Рабочая программа по окружающему миру. Школа 2100

Раздел Обществознание
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса на 2015-2016 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир. 1-4 классы».

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Общая характеристика курса.


Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Программу определяют важнейшие компоненты культуры - норма, ценность. Идеал, что позволяет представить такое явление, как мир. Системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Постепенно с позиций культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимосвязи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

  • человечество как многообразие народов, культур, религий;

  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;

  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение окружающего мира во 2 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).


Результаты изучения курса.

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменных формах.

  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

  1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

  2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

  3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

  4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

  5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 2 класса.

Учащиеся должны знать:

- характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

- названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

- некоторые экологические связи в природе;

- особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;

- изученные правила поведения в природе;

- особенности охраны здоровья в разное время года;

- народные названия месяцев:

- народные приметы и присловья о временах года;

- главные календарные праздники народов своего края.

Учащиеся должны уметь:

- проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

- различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

- объяснять на примерах некоторые экологические связи;

- выполнять изученные правила поведения в природе;

- выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

- разыгрывать народные игры, характерные для разных времён года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

- загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

- рассказывать 2-3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.

Календарно-тематическое планирование (см. таблицу)..

Материально-техническое обеспечение.

Дополнительная литература.

Для учителя:

  1. Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, "УМК «Перспектива" 2012 год.

2. Учебник по окружающему миру для 2 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, "УМК «Перспектива",

изд-во «Просвещение» Москва, 2012 год;

3. CD - диск. Электронное приложение к учебнику окружающий мир для 2 класса, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая,

УМК «Перспектива", изд-во «Просвещение» Москва, 2012 год.

4. Методические рекомендации для учителя к учебнику окружающий мир для 2 класса.

5. Поурочные разработки по окружающему миру2 класс к УМК "Перспектива", А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая , автор Н. Ю. Васильева, изд-во "Вако" 2013 .

6. Контрольно - измерительные материалы по окружающему миру 2 класс, изд-во "Вако" 2013, составитель И.Ф. Яценко.

Для учащихся:

1. Учебник по окружающему миру для 2 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая,

УМК «Перспектива", изд-во «Просвещение» Москва, 2012 год.

2. Контрольно - измерительные материалы по окружающему миру 2 класс, издательство "Вако" 2013,

составитель И.Ф. Яценко.

Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru

  2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka.info/about/193

  3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: festival. 1september.ru

  4. Официальный сайт УМК «Перспектива». - Режим доступа: prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371

Технические средства обучения.

  1. Персональный компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Ксерокс.










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ А. А. ПЛЕШАКОВ, 2 класс. УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

Тема и цели урока.


Формирование УУД.

Использование ИКТ.

Уровень усвоения материала.

Формы контроля

предметные

метапредметные и личностные

1

2

4

5

6

1 четверть (18 часов).

Окружающий мир 1 часть.

Раздел "Вселенная, время, календарь" (14 часов).

1 неделя

1.
02.09

Мы - союз народов России.

Сформировать представление о территориальных единицах РФ,

научить находить их на карте,

определять самобытность каждого народа РФ и обосновывать своё суждение.

Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности.

Личностные:

Формирование основ

российской гражданской идентичности, чувства

гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной

принадлежности;

Формирование

уважительного отношения

к истории и культуре

других народов.

Регулятивные:

1. определять цель

учебной деятельности при:

работе с компасом;

термометром

2. Составлять план

(алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем

и одноклассниками при

работе с компасом;

термометром

3.Контролировать способ (алгоритм) решения

и результат учебной

задачи по ранее

составленному плану

при работе с компасом; термометром

4. Сравнивать свои

ответы с тем, что

изображено на фотографиях учебника ( с образцом)

Познавательные:

-умение ориентироваться

в учебнике, поиск

и выделение необходимой информации;

сравнивать, как менялись предметы домашнего

обихода, как развивалось производство;

- установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;

- сравнить фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге,

слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения;

- искать правильный

ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи,

и обсуждают ее;

- оформлять свои

мысли в устной

речи (составлять рассказ

по картинкам).


