Рабочая учебная программа по курсу «Экономика» для учащихся III ступени (10-11 класс) (базовый уровень)

Документ разработан на основе официальных документов по предмету, в том числе на основе стандарта. Программа рассчитана на использование в старшей школе, где на базовом уровне изучается предмет "экономика". Рабочая программа состоит из: статуса и структуры документа; учебно-тематического плана (место предмета в базисном учебном плане и таблица тематического распределения часов), содержания курса; требований к уровню подготовки учащихся, способов и форм оценивания результатов обучающихся, перечня...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая учебная программа по курсу «Экономика»

для учащихся III ступени (10-11 класс)

(базовый уровень)

Составлена на основе примерной программы по предмету, федерального компонента

государственного стандарта среднего общего образования по экономике (базовый уровень) и авторской программы общеобразовательных учреждений

Л. Б. Азимов. Введение в экономику. Программа для 10,11 классов (одно- или двухгодичное обучение). Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Б. И. Мишин; Министерство образования РФ.- М.: Вита-Пресс,

2008 г., допущенной МО и науки РФ





Учитель: Н.Н. Демидова.






Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по курсу «Экономика» предназначена для обучающихся 10-11 классов социально-экономического профиля общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень), Примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике и авторской программы: Л. Б. Азимов. Введение в экономику. Программа для 10,11 классов (одно- или двухгодичное обучение). Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Б. И. Мишин; Министерство образования РФ.- М.: Вита-Пресс, 2008 г., допущенной МО и науки РФ.

Программа ориентирована на использование:

1. Автономов В.С. Экономика. Базовый уровень. 10,11 кл.- М.: Вита-пресс, 2001.

2. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по экономике к учебникам В.С. Автономова и И.В. Липсица. - М.: Вако, 2011.

Структура документа

Рабочая программа по обществознанию представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, а также приложение (календарно-тематическое планирование).

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

  • человек и фирма;

  • человек и государство;

  • экономика домашнего хозяйства.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Рабочая программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Изучение экономики на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Учебно-тематический план

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования или раздела экономики в предмете «Обществоведение».

Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов (10-11 класс по 0,5 часа в неделю).

При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 1 учебного часа для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Рабочая программа по курсу «Экономика» предназначена для обучающихся 10-11 классов социально-экономического профиля общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень), Примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике и авторской программы: Л. Б. Азимов. Введение в экономику. Программа для 10,11 классов (одно- или двухгодичное обучение). Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Б. И. Мишин; Министерство образования РФ.- М.: Вита-Пресс, 2008 г., допущенной МО и науки РФ.

Программа ориентирована на использование:

1. Автономов В.С. Экономика. Базовый уровень. 10,11 кл.- М.: Вита-пресс, 2001.

2. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по экономике к учебникам В.С. Автономова и И.В. Липсица. - М.: Вако, 2011.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Использование межпредметных связей (литературой, историей, географией, МХК, английским языком) в учебном процессе обеспечивает лучшее понимание школьниками изучаемого материала и достижения более высокого уровня владения навыками.

Таблица тематического распределения часов

Тема

Количество часов

Количество тестов

Авторская

Рабочая

1.

Экономика и экономическая наука. Экономические системы.

4

3

-

2.

Рынок

3

5

1

3.

Потребители.

3

3

-

4.

Фирма.

4

4

-

5.

Деньги, банки, инфляция.

4

2

1

6.

Роль государства в экономике.

3

2

-

7.

ВВП, его структура и динамика. Экономическое развитие.

2

3

-

8.

Рынок труда и безработица Макроэкономические проблемы.

2

5

1

9.

Элементы международной экономики.

2

6

-

10.

Основные проблемы экономики России

3

1

1

Резерв

5

1

Всего

35

35

4

Содержание курса (35 ч.)


Экономика и экономическая наука. Экономические системы (3 часа).

Экономическая наука. Экономические блага. Что изучает экономическая наука. Альтернативная стоимость. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы. Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.

Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Производство.

Производительность. Разделение труда.

Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода. Экономическая система и ее функции.

Рынок (5 часов).

Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Эластичность спроса. Кривая предложения. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Изменения спроса и предложения. Закон предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры. Равновесие на рынке. Равновесная цена.

