- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию 10 класс
Рабочая программа по обществознанию 10 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Эрднеева Н.И. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОБУ «Троицкая гимназия им. Б.Б.Городовикова»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ПМО Заместитель директора Директор гимназии
______Манджиева Д.К. гимназии по УВР ____Убушаева В.М.
«___»______2015 ______Немеева И.А. «___»_______2015
«___» _______2015г
Рабочая программа учебного курса по обществознания для 10 класса
(профильный уровень)
Составитель: учитель истории и обществознания Эрднеева Надежда Ильинична
2015-2016 учебный год
МОБУ «Троицкая гимназия им. Б.Б.Городовикова»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ПМО Заместитель директора Директор гимназии
______Манджиева Д.К. гимназии по УВР ____Убушаева В.М.
«___»______2015 ______Немеева И.А. «___»_______2015
Рабочая программа учебного курса по обществознания для 10 класса
(базовый уровень)
Составитель: учитель истории и обществознания Эрднеева Надежда Ильинична
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
по обществознанию
(профильный уровень)
10 класс
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
-
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образование;
-
Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
-
В соответствии с методическим письмом Мо и Н РТ №7831/9 от 16 октября 2009.
-
Положения образовательного учреждения «О рабочих программах»
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Программа рассчитана на 105 учебных часов, из расчета 3 час в неделю.
Цели и задачи курса обществознания в средней школе.
Цели
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Цели курса вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
-
содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
-
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-
воспитание гражданственности и любви к Родине;
-
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
-
выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
-
интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
-
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
-
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
-
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
-
способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
-
передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
-
формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
-
развить у школьника словесно - логическое и образное мышление;
-
способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
-
помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;
В основу содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.
Количество часов в неделю - 3
Количество часов в год - 105
за 1 четверть -
за 2 четверть -
за 3 четверть -
за 4 четверть -
Самостоятельные работы -
Содержательная и практическая части программы выполняться за счет уплотнения материала
Содержание программы
по обществознанию
10 класс
(профильный уровень)
№
Название темы
Тема урока
Кол-во часов
1
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (15 часов)
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания
1 час
2
Классификация социально-гуманитарных наук
1 час
3
Философия как общественная наука.
1 час
4
Лабораторное занятие с текстом
1 час
5
Мифологическое сознание древнего человека
1 час
6
Древнеиндийская и древнекитайская философия
1 час
7
Философия Древней Греции
1 час
8
Средневековые представления о человеке и обществе и их кризис
1 час
9
Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время
1 час
10
Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время
1 час
11
Входная контрольная работа
1 час
12
Из истории русской философской мысли
1 час
13
Из истории русской философской мысли
1 час
14
Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор
1 час
15
Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор
1 час
16
Зачет по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
1 час
17
Общество и человек
(23 часа)
Наука о происхождении человека. Становление общества.
1 час
18
Человечество как результат биологической и социокультурной революции.
1 час
19
Сущность человека как проблема философии
1 час
20
Лабораторное занятие с текстом
1 час
21
Общество и общественные отношения
1 час
22
Общество как развивающаяся система
1 час
23
Сферы общественной жизни как подсистемы общества.
1 час
24
Типология обществ
1 час
25
Типология обществ
1 час
26
Западный Восток в диалоге культур
1 час
27
Зачет
1 час
28
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории
1 час
29
Классификации (типологии) цивилизаций
1 час
30
Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.
1 час
31
Исторический процесс.
1 час
32
Участники исторического процесса.
1 час
33
Участники исторического процесса
1 час
34
Проблема общественного прогресса
1 час
35
Многообразие путей и форм общественного развития.
1 час
36
Свобода в деятельности человека
1 час
37
Свобода в деятельности человека
1 час
39
Что такое свободное общество?
1 час
40
Зачет по теме «Общество и человек»
2 час
41
Деятельность как способ существования людей
(11 часов)
Сущность и структура деятельности.
1 час
42
Что движет человеческой деятельностью.
1 час
43
Создание и освоение духовных ценностей.
1 час
44
Формы духовной деятельности.
1 час
45
Труд как вид человеческой деятельности.
1 час
46
Трудовые отношения в обществе.
1 час
50
Лабораторное занятие с текстом.
1 час
51
Политика как деятельность.
1 час
52
Власть и властная деятельность.
1 час
53
Легитимность власти.
1 час
54
Зачет по теме «Деятельность как способ существования людей»
1 час
55
Сознание и познание
(19 часов)
Проблема познаваемости мира.
1 час
56
Контрольная работа (промежуточный срез)
2 час
57
Чувственное познание: его возможности и границы.
1 час
58
Сущность и формы рационального познания.
