Рабочая программа по обществознанию, 10 класс (базовый уровень) по Боголюбову

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по обществознанию, 10 класс (базовый уровень) по Боголюбову.Рабочая программа по обществознанию, 10 класс (базовый уровень) по Боголюбову.Рабочая программа по обществознанию, 10 класс (базовый уровень) по Боголюбову.Рабочая программа по обществознанию, 10 класс (базовый уровень) по Боголюбову.Рабочая программа по обществознанию, 10 класс (базовый уровень) по Боголюбову.МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43

городского округа Тольятти

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

__________ /___________/

«___» _________2015 г.

Протокол №_______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УВР

_________/___________ /

«___» __________2015 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ

__________/____________ /

«___» ___________2015 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

для 10 класса

на 2015 - 2016 учебный год



Ступень образования: среднее (полное) общее образование

Учитель: Пашкова О.Б.









Тольятти, 2015


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе программы Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы общеобразовательных учреждений. «Обществознание. 6-11 классы», М, «Просвещение» 2011,

авторской программы «Обществознание. 6-11 классы» Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, М., «Просвещение», 2011.

Она конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ. Она рассчитана на 70 часов, из расчёта 2 часа в неделю. Но т.к. учебный план МБУ «Школы № 43» отводит на изучение обществознания в 10 классе 68 часов, резервные 4 часа в рабочей программе сокращены до 2-х часов.

Цели курса:

  • создание условий для социализации личности;

  • формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;

  • формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;

  • содействие воспитанию гражданственности, патриотизму, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям.

Задача курса: сформировать основные представления о системе социальных норм (моральных и правовых), создать условия для выработки собственных ценностных критериев, убеждений, идеалов для формирования прав и свобод личности и гражданской ответственности.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
· биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
· тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
· необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
· особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
· характеризовать
основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
· анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
· объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
· раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
· осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
· оценивать
действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· формулировать
на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
· подготовить
устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
· применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
· совершенствования собственной познавательной деятельности;
· критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
· решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
· ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
· предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
· оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
· осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

II. Учебно - тематический план

с указанием выделяемого времени в часах

недели

№ урока

Название разделов, тем

Количество часов

Теория

Практика

Обществознание. 68 часов.

63

5

Раздел I. Общество и человек. 16 часов.

15

1

Глава I. Общество.

4

1

1

Что такое общество

1

1

2

Общество и природа

1

2

3

Общество и культура. Науки об обществе.

1

2

4

Общество как сложная динамическая система

1

Глава II. Человек.

11

1

3

5

Социальные институты

1

3-4

6-7

Природа человека

2

4

8

Духовные ориентиры личности

1

5

9

Мировоззрение и его роль в жизни человека

1

5-6

10-11

Сущность человеческой деятельности

2

6

12

Познавательная деятельность человека

1

7

13

Истина и ее критерии

1

7

14

Научное познание

1

8

15

Человек в системе социальных связей

1

8

16

Обобщение

1

Раздел II. Основные сферы общественной жизни. 37 часов.

34

3

Глава III. Духовная культура.

7

1

9-9

17-18

Культура и духовная жизнь общества

2

10

19

Наука. Образование.

2

10

20

Мораль

1

11

21

Религия

1

11-12

22-23

Искусство и духовная жизнь

2

12

24

Обобщение

1

Глава IV. Экономика.

4

13-13

25-26

Роль экономики в жизни общества

2

14-14

27-28

Экономическая культура

2

Глава V. Социальная сфера.

13

1

15-15

29-30

Социальная структура общества

2

16-16

31-32

Социальное взаимодействие

2

17-17

33-34

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение.

2

18-18

35-36

Нации и межнациональные отношения.

2

19-19

37-38

Семья и быт

2

20-20

39-40

Социальное развитие и молодежь

2

21

41

Молодежь в современном мире.

1

21

42

Обобщение

1

Глава VI. Политическая сфера.