Интерактивная карта России.

Учебник стр. 3-7.

задания 1, 2, 3.

КИМ - тест 1.

2.
07.09.

Мы - жители Вселенной.

Сформировать понятие о Вселенной,

о строении Солнечной системы, планетах и их спутниках, научить распознавать небесные тела и обосновывать своё суждение.

Знать в общем виде строение Вселенной, уметь называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе, узнавать небесные тела по их описанию, перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров.

Аудио запись песни "Притяжение земли"

Интерактивный показ планет солнечной системы.

Учебник стр. 8-11.

задания 2, 3, 4.

КИМ - тест 51.

2 неделя

3-4.
09.09.

14.09

Наш «космический корабль» - Земля. Практическая работа с компасом. (стороны горизонта,

компас, глобус - модель Земли.

Дать понятие о горизонте, сторонах горизонта, компасе, научить обращению с компасом, определять стороны горизонта и фиксировать результаты в таблице, научить находить на глобусе материки и океаны, определять их название, уметь находить на глобусе нашу страну.

Иметь представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе; уметь определять по схеме способ обозначения сторон горизонта, знать устройство компаса, уметь определять стороны горизонта и фиксировать результаты в таблице, уметь находить на глобусе океаны и материки, определять их название и число, находить на глобусе нашу страну.

Запись песен «Притяженье Земли»

Компас, глобус.

рисунок, изображающий плоскую Землю, лежащую на трех слонах; изображение первого компаса, изобретенного в Китае.

Учебник стр. 12-15. задания 1, 2, 3, 10, 11

КИМ - тест 47.

3 неделя

5.
16.09

Время (настоящее, прошлое, будущее)

Сформировать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего, познакомить с разными типами старинных и современны часов как явлением истории и культуры разных стран и народов мира.

Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, уметь перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, знать устройство часов, уметь определять время по часам.

Песочные часы, будильник, механические

часы с открытым механизмом, секундомер.

Учебник стр. 16-19, задания 2, 3.

КИМ - тест 48.

6.
21.09

Сутки и неделя.

Сформировать представление о связи

естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи, познакомить

с древними легендами, объясняющими смену

дня и ночи, расширять способы творческой активности детей.

Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг оси и сменой дня и ночи, уметь давать научное объяснение смены дня и ночи, уметь называть дни недели и выстраивать их последовательность.

Учебник стр. 20-23, задания 2, 3, 4.

КИМ - тест 52.

4 неделя

7.
23.09

Месяц и год

Сформировать представление о связи естественных единиц измерения времени «месяц», «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг

Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца, пробуждать в детях интерес к наблюдению за живой и неживой природой.

Иметь представление о связи естественных единиц

измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, уметь давать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца, используя схему, уметь выстраивать правильную последовательность месяцев года.

Учебник стр. 24-27,задания 1, 4, 5.

КИМ - тест 4.

8.
28.09

Времена года.

Сформировать представление детей о причине смены времён года, о последовательности

этой смены и о связи изменений в природе

с движением Земли по орбите вокруг

Солнца, познакомить с важнейшими

сезонными явлениями природы.

Уметь объяснять смены времён года с помощью схемы, называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года, уметь

перечислять времена года в правильной последовательности.

Учебник стр. 28-31,задания 1, 2, 4, 5.

КИМ - тест 14.

5 неделя

9.
30.09

Погода

(практическая работа с термометром).

(ОБЖ. Какими бывают чрезвычайные ситуации)

Сформировать понятие «погода», познакомить с устройством и особенностями работы разных видов термометров, научить измерять

температуру и записывать показания термометра.

Уметь конструировать определение понятия «погода», различать виды термометров и пользоваться каждым из них, измерять температуру, записывать показания термометра, узнавать явления погоды по фотографиям.

Аудиозапись песни "У природы нет плохой погоды"

Презентация "Виды термометров"

Термометры для учеников.

Учебник стр. 32-35, задания 1, 2, 3, 4, 5.

