Урок обществознания «Голосование, выборы, референдум»

конспект урока обществознания в 9 классе. Эта тема идет по программе. Учащиеся знакомятся с видами всенародного голосования, порядком их проведения. На уроке используются разнообразные формы и методы работы. Учитель исрользуя учебник, а так же карточки, знакомит их с новым метериалом. На уроке учащиеся знакомятся с новыми понятиями, с законами о выборах, прорабатывают Конституцию РФ и записывают в тетрадь.В конце урока учащиеся сами могут поучаствовать в выборах: заполнить бюллетень и оценить ур...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока по обществознанию «Голосование, выборы, референдум»

9 класс

Подготовила учитель истории и обществознания МОКУ СОШ пгт Лальск Лузского района Кировской области Н.А.Пластинина.


Цель: формирование у учащихся представления о демократических выборах и формах участия граждан в выборах, организация работы по усвоению понятий.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятием «избирательное право»; раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе; научить различать активное и пассивное избирательное право; познакомить с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования.

2. Развивать умение анализировать ситуацию, делать выводы, приводить примеры, анализировать. Способствовать развитию логического мышления, памяти. Развивать умение правильно использовать терминологию.

3. Способствовать правовому воспитанию; формировать активную жизненную позицию; готовить к осознанному выполнению роли избирателя.

Тип урока: комбинированный.

Формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения, используемые на уроке:

1. Объяснительно-иллюстративный метод (вступительное слово учителя, работа с учебником, демонстрация слайдов, доклады учащихся);

2. Репродуктивный метод (работа с документами и понятиями, выдержками из законов);

3. Частично-поисковый (работа в группах).

Понятийный аппарат урока: активное избирательное право, пассивное избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, демократические выборы, электорат.

Оборудование: настенная доска, учебники, тетради, Конституция РФ, избирательная урна, бюллетени.


Использованная литература:


1. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 9 класса. М., 2008.

2. Конституция РФ.


  1. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан»

  2. ФЗ «О выборах президента РФ»

Эпиграф на доске «Если вы не хотите заниматься политикой, она займётся вами» (народная мудрость).

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания по теме: «Гражданское общество и правовое государство»

Работа на карточках. Определение признаков правового и тоталитарного государства (Приложение №1).


  1. Основная часть

3.1.Постановка темы урока. Определение целей и задач. Для этого учащиеся отвечают на вопросы: что мы будем изучать на уроке, какие слова темы вам уже знакомы и вы можете их объяснить, какие слова в теме являются для вас новыми.

Учитель обобщает ответы учащихся и окончательно формулирует тему урока: «Голосование, выборы, референдум» (запись на доске); а также цель урока - знакомство с понятием «избирательное право»; знакомство с принципами избирательного права; знакомство с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования, с формами участия граждан в выборах. Обратите внимание на народную мудрость, записанную на доске.

3.2. Работа с понятиями

Учитель: В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование. Выборы - арена для политической борьбы. Для того, чтобы эта борьба не принесла вред обществу, ее ограничили определенными рамками, которые установлены законами, содержащими нормы избирательного права.

Итак, избирательное право - это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов (Учащиеся записывают определение в тетрадь).

Учитель: Избирательное право бывает активное и пассивное . Откройте учебник с.216. Прочитайте. Запишите.

3.3. Работа с документами

Учитель: Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ. Кроме этого к нормативной основе выборов можно отнести и следующие документы:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948г

  • ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан»

  • ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

  • ФЗ «О выборах президента РФ»

(Название законов на доске).

Учитель: Обратимся к тексту Конституции РФ и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» и ответим на следующие вопросы:

  1. кто имеет право избирать?

  2. кто не имеет права избирать и быть избранным?

  3. какими качествами должен обладать избиратель?

Работа учащихся с текстами Конституции - ст.32,81, 96; выдержками из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» (Приложение №2)

Учитель: Таким образом, гражданин принимает участие в голосовании потому, что знает: его выбор - это фундамент будущего страны, его детей, внуков. От результатов выборов зависит жизнь в нашей стране, нашем городе.

Учитель: Запишите в тетрадь в виде таблицы, кто имеет право на голосование, а кто не имеет (Приложение №3).

Учитель: Обратимся к следующему документу: Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» № 228-ФЗ от 31 декабря 1999 г. (Приложение № 4)

Учитель: А теперь посмотрите на слайд, как проходит подготовка к выборам, выборы и как все заканчивается.

Этапы выборов:

1. объявление о выборах

2. формирование избирательных комиссий

3.создание избирательных участков и списков избирателей

4. выдвижение и регистрация кандидатов

5.Предвыборная агитация

6. Голосование и определение результатов выборов

7. Опубликование результатов выборов

Учитель: При подсчете голосов делается вывод о состоявшихся или несостоявшихся выборах. По необходимости назначаются повторные выборы или второй круг выборов.

Как вы думаете, что влияет на активность избирателей? От каких факторов зависит успешность выборов (голосования)? (ответы учащихся и комментарии учителя)

3.4. Работа с понятиями

Учитель: Во время избирательной компании все кандидаты борются за создание своего электората - круга избирателей. Каким же образом может происходить формирование электората? (каждый кандидат, каждая партия заинтересованы в расширении и удержании электората, чтобы получить как можно больше голосов на выборах).

Учитель: Существуют разные избирательные системы: пропорциональная и мажоритарная.
Краткая справка о пропорциональной и мажоритарной избирательной системе - учащийся. (Приложение №5).

Учитель: Одним из проявлений активного избирательного права является участие граждан в референдуме. Референдум - форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.