10

1

22-22

43-44

Политика и власть

2

23-23

45-46

Политическая система

2

24-24

47-48

Правовое государство и гражданское общество

2

25

49

Избирательная система, избирательный процесс

1

25

50

Политические партии и движения

1

26-26

51-52

Участие граждан в политической жизни

2

27

53

Обобщение

1

Раздел III. Право. 10 часов.

10

Глава VII. Право как особая система норм

10

27-28

54-55

Право в системе социальных норм

2

29-29

56-57

Источники права

2

30-30

58-59

Правоотношения и правонарушения

2

31-31

60-61

Современное российское законодательство

2

32-32

62-63

Предпосылки правомерного поведения

2

Заключительные уроки. 3 часа.

2

1

33-33

64-65

Общество в развитии.

2

34

66

Повторительно-обобщающий урок.

1

34-35

67-68

Резерв времени. 2 часа.

2


III. Содержание курса «Обществознание»

( базовый уровень)

Раздел I. Общество и человек. 16 часов.

Тема 1. Общество и человек . 4 часа.

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Тема 2. Человек . 12 часов.

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Человек в системе социальных связей. Личность. Факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни. 37 часов.

Тема 3. Духовная культура. 8 часов.

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. СМИ.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль. Ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство. Его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 4. Экономическая сфера. 4 часа.

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема 5. Социальная сфера. 14часов.

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Тема 6. Политическая сфера. 11 часов.

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство. Его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

Раздел III. Право. 10 часов.

Тема 7. Право как особая система норм. 10 часов.

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частичное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Заключительные уроки. 3 часа.

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

Резерв времени - 2 часа.

IV. Список литературы.

  1. Боголюбов Л. Н. Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др "Обществознание. 10 класс. Базовый уровень" учебник для 10 класса общеобразовательных. учреждений . М.: Просвещение. 2011 год.

  2. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. М.: Просвещение. 2008 год

  3. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы: В 2 ч. / Под. ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.

  4. Конституция Российской Федерации

  5. ЕГЭ 2013, 2014. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лабезникова А.Ю., Рутковская Е.Л. и др.

  6. Школьный словарь по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбовой
    Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. - М.: Дрофа, 2008.

  7. Практикум по обществознанию. - М.: Рольф, 2008.

  8. Человек и общество: Доп. материалы к учеб. - М.: Дрофа, 2009

  9. Кравченко А.И. Основы социологии. - М.: Академический проект, 2009.

  10. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. -М.: Издательство «Экзамен», 2009.

  11. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. - М.: Школа-Пресс, 2009.

  12. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. \ Л.Н. Боголюбов и др\. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2009

  13. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2009.

















V. Календарно-тематическое планирование.

Обществознание. 10 класс.

No

Тема урока

Основные понятия

Знания, умения

Дом. задание

Дата проведения

Раздел I. Общество и человек. 16 часов.

1

Что такое общество

Общество. Общественные отношения.

Сфера общественной жизни.

Знать понятия темы, называть сферы жизни общества, раскрывать понятие общество в узком и широком смысле

1 неделя

2

Общество и природа

Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй Природы»

Знать изучаемые понятия, учение

участвовать в дискуссии «Можно ли

изучать общество, в котором живешь?»

1 неделя

3

Общество и культура.

Науки об обществе

культура материальная и духовная

Раскрывать понятие культура в

широком и узком смысле слова

2

4

Общество как сложная

динамичная система

Система, суперсистема,

элементы

Объяснять понятие "система",

отличать социальные системы от природных

2

5

Социальные институты.

Социальный институт

Характеризовать главные социальные

институты и его основные черты

3

6-7

Природа человека

Антропогенез, смысл

жизни, биосоциальное

существо

Знать термины, характерные

признаки сущности человека,

отличительные признаки человека,

уметь работать с таблицей и текстом,

готовит небольшие сообщения

3-4

8

Духовные ориентиры

личности

Духовный мир, высшие человеческие ценности, мораль, идеал, совесть, категорический императив, патриотизм, гражданственность

Характеризовать духовно- нравственные ориентиры и моральные ценности личности, раскрывать значение «золотого правила» нравственности

