Рабочая программа по обществознанию ( 10 кл базовый уровень)

 Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень)  и авторской программы по обществознанию Боголюбова Л.Н., Городецкой Н. И., а также с учетом учебного плана МБОУ гимназии №5 г. Брянска.            Рабочая программа ориентирована на 10 классы, рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю.   Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем о...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и авторской программы по обществознанию Боголюбова Л.Н., Городецкой Н. И., а также с учетом учебного плана МБОУ гимназии №5 г. Брянска.

Рабочая программа ориентирована на 10 классы, рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю.

Нормативно-правовая основа рабочей программы по «Обществознание»

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 №273-ФЗ)

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  3. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования на 2014/2015 учебный год.

  4. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»

  5. Учебный план МБОУ гимназии № 5 г. Брянска на 2014/2015 учебный год.

  6. Годовой календарный график МБОУ гимназии № 5 г. Брянска на 2014/2015 учебный год.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.

Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей и задач:

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Формы организации общеобразовательного процесса диктует содержание исторического образования и возрастные особенности учащихся:

-лекция;

-семинар;

-работа в группах;

-практическая работа.

-подготовка сообщений на заданную тему, презентаций

-работа с правовыми документами

Виды и формы контроля: тестирование, задания на выявление операционных жизненных ситуаций, моделирование жизненных ситуаций, контрольная работа.

Учебник: Обществознание (базовый уровень). Под редакцией Боголюбова Л. Н. _М.: «Просвещение», 2008.

Содержание рабочей программы


Раздел 1. Общество и человек (15ч).
Глава 1. Общество (4 ч).
Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества. Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.
Глава 2. Человек (11 ч).

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.
Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (39 ч).
Глава 3. Духовная культура (9 ч).
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.
Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Глава 4. Экономика (4 ч).
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности.
Глава 6. Социальная сфера (13 ч).
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Социальные процессы в современной России. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.
Глава 7. Политическая сфера (13ч).
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Раздел 3. Право (13 ч.).
Глава 8. Право как особая система норм (13 ч).
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов.
Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.
Повторение (1 час)

Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

Контрольные работы

1

Общество

4

Тестирование

2

Человек

11

Тестирование

3

Духовная культура

9

Тестирование

4

Экономика

4

Тестирование

5

Социальная сфера

13

Тестирование

6

Политическая сфера

13

Тестирование

7

Право как особая система норм

13

Тестирование

8

Повторение

1

Итоговый контроль

Требования к уровню подготовки учащихся:


Знать/понимать
· биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
· тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
· необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
· особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
· характеризовать
основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
· анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
· объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
· раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
· осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
· оценивать
действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· формулировать
на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
· подготовить
устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
· применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
· совершенствования собственной познавательной деятельности;
· критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
· решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
· ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
· предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
· оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
· осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИИЮ 10 класс (68 часов)

Тема

Кол-во уроков

Дата проведения

Основное

содержание

Тип урока

Дом.

задание

1-2

Что такое общество

2

Широкое и узкое значение понятия «общество». Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Урок изучения нового материала

§1

3-4

Общество как сложная динамичная система

2

Особенности социальной системы. Социальные институты

Комбинированный

§2

5-6

Природа человека

2

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Комбинированный

§3

7-8

Человек как духовное существо

2

Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Комбинированный

§4

9-10

Деятельность- способ существования людей

2

Деятельность человека: основные характеристики. Основные потребности. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Комбинированный

§5

11-12

Познание и знание

2

Подходы к познанию мира. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания.

Комбинированный

§6

13-14

Человек в системе социальных связей

2

Биологическое и социальное в человеке. Человек. Индивид. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности.

Комбинированный

§7

15

Повторение темы «Человек»

1

Закрепление и обобщение изученного материала

П-о урок

16-17

Культура и духовная жизнь общества

2

Духовная жизнь и духовная деятельность. Виды духовной деятельности. Культура - как понятие. Функции культуры. Разнообразие культур. Массовая и элитарная культуры.

