Разработка урока по теме: Преступление

Урок по теме: «Правонарушение и юридическая ответственность»           Общая дидактическая цель: создать условия для восприятия, осмысления и усвоения знаний и осуществления разнообразных способов деятельности. Образовательные цели:                                                                  (Слайд 2) 1.     Сформировать понятия о правонарушении и преступлении, раскрыть их признаки и виды; уяснить основные различия. 2.     Сформировать понятие о юридической ответственности и видах юридичес...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: «Правонарушение и юридическая ответственность»

Общая дидактическая цель: создать условия для восприятия, осмысления и усвоения знаний и осуществления разнообразных способов деятельности.

Образовательные цели: (Слайд 2)

  1. Сформировать понятия о правонарушении и преступлении, раскрыть их признаки и виды; уяснить основные различия.

  2. Сформировать понятие о юридической ответственности и видах юридической ответственности.

  3. Систематизировать, расширить и закрепить знания по теме.

Развивающие цели: способствовать формированию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей обучающихся:

Учебно-исследовательской: давать определение терминов и понятий, выделять признаки социальных явлений правонарушения и преступления;

Информационной: использовать различные источники социально-правовой информации (рассказ учителя и учащихся, текст нормативно-правового акта, презентация);

Коммуникативной: работать в группе, анализировать и обобщать, формулировать ответы на поставленные вопросы;

Технологической: способность к самоорганизации учебно-познавательной деятельности;

Рефлексивной: использовать приемы рефлексии для анализа результатов работы класса, группы и собственных.

Воспитательные цели: способствовать формированию правовой культуры, навыков правомерного поведения обучающихся.

Тип урока: урок изучения и закрепления знаний по теме и способов учебной деятельности

Форма урока: урок - практикум; форма групповой работы «аквариум»

Технология: поисково-исследовательская с использованием ДМК (документально-методический комплекс)

Оборудование: УК РФ, раздаточный материал (для групп и каждого ученика), рейтинговые табели (для каждой группы), тестовые задания (для каждого ученика), презентация: «Преступление и юридическая ответственность», компьютер, плакат с изображением Фемиды, распечатки для оформления классной доски, карточки для деления на группы (синего, красного, зеленого цвета).

Ход урока

  1. Организационный этап

  1. Эпиграф к уроку: (Слайд 4)

«Клянется часто сын заблудший:

Уж завтра-то я стану лучше!

Но это «завтра» никогда

Не наступает, вот беда!»

С. Брант

Учитель: к концу урока мы должны будем выяснить:

- Соотносится ли эпиграф с темой урока?

- Почему для некоторых «завтра» не наступит никогда, и что надо сделать, чтобы оно наступило?

2. Опережающее задание к уроку

Учитель: ребята, на основе материалов СМИ вы сделали подборку сообщений о том, какие противоправные действия чаще всего совершают граждане (сообщения учащихся).

Учитель: Как вы оцениваете и как относитесь к таким действиям?

3. Обобщающее слово учителя: Нас окружает большое количество законов, которые нам устанавливают или предписывают определенные правила поведения. Предписания бывают в виде запрета, разрешения, обязывания (Слайд 6). Нарушать эти установления нельзя. Многие граждане без принуждения их соблюдают. Но есть те, кто требования закона не исполняют. С точки зрения закона такое поведение называется противоправным. Человек, не соблюдая предписание закона, совершает правонарушение. (Слайд 7).

Проблемный вопрос: Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни? (ответы учащихся)

Учитель: давайте обсудим разные точки зрения -

на совершение правонарушений и преступлений влияют:

- антропологи: (физиологические особенности строения черепа, психические аномалии);

- социологи: (уровень жизни, воспитание и социальная среда)

Задание: попытайтесь доказать и одновременно опровергнуть данные тезисы.

(Слайд 8): «Причины правонарушений и преступлений»

  1. Изучение новой темы

Учащиеся делятся на 3 группы

1 группа «Теоретики» (получают карточку синего цвета)

2 группа «Правоведы» (получают карточку красного цвета)

3 группа «Историки» (получают карточку зеленого цвета)

Задание для всего класса: вести словарь и составить опорный конспект

Задание руководителям групп: заполнить и сдать в конце урока рейтинговые таблицы (Приложение 1)

Задания группам:

1 группа «Теоретики»

Ответить на вопросы:

  1. Что такое правонарушение, каковы его признаки?