4

9

Мировоззрение и его

роль в жизни человека

Мировоззрение

Раскрывать сущность мировоззрения,

и его типы, сравнивать понятия

мораль и мировоззрение, раскрывать

значение мировоззрения в жизни

человека

5

10-11

Сущность человеческой

деятельности

Деятельность, поведение, действие,

поступки, потребности, интересы

Знать понятия, выделять признаки

человеческой деятельности

5-6

12

Познавательная

деятельность человека

Знание, познавательная деятельность,

чувственное познание, рациональное

познание, созерцание, эмпирики, рационалисты, абстрагирование

Знать термины, сравнивать

рациональное и чувственное

познание, приводить примеры

рационального чувственного

познания, характеризовать методы

познания

6

13

Истина и ее критерии

Агностики, истина, критерии,

объективная, абсолютная, относительная истина, заблуждение

Знать сущность понятий,

характеризовать роль практики в

процессе познания

7

14

Научное познание

Научное познание, методы научного

познания, научная теория, научная

революция, научный закон, гипотеза,

эксперимент

Объяснять цель научного познания,

перечислять его методы, приводить

примеры научного познания,

выдвигать гипотезы

7

15

Человек в системе

социальных связей

Индивид, личность, социальное действие, нравы, социализация, самосознание, свобода

Знать термины, работать с

документами к тексту учебника,

уметь анализировать данные таблицы

8

16

Обобщение


8

Раздел II. Основные сферы общественной жизни. 37 часов.

17-18

Культура и духовная

жизнь

общества

Культура материальная и духовная,

элитарная, народная, массовая

Знать понятия характеризовать

традиции и новаторство в культуре,

приводить примеры многообразия

культур

9-9

19

Наука. Образование.

Форма культуры, Этика науки.

Гуманизация, гуманитаризация,

интернационализация образования,

искусство, авторское право

Знать значение терминов,

характеризовать проблемы науки,

роль и место искусства в культуре,

роль образования в современном

обществе

10

20

Мораль

Мораль, идеал, ценности, добро, порок,

зло, долг, совесть, моральный выбор,

моральная оценка

Характеризовать основные категории

морали и моральные ценности, а

также роль морали в жизни человека

и общества

10

21

Религия

Религия, религиозное мышление,

мировые религии, нравственные заповеди, веротерпимость, свобода совести

Характеризовать особенности

религиозного мышления и общие

черты нравственных заповедей в

мировых религиях

11

22-23

Искусство и духовная

жизнь

Искусство, образность,

чувственное восприятие, художественный образ

Знать термины, работать с текстом,

отвечая на предложенные вопросы,

перечислять характерные черты

искусства, объяснять особенности

прогресса в искусстве, рассуждать

над проблемами духовной жизни

современной России

11-12

24

Обобщение


12

25-26

Роль экономики в жизни

общества

Экономическая сфера, экономика, уровень жизни, ВВП

Характеризовать значение терминов,

место и роль экономики в жизни

общества, а также приоритеты

экономической политики

российского государства,

комментировать высказывания

знаменитостей и обосновывать свою

точку зрения

13-13

27-28

Экономическая культура

Экономическая культура

экономический

интерес, деловая этика,

устойчивое развитие

Перечислять основные элементы

экономической культуры,

характеризовать суть экономически

грамотного поведения человека,

формировать собственное отношение

к существованию двух моралей

участников рынка

14-14

29-30

Социальная структура

общества

Социология, маргиналы, дифференциация,

стратификация,

социальная мобильность

Знать термины, объяснять причины

существования различных

социальных групп, приводить

примеры классификации социальных

групп и социальной мобильности

15-15

31-32

Социальные

взаимодействия

Социальная связь, социальный

контакт, социальные отношения, социальный конфликт, трудовые отношения, профессионализм, трудовая дисциплина

Объяснять значение слов,

формулировать основные принципы

решения конфликтов

16-16

33-34

Социальные нормы. Отклоняющее поведение

Социальные нормы, социальный контроль,

отклоняющее поведение, преступность,

наркомания

Характеризовать основные черты

современной молодежной культуры,

неформальные молодежные

объединения

17-17

35-36

Нации и

межнациональные

отношения

Этнос, нация, национальное

самосознание, толерантность

Уметь работать со статистическими

материалами, с различными

источниками, знать принципы

национальной политики государства

18-18

37-38

Семья и быт

Брак, бытовые отношения

Характеризовать функции и

типы семьи, а также эволюционные

изменения в современной семье,

работать с текстом, делать выводы на

основании прочитанного

19-19

39-40

Социальное развитие и

молодежь

Тинэйджеры , инфантилизм, субкультура, контркультура, молодежь

Знать конституционные основы

национальной политики в РФ

20-20

41

Молодежь в современном мире.

