• Преподавателю
  • Обществознание
  • План-конспект мастер-класса на тему Системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса на уроках обществознания

План-конспект мастер-класса на тему Системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса на уроках обществознания

Мастер - класс «Системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса на уроках обществознания». Продолжительность мастер-класса: 45 минут Аудитория: учителя истории, обществознания. Оборудование: компьютер, проектор. Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по использованию системно-деятельностного подхода на уроках обществознания Задачи:1 представить опыт использования системно-деятельностного подхода на уроках обществознания;2. провести имитац...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30» Асбестовского городского округа















МАСТЕР-КЛАСС

«Системно-деятельностный подход

в организации образовательного процесса на уроках

обществознания как условие реализацииФГОС»









Разработчик: Крюкова Елена Викторовна

учитель обществознания,

I квалификационная категория









2012

Мастер - класс

«Системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса на уроках обществознания»

Продолжительность мастер-класса: 45 минут

Аудитория: учителя истории, обществознания

Оборудование: компьютер, проектор

Дидактические материалы к мастер-классу:

  • Раздаточный материал:

  • памятка по подготовке проблемно-диалогического урока

  • памятка по подготовке урока с использованием текста в режиме технологии продуктивного чтения

  • памятка по технологии оценивания образовательных достижений

  • Для работы слушателей в группах: задания группам, листы бумаги, ручки;

  • дидактические материал для получения обратной связи (разработки уроков)

Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по использованию системно-деятельностного подхода на уроках обществознания

Задачи:

1 представить опыт использования системно-деятельностного подхода на уроках обществознания;

2. провести имитационную игру урока обществознания в 9 классе по теме «Голосование, выборы, референдум»;

3.разработать технологическую карту урока, схему анализа урока в аспекте ФГОС;

4.провести рефлексию занятия

Формы и приёмы работы:

  • Теоретическое изложение материала с использованием презентации.

  • Работа в группах.

  • Дискуссия.

Ход мастер-класса

  1. Презентация педагогического опыта (10 минут)

    • Обоснование основных идей технологии развития критического мышления через чтение и письмо, применяемой на уроках обществознания

    • Определение проблем и перспектив в педагогической работе учителя

    • Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

  2. Имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (20 минут)

  3. Моделирование (15 минут)

    • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии.

    • Составление технологической карты урока

    • Дискуссия по результатам совместной деятельности

  4. Рефлексия (5 минут)

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию мастер класс «Системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса на уроках обществознания как условие реализации»

Слайд 2.В связи с переходом школы в инновационный режим деятельности по реализации ФГОС в 5 классах, я столкнулась со следующими противоречиями:

Слайд 3. 1) между разнородностью состава учащихся по уровню обученности, развития познавательного интереса, воспитанности и требованиям к достижению всеми учащимися результатов освоения,включённых в образовательные стандарты;

2) между естественным стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею.

Слайд 4.Это позволило мне определить направления деятельности по созданию адаптивной образовательной среды, способствующей развитию УУД обучающихся и их самоорганизации: создание каждый таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем. Мы знаем, что технология деятельностного подхода позволяет детям "открывать" знания самим в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Поэтому моя задача как учителя при введении нового материала организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Слайд 5. Как нам известно, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность. Перед учителем встает вопрос: Какими средствами активизировать деятельностьучащихся.

Слайд 6. Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Слайд 7-8. Мы с Вами все знаем, что при организации урока важное значение имеет его структура. Поэтому я подробнее остановлюсь на характеристике этапов урока:

Этапы урока

Организующая роль учителя

1

Мотивация к учебной деятельности

Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3

Выявление места и причины затруднения

Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

5

Реализация построенного проекта

Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.

8

Включение в систему знаний и повторение

Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9

Рефлексия учебной деятельности.

Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, уделяю внимание на организацию поисков, развивитию их познавательной деятельности.

Слайд 9. Механизмом реализации системно - деятельностного подхода является такие технологии, как:Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация - общение); Технология развития критического мышления через чтение и письмо; Технология, основанная на реализации проектной деятельности;Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

Слайд 10-11. На уроках обществознания учащиеся работают в группах. Считаю, что групповая работа представляет много возможностей для индивидуализации. Важно чётко распределить роли в группе. При подведении итогов ученики представляют результаты работы. В конце каждого занятия происходит рефлексия - ученики высказывают свое мнение о работе группы и отдельных учащихся.Учителем комментируется работа групп с точки зрения учебных задач.