1 час
59
Истина и ее критерии.
1 час
60
Виды истины. Истина и заблуждение.
1 час
61
Многообразие путей познания мира.
1 час
62
Многообразие путей познания мира.
1 час
63
Научное познание.
1 час
64
Два уровня научного познания.
1 час
65
Научное мышление и современный человек.
1 час
66
Основные принципы научного социального познания.
1 час
67
Виды и формы сознания.
1 час
68
Знание и сознание.
1 час
69
Лабораторное занятие с текстом.
1 час
70
Самопознание и развитие личности.
1 час
71
Методика «Кто я?» (анализ результатов)
1 час
72
Зачет по теме «Сознание и познание»
1 час
73
Личность. Межличностные отношения (34 часа)
Индивид, индивидуальность, личность.
1 час
74
Периодизация развития личности.
1 час
75
Возраст и становление внутреннего мира.
1 час
76
Направленность личности.
1 час
77
Общение как обмен информацией.
1 час
78
Особенности общения в современном мире.
1 час
79
Общение как взаимодействие.
1 час
80
Общение в юношеском возрасте.
1 час
81
Общение как понимание.
1 час
82
Как происходит восприятие.
1 час
83
Стереотипы и «эффекты восприятия».
1 час
84
Малые группы.
1 час
85
Референтные группы. Интеграция в группах разного уровня развития.
1 час
86
Межличностные отношения в группах.
1 час
87
Групповая сплоченность и конформное поведение.
1 час
88
Межличностная совместимость.
2 час
89
Конформность.
1 час
90
Групповая дифференциация и лидерство.
1 час
91
Положение личности в группе.
1 час
92
Лидерские роли, стили лидерства.
Взаимоотношения в ученических коллективах.
1 час
93
Семья как малая группа.
1 час
94
Особенности семьи как малой группы.
1 час
95
Психология семейных взаимоотношений.
1 час
96
Гендерное поведение. Воспитание в семье.
1 час
97
Антисоциальные и криминальные молодежные группы
1 час
98
Неформальные молодежные группы.
Криминализация в асоциальных группах.
1 час
99
Конфликт в межличностных отношениях.
1 час
100
Структура и динамика межличностного конфликта
1 час
101
Поведение личности в конфликте
1 час
102
Как успешно разрешать конфликты.
1 час
103
Зачет по теме «Личность. Межличностные отношения»
1 час
104
Резервный час (2 часа)
Резервный час
1 час
105
Резервный час
1 час
График самостоятельных работ
№ самостоятельной работы
Раздел
Продолжительность
контрольной работы
Дата
№ 1
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
1 час
№ 2
Общество и человек
1 час
№ 3
Деятельность как способ существования людей
1 час
№ 4
Сознание и познание
1 час
№ 5
Личность. Межличностные отношения.
1 час
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной > в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения
морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Специфика социально-гуманитарного знания
Социальные науки, их классификация. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Профессиональные образовательные учреждения. Основные профессии социально-гуманитар-ного профиля.
Введение в философию
Место философии в системе обществознания. Философия и наука1.
Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие информации. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Виды и уровни человеческих знаний. Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и рационально-логическое знание. Религия. Мораль. Нравственная культура. Право. Искусство.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Понятие научной истины, ее критерии. Относительность истины. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности социального познания.
Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типология обществ. Системное строение общества. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Формации и цивилизации. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.
Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Введение в социальную психологию
Социальная психология как наука.
Общение как обмен информацией. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Общение как взаимопонимание. Идентификация в межличностном общении. Конфликт. Общение в юношеском возрасте.
Индивид, индивидуальность, личность. Периодизация развития личности. Направленность личности. Социальная установка. Ролевое поведение. Гендерное поведение.
Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Групповая сплоченность. Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.
Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье.
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Элемент содержания
Требования к уровню подготовки
Характеристика учебной деятельности
Вид контроля, измерите-ли
Дата фактич.
Дата по плану
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
23 час
1
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания
1 час
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. Классификация социально-гуманитарных наук. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Специфика философского знания.
Понятия: общественные науки, социально-гуманитарное знание, философия, плюрализм, умозрительная деятельность
Истории развития философии, из практики работы социолога, психолога, политолога
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общественные науки», «социально-гуманитарное знание», «социология как наука», «политология как наука», «социальная психология как наука», «философия», «предмет науки», «философский плюрализм», «умозрительная деятельность»; показать особенности различных общественных наук, отличия общественных наук от естественных наук; ознакомить с классификацией социально-гуманитарных наук; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке собственной гражданской позиции Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Вводная лекция
Устный опрос
1.09
2
Классификация социально-гуманитарных наук
1 час
Практикум
Устный опрос
5.09
3
Философия как общественная наука.
