Урок по обществознанию на тему Золотые руки работника

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №17 Тема: Рыночная экономика.

Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить определять условия функционирования рынка.

  2. Подвести к пониманию положения: конкуренция - двигатель рынка.

  3. Подвести к пониманию, что рыночный механизм - механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.

Развивающие:

  1. Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции

  2. Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений

Воспитательные:

  1. Развивать познавательный интерес.

  2. Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.

Развитие компетенций: учебно -познавательных, коммуникативных.

Глоссарий: конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: практикум

План:

  1. Рынок и его условия функциональности.

  2. Спрос и предложение на рынке.

  3. Рыночное равновесие.

  4. «Невидимая рука» рынка.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Знакомство с темой, целями и планом урока

Мотивация: Какие существуют экономические системы?

-Традиционная экономика, командная, рыночная, смешанная экономика

  1. Изучение нового материала.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.

Каким образом рыночная экономика решает главные экономические вопросы: что производить? как производить? для кого производить?

Сначала дадим определение понятию рынок.

Рынок - это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.

Запись в тетради:

28.01.16 г.

Рыночная экономика

Рынок - это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.

РУрок по обществознанию на тему Золотые руки работникааботая с учебником на стр.108, составим кластеры:1) «Характерные черты рыночной экономики»

Урок по обществознанию на тему Золотые руки работникаУрок по обществознанию на тему Золотые руки работникаУрок по обществознанию на тему Золотые руки работника

Свободный обмен

Частная собственность

Материальная ответственность за результаты

2) Условия функционирования рынка

Условия функционирования рынка

Урок по обществознанию на тему Золотые руки работникаУрок по обществознанию на тему Золотые руки работника

Урок по обществознанию на тему Золотые руки работника

Свободное свобода предпринимательской конкуренция

ценообразование деятельности

Задание: Здесь мы встречаем слово конкуренция. Что оно означает?

Слово «конкур» обозначает особый вид конных соревнований - преодоление различных препятствий. Более знакомое вам слово - «конкурс» - соревнование, состязание за достижение определенных результатов.

-Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?

Вывод:

  • Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, позволяя производителю свободу принятия экономических решений;

  • Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;

  • Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;

  • Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.

Генри Форд в результате конкуренции на рынке производства автомобилей изобрел новый способ организации производства - конвейер.

Конкуренция бывает двух видов:

-добросовестная, цивилизованная

-недобросовестная, нецивилизованная

-Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?

Дело в том, что в условиях рынка производитель подчиняется очень влиятельной силе - диктатуре цен.

Учитель: Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями «спрос» и «предложение».

Как вы думаете, что такое спрос и предложение?

Запись в тетради

Спрос - это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.(с. 109 запись в тетради)

Предложение - это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. (с. 110 запись в тетради)

а) спрос находится в обратной зависимости от цены;

Урок по обществознанию на тему Золотые руки работника

Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в

виде графика

Предложение - это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. (с. 110 запись в тетради)

бУрок по обществознанию на тему Золотые руки работника

) предложение находится в прямой зависимости от цены.

Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.

Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?

Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость а у потребителя всегда ограниченный спрос, Как вы думаете, чем определяется спрос потребителя?

  1. Размерами индивидуального дохода;

  2. Потребностями, необходимыми сегодня;

  3. Модой;

  4. Ценами на товары - заменители.

Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование.

Продавцы могут свободно устанавливать цены, а покупатели - делать выбор: покупать товар по предложенной цене или нет.

На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.

Как это происходит?

Ситуация, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену называют -рыночным равновесием.

Например, на рынке продают зелень - у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других - 30 рублей (но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?

Это и есть равновесная цена - цена, по которой заключается реальная сделка купли - продажи.

Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

Каждый участник экономики в погоне за своей личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны и служит интересам всего общества.

Английский экономист Адам Смит назвал эту ситуацию «невидимой рукой» рынка. Она имеет положительные и отрицательные черты.

Подведем итог функций рынка и его влияние на различные стороны жизни общества.

Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Установите соответствие между понятиями и определениями:

Понятия

Определения

  1. Спрос

А) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара

  1. Конкуренция

Б) желание и возможность продавца продать конкретный товар (услугу) в определённое время и в конкретном месте

  1. Платёжеспособность

В) борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров

  1. предложение

Г) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар ( услугу) в определённое время и в конкретном месте

Каких из производителей, действующих на территории Чувашии и являющиеся конкурентноспособными вы знаете?

-Знакомимся с одной из них - это кондитерская фабрика АО «Акконд»

Домашнее задание: параграф 14, рабочая тетрадь - задание №3,4.

Урок по обществознанию на тему Золотые руки работника


© 2010-2022