Рабочая программа по обществознанию, 5 класс

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:

  • развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

  • овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

  • создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

  • способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

  • помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

  • содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

  • обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

  • предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

  • помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

  • предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Структура курса и последовательность предъявления материала

Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5-9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классы автор Л.Н. Боголюбов, издательство «Просвещение», 2011г.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА


Распределение учебного материала в 5 классе


№ п/п

Наименование главы

Количество часов

1

Человек

4

2

Семья

7

3

Школа

7

4

Труд

5

5

Родина

9

6

Повторение

2


Итого

34

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:


  1. Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.; Просвещение, 2013.

  2. Иванова, JJ. Ф. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2012.

  3. Иванова, J1. Ф. Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова. - М. : Просвещение, 2012.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения обществознания ученик должен

знать /понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Методические пособия для учителя:

  1. Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.

  2. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.

  3. Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи...» : методические разработки социально- психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.

  4. Прутченковf А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

  5. Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.

  6. Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество- знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.

  7. Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2010.

  8. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007.

Дополнительная литература для учителя:


  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  2. Кодекс об административных правонарушениях.

  3. Конституция Российской Федерации.

  4. Семейный кодекс РФ.

  5. Трудовой кодекс РФ.

  6. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.

  7. Бахмутощ Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений *. в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

  8. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.

  9. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.

  10. Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М.: Дрофа, 1997.

  11. Сычев, Л А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010.

  12. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010

    п/п

    Дата

    Тема урока

    Тип урока

    Основные виды учебной деятельности

    Планируемые предметные результаты

    Универсальные учебные действия

    Личностные результаты

    Оценка достижения планируемых результатов

    Глава I. Человек (4 часа)


    1-2

    Загадка человека

    Ознакомление с новым материалом

    Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

    Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.

    Сравнивать свойства человека и животных

    Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.

    Получат возможность научиться: анализировать

    схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

    Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

    Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных

    точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются

    на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

    Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

    Осмысливают

    гуманистические

    традиции и ценности современного общества

    Карточка с заданиями

    3-4

    Отрочество - особая

    пора жизни

    Комбинированный

    Описывать отрочество как особую пору жизни.

    Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости

    Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, пони

    мать себя.

    Получат возможность научиться: анализировать

    свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах

    Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для

    решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует

    знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.

    Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

    Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм

    действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

    Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно- познавательный интерес

    к новому материалу и способам решения новой задачи

    Самооценка по критериям

    Глава II. Семья (7 часов)


    5-6

    Семья и семейные отношения

    Ознакомление с новым материалом

    Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи.

    Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи.

    Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов.

    Выражать собственную точку зрения на значение семьи

    Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-право- вые отношения.

    Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

    Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

    Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий

    Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

    Опрос

    7-8

    Семейное хозяйство

    Ознакомление с новым материалом

    Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.

    Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства

    Научатся: характеризовать семейно-правовые отношения.

    Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

    Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений:

    Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

    Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

    Проект

    9-10

    Свободное

    время

    Ознакомление с новым материалом

    Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.

    Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

    Характеризовать значимость здорового образа жизни

    Научатся: организовывать свое свободное время.

    Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

    Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи и зависимости

    между объектами.

    Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные

    учителем ориентиры действия в новом учебном материале

    Проявляют заинтересованность

    не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей

    группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/

    неуспешности

    учебной деятельности

    Карточки с заданиями

    11

    ПОУ по теме

    «Семья»

    Обобщение

    и систематизация знаний

    Научатся: организовывать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть

    жизни человека.

    Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

    Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

    Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения

    коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои

    затруднения).

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество

    Определяют целостный, социально ориентированный взгляд

    на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий

    Тестовые задания

    Глава III. Школа (7 часов)


    12-13

    Образование в жизни человека

    Ознакомление с новым материалом

    Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.

    Описывать ступени школьного образования

    Научатся: определять мотивы обучения детей в школе.

    Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

    Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

    Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

    Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

    Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

    Самооценка по критериям

    14-15

    Образование и самообразование

    Комбинированный

    Характеризовать учёбу как основной труд школьника.

    Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения.

    С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.

    Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

    Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний

    Научатся: организовывать собственную учебную деятельность, познакомятся с формами самообразования.

    Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

    Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

    Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

    Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

    Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

    Сравнительная таблица по критериям

    16-17

    Одноклассники, сверстники, друзья

    Комбини

    рованный

    Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

    Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

    Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями

    Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками.

    Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,

    суждения

    Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе мо

    дели и схемы для решения познавательных задач.

    Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

    Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

    Проект «Дружба»

    18

    ПОУ по теме

    «Школа»

    Обобщение

    и систематизация знаний

    Научатся: организовывать свое свободное время; определять свои отношения с одноклассниками.

    Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,

    суждения

    Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную

    цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

    Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют

    активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных

    задач.

    Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

    Проявляют доброжелательность

    и эмоционально-

    нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им

    Тестовые задания

    Глава IV. Труд (5 часов)


    19-20

    Труд - основа жизни

    Ознакомление с новым материалом

    Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

    Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

    Различать материальную и моральную оценку труда.

    Приводить примеры благотворительности и меценатства.

    Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

    Научатся: определять значение труда в жизни

    человека.

    Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

    Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную

    цель; используют общие приёмы решения задач.

    Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

    Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий

    Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

    Карточки с заданиями

    21-22

    Труд и творчество

    Комбинированный

    Различать творчество и ремесло.

    Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

    Научатся: определять значение труда в жизни человека.

    Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

    Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

    Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию.

    Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль

    Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности

    Самооценка по критериям

    23

    ПОУ по теме «Труд»

    Обобщение и систематизация знаний

    Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками.

    Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

    Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

    Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

    Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

    Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им

    Тестовые задания

    Глава V. Родина (9 часов)


    24-25

    Наша Родина - Россия

    Ознакомление с новым материалом

    Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации».

    Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.

    Характеризовать особенности России как многонационального государства.

    Объяснять значение русского языка как государственного.

    Приводить примеры проявлений патриотизма

    Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом.

    Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,

    суждения

    Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную

    цель; используют общие приёмы решения задач.

    Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных

    точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются

    на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

    Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий

    Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

    Опрос

    26-27

    Государственные

    символы

    России

    Ознакомление с новым материалом

    Описывать основные государственные символы Российской Федерации.

    Знать текст гимна РФ.

    Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России.

    Составлять собственные информационные материалы о Москве столице России

    Научатся: определять государственные символы.

    Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо;

    работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

    Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную

    цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

    Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют

    активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

    Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

    Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

    Проект «Мой государственный герб»

    28-29

    Гражданин

    России

    Ознакомление с новым материалом

    Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».

    Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.

    Называть основные обязанности граждан РФ.

    Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

    Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ

    Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации.

    Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

    Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

    Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

    Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

    Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я»

    как гражданина

    России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

    Эссе

    30-31

    Мы - многонациональный народ

    Комбинированный

    Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

    Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей

    Научатся: с уважением относиться к образу жизни

    и культуре разных народов.

    Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать

    логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

    Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

    Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои

    затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

    Осознают свою

    этническую принадлежность;

    проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам

    Опрос

    32

    ПОУ по теме

    «Родина»

    Обобщение

    и систематизация знаний

    Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации.

    Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

    Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

    Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

    Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

    Осознают свою

    этническую принадлежность;

    проявляют гуманистическое

    сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам

    Тестовые задания

    33-34

    ПОУ по теме «Человек и общество»

    Пприменение знаний и умений

    (защита проектов)

    Научатся: проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

    Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся

    Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

    Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

    Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

    Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им

    Защита проектов





















© 2010-2022