1 час
Проблемная беседа. Дискуссия
Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
6.09
4
Воззрения древневосточных мыслителей на мир и место человека в нем
1 час
Мифологическое сознание древнего человека. Архаические представления о мире. Что такое миф? Особенности мифологичес-кого сознания, его основные черты, отличия от религиозного и философского. Типология и функции мифа. Представления о происхождении мира у разных народов древности (в Древнем Египте, Шумере, Китае, Иудее). Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Философия Упанишад: мир богов и людей, учение о переселении души, карме, определяющей судьбу человека. Основные положения буддизма. Китайская мифология. Различные объяснения происхождения мира, природы. Даосизм. Конфуцианство- система взглядов на человека и общество, «восьмеричный путь» в буддизме. Греческая мифология. Возникновение философской мысли в Древней Греции (теория Пифагора). Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества. Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Ксенофан, Парменид, Зенон, Демокрит, Сократ. Философские учения софистов (Протагор, Горгий, Продик) и Сократ. Платон и Аристотель об устройстве общества.
Понятия: миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство, веды, реинкарнация, йога, дао, логос
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифологическое сознание», «даосизм», «буддизм», «конфуцианство», «Веда», «реинкарнация», «йога», «дао», «логос»; ознакомить с особенностями мифологического сознания людей древности; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
8.09
5
Античные философы об обществе и государстве
1 час
Проблемная беседа. Дискуссия
Устный опрос
12.09
6
Моральная философия эпохи Средневековья
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Проверочная работа
13.09
7
Социально - философские идеи Нового времени
1 час
Кризис средневековых представ-лений о человеке и обществе. Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо о сущности общества и его устрой-стве, общественном договоре. Проблема равенства у Ф. М. А. Вольтера и Ж.-Ж. Руссо.
Идея естественного догосударст-венного состояния общества в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка. Взгляды Б. Спинозы на общество, государство, свободу.
Взгляды на идеальное общество предшественников утопического социализма Т. Мора и Т. Кампа-неллы (XVI в.). Проекты справед-ливого устройства общества А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Трудовая теория стоимости А. Смита. Закон народонаследия Т. Мальтуса.
Становление социологии как науки: О. Конт, Г. Спенсер. Социологические теории.
Абсолютизация государства Г. Гегелем. «Философия права». Различие между гражданским обществом и государством. Диалектический метод Гегеля.
К. Маркс, Ф Энгельс - осново-положники нового философского мировоззрения. Предпосылки возникновения марксизма. Исторический материализм. Марксизм как альтернатива запад-ному пути развития общества.
Понятия: гуманизм, разделение властей, социалистический идеал, технократизм, экзистенциализм, социальная статика, социальная динамика
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «гуманизм», «разделение властей», «социалистический идеал», «технократизм», «экзистенциализм», «социальная статика», «социальная динамика»; ознакомить со средневековыми представлениями о человеке и обществе и взглядами на общество и человека в Новое и Новейшее время; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тест с разноуровневыми заданиями
Тестовый контроль
15.09
8
Теория общественного договора
1 час
Проблемная беседа. Дискуссия
Устный опрос
19.09
9
Философы-просветители о человеке, обществе и прогрессе.
1 час
Работа с текстом
Устный опрос
20.09
10
Экономические воззрения А. Смита
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
22.09
11
Идеи гражданского общества и правового государства в трудах И. Канта и Г. Гегеля
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Тест
26.09
12
Русская философская мысль XI - XVIII века
1 час
.Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, А. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев. Философские искания XIX в. Цивилизационный путь России.
Понятия: цивилизационный подход, культурный раскол, цивилизация догоняющего типа, всеединство, деизм, культурный тип
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «цивилизаци-онный подход», «культурный раскол», «цивилизация догоняющего типа», «всеединство», «деизм», «культурный тип»; ознакомить с характеристикой общественной мысли России; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение
Тест с разноуровневыми заданиями Работа с учебником и документами
Тестовый контроль
27.09
13
Зарождение социологии как отрасли научного знания
1 час
Проблемная беседа. Дискуссия
Устный опрос
29.09
14
Философские искания XIX века
1 час
Работа с текстом
Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
3.10
15
Марксистское учение об обществе
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
4.10
16
Идеи технократизма в социальной философии Запада
1 час
Практикум
Устный опрос
6.10
17
М. Вебер о специфике социального познания
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
10.10
18
Проблема свободы и ответственности человека в философии экзистенционализма
1 час
Проблемная беседа. Дискуссия
Практические задания, ответы на вопросы
11.10
19
Цивилизационный путь России: продолжение споров
1 час
Проблемная беседа. Дискуссия
Проверочная работа
13.10
20
Общественные потребности и мир профессий.