21

42

Обобщение


21

43-44

Политика и власть

Политика, партия, политическая элита,

политическая сфера, политический

институт, политические отношения,

политология

Характеризовать функции государства

22-22

45-46

Политическая система

Политическая система, политическое

управление, политическая партия,

консенсус, политический режим

Приводить примеры различных

политических режимов,

характеризовать политические

режимы, работа с

текстом А. Хайека

"Политические режимы"

23-23

47-48

Правовое государство и

гражданское общество

Президентская, парламентская

республика, правовое государство,

гражданское общество, защита прав,

декларация, референдум

Знать термины, объяснять

особенности формирования

политических элит в современной

России.

24-24

49

Избирательная система,

избирательный процесс

Мажоритарная и пропорциональная

системы

Знать нормативные акты, содержащие

правила, действующие в системе

образования, характеризовать

уровни

образования, готовит сообщения о

своем образовательном учреждении

25

50

Политические партии и

движения

Политическая партия

Характеризовать формы

политического процесса в

современной России, анализировать

программные документы партий

25

51-52

Участие гражданина в

политической жизни

Политический статус, политическая

психология

Объяснять термин, перечислять типы

лидерства, подготовка сообщений

"Биография политического лидера"

26-26

53

Обобщение


27

Раздел III. Право. 10 часов.

54-55

Право

в системе

социальных норм

Право, социальные нормы

Характеризовать законодательный

процесс и объяснять, почему он

сложный, решать проблемные задачи

27-28

56-57

Источники права

Правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт,

естественное право, подзаконный акт

Знать источники права,

характеризовать иерархию законов

28-29

58-59

Правоотношения и

правонарушения

Правоотношения, правонарушения,

юридическая ответственность

Раскрывать важнейшие признаки

правоотношения,

характеризовать

особенности правонарушений,

приводить примеры,

характеризующие правоотношения и

правонарушения

29-30

60-61

Современное российское

законодательство

Физическое лицо, юридическое лицо,

правоспособность, дееспособность

Знать термины, решать проблемные

задачи

30-31

62-63

Предпосылки

правомерного поведения

Правосознание, правовая идеология,

правовая установка, правовая культура

Характеризовать основные элементы

правосознания

31-32

Заключительные уроки.

64-65

Общество в развитии.

Глобализация, прогресс, регресс

Анализировать текст, высказывать

собственное суждение

32-33

66

Повторительно-обобщающий урок.

33

67-68

Резерв

34-34






VI. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

  1. Вводный тест.

  2. Промежуточный тест.

  3. Итоговый тест.

Вводный тест. Обществознание. 10 класс.

1. Государство осуществляет:

1) политическую власть 2) межпартийную власть 3) публичную власть

4) власть родителей над детьми

2. Демократия - это: 1) народовластие 2) тоталитарный режим

3) авторитарный режим 4) суверенное государство

3. Решите задачу.

«Сторож спал на посту, что позволило ворам похитить ценное имущество. Какой вид правонарушения совершил сторож?»