Потребители (3 часа).

Потребности и полезность. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Рациональный потребитель. Закон убывающей предельной полезности. Суверенитет потребителя. Потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит. Доходы и расходы потребителей. Сбережения населения. Страхование. Сбережения и кредит. Сбережения. Потребительский кредит.

Фирма (4 часа)

Роль и цели фирм в экономике. Фирмы, капитал, прибыль. Экономические цели фирмы. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные организационные формы бизнеса. Основные источники финансирования бизнеса. Конкуренция. Основные типы рынков. Конкуренция в рыночной экономике. Монополия. Олигополия. Различные виды фирм. Основные типы фирм. Индивидуальные фирмы. Товарищества. Кооперативы. Акционерные общества.

Акции и облигации. Фондовый рынок. Менеджмент. Маркетинг. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа. Рынок акций. Фондовая биржа. Курс акций.

Деньги, банки, инфляция (2 часа).

Деньги и их функции. Деньги. Банковская система. Рынок денег. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Роль государства в экономике (2 часа).

Роль государства в экономике. Государственные доходы и расходы. Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике.

Основы фискальной политики государства. Теневая экономика. Виды налогов. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы фискальной политики государства. Налоги и бюджет. Доходы государства. Виды налогообложения. Бюджет.

ВВП, его структура и динамика. Экономическое развитие (3 часа).

Понятие ВВП и его структура. Макроэкономика. Понятие ВВП. ВВП, его структура и динамика. Экономический рост и развитие. Благосостояние и экономический рост. Общественная функция благосостояния. Факторы экономического роста.

Механизм экономического роста. Темпы экономического роста. Последствия экономического роста. Экономические циклы. Фазы экономического цикла.

Рынок труда и безработица. Макроэкономические проблемы (5 часов).

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рынок труда, безработица и профсоюзы. Рынок труда и безработица. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Борьба с безработицей. Профсоюзы.

Денежная масса. Инфляция. Деньги. Причины инфляции. Государственная макроэкономическая политика. Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная политика.

Элементы международной экономики (6 часов).

Международное разделение труда. Экспорт и импорт. Экономические причины международной торговли. Внешняя торговля. Внешняя торговля России. Свободная торговля и протекционизм. Государственная политика в области международной торговли. Международное разделение труда: межнациональные корпорации. Экспорт капитала. Прямые иностранные инвестиции. Межнациональные корпорации.

Курсы валют. Валютный рынок. Валюта. Валютный рынок. Покупательная способность валют. Курс валюты. Глобальные экономические проблемы. Международное экономическое сотрудничество и интеграция. Экономическая интеграция. Зона свободной торговли. Таможенный союз. Общий рынок. Международные экономические организации.

Основные проблемы экономики России (1 час).

Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой экономике. Проблемы переходной экономики России. Итоговое повторение.

Резерв учебного времени - 1 час.

Требования к уровню подготовки учащихся.


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.

Методы и формы обучения

При работе по программе наряду с традиционными формами проведения уроков (фронтальные беседы, лекции, комбинированные уроки, уроки-беседы, уроки-опросы, контрольные уроки) обязательным является широкое использование активных форм обучения (моделирующие экономические и компьютерные игры, нестандартные формы контроля, работа в малых группах, соревнования и т.п.)

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по экономическим вопросам.

Формы организации учебного процесса:

  • классно-урочная;

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • индивидуально-групповая;

  • фронтальная;

  • практикумы;

  • проектно-исследовательская.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • контрольная работа;

  • практикум;

  • тестирование;

  • урок-зачет;

  • урок-викторина.

Охрана здоровья обучающихся

Методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в ОУ, повышают уровень познавательной активности обучающихся, способствуют эмоциональной уравновешенности, уверенности в собственных возможностях, снижают роль стрессового фактора в учебном процессе.