1 час
Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности. Профессии: политолог, социолог, психолог, преподаватель, социальный педагог
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «профессия», «должность», «профессия социально-гуманитарного профиля», «профессиограмма»; ознакомить с особенностями профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля; охарактеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Тест с разноуровневыми заданиями
Тестовый контроль
17.10
21
Мотивы выбора профессии.
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
18.10
22
Особенности профессий социально-гуманитарного профиля.
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
20.10
23
Зачет по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
1 час
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме
Письменная работа
Зачет
24
Тема 2. Общество и человек
20 часов
24
Наука о происхождении человека.
Становление общества.
1 час
Наука о происхождении человека. Становление общества. Понятие об обществе. Необходимость изучения общества. Сведения о научных отраслях, изучающих человека и общество.
Науки об обществе. Общество как сложная и динамическая система. Человечество как результат биологической и социокультурной революции. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.
Современные теории происхождения человека, нетради-ционный взгляд на проблему зарождение человека
Понятии: человечество, антропогенез, социогенез, антропосоциогенез, исторический тип, культура
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «человечество», «антропогенез», «социальная память», «гоминиды», «социогенез», «антропосоциогенез», «тотем», «исторический тип», «культура»; ознакомить с теориями происхождения человека и становления общества, объяснить особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Работа с текстом
Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
25.10
25
Человечество как результат биологической и социокультурной революции.
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
27.10
26
Человек - биосоциальная система.
1 час
Великая тайна - человек. Человек - биосоциальная система. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Мышление и язык.
Анализировать общество как форму совместной жизнидеятельности людей
Понятия: человек, субъект, деятельность, мышление, философская антропология, субъективность, философия жизни
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека; выяснить роль и значение мышления в жизни человека; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Практикум
Устный опрос
31.10
27
Мышление и деятельность. Мышление и язык.
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
1.11
28
Общество и социум.
Уровни социально-философского анализа общества.
1 час
Что отличает общество от социума. Уровни социально-философского анализа общества. Общество и природа. «Вторая природа» человека. Общественные отношения.
Понятия: общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития, законы, тенденции, природа
Цель и задачи: объяснить понятия и термины: «общество», «социум», «общественные отношения», «культура», «закономерности общественного развития», «законы», «тенденции», «природа»; познакомить с социальными взаимодействиями и общественными отношения, проанализировать общество как форму совместной жизнедеятельности людей; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Тест с разноуровневыми заданиями
Тестовый контроль
3.11
29
Общественные отношения.
1 час
Проблемная беседа. Дискуссия
Устный опрос
14.11
30
Системное строение общества.
Сферы общественной жизни как подсистемы общества.
1 час
Системный подход к обществу. Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества. Изменчивость т стабильность.
Понятия: «общество как система», «общественный институт», «сфера жизни общества», «система», «саморазвивающаяся система», «социальная революция»
Цель и задачи: объяснить понятия и термины: «общество как система», «общественный институт», «сфера жизни общества», «система», «саморазвивающаяся система», «социальная революция»; познакомить с системным строением общества, выделить особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, проанализировать процессы изменчивости и стабильности общества;_развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Работа с текстом
Устный опрос
15.11
31
Изменчивость и стабильность.
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
17.11
32
Традиционное общество.
1 час
Традиционное (аграрное) индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. Современное общество. Современный мир в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур.
Характери-зовать типы обществ с точки зрения социально-философс--кого, историко-типологи-ческого и сициально-конкретно-го уровней
Понятия: традиционное общество, техногенная цивилизация, постиндустриальное общество, западное общество, цивилизация восточного типов, социальный контракт
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «традиционное общество», «индустриализация», «техногенная цивилизация», «постиндустриальное общество», «западное общество», «цивилизация восточного типа», «внеэкономическое принуждение», «теократия», «секуляризация», «социальный контракт»; ознакомить с типологией обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
21.11
33
Становление индустриального общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация.
1 час
Работа с учебником и документами
Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями
22.11
34
Современное общество в зеркале цивилизационного опыта.
Восток и Запад в диалоге культур.
1 час
Проблемная беседа. Дискуссия
Устный опрос
24.11
35
Теория локальных цивилизаций.
Теория общественно-экономических формаций.
1 час
Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.
Учения философов о цивилизационном подходе
Понятия: цивилизация, стадиальный подход к истории, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип
Цель и задачи: объяснить понятия и термины: «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «стадиальный подход к истории», «локально-цивилизационный подход к истории», «культурно-исторический тип», «творческое меньшинство», «базис», «надстройка»: ознакомить с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Тест с разноуровневыми заданиями
Тестовый контроль
28.11
36
Теория постиндустриального общества.
Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
29.11
37
Типы социальной динамики.
Факторы изменения социума.
1 час
Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Роль народа в историческом процессе.
Философия истории. Исследовать факто-ры изменения социума
Социальные группы и общественные объединения. Исторические личности.
Понятия: исторический процесс, типы социальной динамики, субъекты исторического процесса
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «исторический процесс», «типы социальной динамики», «факторы социальных изменений», «субъекты исторического процесса», «философия истории», «эволюция», «революция», «реформа», «народные массы», «историческая личность»; ознакомить со смыслом и направленностью исторического процесса, охарактеризовать роли его участников, выяснить типы социальной динамики, исследовать факторы изменения социума; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Практикум
Устный опрос
1.12
38
Участники исторического процесса.
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Проверочная работа
5.12
39
Прогресс и регресс.
Противоречивость прогресса.
1 час
Прогресс и регресс. Протии-воречивость прогресса. Кри-терии прогресса. Многообразие путей форм общественного развития.
Историческая альтернатива
Понятия: общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития, критерий прогресса
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общественный прогресс», «регресс», «многовариантность общественного развития», «историческая альтернатива», «критерий прогресса»; ознакомить с особенностями общественного прогресса, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Тест с разноуровневыми заданиями
Тестовый контроль
6.12
40
Критерии прогресса.
Многообразие путей и форм общественного развития.
1 час
Проблемная беседа. Дискуссия
Устный опрос
8.12
41
Свобода как познанная необходимость.
1 час
Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. Свободное общество.
Проблема «деиндиви-дуализа-ции», «предоп-ределения»
Понятия: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «свобода», «свобода выбора», «необходимость», «ответственность», «свободное общество», «деиндивидуализация», «предопределение»; ознакомить с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Работа с текстом
Устный опрос
12.12
42
«Свобода от» или «свобода для».
Свободное общество.
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
13.12
43
Зачет по теме «Общество и человек»
1 час
систематизации и формирования умений и навыков
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме
Письменная работа
Зачет
15.12
Тема 3. Деятельность как способ существования людей.
10 часов
44
Сущность и структура деятельности.
Потребности и интересы.
1 час
Деятельность человека: сущность и структура деятель-ности.
Деятельность как способ челове-ческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, инте-ресы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.
Выяснить природу и особенности творческой декятельности.
Бессознательное в деятельности
Понятия: деятельность, мотивы, потребности, интересы, творчество, цель, средства достижения цели, действия
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «деятельность», «мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «творчество», «цель», «средства достижения цели», «действия», «бессознательное»; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности, выяснить природу и особенности творческой деятельности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Проблемная беседа. Дискуссия
Устный опрос
19.12
45
Многообразие видов деятельности.
Творческая деятельность.
1 час
Работа с текстом
Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
20.12
46
Создание и освоение ценностей.
1 час
Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Духовный мир человека.
Анализ особеннос-тей духов-ной дея-тельности
Понятия: духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности, аксиология
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «духовная деятельность», «духовные ценности», «специализированная и неспециализированная духовная деятельность», «духовный мир», «духовное самоопределение личности», «аксиология», «опредмечивание ценностей», «распредмечивание ценностей», «секуляризация»; ознакомить с особенностями деятельности в сфере духовной культуры, объяснить процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
22.12
47
Духовная жизнь общества.
1 час
Практикум
Устный опрос
26.12
48
Труд как вид человеческой деятельности.
1 час
Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства.
Исследовать перспективы развития социального партнерства в России.
Резюме
Социальное партнерство.
Понятия: труд, социология труда, социальное партнерство, содержание труда, культура труда, человеческий фактор производства
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «труд», «социология труда», «социальное партнерство», «содержание труда», «культура труда», «человеческий фактор производства»; ознакомить с особенностями трудовой деятельности людей, с социологией труда, объяснить сущность социального партнерства и исследовать перспективы его развития в России; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Тест с разноуровневыми заданиями
Тестовый контроль
27.12
49
Человеческий фактор производства.
Социальное партнерство.
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
16.01
50
Политика как деятельность.
1 час
Политическая деятельность. Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимная власть.
Понятия: политика, власть, политическая власть, легитимность власти, властвование, харизма
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «политика», «власть», «политическая власть», «легитимность власти», «политические действия», «властвование», «харизма»; ознакомить с типологией властных отношений; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Проблемная беседа. Дискуссия
Устный опрос
17.01
51
Власть и властная деятельность.
1 час
Работа с текстом
Устный опрос
19.01
52
Легитимность власти.
