- Преподавателю
- Обществознание
- Разработка урока Общество как система
Разработка урока Общество как система
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сохрина А.А. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: «общество как система»
Оглашение темы
Объяснение учителя
Элемент беседы
Объяснение
Вывод по урокуДомашнее задание
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Мы приступаем с вами к изучению нового раздела в курсе обществознания - «Общество как динамичная система». Запишите тему в ваши тетради.Итак, какие словосочетания вы могли бы подобрать к понятию «общество»?Данные словосочетания раскрывают нам понятие «общество» в узком смысле. Запишите в тетради определения:Общество - это
-
группа людей, объединенных общей идеей, интересами;
-
группа людей, объединенных общим происхождением, положением в обществе, правами и обязанностями;
-
группа людей, объединенных местом жительства или местом пребывания;
Существует более общее определение данного понятия, в котором фиксируется два основных аспекта:Общество - это
-
все человечество в целом в прошлом, настоящем и будущем;
-
часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, которая включает в себя людей, формы их объединения и способы их взаимодействия.
-
В философской литературе общество определяется как динамическая система.
Что вы понимаете под этим выражением? Слово «система» греческого происхождения, означает «целое», «состоящее из частей», «совокупность чего-либо». Множество объектов реального мира могут быть рассмотрены как системы. Ярким примером системного объекта являются часы. Они представляют собой целый объект, но в то же время состоят из элементов - деталей, связанных между собой, но выполняющих каждый свою функцию.
Но общество является более сложной системой и имеет свои признаки. Итак выделим основные признаки общества как динамичной системы.
-
Наличие частей, элементов
-
Элементы взаимосвязаны
-
Общество развивается
-
В центре находится человек со свободной волей
-
Наличие разнокачественных элементов - материальных и духовных
-
самодостаточность
-
саморегуляция
-
открытость
Мы с вами выяснили, что любая система состоит из элементов, так называемых подсистем: это сферы общественной жизни и социальные институты. О социальных институтах мы поговорим с вами на следующем уроке, а какие сферы общественной жизни вы знаете? Перенесите данную схему в свои тетради.
Экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция здесь - взаимодействие общества как системы с внешней природной средой: приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование.
Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп.
Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики - осуществлять руководство и управление.
Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей.
Вопрос о соотношении сфер жизни общества был и остается дискуссионным.
Сторонники приоритета экономических отношений (Карл Маркс) исходят из огромной роли материального производства в жизни людей, продукты которого удовлетворяют самые насущные потребности людей в пище, жилье, одежде. Материальное производство создает необходимые условия и средства (оборудование, здания, инструменты) для всех других видов деятельности человека и сфер жизни общества.
Кроме того, те отношения, которые складываются сфере экономики, обусловливают появление в обществе определенных классов и социальных групп, что ведет к формированию соответствующих политических интересов и партий. Политическая ситуация отражается и в духовной жизни общества
Говоря о приоритете духовной сферы выдвигается идея о том, что мысли, представления предшествуют определенным практическим шагам человека. Так, идеи французских просветителей подготовили Великую французскую революцию.
Приверженцы 4 варианта считают, что каждая общественная сфера может стать определяющей в различные периоды исторического развития. Так, в период революций, гражданских войн решающая роль принадлежит социальным отношениям и политике. От этого зависит и дальнейшая экономика, и духовная жизнь общества.
Как вы думаете, какой сфере жизни следует отдать приоритет? Аргументируйте свой ответ.
Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Обратимся к такому явлению как массовая культура. Сегодня с ее продуктами: рекламой, поп-музыкой, развлекательными передачами - знаком каждый, но было время, когда общество не знало массовой культуры. Должны были пройти изменения. В экономической сфере - переход к массовому производству, повышение платежеспособного спроса рабочих и служащих, появление различных технических средств. В социальной - рост городского населения, появление досуга у рабочих. В духовной - развитие образования. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании вводится обязательное начальное образование, отменяется плата за него. На появление во всех кругах досуга, некоторых средств, на рост числа грамотных, на желание расслабиться рынок ответил типовым культурным продуктом: книгами, фильмами, граммофонными пластинками.
Итак, общество - система, находящаяся в постоянном развитии, элементы которой активно взаимодействуют и влияют друг на друга.
Выучить конспект сегодняшнего урока. Напишите небольшое сочинение на тему: «Как общество влияет на человека: положительно или отрицательно?»
Приложение 2.
Записи в тетради
Книголюбов, дворянское, российское
Записи в тетради
Развивающая, состоит из частей
Работа в тетрадях
Называют признаки и записывают признаки в тетради
Социальная, политическая, политическая, духовная.Записи в тетради
рассуждают
-
Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется
-
народом
-
культурой
-
обществом
-
государством
2. Общество в широком смысле слова называется
-
весь окружающий мир
-
совокупность форм объединения людей
-
группы, в которых происходит общение
-
взаимодействия людей в повседневной жизни
3. Понятие «общество» включает
-
природную среду обитания
-
формы объединения людей
-
принцип неизменности элементов
-
окружающий мир
4. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как
-
динамичную систему
-
часть природы
-
весь окружающий человека материальный мир
-
не подверженную изменениям систему
5. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является развивающейся системой.
Б. Общество как динамическая система характеризуется неизменностью частей и между ними.
-
верно только А
-
верно только Б
-
верны оба суждения
-
оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему.
Б. Общество в широком смысле - это весь окружающий человека мир.
-
верно только А
-
верно только Б
-
верны оба суждения
-
оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество- это часть материального мира.
Б. Общество включает в себя способы взаимодействия людей.
-
верно только А
-
верно только Б
-
верны оба суждения
-
оба суждения неверны