Большое внимание уделяется:

  • рациональной организации урока,

  • психологической обстановке на занятиях,

  • созданию атмосферы успеха,

  • выполняются принципы наглядности (использование таблиц, карточек информаторов, тестов, иллюстраций, ИКТ и др.),

  • повторению,

  • принципу доступности,

  • дифференцированному подходу в обучении,

  • использованию дидактического материала

Определяется плотность урока, в течение учебного часа происходит смена 4 - 7 видов работ. На каждом уроке проводятся

  • эмоциональная разрядка

  • физминутки, корректировка осанки обучающихся

  • гимнастика для глаз

  • соблюдение санитарных норм в учебном кабинете (чистота, освещение, озеленение, температурный режим)

  • рациональная организация рабочего места обучающихся

  • поэтапное формирование умственных действий

  • обеспечивание доброжелательной атмосферы в классе

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.

Перечень учебно-методического оснащения.

1. Автономов В.С. Экономика. Базовый уровень. 10,11 кл.- М.: Вита-пресс, 2001.

2. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по экономике к учебникам В.С. Автономова и И.В. Липсица. - М.: Вако, 2011.

Список литературы (основной и дополнительной)

Литература (для учителей и учащихся)

  • Иванов С.И. и др. учебник «Основы экономической теории10-11 кл.» Ч. 1, 2.

  • Иванов С.И. и др преподавание курса (методика) «Основы экономической теории10-11 кл.»

  • Иванов С.И и др. практикум «Основы экономической теории10-11 кл.»

  • О.Ю.Черкашин учебник «Основы бухучета для школьников 10-11 кл.»

  • Бухгалтерский учет ( тесты)

  • В.З.Черняк учебник «Введение в предпринимательство»

  • Ф.Котлер учебник «Основы маркетинга»

  • Е.П.Михалева учебник «Маркетинг»

  • В.Д. Симоненко, О.И. Шелепина учебник «Семейная экономика»

  • А.Л.Апель учебник «Основы налогового права»

  • В.Д.Симоненко, Т.А.Степанченко практикум «Основы потребительской культуры»

  • Опорный конспект школьника по экономике (пособие для учителя)

  • А.В.Леонтьев (методика) Технология предпринимательства

  • Е.В.Преображенская домашняя экономика (методика) «Основы предпринимательства»

  • Журнал «Экономика в школе» 2001 №3,4; 2002 № 1,2,3; 2003 № 3,4; 2005 № 3,4

  • Журнал «Экономика» вопросы школьного экономического образования 2005 № 3, 4

Интернет-ресурсы.

  • http: //hse.ru демонстрация журнала «Экономика в школе»

  • http: //school-sector.relarn.ru/efim/9pedsovet электронный еженедельник «Педсовет по средам» поддерживается Ассоциацией РЕЛАРН и ИОСОРАО (описывается зарубежный опыт применения Сети в учебном процессе, сообщаются адреса сетевых проектов, конференций и событий)

  • http: //som.fio.ru/subject.asp?id=10001207 сетевое объединение методистов по экономике.

  • Реферат referats-tv.stars.ru/link/

  • Государственный комитет Российской Федерации по статистике - gks.ru

  • Министерство финансов РФ - minfin.ru

  • Министерство экономического развития и торговли - economy.gov.ru

  • Министерство РФ по налогам и сборам - nalog.ru

  • Центральный банк Российской Федерации cbr.ru

  • образовательный сайт по экономике и социологии escoman.edu.ru

  • МФ РФ статистика eeg.ru

  • Макроэкономическая статистика vedi.ru/statbase.htm#1

  • Аналитические доклады nns.ru/analytdoc/anal2.html

  • Институт экономики переходного периода online.ru/sp/iet/trends/

  • Экспертный институт экономики России exin.ru/test/doc.html



Календарно-тематическое планирование курса «Экономика» (10 класс).


№ урока

Дата

проведения урока



Содержание (тема урока)



Примечания



Экономика и экономическая наука. Экономические системы

(3 часа)

1

сентябрь

Экономическая наука. Экономические блага. Что изучает экономическая наука.

Альтернативная стоимость. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.

Гл. 1 (стр. 5-7)

-понимать особенности предмета экономической науки;

-уметь формулировать основные потребности человека;

-знать, что такое экономические блага, и отличать их от неэкономических.

-понимать, что такое разделение труда, специализация, производительность труда, какова взаимосвязь между ними;

-знать, что такое альтернативная стоимость

2

сентябрь

Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Производство. Производительность. Разделение труда.

Гл. 1 (стр. 8-13)

-уметь строить кривую производственных возможностей

3

сентябрь

Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода. Экономическая система и ее функции.