  2. Что такое преступление и чем оно отличается от проступка?

  3. Что такое вина, в какой форме она может быть выражена?

Виды деятельности учащихся в группе:

  1. Индивидуальный выбор вопроса для выступления.

  2. Изучение текста § 16, с. 117 - 118; УК РФ ст. 14, 15 (Приложение 2)

  3. Выделение ключевых понятий, составление конспекта, подготовка к выступлению.

  4. Творческое задание - нарисовать плакать «Подросток и закон»

2 группа «Правоведы»

Ответить на вопросы:

  1. Что означает соучастие в преступлении? Назовите соучастников преступления.

  2. Какие выделяют виды правонарушений?

  3. С какого возраста наступает юридическая ответственность?

Виды деятельности учащихся в группе:

  1. Изучение текста § 16, с. 119 - 122.

  2. Проанализировать УК РФ (ст. 20, 44, 87)

  3. Выделение ключевых понятий, составление конспекта, подготовка к выступлению. Инсценирование (Приложение 3)

  4. Подготовить информационную таблицу «Виды правонарушений» и выступление по теме «Виды наказаний» (Приложение 4)

3 группа «Историки»

  1. Ответить на вопрос: Какова специфика наказания несовершеннолетних?

  2. Подготовить сообщение, используя дополнительный источник информации. (Приложение 5)

Виды деятельности учащихся в группе:

  1. Дать историческую справку по теме: «Объект и субъект преступления»

  2. Подготовить выступление о специфике наказания несовершеннолетних.

  3. Выполнить творческое задание: составить «Заповеди юного правоведа»



  1. Выступления групп учащихся по вопросам и заданиям

По ходу работы в тетрадях обучающихся должны появиться:

- словарь терминов:

Правонарушение - виновное поведение дееспособного лица, носящее общественно опасный характер.

Проступок - акт противоправного поведения, влекущий дисциплинарную и административную ответственность.

Преступление - предусмотренное УК общественно опасное деяние (действие или бездействие), наиболее опасный вид правонарушения.

Вина - это психологическое отношение человека к совершаемым деяниям.

Наказание - мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Ответственность - это претерпевание виновным неблагоприятных последствий содеянного.

Разбой - нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия или угрозой насилия.

Кража - тайное хищение чужого имущества.

- опорный конспект: (Слайды 5-9)

«Правонарушение: признаки и виды»

Предписание закона

запрет

обязывание

разрешение↓ ↓ ↓

Нарушение требований закон

Соблюдение требований закон

Неправомерное поведение

Правомерное поведение↓ ↓

Правонарушение↓

Признаки правонарушений

Общественная опасность

Запрещенность под угрозой наказания

Противоправность деяния

Виновность деяния↕ ↕ ↕ ↕



Виды правонарушений

Преступление

Дисциплинарный проступок



Гражданский проступок

Административный проступок↕ ↕ ↕ ↕



Признаки преступления↓

Опасно для общества и государства

Нарушение норм уголовного права

↕ ↕

Человек виновен в содеянном

- конспект по теме: (Слайды 10-17)

Вина может быть выражена в форме:

А) прямого умысла;

Б) косвенного умысла;

В) неосторожности

Категории преступлений: Ст. 15 УК РФ

  1. Преступления небольшой тяжести - до 2 лет лишения свободы.

  2. Преступления средней тяжести - до 5 лет лишения свободы.

  3. Тяжкие преступления - до 10 лет лишения свободы.

  4. Особо тяжкие - свыше 10 лет или более строгое наказание.

Виды юридической ответственности:

Административная - совершение административных проступков и правонарушений - с 16 лет.

Гражданско-правовая - неисполнение или неподлежащее исполнение обязанностей - частично с 14 лет, полностью - с 18 лет.

Дисциплинарная - замечание, выговор, увольнение - с 16 лет.

Уголовная - является правовым последствием преступления - наказание с 16 лет, за особо тяжкие с 14 лет.

  1. Закрепление изученного материала (по выбору, но не менее 3- 4)

Задание 1. Проанализируйте следующие ситуации и определите вид преступления:

  1. 14-летний Киселев ночью проник в частный магазин и похитил продукты на сумму 10 тыс. рублей.

