- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по экономике 9 класс ( базовый уровень)
Рабочая программа по экономике 9 класс ( базовый уровень)
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Камилова Л.Б. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г. Черепаново
Новосибирской области
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО гуманитарных наук
«____»_____________2014 г.
Протокол № _______
_____________________________
Е. Л. Карабаева
«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора школы по УВР
«____»_____________2014 г.
И. В. Федорова
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МОУ СОШ №3
г. Черепанова
«____»___________2014 г.
_____________________
И. М. Петушкова
Рабочая программа
по экономике
9 класс
( базовый уровень изучения предмета)
учитель экономики высшей квалификационной категории
Камилова Любовь Балтибаевна
2014 - 2015 уч. год
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету экономика
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г.), и программы "Экономика" (автор И.В.Липсиц) базовый уровень М., "Дрофа", 2004 г.
Количество часов по программе - 34
Количество часов по учебному плану школы - 16 часов, 1 час в неделю в 1 полугодии, резервное время 1 час.
-
№№
тем
Названия тем
Количество часов при различном общем времени изучения курса
17-ти часовой
для 9 класса
36-ти часовой для 10 класс
1.
Понятие об экономике
4
-
2.
Типы экономических систем
3
-
3.
Спрос и предложение
2
-
4.
Как работает рынок
2
-
5.
Основы денежного механизма
3
-
6.
Законы денежного обращения
2
-
7.
Человек на рынке труда
-
4
8.
Социальные проблемы рынка труда
-
5
9.
Экономические проблемы безработицы
-
5
10.
Фирмы
-
3
11.
Фирмы и конкуренция
-
4
12.
Доходы и расходы семьи
-
3
13.
Неравенство доходов (дифференциация доходов)
-
4
14.
Экономические задачи государства
-
3
15.
Государственные финансы
-
3
Резерв времени
1
2
Всего
17
36
Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей :
освоение основных знаний об экономической деятельности людей, фирм и государства, об экономике России;
-
ознакомление с функционированием рынка труда, сферой малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности, ориентация в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;
-
овладение умением рассчитать семейный бюджет;
-
развитие у учащихся умений подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение.
Задачи: сформировать у учащихся общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Экономика и экономическая наука. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы. Выбор и альтернативная стоимость Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода1. Значение специализации и обмена.
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения
Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры Экономические функции и цели фирмы, ее основные организационные формы. Производство, производительность труда и факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Реклама. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента.
Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы
Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Социальные последствия инфляции.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Виды налогов. Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы. Основы денежной политики государства.
Международная торговля. Обменные курсы валют. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Особенности современной экономики России.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
знать
-
функции денег и банковской системы, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
уметь
-
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
-
описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, роль профсоюзов, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
-
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, причины инфляции, проблемы международной торговли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
получать экономическую информацию и оценивать ее;
-
составлять семейный бюджет;
-
оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Список литературы:
1. И.В.Липсиц "Экономика" книга 1, М., "Вита пресс", 2007 г.
2.Е.В.Савицкая. "Уроки экономики в школе": учебно-методическое пособие, М., "Вита пресс", 2006 г.
3.Е.В.САвицкая, С.Ф.Серегина "Уроки экономики в школе" пособие для учителя, М., "Вита пресс", 2007 г.
4.С.Равичев, Т.Протасевич. Сборник тестовых заданий по экономике (8-11 классы), М., "Вита пресс", 2008 г.
5. О.И.Медведева. Экономика 9-11 классы. Контрольные задания и тесты. Волгоград, "Учитель", 2009 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип
урока
(форма и вид
деятельности)
Элементы содержания
Требования
к уровню
подготовки
Вид
контроля.
Элементы дополнительного содержания
Домашнее задание
Дата
проведе-
ния
ЦОРы и ИОРы
План
Факт
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОНОМИКЕ (4 часа)
1
Что такое экономика
1
Урок изучения
нового
материала
Понятие об экономической науке, микро- и макроэкономике, круг изучаемых ими проблем
Знать понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика»
Составить словарик темы, составить схемы: «Микроэкономика», «Макроэкономика»
Пар.1
festival.1september.ru
2
Основы хозяйственной жизни человечества.