Слайд 7.Затем учащиеся выставляют оценки по заданным критериям, которые представлены на слайде. Сегодня я хотела бы кратко представить свой опыт организации учебных занятий с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.Почему свой выбор я остановила именно на этой технологии? Потому что в ней синтезированы идеи и методы отечественных коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; и самое главное - она позволяет формировать метапредметные и личностные УУД, т.е. в полной мере реализовать системно-деятельностный подход в обучении

Слайд 12. Какие цели и задачи ставит данная технология?

1) Формирование нового стиля мышления

2) Развитие таких базовых качеств личности, как коммуникативность, креативность, мобильность

3) Развитие аналитического, критического мышления.

4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации

5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Слайд 13.Основа технологии - трехфазовая структура урока:

  • вызов - актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения,

  • осмысление получения новой информации; учащиеся соотносят старые знания с новыми,

  • рефлексия размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения.

Слайд 14. В качестве примеров я продемонстрирую те приёмы, которые, на мой взгляд, в большей степени способствуют формированию УУД и могут использоваться при организации уроков.

На стадии изучения нового материала предлагаю применить стратегию, которая называется «Бортовой журнал». В старших классах использую стратегию «Двухчастный дневник».

Слайд 15. Учащимся до начала чтения фронтально предлагается вопрос: «Что вам известно по данной теме? Затем: «Что бы вы хотели узнать?». После изучения нового материала заполняем столбик «Узнал».

Данные стратегии используются для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии вызова с последующим возвратом к материалам на стадии рефлексии.

Слайд 16.также на уроках обществознания считаю эффективным приём «Понятийное колесо».

Слайд 17.Следующий приём, который используется во всех классах - «Кластер», основывается на выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении в определенном порядке в виде грозди. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы бы могли получить при обычной письменной работе.

Слайд 18-19.На этапе рефлексии, обобщения я часто применяю метод «Синквейна» и «Диаманты». Считаю, что данные методы полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, эти приёмы - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто.

Слайд 20.Итак, я представила лишь малую часть используемых мной стратегий данной технологии и продемонстрировала, как я использую элементы технологии на уроках обществознания в 5 классах.

II. Имитационная игра. А сейчас, уважаемые коллеги, я проведу с вами часть урока открытия нового знания по обществознанию в 9 классе.

I. Слово учителя. Здравствуйте. Приятно всех вас видеть на уроке обществознания.

Обратите внимание, на слайд, как вы думаете, что на нем изображено? (Слайд1.)

(Выслушиваются мнения учащихся.) Кто из вас знает определение понятия общество, которое формулируется только при помощи 2-х слов?

(Ответ:Общество - динамическая система.)

Итак, что изображено на слайде? - Модель общества, в виде системы. Перечислите известные вам компоненты этой системы. (Ожидаемый ответ: сферы, институты, нормы, общественные связи.)

Обратите внимание на афоризм, который написан на доске.

«Загадок много дивных на земле и, может быть, тебе одна по силам».

Георгий Александров

II. Думаю, вы уже догадались, что на нашем уроке, немало важную роль, будут играть

загадки. Моя задача загадывать вам их, ваша - отгадывать.

Итак, первая загадка связана с темой нашего урока и ответ на нее вам может помочь найти компонент схемы, представленной на слайде (слайд 1.)

Это понятие ввел Аристотель,

Его описал он в трактате своем.

Оно представляет источник событий,

Которых боимся, и все таки ждем. (ПОЛИТИКА)

На уроках истории в 9 классе мы изучали темы «Особенности российской многопартийности», «Политическая жизнь в России после Манифеста 17 октября 1905 г» и поэтому определенные знания, связанные с понятием политика у вас есть. Продолжаем отгадывать загадки и проверять ваши силы. Подсказок больше не будет, из правильно озвученных вами ответов я буду создавать облако слов, те ответы, которые вместо вас придется озвучивать мне, будут записываться на доске в отдельном конверте.