1) административный проступок 2) преступление 3) дисциплинарный проступок 4) гражданский проступок

4. Всеобщая декларация прав человека является:

1) юридически обязательным документом

2) международным документом, обязательным для исполнения государствами

3) резолюцией, имеющей характер рекомендации

4) Пактом о политических и гражданских правах

5. Международные документы, содержащие правовые нормы в период военных вооруженных конфликтов, называются: 1) военным правом

2) гуманитарным правом 3) защитным правом 4) уголовным правом

6. Свобода совести подразумевает:

1) выбор, навязываемый государством 2) выбор, основанный на мнении родственников 3) свободный выбор веры без вмешательства государством

4) право обманывать в случае необходимости

7. Под понятием «личность» подразумевают:

1) биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе производства

2) социальный образ человека 3) отдельный живой организм 4) индивид

8. Общечеловеческие ценности, являющиеся опорными критериями при принятии личностью жизненно важных решений:

1) истина и вера 2) свобода и честь 3) стыд и правда 4) красиво и некрасиво

9. Какое правонарушение является наиболее опасным?

1) административное 2) дисциплинарное 3) гражданско - правовое 4) уголовное

10. Ребенком согласно Конвенции о правах ребенка признается человеческое дитя до:

1) достижения 18 лет 2) начала трудовой деятельности

3) достижения 20 лет 4) вступления в брак

11. Свобода состоит в праве человека делать то, что:

1) не вредит другому человеку 2) способствует развитию его бизнеса

3) ограничивает произвол властей 4) обеспечивает его безопасность

12. Органы местного самоуправления

1)самостоятельно управляют муниципальной собственностью, устанавливают местные налоги

2)обеспечивают проведение в РФ единой финансовой политики

3) обеспечивают проведение в РФ единой государственной политики в области образования

4)принимают меры по охране государственных границ и суверенитета

13. Основополагающим принципом Конституции РФ является принцип

1)свободного выхода республик из состава РФ 2) государственной целостности

3) невозможности создания новых административных образований

4) недопустимости объединения регионов

14. Что из перечисленного относится к отраслям права?

1)гражданское право 2)частное право 3) публичное право 4)политическое право

15. Укажи признак, отличающий правовое государство от неправового

1) наличие профессионального аппарата управления 2) верховенство закона

3) наличие законодательного органа 4) суверенность

16. Примером объединения, действующего в гражданском обществе, является

1) милиция 2) нотариальная контора 3) союз промышленников 4) ЗАГС

17. Решите задачу. Бабушка подарила десятилетнему внуку квартиру. Каким правом не обладает ребенок? 1) обладать 2) пользоваться 3) распоряжаться 4) отказаться от наследства

18. Нарушение норм международного гуманитарного права называется:

1) преступлением против человечества 2) военным преступлением

3) отягощающим преступлением 4) уголовным преступлением

19. Сопоставьте понятия и их определения:

1) право 2) правовое государство 3) гражданин 4) гражданство 5) закон

а) государство, задачей которого является защита прав и свобод человека, его жизни и благосостояния; б) лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующегося его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей;

в) нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения и принимаемый высшим представительным органом страны или непосредственно народом; г) совокупность устанавливаемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе; д) правовое положение гражданина.

1

2

3

4

5


20. Установите соответствие между характерной чертой нормы и ее видом.

1) устанавливается государством 2) представляет собой совокупность одобряемых обществом правил 3) появляются задолго до возникновения государства 4) имеют общеобязательный характер

А. мораль Б. право

А

Б

21. Установите соответствие между разновидностями прав и конкретными правами человека.

1) право принимать участие в управлении своей страной

2) право на отдых, включая право на оплачиваемый отпуск

3) право на свободу мирных демонстраций и собраний

4) никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию

5) право на свободу убеждений и на свободное их выражение

6) никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную жизнь

а) гражданские права б) социальные права в) политические права

а

б

в

22. Найдите в приведенном ниже списке задачи Конституции РФ и обозначьте соответствующие цифры.

1) закрепить союз российских республик

2) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека

3) упорядочить государственную власть

4) установить главенствующую роль партии, имеющей парламентское большинство

5) утвердить правосудие

23. Найдите в приведенном списке права, которые одинаково защищаются нормами гуманитарного права и нормами Всеобщей декларации прав человека.

1) никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии

2) никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию

3) каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими

4) никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию

5) каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства

24. В предложенном списке найдите неимущественные отношения между супругами.