КИМ - тест 6.

10.
05.10

Календарь - хранитель времени, страж памяти.

Дать представление о календаре как очень древнем явлении мировой культуры, тесно связанном с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира, познакомить с разными видами и устройством старинных и современных календарей.

Уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких, иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей.

Учебник стр. 36-39, задания 1, 2, 4, .

КИМ - тест 7.

6 неделя

11.
07.10

Красные дни календаря.

Познакомить с важнейшими праздниками

современного российского гражданского

календаря как способом дружеского

объединения всех граждан нашего

Отечества вне зависимости

от местожительства, особенностей

этнической культуры и вероисповедания.

Уметь кратко характеризовать содержание общероссийских праздников современного российского календаря, составлять рассказ о праздниках в своём городе.

Учебник стр. 40-43, задания 1.

КИМ - тест 34.

12.
12.10

Народный календарь.

Сформировать представление о народном

календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней,

научить детей соотносить народные приметы погоды с наблюдениями за живой и неживой природой и с ощущениями, которые дают

нам разные органы чувств.

Знать некоторые народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой,

наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.

Учебник стр. 44-47,задания 1, 2.

КИМ - тест 33.

7 неделя

13.
14.10

Экологический календарь.

Продолжать формирование экологического сознания детей, дать понятие об экологии,

о необходимости охраны природы,

познакомить с экологическим календарём

как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность

природы Земли.

Знать некоторые народные приметы на погоду своего края, уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.

Учебник стр. 48-51, задания 1, 3.

КИМ - тест 35.

14.
19.10

«Контрольное тестирование по разделу «Вселенная, время, календарь».

Проверить уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализ ошибок, коррекция знаний.

Показать уровень усвоения изученного материала по пройденному разделу.


Тест -

( поурочные разработки по курсы окр мир автор Васильева,

стр. 99-100)

Осень (19 часов).

8 неделя

15.
21.10

Осенние месяцы.


Научить соотносить признаки осени в живой и неживой природе, события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев в языке народов своего края, показать нравственный смысл и красоту старинных

осенних обычаев взаимопомощи в труде.

Знать чередование осенних месяцев, уметь

характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников, уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей в старинных названиях осенних месяцев.

Личностные:

Формирование чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственности за происходящее, потребности в добром поступке.

Регулятивные:

1. определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу

2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с атласом-определителем

4. Сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом)

Познавательные: наблюдение за погодой, за изменениями в окружающем мире;

- понимание зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;

-сравнение, чем отличаются осенние дожди от летних;

-сравнение обрядов и обычаев характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;

-сравнение, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;

- извлечение необходимой информации из текстов;

- установление причинно-следственных связей;

-сравнение фазы развития насекомых, отличие паукообразных от насекомых;

- подведение под понятие;

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументация своего мнения и позиции;

- распределение операции между собой в группе;

- умение отвечать «компетентно» на поставленные вопросы.

Учебник стр. 54-57,задания 1, 2. 3.

КИМ - тест 11.

16.
26.10

Осень в неживой природе.


Показать зависимость осенних изменений

в неживой природе от наклона оси вращения Земли по отношению к её орбите, обобщить повседневные наблюдения учащихся за состоянием погоды осенью, дать понятие о дне осеннего равноденствия.

Понять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера её освещённости, знать названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе

Учебник стр. 58-61, задания 1, 2, 3.

КИМ - тест 12.

9 неделя

17.
28.10

Народные праздники в пору осеннего

Равноденствия.


Познакомить с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России, научить соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов.

Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов, называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл благодарность природе

Учебник стр. 62-65, задания 1.

КИМ - тест 2.

18.
09.11

Итоговое тестирование за 1 четверть.

Проверить уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализ ошибок, коррекция знаний.

Показать уровень усвоения изученного материала за 1 четверть.

КИМ - тест 19.

2 четверть (14 часов).

10 неделя

19.
11.11

Звездное небо осенью.


Продолжить знакомство со звёздами и созвездиями, познакомить с созвездиями

Большая Медведица и Лебедь.