  2. 1 января, в 19 часов у развлекательного комплекса «Одиссея» были задержаны Карпов Л.А. 1996 года рождения и Сазонов В.Н. 1995 года рождения в состоянии сильного алкогольного опьянения.

Задание 2. Решить юридические задачи:

Задача 1. Гаврилов Н.А. пронес на теплоход, отправлявшийся в туристический круиз по Средиземному морю, три золотые монеты дореволюционной чеканки, представляющие историческую ценность для России. Во время захода теплохода в Грецию Гаврилов продал монеты, ему содействовали в сделке Генрихов М.И и Серафимов Ф.Ю., с которыми он познакомился на теплоходе. Являются ли Генрихов М.И и Серафимов Ф.Ю. соучастниками в совершении преступления, если да, то определите форму их соучастия.

Задача 2. Дроздов И.И., работавший в совхозе водителем и перевозивший с поля в зернохранилище пшеницу, сгрузил часть зерна в своем дворе. Наблюдавший за происходящим его сосед Мухин Н.П. попросил Дроздова привезти и ему несколько центнеров пшеницы, за что обещал отблагодарить. Согласно оговоренному плану, во время последнего рейса Дроздов подъехал к дому сестры Мухина и сгрузил 4ц пшеницы. Имеется ли в действиях Мухина и Дроздова состав преступления? Определите его форму и дайте юридическую оценку совершенному.

Задача 3. 25 июня Радько А.Р. решил взять у отца автомобиль, чтобы съездить в город. На посту ППС он был задержан, выяснилось, что водительского удостоверения Радько не имеет, кроме этого, он находился в состоянии легкого алкогольного опьянения.

Нормативно-правовой материал для решения задач:

Ст. 2.3 КоАП «Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность». Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Ст. 12.8 КоАП «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения». 1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, влечет лишение прав управления транспортным средством на срок от полутора до 2 лет.

Ст. 12.7 КоАП управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от 3 до 5 МРОТ.

Ст. 20 УК РФ «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность».

  1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16- летнего возраста.

  2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение, вымогательство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах и др.

Ст. 161. УК РФ «Разбой». Разбой, т.е. нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 8 лет с конфискацией имущества или без таковой.

  1. Контроль усвоения учащимися темы (Слайд 19)

Тест:

  1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все преступления, предусмотренные УК РФ:

А) 14 лет; Б) 16 лет; В) 18 лет

  1. Закончите следующее утверждение: «В случае совершения несовершеннолетним деяния, предусмотренного УК РФ, к ним может быть…»:

А) применено уголовное наказание;

Б) применено церковное покаяние;

В) применены меры воспитательного воздействия;

Г) применена пытка

  1. Осужденным несовершеннолетним назначается оптимальный срок наказания:

А) 8 лет; Б) 10 лет; В) 15 лет

  1. Принудительными мерами воспитательного характера для несовершеннолетних являются:

А) предупреждение;

Б) наказание розгами;

В) передача под надзор родителей

Г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению.

  1. Это интересно! (Слайд 21)

  1. Плакат - «Греческая богиня правосудия Фемида» - какие предметы и почему она держит в руках?

  2. Внимание! Статистика преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних на Дону. Слайд 20 Приложение 6.

  3. Составьте синквейн:

Приложение 1

Синквейн:

  1. Слово - право, закон (по выбору)

  2. 2 прилагательных - отражающих признаки

  3. 3 глагола - действия, характеризующие понятия

  4. Предложение - из 4 слов

  5. Синоним - к первоначальному слову



  1. Итог урока. Рефлексия. (Слайды 22-23)

1. Беседа по вопросам:

- в чем опасность преступления?

- соотносится ли эпиграф с темой урока?

- почему для некоторых «завтра» не наступит никогда, и что надо сделать, чтобы оно наступило?

2. Рефлексия - заполнить и сдать рейтинговые таблицы:

Приложение 1

№ п/п

Ф. И. ученика

Работа в группе

Творческое задание

Тестовое и практич. задания

Выступ-

ление

Оценка

1.

Иванова В.


2.

Сидоров М.


3.

Каюмов Р.


4.

Осипова Е.