Краткая справка об истории референдумов в России - учащийся. (Приложение № 6).

  1. 3.5. Работа в группах

Учитель: Человек в течение всей жизни попадает в различные ситуации. Выборы тоже не исключение. Сейчас мы с вами посмотрим, какие пути решения вы сможете предложить в данных мною ситуациях.

Ситуация 1. Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал.

Правомерны ли действия комиссии?

Ситуация 2. В бюллетене были поставлены два крестика напротив двух фамилий кандидатов. Является ли этот бюллетень действительным?

Ситуация 3. Молодой человек-избиратель в помещении для голосования получил избирательный бюллетень и начал заполнять его в зале в присутствии других лиц (нарушен принцип тайного голосования, заполнять необходимо в кабине для голосования)

Ситуация 4. Во время голосования рядом с голосующим стоит представитель какой-то политической партии и советует избирателю за кого отдать голос (принцип тайного голосования)

Ситуация 5. Избирательный закон разрешает одному человеку голосовать за другого, т.е. сосед может голосовать за соседа, родственник за родственника (прямое - голосует лично и непосредственно).

4. Подведение итогов


«Сознательное участие в выборах - первейший долг гражданина, от которого зависит ваше будущее, будущее ваших детей, вашей Родины» (запись текста на доске)

4.1. Учитель: Посмотрите на доску, с какими понятиями мы сегодня познакомились:

  • избирательное право

  • активное избирательное право;

  • пассивное избирательное право;

  • электорат;

  • голосование;

  • выборы;

  • референдум;

  • избирательная система;

  • мажоритарная;

  • пропорциональная.

4.2. Домашнее задание: Закрепите материал текстом параграфа 31, написать сочинение - эссе на одну из трех тем (на доске):

  1. Почему так важно участие граждан в выборах?


2. Если бы вас избрали президентом России, какие социальные проблемы молодежи вы решили бы в первую очередь?

3.Что надо сделать, чтобы молодежь активно участвовала в выборах?

4.3. Рефлексия.

Голосование.

Учитель раздает бюллетени (Приложение №7) и просит детей проголосовать. При голосовании соблюдается принцип тайного голосования.









Приложение №1.


К правовому или тоталитарному типу государства относятся следующие признаки:



  1. Аппарат подавления.

  2. Преследование инакомыслящих.

  3. Жёсткая цензура.

  4. Диктатура одной политической партии.

  5. Связь государства и его органов через закон.

  6. Монополия государственной собственности.

  7. Взаимная ответственность государства и личности.

  8. Подавление личности.

  9. Господство закона во всех сферах общественной жизни.

  10. Судебная защита прав граждан.




Правовое государство



Тоталитарное государство


Приложение №2.

Конституция РФ.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

(в ред. Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ)

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

(в ред. Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ)

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Статья 97

1.Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;



Приложение №3

Право на голосование


имеют


не имеют


Лица, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, местажительства.



а) лица, не достигшие 18 лет;

б) находящиеся в местах

лишения свободы по приговору

суда;

в) признанные недееспособными.








Приложение №4


Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

№ 228-ФЗ от 31 декабря 1999 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Общие положения

Глава II. Избирательные комиссии

Глава III. Избирательные участки. Списки избирателей

Глава IV. Избирательные объединения, избирательные блоки

Глава V. Выдвижение и регистрация кандидатов

Глава VI. Статус зарегистрированных кандидатов

Глава VII. Предвыборная агитация

Глава VIII. Финансирование выборов

Глава IX. Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации

Глава X. Вступление в должность Президента Российской Федерации

Глава XI. Обжалование нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушения избирательных прав граждан

Приложение № 5


Мажоритарная и пропорциональная избирательная система.

Мажоритарная избирательная система представляет собой такой способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов.

Мажоритарная система основана на принципе:

а) Абсолютного большинства - 50 % + 1 голос

б) Относительного большинства - больше, чем у соперника.

Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все»

Пропорциональная избирательная система способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. Выборы производятся только на партийной основе: каждое избирательное объединение или блок выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом.

Чтобы не допустить получение мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: партии, списки которых не набрали определенного числа голосов - 5%, отстраняются от определения мандатов, и собранные ими голоса не учитываются при подведении итогов.




Приложение № 6

Из истории референдума.

Одной из форм выражения воли народа является референдум. От латинского referendum - то, что должно быть сообщено. Сам институт в нашем законодательстве появился в начале 20 века, и не является новым для нашего государства.

Положение о референдуме в СССР существует с 1936 г. Конституция СССР 1977 года и Конституция БССР 1978 года допускали проведение референдума, хотя на практике он долго еще не проводился. И поэтому в настоящее время остро стоит вопрос о практическом применении законодательства о референдуме, не имея достаточного опыта и практических наработок. На территории суверенной Республики Беларусь референдум проводился в 1996 году. Безусловно, зарубежный опыт по проведению референдумов применялся в Республике Беларусь. В частности можно отметить референдумы, проводившиеся в Российской Федерации:

1марта 1991 года (по вопросу о введении поста президента);

20апреля 1993 года (о доверии президенту и досрочных парламентских выборах).

Референдум относят к непосредственной демократии. В отличие от выборов, объектом референдума является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, который выносится на голосование.

В настоящее время некоторые западные страны стремятся к уменьшению использования на практике института референдума. Причиной этого является стабильное экономическое положение стран с развитой инфраструктурой, и здесь требуются коренные изменения в политической жизни общества.

Референдум часто проводится в переходные периоды развития государств.



Приложение№7




Бюллетень для голосования.



Вырази свое отношение к сегодняшнему уроку.


Урок понравился □

Урок не понравился □

Не знаю □



© 2010-2022