Понять, что звёзды, как и Солнце - сгустки

раскалённых газов, знать, что понимали под созвездиями древние, и что называют созвездиями современные учёные, познакомиться с созвездиями Большая Медведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них.

Личностные:

Формирование чувства

гордости за свою Родину;

формирование ответственности

за происходящее, потребности в добром поступке.

Регулятивные:

1. определять цель учебной деятельности при: работе

с атласом-определителем; при определении невидимых нитей

в осеннем лесу

2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи

совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей

в осеннем лесу

3.Контролировать способ

(алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе

с атласом-определителем

4. Сравнивать свои ответы с тем,

что изображено на фотографиях учебника ( с образцом)

Познавательные: наблюдение за погодой, за изменениями в окружающем мире;

- понимание зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;

-сравнение, чем отличаются осенние дожди от летних;

-сравнение обрядов и обычаев характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;

-сравнение, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;

- извлечение необходимой информации из текстов;

- установление причинно-следственных связей;

-сравнение фазы развития

насекомых, отличие

паукообразных от насекомых;

- подведение под понятие;

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей

с достаточной полнотой

и точностью;

- аргументация своего мнения

и позиции;

- распределение операции

между собой в группе;

- умение отвечать «компетентно»

на поставленные вопросы.

Учебник стр. 66-69,задания 1, 2.

КИМ - тест 9

20.
16.11

Трава у нашего дома.

(ОБЖ. В волшебный лес за ягодами.)


Продолжить начатое в 1 классе знакомство с наиболее встречающимися травянистыми растениями, научить, пользуясь

атласом-определителем, распознавать травянистые растения, познакомить с их

особенностями и значением для человека.

Понять причины пожелтения травы осенью, уметь

распознавать травы с помощью атласа-определителя, описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений.

Учебник стр. 70-73,задания 1 КИМ - тест 13.

11 неделя

21.
18.11

Старинная женская работа.


Познакомить с содержанием и

последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани, закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей.

Уметь определять особенности льняной ткани,

называть последовательность трудовых операций со льном, соотносить эти операции с образами загадки.

Учебник стр. 74 -77,задания 1, 2, 3.

КИМ - тест 3.

22.
23.11

Деревья и кустарники осенью.

(ОБЖ. Ориентиры местности.)

Продолжить знакомство детей с наиболее часто встречающимися деревьями и кустарниками и вечнозелёными хвойными растениями средней полосы.

Понять причины листопада, уметь сравнивать

состояние лиственных и хвойных растений осенью, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям, определять деревья и кустарники по плодам, используя атлас-определитель.

Учебник стр. 78-81, задания 1, стр 49 задание 2.

КИМ - тест 5.

12 неделя

23.
25.11

Чудесные цветники осенью.


Продолжить начатое в 1 классе знакомство детей с садовыми цветами, учить создавать и ценить красоту, обобщить знания об осенних цветах, полученные из непосредственного опыта, и сообщить новые сведения.

Знать растения цветника по материалам учебника, уметь определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя, узнавать изученные растения на рисунках и в природе.

Учебник стр. 82-86, задания 1, 2, 3.

КИМ - тест 16.

24.
30.11

Съедобные, несъедобны и ядовитые грибы.

(ОБЖ. В волшебный лес за грибами.)


Дать понятие о грибах как особом царстве живой природы; познакомить со строением гриба, с его ролью в жизни леса, научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Уметь сравнивать грибы по внешнему виду, знать строение грибов, уметь устанавливать связи грибов с растениями и животными, уметь различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по

характерным признакам.

CD-диск ЭПкУ урок 21

Учебник стр. 86-89,задания 1, 2, 3.

КИМ - тест 17.

13 неделя

25.

Шестиногие и восьминогие



Продолжать начатое в 1 классе знакомство с насекомыми, дать понятие о паукообразных, познакомить с этапами развития бабочки и

стрекозы, воспитывать бережное отношение к

природе.