1. Хорошо когда их больше двух,

Тогда свободен у народа дух.

Если же одна осталась,

То считай, страна попалась.

Под контроль ее возьмет,

К коммунизму поведет. (ПАРТИЯ)

2. Это группа самых лучших.

Их в лицо ты должен знать.

И додумался же кто-то

Их «сливки общества» назвать. (ЭЛИТА)

1. Хоть говорят, что в поле ты один не воин,

Но среди нас всегда есть тот, кто почестей достоин.

И от него лишь одного, порой зависит много,

Ведет он нас как рулевой, незримою дорогой. (ЛИДЕР)

Этот день я не забуду

Выбор мой определён

Ставлю галочку напротив я того, в ком убеждён (ГОЛОСОВАНИЕ)

Слово учителя. Чтобы у вас не пропал интерес к работе с загадками, я немного изменю их внешнюю форму. А натолкнуло меня на эту мысль высказывание Оскара Уайльда «Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, как только начинаешь скрывать ее от людей». Я буду читать вам четверостишье, намеренно не договаривая последнего слова. Вы должны будете его озвучить сами.

6. Партии, движения и государства,

В борьбе за власть считают ценные минуты,

Голосование по пратийным спискам

_______ (ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ) делают систему

7.Есть категория людей такая,

Которая живет политики не зная.

Голосовать не ходят, говорят:

«Жить без политики привычнее и проще,

Нам обещают все подряд,

А кошелек и ныне тощий»

Обходят мимо все идейные теченья

Чужды им даже ценности либерализма,

Ни Ленина не чтят, ни Карла Маркса

Удел их - пленниками быть (АБСЕНТЕИЗМА)

8. Быть выборщиком - хорошо, депутатом - лучше!

В депутаты б я пошел, путь меня научат!

Кандидатуру выдвину свою на пост

______ (МАЖОРИТАРНУЮ) систему двину в рост!

Число желающих повластвовать растет как снежный ком,

Руководит же избирательным процессом (ЦЕНТРИЗБИРКОМ).

______ идёт на выборы,

Сегодня власть свою он выберет! (ЭЛЕКТОРАТ)

III. Слово учителя. В ходе работы с загадками, у нас получилось два списка, один в виде облака, а другой - в виде конверта, на сервере в сети Интернет, давайте в нем оставим только те понятия, с которыми вы уже знакомы, они имеют отношение к теме «Политическая деятельность». Отправим их письмом в архив своей памяти.

А те понятия, которые вам не достаточно хорошо известны (учащиеся самостоятельно соотносят списки понятий, сопровождая свою работу комментарием), которые, может быть, только сегодня вы услышали, оставим в классе, на доске и на слайде (слайд 5.)

IV. Слово учителя. Обратите внимание на слайд (слайд 6), и предположите тему урока, цели и задачи, которые мы должны будем решать в рамках темы урока. Предложите средства и методы, необходимые для решения поставленных задач.

Комментарий: В ходе коммуникативного диалога учащиеся должны не только назвать тему

(«Выборы, референдум.Избирательная система, её типы.»), но и осознать, что тема объемная по своему содержанию, необходимо изучить все типы избирательных систем, особенности избирательного процесса (активное, пассивное избирательное право)

Необходимо подвести учащихся к мысли о необходимости организовать работу в группах, с использованием всех возможных источников информации: учебников, источников информации

V. Слово учителя. Прежде чем мы начнем реализацию разработанного нами проекта, необходимо дать первичное определение понятию избирательная система и избирательное право, используя тот небольшой арсенал знаний, который вы имеете. Каждая группа дает свое определение и записывает его на своем планшете. Каждый последующий урок группы будут переписывать определение, включая в него уточняющую информацию, ведь арсенал знаний постепенно будет накапливаться, и на обобщающем уроке вы представите свое окончательное, полное определение, и мы все вместе дадим оценку каждому сформулированному группой определению.

Самостоятельная работа в группах.

Цель: 1.Самостоятельно изучить и проанализировать вопрос о типах избирательной системы, избирательном праве и политических партиях, как основных составляющих организационного компонента политической системы.

2.Публично представить работу группы.