1) Выбор фамилии супруга после вступления в брак

2) отношения собственности

3) решение внутрисемейных вопросов

4) совместное воспитание детей

5) алиментные отношения

6) право на расторжение брака

25. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Для того, чтобы государство хорошо защищало права граждан необходимы три сильные и самостоятельные ветви власти.

Б. Принцип разделения властей не является обязательным для демократического государства.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба суждения верны; 4) оба суждения неверны

26. Верны ли следующие суждения об идеях гуманистов?

А. По мнению гуманистов одной из главных задач государства является обеспечение прав человека на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Б. Гуманисты утверждают, что для защиты естественных прав человека правительство должно наводить порядок в стране «железной рукой».

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба суждения верны; 4) оба суждения неверны

27. Верны ли следующие суждения о социальной политике государства?

А. Одним из основных направлений социальной политики государства является поддержка семьи, материнства и детства.

Б. Одним из основных направлений социальной политики государства является установление системы налогообложения.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба суждения верны; 4) оба суждения неверны

28.Соотнесите даты и события:

1) 1976 2) 1787 3) 1789

а) Декларация прав человека и гражданина б) американская Декларация независимости

в) Конституция США

1

2

3

29. Какое слово пропущено в следующей фразе?

«Партии, несогласные с политикой, проводимой правящей партией, критикуют ее, находясь к ней в _____________________________».

30. Соотнесите понятия и их определения

1) частное право 2) гражданское право 3) публичное право

а) совокупность законов и других нормативных актов, касающихся всех сторон частной жизни

б) совокупность норм, регулирующих политические и государственно- общественные отношения

в) совокупность норм, регулирующих имущественные и личностные неимущественные отношения




Итоговый тест. Обществознание. 10 класс.

Часть А.

А1. И человеку и животному свойственны потребности в

1) самореализации 2) самосохранении 3) самопознании

4) самообразовании

А 2. К социальным потребностям человека относится потребность

1) дышать 2) питаться 3) спать 4) общаться

А 3. Верны ли следующие суждения о личности?

а) Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и сознательной деятельности.

б) Новорожденный человек является личностью.

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 4. Какую сферу общества представляют религия, наука, образование?

1) экономическую 2) политическую 3) социальную

4) духовную

А 5. Примером влияния природных факторов на развитие общества является

1) создание памятника древнерусского права - «Русской правды»

2) совпадение расселения восточных славян с бассейнами крупных рек

3) введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой

4) деление дружины на старшую и младшую

А 6. Верны ли суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

а) Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

б) Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 7. И чувственное и рациональное познание нацелено на 1) восприятие окружающего мира

2) приобретение истинных знаний об окружающем мире 3) опровержение научных теорий

4) создание новых теорий

А 8. И абсолютная и относительная истины

1) всегда находят свое подтверждение в практике

2) носят объективный характер

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) могут быть опровергнуты со временем

А 9. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером

1) житейской мудрости 2) мифологического знания

3) научного знания 4) паранаучного знания

А 10. Вывод: «Друзья познаются в беде» - является результатом 1) паранаучного знания

2) обобщения жизненного опыта 3) художественного вымысла 4) экспериментальной проверки

А 11. Верны ли следующие суждения о цели научного познания?

а) Цель научного познания - осознание закономерностей процессов и явлений.

б) Цель научного познания - отражение действительности в художественных образах.

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 12. Верны следующие суждения об истине?

а) Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.

б) Относительная истина - это полное, неизменное знание.

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 13. К среднему классу не относятся:

1) мелкие и средние буржуа

2) материально обеспеченные представители интеллигенции

3) неквалифицированные рабочие

4) управленцы среднего звена

5) деклассированные элементы

6) «белые воротнички»

А 14. Верны ли следующие утверждения:

а) Образование начинается как часть национальной культуры.

б) В развитии образования проявляется тенденция к интернационализации.

1)верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения

А 15. Вставьте пропущенное слово:

«Материальное производство - это создание вещей, а ______________ производство - это создание идей».

А 16 . Верны ли следующие утверждения:

а) В развитии отдельных стран нет сходства ни в путях, ни в формах развития.

б) Несхожесть в развитии отдельных стран служит непреодолимой преградой на пути движения человечества к единению.