Знать отличительные особенности насекомых от паукообразных, уметь узнавать изученных насекомых на рисунках, знать этапы развития бабочки и стрекозы.

Учебник стр. 90-93,задания 1, 2, 3.

КИМ - тест 21.

26.

Птичьи секреты.


Продолжить начатое в 1 классе знакомство с птицами, дать понятие о перелётных и зимующих птицах, рассказать об осенних явлениях в жизни птиц, познакомить со страничками народного календаря, связанного с птицами.

Уметь различать перелётных и зимующих птиц,

узнавать на рисунке изученных птиц и классифицировать их по известным признакам,

приводить примеры птиц, знать причины, по которым перелётные птицы покидают родные края.

Учебник стр. 94-97, задания 1, 2.

КИМ - тест 22.

14 неделя

27.

Как разные животные готовятся к зиме.


Познакомить с осенними изменениями в жизни зверей и других животных, с тем, как

пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме.

Уметь устанавливать связи между сезонными

изменениями в природе и жизнью животных, знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

Учебник стр. 98-101,задания 1, 2, 3.

КИМ - тест 30.

28.

Невидимые нити в осеннем лесу.


Продолжить формирование знаний о связях в природе, показать примеры и значение связей между растениями и животными в осеннем лесу, научить детей выявлять эти связи.

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу, уметь приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.

Учебник стр. 102-105, задания 1, 2, 3.

КИМ - тест 15.

15 неделя

29.

Осенний труд.


Сформировать представления детей

о многообразной работе осенью в городах и сёлах, соотнося её с особенностями осенней живой и неживой природы.

Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными, уметь соотносить осенние работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы.

Учебник стр. 106-109, задания 1.

КИМ - тест 15.

30.

Будь здоров! (Подвижные старинные игры)

(ОБЖ. Опасные игры)

Познакомить детей с правилами здорового образа жизни в осенний период; продолжить приобщение к игровой культуре народов России.

Знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени; уметь соблюдать правила, предусмотренные игрой.

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период.

Учебник стр. 110-113, задания 1, 2.

КИМ - тест 32.

16 неделя

31.

Охрана природы осенью.


Познакомить с правилами охраны природы при сборе её даров осенью; продолжить изучение страниц Красной книги, обращая внимание на исчезновение растений, животных, грибов из-за вредных для природы действий людей осенью.

Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов, уметь выполнять правила поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.

Учебник стр. 114-117, задания 3, 4.

КИМ - тест 46.

32.

Контрольное тестирование по разделу «Осень».

Проверить уровень усвоения материала по данному разделу, учить анализировать ошибки.

Показать уровень усвоения материала по данному разделу, уметь анализировать свои ошибки.


КИМ - тест 8, 31.

3 четверть (15 часов).

Окружающий мир 2 часть.

17 неделя

33.

Зимние месяцы.


Научить соотносить признаки зимы в природе

со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края, познакомить с зимними примета- ми и присловьями.

Уметь сопоставлять старинные и современные

названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и событиями в жизни людей, описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме.

Личностные:

Формирование чувства

гордости за свою Родину;

- осознание ответственности

за общее дело;

- следование в поведении

моральным нормам и этическим требованиям

Регулятивные:

- контроль, коррекция, оценка;

- умение соотнести выполненное задание с образцом

Познавательные:

Обобщение и систематизация наблюдений над зимними

природными явлениями;

наблюдение за формой

снежинок (подготовка

к усвоению сведений о кристаллизации

замерзающей воды);

- моделирование

и преобразование моделей;

- умение находить необходимую информацию на вопросы

рубрики «Подумаем!»;

- умение подводить итоги

урока по вопросам рубрики «Проверим себя»;

- подведение под понятие

Коммуникативные:

- умение высказывать свои

мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира.

Называть самое главное, что понравилось на уроке;

-умение объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность,

хитрость;

- формирование и аргументация своего мнения при наблюдении

за строением снежного пласта

за жизнью деревьев, а также

растений под снегом,

за зимующими птицами;

- умение договариваться

об условиях игры.

