- Преподавателю
- Обществознание
- ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ
ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Баженова Л.В. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Баженова Л.В.
(ФГБОУ ВПО Уральский государственный
университет путей сообщения)
ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ
Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность, конкурентоспособность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.
Одно из направлений совершенствования подготовки студентов в современном учебном заведении - введение интерактивных форм обучения. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования одним из требований к организации учебного процесса является широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций.
Активная модель обучения - это форма взаимодействия студентов и преподавателя в ходе занятия. Студенты - активные участники, находятся на равных правах с преподавателем. (Рис. 1).
Рисунок 1 - Активная модель обучения
Использование интерактивной модели обучения предусматривает
- моделирование жизненных ситуаций,
- использование ролевых игр,
- совместное решение проблем.
Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия.
Активные методы обучения обеспечивают проявление большей активности, чем традиционные методы. Экспериментально установлено, что в памяти человека остаётся до 10% того, что он услышит, до 50% того, что видит, и до 90% того, что делает.
Интерактивное обучение предполагает достижение конкретных, прогнозируемых целей:
- усиление мотивации к изучению дисциплины;
- формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;
- формирование коммуникативных навыков;
- развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;
- развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;
- формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;
- повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;
- сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студентов.
Интерактивные формы могут применяться при проведении аудиторных занятий, при самостоятельной работе студентов и других видах учебных занятий на всех уровнях подготовки (бакалавр, специалист, магистр), а также при повышении квалификации.
В ФГОС ВПО, СПО приводятся некоторые виды интерактивных форм обучения:
- деловые и ролевые игры;
- психологические и иные тренинги;
- групповая, научная дискуссия, диспут;
- дебаты;
- кейс-метод;
- метод проектов;
- мозговой штурм;
- портфолио;
- семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог);
- разбор конкретных ситуаций;
- метод работы в малых группах (результат работы студенческих исследовательских групп);
- круглые столы;
- вузовские, межвузовские видео - телеконференции;
- проведение форумов;
- компьютерное моделирование и практический анализ результатов;
- презентации на основе современных мультимедийных средств;
- интерактивные лекции;
- лекция пресс-конференция;
- бинарная лекция (лекция вдвоем);
- лекция с заранее запланированными ошибками;
- проблемная лекция и пр.
Проведение интерактивного занятия предполагает определённые правила поведения студентов:
- студенты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем,
- проявлять уважение и терпимость к каждому человеку;
- способствовать и воодушевлять на поиск истины;
- терпимость к точке зрения других людей;
- соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем;
- при обсуждении сторон воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;
- спорить в дружественной манере;
- быть честными и точными в меру своих познаний, никогда не искажать умышленно факты, примеры или мнения;
- внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.
- язык и жесты должны отражать только уважение к другим.
Современное образование без использования интерактивных методов практически невозможно. Это позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном восприятии для студентов визуально-вербальном виде. Наибольший эффект для обучаемых, в подготовке специалистов интерактивные методы приносят при их комплексном применении в процессе освоения учебной дисциплины в сочетании с традиционными видами учебной работы.
Библиографический список
1. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская. - М.: Кнорус, 2011.
2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения. - Кемерово, 2012.