Группа 1. Задание: используя материал учебника «обществознание» под ред. А.И. Кравченко, (п.7) ответьте на вопросы:

1.Чем различаются активное и пассивное избирательное право?

2.Какие факторы влияют на ход голосования?

Группа 2.

1.Используя дополнительные источники информации, создайте кластер: «Мажоритарная избирательная система»

2.Приведите примеры государств, в которых существует данная система.

Группа 3.

  1. Используя дополнительные источники информации, создайте кластер: «Пропорциональная избирательная система»

2 . Приведите примеры государств, в которых существует данная система.

Группа 4.

1.Используя дополнительные источники информации, создайте кластер: «Избирательная система РФ»

2. Что такое электорат? Как рассчитывается его политическая активность? (п.7)

Группа 5.

1.На основе учебного материала параграфа 8 представьте схему, в которой было бы отражено многообразие политических партий.

2.Назовите главный отличительный признак политических партий.

Комментарий: Классификации политических партий

Политические Партии

Кадровые Массовые Электоральные

Политические партии

Реакционные Консервативные Реформистские Революционные

Политические партии

Децентрализованные Централизованные Строго централизованные

Политические партии

На выполнения работы в группах учащимся дается 15минут. Далее каждая группа представляет результаты своей работы, предлагая остальным ребятам записать в тетрадь наиболее важные сведения, которые удалось извлечь участникам групповой работы. (Схемы вывешиваются на доске).

VI. Слово учителя. Давайте закрепим полученные знания: Каждая группа на основе изученного ею материала должна подготовить 2 вопроса и задать их любому ученику из другой группы, полученные ответы необходимо прокомментировать.

VII. Слово учителя. В качестве самостоятельной работы вам предлагаются 2 текста, один посвящен избирательным системам, другой политическим партиям.. Выберите сами для себя текст и выполните задание по типу В 6 из ЕГЭ по обществознанию. Если позволяет время, можно выполнить оба задания.

VIII.

Тренировочные задания.

1. Опираясь на полученные знания различных классификаций партий, определите место в них любой известной вам партии.

Например: КПСС - массовая партия, революционная, централизованная, коммунистическая.

Придумайте пять лозунгов, в которых были бы отражены идейные основы пяти известных вам типов партий. (Это задание рационально предлагать только в хорошо подготовленных классах.)

В классах среднего уровня подготовки может быть предложено следующее задание:

Определите, какому типу партии по идеологическому признаку принадлежит тот, или иной лозунг.

1.Да здравствует монархия!

2.Даешь свободу слова!

3.Россия для русских!

4.Даешь социальные гарантии!

5.Да здравствуют строители светлого будущего.

IX. Слово учителя. Заполните «Лист самооценки». Выразите свое отношение к реализованному на уроке проекту «открытия» нового знания по теме «Голосование, выборы, референдум». Что получилось особенно хорошо? Что не получилось?

Домашнее задание: составить синквейн на тему «Референдум».

III. Моделирование.

А сейчас, уважаемые коллеги, переходим к практической части нашего мастер-класса. Мы будем работать в группах.

Группа I

Задание. Используя информационный материал приложения 1,2,3,4,5, 6, учебник «Обществознание» 5 кл. по ред. А.И. Кравченко, создать конструкт урока по теме «Потребности человека»

Группа II

Задание. Используя приложения 8,9 составьте схему анализа урока мастера в аспекте ФГОС второго поколения.

Группа III.

Задание. Используя материал приложения 1,2,3,4,6,7 и учебник обществознания, разработать

IV. Рефлексия.

Для оценки результативности ответьте на вопросы:

1. Данную форму передачи собственного опыта, считаю

А) эффективной и интересной.

Б) требующей большого напряжения внимания у слушателей.

В) ненужной.

Г) свой вариант ответа_________________________________

2. Занятие прошло результативно т.к.

А) теперь могу применить предложенные методы в преподавании своего предмета.

Б) как администратор могу сообщить о данном опыте своим коллегам.

В) для меня результата нет.

Г) свой вариант ответа_________________________________

3. Запишите, пожалуйста, Ваши замечания и пожелания. _______________________________

технологическую карту урока в 5 классе (на выбор)


© 2010-2022