Учебник стр 3-7.

задания 1, 2, 3, 4.

КИМ - тест 18.

34.

Зима - время науки и сказок.


Углубить представление детей о том, как учились дети в старину, расширять знание народных погодоведческих примет; учить пониманию нравственного значения сказок народов России.

Знать несколько зимних народных примет на погоду, уметь объяснять смысл народных сказок, их

нравственное значение для современной жизни.

Учебник стр 8-11.

задания 1, 2.

КИМ - тест 21.

18 неделя

35.

Растения в домашней аптечке.


Дать представление о разнообразии

лекарственных растений, познакомить

с правилами их сбора, хранения и использования.

Знать несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения.

Учебник стр 12-15, задания 1, 2, 3.

КИМ - тест 28.

36.

Зимняя жизнь птиц и зверей.


Познакомить с разнообразием зимующих птиц, их приспособленностью к трудным зимним условиям, рассказать об особенностях жизни зверей зимой, прививать стремление помогать животным пережить зиму.

Познакомить с образом жизни и питания зимующих птиц; о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

Учебник стр 16-19, задания 1, 2, 3, 4.

КИМ - тест 40.

19 неделя

37.

Невидимые нити в зимнем лесу.


Продолжить формирование знаний о связях в природе, научить детей выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.

Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу.

38.

В феврале зима с весной встречается впервой.


Познакомить детей с зимними праздниками и традициями проводов зимы в культуре народов своего края, с особым положением февраля в годовом круге.

Познакомить, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года.

Учебник стр 20-23,задания 1, 2, 3.

КИМ - тест 24.

20 неделя

39.

Зимний труд.


Познакомить со старинной традицией зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения, дать представление о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме.

Знать о видах зимнего труда в старину, о современных зимних работах в городе и селе, об особенностях ухода зимой за растениями и животными.

Учебник стр 24-27, задания 1, 3.

КИМ - тест 26.

40.

Зима в неживой природе.


Дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на жизненный опыт детей, дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нём, научить видеть красоту зимней природы.

Обобщить и систематизировать наблюдения над

зимними природными явлениями, знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего

солнцеворота (25 декабря).


Учебник стр 28-31, задания 1.

КИМ - тест 39.

21 неделя

41.

Звездное небо зимой.

Продолжить знакомство с картой звёздного

неба, познакомить детей с созвездиями

Малая Медведица и Орион, с Полярной

звездой и звездой Сириус.

Уметь находить на звёздном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду, уметь ориентироваться по Полярной звезде.

Учебник стр 32-35, задания 1.

КИМ - тест 38.

42.

Зимняя прогулка (экскурсия)

Научить наблюдать за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, растений под снегом, за зимующими птицами, научить соотносить приметы с природными явлениями.

Ознакомить с сезонными изменениями в живой природе.

Учебник стр 36-39, задания 1, 2.

КИМ - тест 43.

22 неделя

43.

Зима в мире растений.


Закрепить знания детей о зимних погодных

явлениях и состоянии природы зимой, повторить способы определения деревьев

и кустарников по их стволам и плодам.

Уметь распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам,

используя атлас-определитель, определять растения, зимующие под снегом.

Учебник стр. 40-43, задания 1, 2.

КИМ - тест 44.

44.

Зимние праздники. (ОБЖ. Если ты потерялся)

Познакомить детей с общими и различными чертами рождественского праздника в странах Запада и России, познакомить

с происхождением и особенностями зимнего новогоднего праздника, закрепить понятие о двух типах календаря гражданском и православном.

Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России;

Учебник стр 44-47, задания 1, 2.

КИМ - тест 49.

23 неделя

45.

Будь здоров! (ОБЖ. Как вести себя на реке зимой. Опасные игры.)


Познакомить с правилами здорового и безопасного образа жизни в зимний период, продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России.

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы.

Учебник стр 48-51, задания 1, 2.

КИМ - тест 37.

46.

Охрана природы зимой.