1
Комбинированный урок
Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью
Знать:
виды потребностей людей;
причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены
Составить схему «Виды потребностей людей»
Пар.2
prezentatsii/ekonomika…
3
Ограниченность экономических ресурсов
1
Урок обобщения и закрепления знаний
Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов человека. Причины, по которым невозможно преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов
Знать:
понятия «абсолютная и относительная ограниченность ресурсов»;
виды ограниченных ресурсов;
причины невозможности преодоления ограниченности ресурсов
Бинарный тест
Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена
Пар.3
ru.wikipedia.org/wiki/
4
Главные вопросы экономики
1
Урок обобщения и закрепления знаний
Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы произ
водства и факторные доходы
Знать:
главные вопросы экономической жизни общества;
Выполнение заданий к теме
Пар.4
ГЛАВА 2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (3 часа)
5
Традиционная и командная экономические системы
1
Изучение нового материала
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Командная система: ее особенности и формы практической реализации
Знать понятия «традиционная экономическая система», «командная экономическая система». Уметь подбирать примеры к каждой из них
Заполнение таблицы
Пар.5
uchportal.ru
6
Рыночная и смешанная экономические системы
1
Комбинированный урок
Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы, основные признаки
Знать:
признаки рыночной, смешанной экономики; - причины эффективности и роль рыночных механизмов.
Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их
Задания по группам: составить таблицу «Признаки рыночной экономической системы», «Признаки смешанной экономики»
Экономическая свобода. Рациональный потребитель
Пар.6,7
uchportal.ru
7
Типы экономических систем
1
Урок обобщения и закрепления знаний
Тестирование.
повторить
ГЛАВА 3. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2 часа)
8
Понятие о спросе
1
Урок изучения нового материала
Понятие о спросе и предложении. Факторы формирования величины спроса и предложения. Эластичность спроса и ее значение для продавцов
Знать:
- понятие о спросе и предложении;
- факторы формирования величины спроса и предложения;
- эластичность спроса и ее значение для продавцов (объяснять)
Составление графика
«Кривая спроса»
Пар.8
metod-kopilka.ru›
9
Понятие о предложении
1
Комбинированный урок
Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов
Знать формирование на рынке спроса и предложения
Составление графика
«Кривая предложения»
Пар.9
metod-kopilka.ru›
ГЛАВА 4. КАК РАБОТАЕТ РЫНОК (2 часа)
10
Формирование рыночных цен
1
Комбинированный урок
Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие.
Знать:
- типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие;
- механизм формирования рыночного равновесия;
- рынок покупателей и продавцов. Описывать действие рынка
Схема «Типы рыночных ситуаций»
Основные рыночные структуры
Пар.10
http//econlin.hl.ru
11
Как достигается рыночное равновесие
1
Комбинированный урок
Механизм формирования рыночного равновесия. Рынок покупателей и продавцов
Знать:
- механизм формирования рыночного равновесия;
- рынок покупателей и продавцов. Описывать действие рынка
Анализ
Схемы «Типы рыночных ситуаций»
http//econlin.hl.ru
12
Причины и следствия нарушения рыночного равновесия
1
Комбинированный урок
Изменения ситуации на рынке при росте спроса или предложения товаров.
Знать:
- кто побеждает в конкурентной борьбе
Анализ таблицы 4-8
ГЛАВА 5. ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО МЕХАНИЗМА (3 часа)
13
Функции денег в экономике
Деньги как средство соизмерения различных товаров
1
Урок изучения нового материала
Причины изобретения денег.
Функции денег. Роль денег как средства обмена и сбережения
Понятие о бартере и причины его распространения
Знать:
- причины изобретения денег;
- функции денег;
- роль денег как средства обмена и сбережения
Иметь понятие о бартере, причинах его распространения, выделения драгоценных металлов. Уметь решать задачи
Составить таблицу «Функции денег»
»
Причины выделения из мира денежных товаров -драгоценных металлов
Пар.11
Пар.12
Авторская презентация
14
Роль денег как средства сбережения и измерения
1
Урок-практикум
Деньги как средство сбережения. Понятие о ликвидности. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег
Знать понятие о ликвидности.
Определять плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег
Составить таблицу «Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме на-
Понятие об эмиссии денег. Современная структура
Пар.13
Авторская презентация
metod-kopilka.ru›
личных денег»
денежной массы
ГЛАВА 6. ЗАКОНЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ (2 часа)
15
Факторы формирования величины денежной массы
1
Урок изучения
нового
материала
Понятие о денежном обращении. Закон обмена и его использование. Понятие о скорости обращения денег и метод её определения
Знать:
- понятие о денежном обращении;
- закон обмена и его использование
Решение задач
Основы денежной политики государства
Пар.14
http//eeg.ru
16
Причины и виды инфляции
1
Урок изучения
нового
материала
Причины возникновения инфляции и ее влияние на покупательную способность денег. Виды инфляции
Инфляция и причины, ее определяющие. Влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране
Составить таблицу «Виды инфляции», словарик темы
Понятие об инфляционной психологии. Последствия инфляции
Пар.15
prezentatsii/ekonomika…
+ Резервное время - 1 час
1Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.