- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию (6класс)
Рабочая программа по обществознанию (6класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Яцкова Н.С. |
Дата | 30.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004; Рабочей авторской программы. Обществознание (Предметная линия учебников Л.Н.Боголюбова) 5-9 кл. (Просвещение.2011). Данная программа отражают содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы.
При изучении данного курса используется учебник: Обществознание. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н.Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2014.
Данный учебник вводит учащихся в проблематику подросткового возраста. Раскрывает ученикам расширенный круг социальных институтов.
Материал не раскрытый в учебном пособии будет компенсироваться за счёт увеличения практических работ и работой учащихся с дополнительными источниками информации.
На изучение курса обществознания в 6 классе отводится 35 часов, 1 час в неделю.
Цели курса:
- Создание условий для социализации личности;
- Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;
- Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.
Задачи:
Развивающие:
-
развивать личностные качества ученика, потому что изучение обществознания осуществляется как постоянный процесс познания самого себя и окружающей социальной среды. Как наиболее оптимальный результат обучения - развитие уверенности в себе и создание потенциала для поисков способа самореализации позитивного плана, не только исходя из собственных интересов, но и других людей, общества в целом.
-
развивать познавательный интерес к изучению социально-гуманитарных дисциплин, потому что обучающийся видит связь между содержанием этих дисциплин и своей собственной жизнью, что может способствовать развитию познавательного интереса и учебной мотивации в целом.
-
развивать критическое мышление, позволяющее осознанно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке. Развитие критического мышления по отношению к социальным явлениям безусловно повлияет на развитие социальной компетентности, особенно ее мировоззренческого аспекта.
Воспитательные:
-
«воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности», поскольку ученик понимает не только какие законы и почему принимаются в государстве, какие традиции, обычаи и почему существуют в обществе, но и как его действия влияют на то, что происходит в государстве и в обществе в целом;
-
воспитание толерантности, уважения к представителям других национальностей и культур;
Познавательные:
-
освоить систему социального знания в процессе практического исследования социальной среды, что не только способствует дальнейшему получению профессионального образования, но и создает основу для дальнейшего развития навыков аналитической (исследовательской) деятельности;
-
происходит овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных, что не только приводит к освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях, но и позволяет более активно и целенаправленно участвовать в модификации этих ролей, более осознанно, осмыслено выстраивать отношения с другими людьми, социальными группами, социальными институтами;
-
осуществляется формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений. Как оптимальный результат - понимание ценности собственного опыта, собственной позиции.
содержание рабочей программы (35 ч).
Основное содержание
Дополнительное содержание
ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ (13ч)
Человек-личность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности
Человек познает мир. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Человек и его деятельность. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности
Потребности человека. Биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир ча- ловека. Мысли и чувства
На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Талант.
Структура деятельности.
Пирамида Маслоу.
Интуиция.
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (11 ч)
Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми.
Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, взаимопонимание
Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы
Общение - форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Толерантность.
Компромисс.
ГЛАВА 3. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ (11 ч)
Человек славен добрыми делами. Доброе - значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро
Будь смелым. Смелость. Страх - защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке
Нормы морали.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать / понимать:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• первичного анализа и использования социальной информации.
Календарно-тематическое планирование.
№
урока
Тема урока
Дата
Примечание
1
Вводный урок.
Глава 1. Человек в социальном измерении. 12ч
2
Человек-личность.
3.
Сильная личность.
4.
Человек познает мир. ТУЗ.
5.
Способности человека. Талант.
6.
Урок-практикум «Познай самого себя».
7.
Человек и его деятельность. Структура деятельности.
8.
Формы деятельности человека.
9.
ТУЗ. Потребности человека. Пирамида Маслоу.
10.
Мир мыслей, мир чувств. Интуиция.
11.
На пути к жизненному успеху. Практикум.
12.
Твоя будущая профессия.
13.
Обзорно-обобщающий урок по теме «Человек в социальном измерении». Контрольная работа.
Глава 2. Человек среди людей. 11ч
14.
Межличностные отношения. Толерантность.
15.
Дружба.
16.
Человек в группе.
17.
ТУЗ. Поощрения и наказания. Санкции.
18.
Общение.
19.
Особенности общения с младшими и старшими.
20.
Учимся общаться. Практикум.
21.
Межличностный конфликт. Компромисс.
22.
Как не проиграть в конфликте.
23.
Почему нужно быть терпимым?
24.
Обзорно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей». Контрольная работа.
Глава 3 . Нравственные основы жизни. 11 ч
25.
Человек славен добрыми делами.
26.
Золотое правило морали. Нормы морали.
27.
Будь смелым.
28.
Учимся побеждать страх. Практикум.
29.
Человек и человечность.
30.
Уважай старость.
31.
Урок - практикум «Добрые дела».
32.
Обзорно-обобщающий урок по теме « Нравственные основы жизни». Контрольная работа.
33.
Урок-игра по теме «Человек и общество».
34.
Итоговое повторение.
35.
Итоговое повторение.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Методические пособия для учителя:
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2010.
Буйволова И.Ю. Обществознание. 6 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой/Волгоград:Учитель, 2013.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя
с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2012.
Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2010.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2011.
2. Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2010.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. : Астрель, 2010.
9