Познакомить детей с правилами охраны зимой чистоты в парке, сквере, лесу, со способами подкормки зверей и птиц, продолжить изучение страниц Красной книги.

Знать и соблюдать правила охраны природы в зимнем парке, сквере, лесу, уметь соблюдать чистоту во время прогулки, знать о некоторых представителях Красной книги России.


Учебник стр 52-55, задания 1, 2, 3, 4.

КИМ - тест 36.

24 неделя

47.

Контрольное тестирование по разделу «Зима».

Проверить уровень усвоения материала по данному разделу, учить анализировать ошибки.

Показать уровень усвоения материала по данному разделу, уметь анализировать свои ошибки.

КИМ - тест 29.

Весна и лето (21 ч.)

48.

Весенние месяцы. (ОБЖ. Безопасность на улицах и дорогах.)


Учить соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе и события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев.

Уметь находить признаки весенних явлений природы в старинных названиях весенних месяцев; понять причины потепления весной; знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления.

Личностные:

Формирование чувства

гордости за свою Родину;

- осознание ответственности

за общее дело;

- следование в поведении

моральным нормам и этическим требованиям;

- формирование чувства любви

к природе, первоцветами и стремиться беречь их;

- умение контролировать

во время игры свое поведение по отношению к сверстникам,

соблюдая правила,

предусмотренные игрой;

- выполнение правил здорового

образа жизни в весенний период;

- формирование личной ответственности за происходящее, воспитание потребности в добром поступке.

Регулятивные:

- контроль, коррекция, оценка;

- умение соотнести выполненное задание с образцом;

- самоконтроль во время

прогулки в парке, лесу.

Познавательные:

умение сравнивать положение

Солнца зимой и весной - моделирование и преобразование моделей;

- умение подводить итоги урока

по вопросам рубрики

«Проверим себя»;

- подведение под понятие;

- освоение технологии поиска информации (находят информацию

в атласе-определителе);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные:

- умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

на события, поступки


Учебник стр 58-61, задания 1, 2.

КИМ - тест 27.

25 неделя

49.

Весна в неживой природе. (ОБЖ. Каким бывают наводнения.)

Продолжить изучение сезонных изменений в неживой природе, дать понятие о дне весеннего равноденствия и природных весенних явлениях.

Знать причины потепления весной, дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления, продолжить работу по наблюдениям за погодой.

Учебник стр 62-65, задания 1, 2, 3.

КИМ - тест 45.

50.

Весна - утро года.


Продолжить формирование образа весны в мире природы и людей как поры обновления жизни, познакомить с весенними праздниками по старинным календарям своего края.

Знать причины потепления весной, дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления, продолжить работу по наблюдениям за погодой.

Учебник стр 66-69, задания 1, 2, 3.

КИМ - тест 41.

26 неделя

51.

Звездное небо весной.

Продолжить знакомство со строением Вселенной, рассмотреть положение на небе

изученных созвездий весной, дать понятие о созвездиях Кассиопея и Лев, научить находить их на звёздном небе.

Уметь определять положение весной созвездий Большая и Малая Медведица, уметь находить созвездия Кассиопея и Лев на звёздном небе, определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды.

Учебник стр 70-73, задания 1.

КИМ - тест 42.

52.

Весенняя прогулка Старинные детские игры весной.

Познакомить с раннецветущими растениями

27 неделя

53.

Весеннее пробуждение растений.


Дать сведения о раннецветущих травянистых растениях и цветении деревьев, развивать эстетическое восприятие природы и стремление беречь её.

Познакомить с причинами, по которым раннецветущие растения зацветают первыми.

Учебник стр 74-77. задания 1, 2, 3.

КИМ - тест 53.

54.

Чудесные цветники весной.


Познакомить с культурными растениями весеннего цветника, с мифами и легендами, связанными с этими цветами, развивать эстетическое восприятие и творческие способности учащихся.

Знать названия культурных растений весенних цветников, уметь находить их в атласе-определителе, уметь различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов.

Учебник стр 78-81, задания 1, 2.

КИМ - тест 55.