Комбинированный

§8

18-19

Наука. Образование.

2

Роль науки в современном обществе. Этика науки. Образование в современном обществе.

Комбинированный

§9

20-21

Мораль. Религия.

2

Мораль. Особенности морали. Принципы и нормы морали. Религия. Религиозное и светское сознание. Роль религии и морали в современном обществе.

Комбинированный

§10

22-23

Искусство и духовная жизнь.

2

Что такое искусство. Особенности искусства. Виды искусства. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Комбинированный

§11

24

Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная культура»

1

Закрепление и обобщение изученного материала

П-о урок

25-26

Роль экономики в жизни общества

2

Экономика - подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика.

Комбинированный

§12

27-28

Экономическая культура

2

Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности.

Комбинированный

§13

29-30

Социальная структура общества.

2

Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы.

Комбинированный

§14

31-32

Социальные взаимодействия

2

Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Комбинированный

§15

33-34

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

2

Социальные нормы. Социальный контроль. Девиантное поведение. Преступность.

Комбинированный

§16

35-36

Нации и межнациональные отношения.

2

Этнические общности. Национальное самосознание. Межнациональное сотрудничество в современном мире. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.

Комбинированный

§17

37-38

Семья и быт.

2

Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура места жительства.

Комбинированный

§18

39-40

Социальное развитие и молодежь.

2

Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Социальные роли в юношеском возрасте. Молодежная субкультура

Комбинированный

§19

41

Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера»

1

Закрепление и обобщение изученного материала

П-о урок

42-44

Политика и власть.

3

Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политическая власть.

Комбинированный

§20

45-46

Политическая система

2

Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политический режим. Демократические перемены в России.

Комбинированный

§21

47-48

Гражданское общество и правовое государство

2

Признаки правового государства. Международные документы о правах человека. Гражданское общество. Местное самоуправление. СМИ в политике.

Комбинированный

§22

49-51

Демократические выборы и политические партии

3

Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.

Комбинированный

§23

52-53

Участие гражданина в политической жизни.

2

Сущность политического процесса. Политическое участие. Политическая культура.

Комбинированный

§24

54

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая сфера»

1

Закрепление и обобщение изученного материала

П-о урок

55-56

Право в системе социальных норм

2

Определение права. Признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права.

Комбинированный

§25

57-58

Источники права

2

Определение понятия источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов.

Комбинированный

§26

59-60

Правоотношения и правонарушения

2

Правоотношение. Правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Право в современной России.

Комбинированный

§27

61-64

Современное российское законодательство

4

Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.

Комбинированный

§28

65-66

Предпосылки правомерного поведения.

2

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Комбинированный

§29

67

Повторительно-обобщающий урок по теме «Право как особая система норм»

1

Закрепление и обобщение изученного материала

П-о урок

68

Итоговое повторение

1

Закрепление и обобщение изученного материала

П-о урок

-

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
I.Учебники.
1. Обществознание. Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2009.- 414 с.
2. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова
3. Школьный словарь по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбовой
II. Дополнительная литература для учеников
1. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. - М.: Дрофа, 2008. - 480 с.
2. Практикум по обществознанию. - М.: Рольф, 2008. - 320 с.
3. Человек и общество: Доп. материалы к учеб. - М.: Дрофа, 2009
III. Методическая литература для учителя
1. Кравченко А.И. Основы социологии. - М.: Академический проект, 2009. - 384 с.
2. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. -М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 320 с.
3. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. - М.: Школа-Пресс, 2009. - 160 с.
4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. \ Л.Н. Боголюбов и др\. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2009.- 159-191 с.
5. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2009. - 175 с.
6. Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». - М.: Дрофа, 2009. - 288 с.
7. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 160 с.
8. Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: книга для учителя. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 224 с.
9. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие. - Брянск: «Курсив»,2009. - 340 с.
10. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. - М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2009. - 192 с.

© 2010-2022