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
23.01
53
Зачет по теме «Деятельность как способ существования людей»
1 час
систематизации и формирования умений и навыков
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме
Письменная работа
Зачет
24.01
Тема 4. Сознание и познание
18 часов
54
Бытие и познание.
Познание как деятельность.
1 час
Бытие и познание. Познаватель-ность мира как философская проблема. Познание как деятельность. Чувственное поз-нание: его возможности и границы. Сущность и формы рационального познания. Способы познавательных деятельностей. Формы чувст-венного познания, формы рационального (логического) познания. Познание в жизни человека и общества. Интуиция, как способ познания.
Понятия: знание, антология, гносеология, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, агностицизм
Цеш и задачи: объяснить понятия и термины: «знание», «познавательная деятельность», «онтология», «гносеология», «чувственное познание», «рациональное познание», «ощущения», «восприятие», «представление», «понятие», «суждение», «агностицизм», «априорные идеи», «мыслительные операции», «абстрагирование»; ознакомить с особенностями познавательной деятельности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, системати зировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Проблемная беседа. Дискуссия
Устный опрос
26.01
55
Чувственное познание: его возможности и границы.
1 час
Работа с текстом
Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
30.01
56
Сущность и формы рационального познания.
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
31.01
57
Свойства и критерии истины
1 час
Объективность истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение.
Понятия: эмпиризм, рационизм, относительная истина, абсолютная истина, сенсуализм, критерий
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «эмпиризм», «рационализм», «относительная истина», «абсолютная истина», «сенсуализм», «критерий»; ознакомить с основными подходами к пониманию истины и ее критериев; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философской науки, участвовать в дискуссии, работать с документами, работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Тест с разноуровневыми заданиями
Тестовый контроль
2.02
58
Виды истины
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
6.02
59
Истина и заблуждение.
1 час
Тест с разноуровневыми заданиями
Практические задания, ответы на вопросы
7.02
60
Миф и познание мира.
1 час
Миф и познание. Жизненная практика, опыт повседневной жизни. Народная мудрость. Познание средствами искусства.
Понятия: уровни человеческих знаний, жизненный опыт, здравый смысл, эсхатология, паранаука
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний», «мифологическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «па-ранаука»; ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Тест с разноуровневыми заданиями
Тестовый контроль
9.02
61
Народная мудрость и здравый смысл.
1 час
Работа с текстом
Устный опрос
13.02
62
Познание средствами искусства.
1 час
Лекция с элементами проблемной беседы
Тест
14.02
63
Особенности и уровни научного познания.
Методы научного познания.
1 час
Особенности научного познания. Уровни научного знания. Методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Научные революции. Научное мышление и современный человек. Теория как форма научного познания. Методы научных исследований. Наука о человеке и обществе. Виды познания: обыденное, научное, образное, философское.
Понятия: научная теория, эмпирический закон, гипотеза, научный эксперимент. моделирование
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «научная теория», «эмпирический закон», «гипотеза», «научный эксперимент», «моделирование», «научная революция», «дифференциация», «интеграция»; ознакомить с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
16.02
64
Дифференциация и интеграция научного знания.
1 час
Работа с учебником и документами
Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями
20.02
65
Основные принципы научного социального познания.
1 час
Социальные и гуманитарные знание. Виды человеческих знаний. Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Научное познание природы и общества. Основные принципы научного социаль-ного познания. Идеальный тип - инструмент научного социаль-ного познания. Обыденное и научное социальное знание. Социальное науки и гуманитар-ное знание.
Понятия: социальное знание, обыденное знание, социальный факт, культурный контекст, идеальный тип, конкретно-исторический подход
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «научное социальное знание», «обыденное знание», «методы социального познания», «социальный факт», «смысл», «ценности», «интерпретация», «культурный контекст», «идеальный тип», «конкретно- исторический подход»; ознакомить с особенностями социального познания, раскрыть проблемы социальных и гуманитарных наук; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Тест с разноуровневыми заданиями
Тестовый контроль
21.02
66
Виды социальных знаний.
Проблемы социальных наук и гуманитарных знаний.
1 час
Работа с текстом
Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
23.02
67
Сознание индивидуальное и общественное.
1 час
Сознание. Сознание индиви-дуальное и общественное. Сущность и особенности общественного сознания. Практическое и обыденное сознание.
Понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общественное сознание», «индивидуальное сознание», «общественная психоло гия», «идеология», «сознание», «обыденное сознание», «массовое сознание», «общественное мнение»; ознакомить с особенностями категорий «сознание» и «знание»; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
27.02
68
Теоретическое и обыденное сознание.
1 час
Практикум
Проверочная работа
28.02
69
Самосознание и самопознание.
Роль самооценки в формировании личности.