Гл. 2.

-понимать, что такое экономическая система, и какие проблемы она должна решать;

-различать типы экономических систем, знать суть, преимущества и недостатки каждой системы;

-осознавать, что в чистом виде основные типы экономических систем в реальной жизни, как правило, не встречаются.



Рынок (5 часов)

4

сентябрь

Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Эластичность спроса.

Гл. 3.

-понимать принципы функционирования рыночной экономики;

-знать экономических агентов и их роль в экономике;

-различать виды рынков

- знать, что такое величина спроса;

-понимать закон спроса и причины его существования;

-уметь объяснить, что такое эластичность спроса, в чем ее экономический смысл.

5

октябрь

Кривая предложения. Предложение. Величина предложения.

Гл. 4

-знать, что такое величина предложения;

-понимать закон предложения и причины его существования

6

октябрь

Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Изменения спроса и предложения. Закон предложения.

Гл. 4.

-уметь объяснить, что такое эластичность предложения по цене, в чем ее экономический смысл.

7

октябрь

Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры. Равновесие на рынке. Равновесная цена.

Гл. 4.

-уметь определять точку равновесия;

-уметь анализировать рыночную ситуацию с помощью кривых спроса и предложения;

-уметь изображать графически изменения спроса и величины спроса, предложения и величины предложения, т.е. различать движение по кривым и самих кривых.

8

октябрь

Повторение и обобщение тем «Экономика и экономическая наука. Экономические системы» и «Рынок» в форме тестирования

Гл. 1-4. Выявить уровень усвоения теоретических знаний и умение решать задачи.



Потребители (3 часа)

9

ноябрь

Потребности и полезность. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Рациональный потребитель. Закон убывающей предельной полезности. Суверенитет потребителя.

Гл. 5.

-понимать, каковы основные источники доходов граждан

10

ноябрь

Потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит. Доходы и расходы потребителей.

Гл. 6

-понимать, как люди тратят свой доход;

-уметь объяснять разницу между номинальным и реальным доходом

11

ноябрь

Сбережения населения. Страхование. Сбережения и кредит. Сбережения. Потребительский кредит.

Гл. 6

-понимать роль кредита и сбережений;

-понимать взаимосвязь доходности и надежности сбережений;

-уметь описывать воздействие, которое оказывает инфляция на потребление и сбережения.



Фирма (4 часа)

12

ноябрь

Роль и цели фирм в экономике. Фирмы, капитал, прибыль. Экономические цели фирмы. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России.

Основные организационные формы бизнеса. Основные источники финансирования бизнеса.

Гл. 7.

-разбираться в том, какую роль играют фирмы в экономике;

-различать финансовый и физический капитал;

-различать выручку и прибыль

13

декабрь

Конкуренция. Основные типы рынков. Конкуренция в рыночной экономике. Монополия. Олигополия.

Гл. 8. Рассмотреть различные источники доходов. Показать взаимосвязь предложения товаров и услуг с личными доходами граждан.

14

декабрь

Различные виды фирм. Основные типы фирм. Индивидуальные фирмы. Товарищества. Кооперативы. Акционерные общества.

Гл. 9

15

декабрь

Акции и облигации. Фондовый рынок. Менеджмент. Маркетинг. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.

Рынок акций. Фондовая биржа. Курс акций.

Гл. 10

-иметь представление о задачах менеджмента;

-понимать смысл предельных величин в экономическом анализе



Деньги, банки, инфляция (2 часа)

16

декабрь

Деньги и их функции. Деньги. Банковская система.

Рынок денег. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Гл. 11.

-иметь экономическое представление о том, что такое деньги;

- осознавать, что ставка процента - это цена денег;

Оценить свойства и сопоставить их с понятием функции денег. Разъяснить механизмы установления валютных курсов.

17

декабрь

Итоговое повторение и обобщение в форме тестирования.

1-11. Выявить уровень усвоения теоретических знаний и умение решать задачи.

Календарно-тематическое планирование курса «Экономика» (11 класс).


№ урока

Дата проведения урока



Содержание (тема урока)



Примечания



Роль государства в экономике (2 часа)

1

январь

Роль государства в экономике. Государственные доходы и расходы. Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Основы фискальной политики государства. Теневая экономика.

