ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Баженова Л.В.

(ФГБОУ ВПО Уральский государственный

университет путей сообщения)

ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ

Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность, конкурентоспособность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.

Одно из направлений совершенствования подготовки студентов в современном учебном заведении - введение интерактивных форм обучения. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования одним из требований к организации учебного процесса является широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций.

Активная модель обучения - это форма взаимодействия студентов и преподавателя в ходе занятия. Студенты - активные участники, находятся на равных правах с преподавателем. (Рис. 1).

ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ

Рисунок 1 - Активная модель обучения

Использование интерактивной модели обучения предусматривает

- моделирование жизненных ситуаций,

- использование ролевых игр,

- совместное решение проблем.

Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия.

Активные методы обучения обеспечивают проявление большей активности, чем традиционные методы. Экспериментально установлено, что в памяти человека остаётся до 10% того, что он услышит, до 50% того, что видит, и до 90% того, что делает.

Интерактивное обучение предполагает достижение конкретных, прогнозируемых целей:

- усиление мотивации к изучению дисциплины;

- формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;

- формирование коммуникативных навыков;

- развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;

- развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;

- формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;

- повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;

- сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студентов.

Интерактивные формы могут применяться при проведении аудиторных занятий, при самостоятельной работе студентов и других видах учебных занятий на всех уровнях подготовки (бакалавр, специалист, магистр), а также при повышении квалификации.

В ФГОС ВПО, СПО приводятся некоторые виды интерактивных форм обучения:

- деловые и ролевые игры;

- психологические и иные тренинги;

- групповая, научная дискуссия, диспут;

- дебаты;

- кейс-метод;

- метод проектов;

- мозговой штурм;

- портфолио;

- семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог);

- разбор конкретных ситуаций;

- метод работы в малых группах (результат работы студенческих исследовательских групп);

- круглые столы;

- вузовские, межвузовские видео - телеконференции;

- проведение форумов;

- компьютерное моделирование и практический анализ результатов;

- презентации на основе современных мультимедийных средств;

- интерактивные лекции;

- лекция пресс-конференция;

- бинарная лекция (лекция вдвоем);

- лекция с заранее запланированными ошибками;

- проблемная лекция и пр.

Проведение интерактивного занятия предполагает определённые правила поведения студентов:

- студенты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем,

- проявлять уважение и терпимость к каждому человеку;

- способствовать и воодушевлять на поиск истины;

- терпимость к точке зрения других людей;

- соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем;

- при обсуждении сторон воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;

- спорить в дружественной манере;

- быть честными и точными в меру своих познаний, никогда не искажать умышленно факты, примеры или мнения;

- внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

- язык и жесты должны отражать только уважение к другим.

Современное образование без использования интерактивных методов практически невозможно. Это позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном восприятии для студентов визуально-вербальном виде. Наибольший эффект для обучаемых, в подготовке специалистов интерактивные методы приносят при их комплексном применении в процессе освоения учебной дисциплины в сочетании с традиционными видами учебной работы.

Библиографический список


1. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская. - М.: Кнорус, 2011.

2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения. - Кемерово, 2012.




© 2010-2022