1 час
Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личности, ее самооценка. Единство свободы и ответственности личности. Самооценка. Развитие самосознания и формирование личности.
Понятия: самосознание, самопознание, самооценка, Я-концепция, Я-образ, идентичность
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «самосознание», «самопознание», «самооценка», «Я-концепция», «Я-образ», «идентичность»; ознакомить с особенностями процесса самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности; определить трудности познания человеком самого себя; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
2.03
70
Развитие самопознания и формирование личности.
1 час
Тест с разноуровневыми заданиями
Практические задания, ответы на вопросы
6.03
71
Зачет по теме «Сознание и познание»
1 час
систематизации и формирования умений и навыков
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме
Письменная работа
Зачет
7.03
Тема 5. Личность и межличностные отношения
34 часа
72
Понятие «личность».
1 час
Изучение нового материала
Целы и задачи: объяснить понятия и термины: «индивид», «индивидуальность», «личность», «экзистенциализм», «ид», «эго», «супер-эго»; ознакомить с особенностями структуры личности, показать процессы устойчивости и изменчивости личности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
9.03
73
Индивид и индивидуальность.
1 час
Комбинированный урок
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
13.03
74
Структура личности.
1 час
Комбинированный урок
Проблемная беседа. Дискуссия
Устный опрос
14.03
75
Периодизация развития личности.
1 час
Комбинированный урок
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «возраст», «периодизация развития личности», «персонализация», «адаптация», «интеграция», «рефлексия», «универсализация», «интенциаль-ность»; ознакомить с периодами развития личности; проанализировать процесс становления личности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Работа с текстом
Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
16.03
76
Возраст и становление внутреннего мира.
1 час
Комбинированный урок
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
20.03
77
Социальное поведение.
Структура направленности личности.
1 час
Комбинированный урок
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «социальная установка», «направленность личности», «социальное действие», «влечение», «желание», «стремление», «интересы», «альтруизм, «идеалы», «убеждения», «мировоззрение», «фрустрация»; ознакомить с основными видами направленности личности, объяснить мотивы поведения личности, показать особенность жизненных целей человека, его социальные установки; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Практикум
Устный опрос
21.03
78
Жизненные цели.
Социальные установки.
1 час
Комбинированный урок
Лекция с элементами проблемной беседы
Тест
23.03
79
Коммуникация, или общение.
Средства общения.
1 час
Комбинированный урок
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общение как обмен информацией», «коммуникация», «невербальное общение», «хронотоп»; охарактеризовать средства межличностной коммуникации, выявить трудности, возникающие в процессе коммуникации; описать вербальное и невербальное общение, выяснить особенности общения в современном обществе; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, характеризовать с научных позиций основные социальные объекты; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных паук, участвовать в дискуссии, работать с документами; развивать чувство ответственности; способствовать выработке гражданской гюзицииучащихся
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Тест с разноуровневыми заданиями
Практические задания, ответы на вопросы
3.04
80
Невербальное общение.
1 час
Комбинированный урок
Проблемная беседа. Дискуссия
Устный опрос
4.04
81
Особенности общения в современном мире.
1 час
Комбинированный урок
Работа с текстом
Устный опрос
6.04
82
Две стороны взаимодействия.
1 час
Комбинированный урок
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общение как межличностное взаимодействие», «кооперация», «конкуренция», «конкуренция», «интеракция», «доминантный собеседник», «недоминантный собеседник», «экстраверт», «интроверт»; ознакомить с особенностями общения как межличностного взаимодействия; описать и проанализировать типы взаимодействия, выявить особенности общения в юношеском возрасте; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; развивать чувство ответственности; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
10.04
83
Стратегия взаимодействия в процессе общения.
1 час
Комбинированный урок
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
11.04
84
Общение в юношеском возрасте.
1 час
Комбинированный урок
Работа с учебником и документами
Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями
13.04
85
Общение как понимание
1 час
Комбинированный урок
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «взаимопонимание», «идентификация», «эмпатия», «стереотип», «социальная перцепция», «механизмы взаимовосприятия», «казуальная атрибуция»; объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения; описать эффекты и стереотипы межличностного восприятия; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; развивать чувство ответственности; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Проблемная беседа. Дискуссия
Устный опрос
17.04
86
Как происходит восприятие.
1 час
Комбинированный урок
Работа с текстом
Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
18.04
87
Стереотипы и «эффекты восприятия».
1 час
Комбинированный урок
Лекция с элементами проблемной беседы
Проверочная работа
20.04
88
Малые группы. Классификация малых групп.
