - отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.

Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.

С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.

Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.

День Конституции - это день закона,

Ученик: Конституция (от латинского constitutio - устройство) - Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Вряд ли есть люди, которые бы не знали о том, что в нашем государстве есть Конституция, являющаяся своеобразным договором между народом, государством, обществом. Конституции часто критикуют, ими гордятся, на них приносят клятву, ими укрепляется государственная власть.

Групповая работа

Учащиеся делятся на 6 групп. Работают с текстами Конституции - классифицируют основные права и свободы
1группа - политические права и свободы;
2 группа - экономические права и свободы человека и гражданина в РФ;
3 группа - личные права и свободы человека и гражданина;
4 группа - социально-культурные права и свободы;
5 группа - юридические права - гарантии человека и гражданина;
6 группа - работая с текстами Конституции РФ, делает подборку видов и содержания конституционных обязанностей человека и гражданина.
Классификация основных прав и свобод человека и гражданина:

  • экономические;

  • политические;

  • личные;

  • социально-культурные;

  • экологические;

  • юридические.

Права человека в Конституции России[

Права и свободы человека в России закреплены в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина». Гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Российской конституцией гарантированы следующие права человека:

  1. Личные (большинство из этих прав естественные, то есть не увязаны с принадлежностью человека к государству):

    • право на жизнь (ст. 20)

    • право на достоинство (ст. 21, ч. 1)

    • право на безопасность (ст. 21, ч. 2)

    • право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

    • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23)

    • право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23, ч. 2)

    • право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы (ст. 24, ч. 2)

    • право на неприкосновенность жилища (ст. 25)

    • право на определение и указание своей национальной принадлежности (ст. 26, ч. 1)

    • право на пользование родным языком (ст. 26, ч. 2)

    • право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27, ч. 1)

    • право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться (ст. 27, ч. 2)

    • свобода совести и вероисповедания (ст. 28)

    • свобода мысли и слова (ст. 29, ч. 1)

    • право на информацию (ст. 29, ч. 4)

  2. Политические (возникают вследствие состояния гражданства; часть этих прав может быть ограничена для иностранных лиц):

    • право на информацию (ст. 29)

    • право на объединение, свобода союзов, партий (ст. 30)

    • право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31)

    • право на участие в управлении делами государства (ст. 32, ч. 1)

    • право избирать и быть избранным (ст. 32, ч. 2)

    • право обращений в государственные органы (ст. 33)

  3. Экономические (в числе социально-экономических):

    • свобода предпринимательской деятельности (ст. 34)

    • право на частную собственность (ст. 35, 36)

    • право наследования (ст. 35, ч. 4)

    • свобода труда, право на труд в нормальных условиях (ст. 37)

    • право на защиту от безработицы (ст. 37)

  4. Социальные (в числе социально-экономических):

    • право на отдых (ст. 37)

    • право на материнство, детство и отцовство (ст. 38)

    • право на социальное обеспечение (ст. 39)

    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)

    • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)

    • право на образование (ст. 43)

  5. Культурные:

    • свобода творчества и преподавания (ст. 44, ч. 1)

    • право на участие в культурной жизни; на пользование культурными учреждениями (ст. 44, ч. 2)

    • доступ к культурным ценностям (ст. 44, ч. 2)

  6. Экологические (выделяются из числа социально-экономических, но классификация признаётся не всеми исследователями):

    • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)

    • право на достоверную информацию о её состоянии (ст. 42)

    • право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42)

Все права и свободы человека защищаются равным образом, в Конституции не устанавливается иерархии прав и свобод.

Права связаны с обязанностями. Обязанности гражданина Российской Федерации:

  • Соблюдение законов (ст. 15, ч. 2)

  • не допускать нарушения прав и свобод др. лиц. при осуществлении своих прав и свобод (ст. 17, ч. 3)

  • заботиться о своих детях, их воспитании (ст. 38, ч. 2)

  • по достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ст. 38, ч. 3)

  • Основное общее образование обязательно (ст. 43, ч. 4)[2]

  • Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. (ст. 43, ч. 4)

  • Охрана исторических и культурных памятников (ст. 44, ч. 3)

  • Уплата налогов (ст. 57)

  • Охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (ст. 58)

  • Защита Отечества (ст. 59, ч. 1)

Контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц России осуществляет уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в соответствии с Конституцией России.

Выводы:
1 Учащиеся под руководством учителя отмечают особенности личных прав и свобод - они не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
2) Помимо прав и свобод в Конституции закреплены и обязанности гражданина России. Обязанности и права неразрывно связаны.
3) Конституция РФ выполнена на уровне достижений современной юридической науки, является тщательно проработанным документом;
4) Основной Закон РФ составлен в соответствии с ценностями, провозглашенными во Всеобщей декларации прав человека.


1 группа изучает главу «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ».

Разработка открытого урока 20 лет Конституции РФпо обществознанию, 9 класс

2 группа изучает главу «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента».

Разработка открытого урока 20 лет Конституции РФпо обществознанию, 9 класс

- Статус Президента?

Разработка открытого урока 20 лет Конституции РФпо обществознанию, 9 класс

3 группа изучает главу «Федеральное собрание» и, составив схему, объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания.

4 группа изучает главу «Правительство РФ», записывает полномочия Правительства.

5 группа изучает главу «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса».

Полномочия судов РФ


Разработка открытого урока 20 лет Конституции РФпо обществознанию, 9 класс

Закрепление: блиц - вопросы по Конституции РФ

- Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

- Да!

- Можно ли человека обращать в рабство?

- Нет!

- Можно ли относиться к человеку жестоко?

- Нет!

- Защищён ли человек законом?

- Да!

- Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

- Да!

- Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

- Нет!

- Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

- Да!

- Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

- Да!

- Может ли человек владеть имуществом?

- Да!

- Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

- Да!

- Можно ли запретить свободный выбор труда?

- Нет!

- Защищает ли закон материнство и младенчество?

- Да!

- Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )

- Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

- Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

- Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства. )

- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

Ученик:

Права, свободы человека -
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.

Мы честь Отчизны охраняем,
Мы все едины, мы - народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!

Учитель:

  • Конституция РФ принималась в очень тяжелых для страны условиях, в обстановке политического и экономического кризиса;

  • новая Конституция юридически закрепила переход России в разряд стран с рыночной экономикой, уважением к правам человека;

  • наша страна перестала быть советской, социалистической.


В отличие от остальных законов, конституция:

а) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;
б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;
в) обладает высшей юридической силой;
г) отличается стабильностью;
д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.

Ученики:

  1. Конституция РФ была принята всенародным голосованием , в ходе референдума , 12 декабря 1993года.Теперь этот день объявлен Днем Конституции России.

  2. Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.


  1. День Конституции - это день закона,

Права и защиты наших граждан!

Его мы встретим с почестью сегодня,

Для России - день из самых важных!

Поздравляем всех, от мала до велика,

Богатеет пусть и пусть цветет страна!

Конституция людей любых религий

Единит и бережет всегда!

В день Конституции Российской Федерации

Я от души хочу вам пожелать,

Лишь счастья, независимо от нации,

И чаще толерантность проявлять.

В России нашей множество народностей,

Так пусть же между нами будет мир!

Освободиться нужно от условностей,

Чтоб всех нас флаг РФ объединил!

Учитель:

Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод - главная цель Основного закона.

А напоследок хочется сказать,

Что Родина - это как вторая мать.

Ее не выбирают и не губят,

А просто берегут и любят.

Давайте всегда будем интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будем безучастны к ее истории. Одним словом будем патриотами!









© 2010-2022