1)верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения

А 17. Завершите фразу: « Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности называется _________________________».

А 18. Увольнение с работы по причине сокращения персонала или ликвидации фирмы относится к правоотношениям

1) трудовым 2) семейным 3) административным

4) гражданским

А 19. Установите соответствие:

1) Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.

2) Отдельно взятый представитель всего человеческого рода.

3) Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

а) индивид б) индивидуальность в) личность

А 20. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу, и напишите цифры, под которыми они указаны.

1.существо биологическое

2.сознательно выдвигает цели деятельности

3.живет среди себе подобных

4.обладает способностью к творчеству

5.производит орудия труда с помощью других орудий

6.обладает врожденными инстинктами самосохранения

А21. Условиями заключения брака являются:

1) добровольное обоюдное согласие

2) соответствующий возраст

3) дееспособность

4) отсутствие близкого родства

5) разнополая пара

А22. Из приведенного перечня наук выберите те, которые изучают общество:

1) история 2) кибернетика 3) философия 4) социология

5) информатика 6) экология 7) правоведение

А23. Найдите правильные выражения:

1) Разговор по телефону - это коммуникация

2) Труд - это единственный вид деятельности.

3) То, что ожидается нами в результате деятельности - это результат.

4) Истина - это все наши знания.

5) То, что побуждает к действию - это мотив.

А 24. Определите термин, о котором идет речь в следующих суждениях:

1) гарантируется свобода вероисповедания

2) право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой

3) свободно выбирать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

_______________________________ свобода слова

А 25. Философ Сократ говорил: «Меня считают самым мудрым среди эллинов, потому что я знаю, что моя мудрость ничего не стоит». Это высказывание отражает следующий подход к проблеме познаваемости мира:

1) человек вообще не в состоянии познать окружающий мир

2) мудрецу ясно, что за границами познанного всегда остается непознанное

3) человек не может познать ничего, кроме собственных ощущений

4) человеческий разум всемогущ, ему доступна абсолютная истина

Часть В.

В 1. Установите соответствие:

1) использование пушнины в качестве эквивалента обмена

2) рост цен на услуги

3) создание наскальных картин древнейшими охотниками и собирателями

4) существование в современно обществе семей различного типа

5) активное участие плебеев Рима в народном собрании

а) духовная б) социальная в) экономическая

г) политическая

В 2. Установите соответствие

1.В квартире гражданина Л. всю ночь громко играла музыка, беспокоя соседей.

2. Гражданин А. Взял в долг у друзей деньги на покупку машины.

3.Строители заключили договор на строительство дачного дома.

4.Гражданин П. Был доставлен в отделение милиции за нецензурную, брань на городском рынке.

а) административное правонарушение.

б) гражданское правонарушение.

В 3. Ей в придание дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело…

(Пушкин)

Какой вид общения приведен в этом отрывке?

1) реального субъекта с иллюзорным

2) воображаемых партнеров

3) реального субъекта с воображаемым партнером

В 4. Для рыночной экономики характерно (укажите правильное сочетание):

1) Самостоятельность предпринимателей в вопросах экономики

2) Стремление производителей произвести товары с наименьшими затратами производства, получив при этом больше прибыли

3) наличие рынка труда, товаров и капитала

4) Полное отсутствие государственного регулирования

а) 123 б) 124 в) 234 г) все перечисленное

В 5. Установите соответствие

1.инстинктивная деятельность

2.борьба за существование

3.наличие моральных и правовых норм

4.наличие культуры

5.постановка цели

6.наличие языка (речи)

а) человек как социально- духовное существо

б) человек как биологический вид

В 6. Запишите слово, пропущенное в схеме

Биологические

Духовные

Социальные

Престижные

Экзистенциальные

В 7. Установите соответствие:

Между различными сферами экономики и их проявлениями.

Проявления Сферы экономики

1) приобретение туристической путевки; А) производство

2) пошив рабочей одежды; Б) потребление

3) уроки с учителем музыки; В) обмен

4) продажа автомобиля;

5) использование газа в быту



© 2010-2022