- Преподавателю
- Обществознание
- Урок по обществознанию на тему Золотые руки работника
Урок по обществознанию на тему Золотые руки работника
Раздел | Обществознание |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Изратова В.В. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок №17 Тема: Рыночная экономика.
Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.
Задачи:
Образовательные:
-
Научить определять условия функционирования рынка.
-
Подвести к пониманию положения: конкуренция - двигатель рынка.
-
Подвести к пониманию, что рыночный механизм - механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.
Развивающие:
-
Развивать способность формулирования собственного мнения и позиции
-
Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений
Воспитательные:
-
Развивать познавательный интерес.
-
Формировать основы экономической и информационной культуры учащихся.
Развитие компетенций: учебно -познавательных, коммуникативных.
Глоссарий: конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: практикум
План:
-
Рынок и его условия функциональности.
-
Спрос и предложение на рынке.
-
Рыночное равновесие.
-
«Невидимая рука» рынка.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Знакомство с темой, целями и планом урока
Мотивация: Какие существуют экономические системы?
-Традиционная экономика, командная, рыночная, смешанная экономика
-
Изучение нового материала.
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.
Каким образом рыночная экономика решает главные экономические вопросы: что производить? как производить? для кого производить?
Сначала дадим определение понятию рынок.
Рынок - это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.
Запись в тетради:
28.01.16 г.
Рыночная экономика
Рынок - это система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена.
Работая с учебником на стр.108, составим кластеры:1) «Характерные черты рыночной экономики»
Свободный обмен
Частная собственность
Материальная ответственность за результаты
2) Условия функционирования рынка
Условия функционирования рынка
Свободное свобода предпринимательской конкуренция
ценообразование деятельности
Задание: Здесь мы встречаем слово конкуренция. Что оно означает?
Слово «конкур» обозначает особый вид конных соревнований - преодоление различных препятствий. Более знакомое вам слово - «конкурс» - соревнование, состязание за достижение определенных результатов.
-Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?
Вывод:
-
Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, позволяя производителю свободу принятия экономических решений;
-
Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;
-
Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;
-
Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.
Генри Форд в результате конкуренции на рынке производства автомобилей изобрел новый способ организации производства - конвейер.
Конкуренция бывает двух видов:
-добросовестная, цивилизованная
-недобросовестная, нецивилизованная
-Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?
Дело в том, что в условиях рынка производитель подчиняется очень влиятельной силе - диктатуре цен.
Учитель: Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями «спрос» и «предложение».
Как вы думаете, что такое спрос и предложение?
Запись в тетради
Спрос - это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.(с. 109 запись в тетради)
Предложение - это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. (с. 110 запись в тетради)
а) спрос находится в обратной зависимости от цены;
Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в
виде графика
Предложение - это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. (с. 110 запись в тетради)
б
) предложение находится в прямой зависимости от цены.
Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.
Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?
Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость а у потребителя всегда ограниченный спрос, Как вы думаете, чем определяется спрос потребителя?
-
Размерами индивидуального дохода;
-
Потребностями, необходимыми сегодня;
-
Модой;
-
Ценами на товары - заменители.
Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование.
Продавцы могут свободно устанавливать цены, а покупатели - делать выбор: покупать товар по предложенной цене или нет.
На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.
Как это происходит?
Ситуация, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену называют -рыночным равновесием.
Например, на рынке продают зелень - у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других - 30 рублей (но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?
Это и есть равновесная цена - цена, по которой заключается реальная сделка купли - продажи.
Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.
Каждый участник экономики в погоне за своей личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны и служит интересам всего общества.
Английский экономист Адам Смит назвал эту ситуацию «невидимой рукой» рынка. Она имеет положительные и отрицательные черты.
Подведем итог функций рынка и его влияние на различные стороны жизни общества.
Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.
-
Закрепление изученного материала.
-
Установите соответствие между понятиями и определениями:
Понятия
Определения
-
Спрос
А) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара
-
Конкуренция
Б) желание и возможность продавца продать конкретный товар (услугу) в определённое время и в конкретном месте
-
Платёжеспособность
В) борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров
-
предложение
Г) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар ( услугу) в определённое время и в конкретном месте
Каких из производителей, действующих на территории Чувашии и являющиеся конкурентноспособными вы знаете?
-Знакомимся с одной из них - это кондитерская фабрика АО «Акконд»
Домашнее задание: параграф 14, рабочая тетрадь - задание №3,4.