28 неделя

55.

Весна в мире насекомых.


Познакомить с весенними изменениями в жизни насекомых, с ролью насекомых в жизни человека, рассказать о необходимости

бережного к ним отношения.

Знать о весенних изменениях в жизни насекомых, уметь определять взаимосвязи в мире насекомых, понимать полезность некоторых насекомых для человека.

Учебник стр 82-85, задания 1, 2, 3, 4.

КИМ - тест 56.

56.

Весна в мире птиц и зверей.


Познакомить с весенними изменениями в жизни птиц и зверей, рассказать об их зависимости от других сезонных явлений в природе,

о необходимости бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время.

Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей, уметь определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв, уметь формулировать правила экологической этики.

Учебник стр 86-89, задания 1, 2, 3.

КИМ - тест 57.

29 неделя

57.

Невидимые нити в весеннем лесу.


Продолжить формирование знаний о связях в природе, научить детей выявлять эти связи в весеннем лесу на конкретных примерах.

Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; учить приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

Учебник стр 90-93, задания 1, 2, 3.

КИМ - тест 54.

58.

Весенний труд.


Познакомить с видами старинной женской и мужской работы весной, сопоставить их с современными видами весенних работ в селе и городе, в садах, огородах, поле.

Уметь различать особенности

весеннего труда у женщин и мужчин в старину и соотносить их с видами работы в настоящее время, уметь проводить наблюдения за состоянием природы и сопоставлять их с народными приметами.

Учебник стр 94-97. задания 1, 2, 3.

КИМ - тест 23.

30 неделя

59.

Старинные весенние праздники.


Познакомить с народными обычаями весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, сопоставить между собой традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России.

Уметь характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края, уметь определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов России.

Учебник стр 98-101, задания 1, 2, 3.

КИМ - тест 10.

60.

Будь здоров! (ОБЖ. Опасные встречи в волшебном лесу.)


Познакомить с правилами здорового и безопасного образа жизни в весенний период, продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России.

Уметь формулировать и выполнять правила здорового образа жизни

весной, знать и уметь объяснять с

помощью схемы правила 2-3 народных игр, подходящих для весны.

Учебник стр 102-105, задания 1, 2.

31 неделя

61.

Охрана природы весной.


Познакомить с правилами охраны природы весной, с устройством искусственных гнездований для птиц, продолжить изучение страниц Красной книги.

Знать правила охраны природы весной, формулировать правила экологической этики, рассказывать о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности.

Учебник стр 106-109, задания 2.

62.

Контрольное тестирование по разделу «Весна».

Проверить уровень усвоения материала по разделу «Весна», учить анализировать ошибки.

Показать уровень усвоения материала по разделу, уметь находить и анализировать ошибки.

КИМ - тест 50.

32 неделя

63.

Лето красное. (ОБЖ. Как не заблудиться в лесу.)


Учить детей соотносить признаки лета в живой и неживой природе и события в жизни людей весной со значением старинных названий

летних месяцев на языке народов своего края, показать социально-нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев.

Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев,

характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников,

объяснять смысл старинных летних присловий и обычаев.

Учебник стр 110-113,задания 1, 2, 3, 5,6, 7.

КИМ - тест 58.

64.

Летние праздники и труд. (ОБЖ. Учимся плавать.)


Познакомить с народными обычаями летних старинных праздников, определить

нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира, рассказать о видах труда людей летом.

Уметь соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе и селе,

определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира.

Учебник стр 114-117, задания 1, 2, 3, 4.

КИМ - тест 59.

33-34 неделя


65.

Итоговая проверочная работа.

Проверить уровень усвоения материала по пройденным разделам, учить находить

и анализировать ошибки.

Показать уровень усвоения материала по пройденным разделам, уметь находить

и анализировать свои ошибки

КИМ - тест 60.

66-


68.

Повторение изученного за год.

Обобщить и систематизировать полученные знания в ходе викторины по изученным темам

Повторить в игровой форме основной материал, изученный в течение учебного года.



© 2010-2022