Гл. 12

-уметь выделять основные функции государства;

-уметь объяснить причины существования государственного сектора в рыночной экономике.

2

январь

Виды налогов. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы фискальной политики государства. Налоги и бюджет. Доходы государства. Виды налогообложения. Бюджет.

Гл. 13

-знать, что такое прямые и косвенные налоги, отчисления на социальное страхование;

-уметь объяснять схемы пропорционального, прогрессивного и регрессивного налогообложения;

-внебюджетные фонды;

-государственный бюджет;

-дефицит и профицит бюджета;

-государственный долг.



ВВП, его структура и динамика. Экономическое развитие

(3 часа)

3

январь

Понятие ВВП и его структура. Макроэкономика. Понятие ВВП. ВВП, его структура и динамика.

Гл. 14

-представлять, где проходит граница между микро- и макроэкономикой;

-понимать экономический смысл показателя валового внутреннего продукта (ВВП)

4

февраль

Экономический рост и развитие. Благосостояние и экономический рост. Общественная функция благосостояния. Факторы экономического роста.

Механизм экономического роста. Темпы экономического роста. Последствия экономического роста.

Гл. 15

-понимать взаимосвязь экономического роста и уровня благосостояния общества;

-знать основные факторы экономического роста и уметь объяснять их действие на примерах конкретных стран;

-понимать разницу между интенсивным и экстенсивным ростом;

-уметь характеризовать основные проблемы экономического роста и способы их разрешения

5

февраль

Экономические циклы. Фазы экономического цикла.

Гл. 16

-понимать, какая связь существует между экономическим ростом и проблемами защиты окружающей среды.



Рынок труда и безработица. Макроэкономические проблемы

(5 часов)

6

февраль

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рынок труда, безработица и профсоюзы. Рынок труда и безработица.

Гл. 17

-знать основные критерии отнесения людей к категории безработных

7

февраль

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Борьба с безработицей. Профсоюзы.

Гл. 17

-понимать социальные последствия безработицы

-иметь представление о наиболее распространенных мерах борьбы государства с безработицей.

8

март

Денежная масса. Инфляция. Деньги. Причины инфляции.

Гл. 18

9

март

Государственная макроэкономическая политика.

Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная политика.

Гл. 19

10

март

Повторение и обобщение тем «Роль государства в экономике», «ВВП, его структура и динамика. Экономическое развитие» и «Рынок труда и безработица. Макроэкономические проблемы» в форме тестирования.

Гл. 12-19



Элементы международной экономики (6 часов)

11

апрель

Международное разделение труда. Экспорт и импорт.

Гл. 20

-уметь пользоваться понятиями «экспорт» и «импорт», определять сальдо внешней торговли на основании данных о величине экспорта и импорта;

-понимать различие между абсолютными и сравнительными преимуществами, приводить примеры

12

апрель

Экономические причины международной торговли. Внешняя торговля. Внешняя торговля России.

Свободная торговля и протекционизм.

Гл. 20

-знать основные причины и последствия международного разделения труда, представлять действие закона сравнительных преимуществ в современном мире;

-познакомиться с типами торговых барьеров и важнейшими последствиями их установления.

13

апрель

Государственная политика в области международной торговли. Международное разделение труда: межнациональные корпорации. Экспорт капитала. Прямые иностранные инвестиции. Межнациональные корпорации.

Гл. 21

14

апрель

Курсы валют. Валютный рынок. Валюта. Валютный рынок.

Гл. 22

15

май

Покупательная способность валют. Курс валюты.

Гл. 22

16

май

Глобальные экономические проблемы. Международное экономическое сотрудничество и интеграция.

Экономическая интеграция. Зона свободной торговли.

Таможенный союз. Общий рынок. Международные экономические организации.

Гл. 23

понимать причины и уметь приводить примеры экономической интеграции различных государств;

-знать основные этапы экономической интеграции государств, входящих в Европейский союз;

-понимать, что приобретает и что теряет государство, объединяясь в экономический союз с другими государствами



Основные проблемы экономики России (1 час)

17

май

Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой экономике. Проблемы переходной экономики России. Итоговое повторение.

Доклады, гл. 12-23

1 час - резерв.

© 2010-2022