1 час
Комбинированный урок
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «малая группа», «условная группа», «референтная группа», «групповая интеграция», «дружеские отношения», «групповые нормы», «социометрия», «де-индивидуализация»; ознакомить с особенностями малой группы; описать виды малых групп; выявить особенности межличностных отношений в малых группах; ществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся. развивать у учащихся умения осу Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Практикум
Устный опрос
24.04
89
Референтные группы.
Интеграция в группах разного уровня развития.
1 час
Комбинированный урок
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
25.04
90
Межличностная совместимость.
1 час
Комбинированный урок
Цеди и задачи: объяснить понятия и термины: «межличностная совместимость», «групповая сплоченность», «конформность», «нон-конформность», «самоопределение личности»; ознакомить с особенностями межличностной совместимости, групповой сплоченности; объяснить и сущность конформного поведения в группе; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение
Тест с разноуровневыми заданиями
Практические задания, ответы на вопросы
27.04
91
Групповая сплоченность.
1 час
Комбинированный урок
Проблемная беседа. Дискуссия
Устный опрос
1.05
92
Конформность.
1 час
Комбинированный урок
Работа с текстом
Устный опрос
2.05
93
Положение личности в группе.
1 час
Комбинированный урок
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «групповая дифференциация», «лидерство», «лидер», «стиль лидерства»; ознакомить с особенностями групповой дифференциации; проанализи ровать взаимоотношения в ученических группах; описать стили лидерства; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
4.05
94
Лидерские роли, стили лидерства.
Взаимоотношения в ученических коллективах.
1 час
Комбинированный урок
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
8.05
95
Особенности семьи как малой группы.
1 час
Комбинированный урок
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «тендер», «тендерное поведение», «семейное воспитание», «многопоколенная семья», «нуклеарная семья», «тендерные различия», «личностные ресурсы семьи», «стиль воспитания»; ознакомить с психологией семейных отношений; выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания; описать особенности тендерного поведения; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать формированию отношения к семье для ориентировки в актуальных жизненных вопросах, выработки собственной ответственной позиции. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Проблемная беседа. Дискуссия
Устный опрос
9.05
96
Психология семейных отношений.
1 час
Комбинированный урок
Работа с текстом
Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
11.05
97
Тендерное поведение.
Воспитание в семье.
1 час
Комбинированный урок
Лекция с элементами проблемной беседы
Тест
15.05
98
Неформальные молодежные группы.
Криминализация в асоциальных группах.
1 час
Комбинированный урок
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «неформальные молодежные группировки», «антисоциальная субкультура», «криминальные группы», «криминогенные группы», «дедовщина»; ознакомить с особенностями антисоциальных групп; проанализировать явление «дедовщины»; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке ответственной позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Практикум
Устный опрос
16.05
99
Антисоциальная субкультура.
Опасность криминальных групп.
1 час
Комбинированный урок
Лекция с элементами проблемной беседы
Устный опрос
18.05
100
Структура и динамика межличностного конфликта.
1 час
Комбинированный урок
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «конфликтная ситуация», «инцидент», «соперничество», «компромисс», «избегание», «приспособление», «переговоры», «конфликт»; рассмотреть проблемы межличностного конфликта; определить пути конструктивного разрешения конфликта; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Тест с разноуровневыми заданиями
Практические задания, ответы на вопросы
22.05
101
Поведение личности в конфликте.
1 час
Комбинированный урок
Проблемная беседа. Дискуссия
Устный опрос
23.05
102
Как успешно разрешать конфликты?
1 час
Комбинированный урок
Работа с текстом
Устный опрос
103
Зачет по теме «Личность. Межличностные отношения»
1 час
систематизации и формирования умений и навыков
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме
Письменная работа
Зачет
29.05
104
Резервный час
1 час
30.05
105
Резервный час
1 час
Лист корректировки программы
№
Объединенные темы
Количество часов
Дата проведения
Причина
Учебно - методический комплекс
Учебник - «Обществознание». 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. Москва: Просвещение, 2011 г.
Дополнительная литература:
Конституция РФ
ЕГЭ. Репетитор. Обществознание. Эффективная методика - Москва: Экзамен, 2009. - 351с.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. - Москва: ТИД Русское слово, 2008
Программно-методические материалы: обществознание. 10-11 кл./ сост. Т.И. Тюляева. - Москва: Дрофа, 2001.
Сборник законов ПФ.
Тесты по обществознанию: пособие по подготовке к ЕГЭ, вступительному тестированию. - Москва: ИКЦ МарТ, 2012.
Коваленко А.И. Правоведение 10-11кл. - Москва, 1998.
История философии. - Москва, 1994.
Морозова С.А. Обществознание. - Спб, 2001.
Марченко М.Н. Обществознание. - Москва, 2000г.
Философия. - Москва. 1995.
Радугин А.А. Социология. - Москва, 2003г.
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.