Примерная оценка в баллах:

Работа в группе - 1-3 балла Творческое задание - 1-5 баллов Выступление - 1-3 балла Тестовое задание - 1-3 балла Руководитель группы - 1-2 балла Итоговая оценка ученика:

«5» - 13 - 15 баллов «4» - 10 - 12 баллов «3» - 8 - 9 баллов

  1. Домашнее задание

§ 16, задание №4, с.60 (печатная тетрадь по обществознанию) - для всех учащихся

Индивидуальные задания по выбору:

- составить по теме кроссворд;

- написать мини-эссе «Как предотвратить преступность?»









Приложения:



Фемида Разработка урока по теме: Преступление



Разработка урока по теме: Преступление





Фемиду всегда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с рогом изобилия и весами в руках. Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды - символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.

Иносказательно: Фемида - правосудие, закон; весы Фемиды - символ правосудия; слуги (жрецы) Фемиды - слуги закона, судьи. Римляне заимствовали у греков богиню правосудия в своём мире, но вместо рога изобилия вложили в правую руку Юстиции меч.

Приложение 1.

№ п/п

Ф. И. ученика

Работа в группе

Творческое задание

Тестовое задание

Выступ

ление

Оценка

1.

Иванов В.


2.


3.



Примерная оценка в баллах:

Работа в группе - 1-3 балла

Творческое задание - 1-5 баллов

Выступление - 1-3 балла

Тестовое задание - 1-3 балла

Руководитель группы - 1-2 балла

Итоговая оценка ученика:

«5» - 13 - 15 баллов

«4» - 10 - 12 баллов

«3» - 8 - 9 баллов



Синквейн:

  1. Слово - право, закон (по выбору)

  2. 2 прилагательных - отражающих признаки

  3. 3 глагола - действия, характеризующие понятия

  4. Предложение - из 4 слов

  5. Синоним - к первоначальному слову











Приложение 2

Статьи из УК РФ

Статья 14. Понятие преступления.

  1. Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

  2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Статья 15. Категории преступлений.

  1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

  2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.

  3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает два года лишения свободы.

  4. Тяжкими признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.

  5. Особо тяжкими признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.



Приложение 3

Текст для инсценировки:

Мистер Ли: Господа, 23 августа мы планируем совершить ограбление банка.

Господин Ван: вы получите 20% от общей суммы. Если вы откажетесь, вас ждет наказание. Вы должны это сделать.

Господин Чан: После ограбления я жду вас на даче.

Лу и Ким: Мы идем на дело в 14.00.

УК РФ Глава 7. Соучастие в преступлении

Статья 32. Понятие соучастия в преступлении.

Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

Статья 33. Виды соучастников преступления.

  1. Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.

  2. Исполнителем признается лицо, непосредственно совершающее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом.

  3. Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее им.

  4. Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.

  5. Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Приложение 4

УК РФ Статья 44. Виды наказаний.

Видами наказаний являются:

- штраф;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

- обязательные работы;

- исправительные работы;

- ограничение по военной службе;

- конфискация имущества;

- ограничение свободы;

- арест;

- содержание в дисциплинарной воинской части;

- лишение свободы на определенный срок;

- пожизненное лишение свободы;

- смертная казнь

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

  1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 - летнего возраста.

  2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 - летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (ст.105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), похищение человека (ст.126), изнасилование (ст.131), насильственные действия сексуального характера (ст.132), кражу (ст.158), грабеж (ст.161), вымогательство (ст.163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели похищения (ст.166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст.167,ч.2), терроризм (ст.205), захват заложника (ст.206), заведомо ложное сообщение о теракте (ст.207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст.213, ч. 2 и 3), вандализм (ст.214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267).

  3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.











Приложение 5.

Субъект преступления - это лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное в соответствии с законом понести за него уголовную ответственность.

В соответствии с принципом вины (ст. 5 УК РФ) к уголовной ответственности не могут быть привлечены неодушевленные предметы, животные, юридические лица.

Субъектами права могут быть только люди или их объединения, или учреждения, т.к. только люди обладают разумом и волей, необходимыми для правового поведения. Но есть исключения. Интересный случай произошел в России в конце XVI века. Когда в г. Угличе погиб малолетний царевич Дмитрий, там поднялось восстание против Б. Годунова. Оно было подавлено, бунтовщиков осудили. При выявлении зачинщиков смуты оказалось, что люди поднялись, услышав звук колокола, но кто ударил в набат, выяснить не удалось. Решили: колокол зазвонил сам. Он был признан бунтовщиком, приговорен к оторванию языка, битью батогами, ссылке в Сибирь навечно. Так и сделали. В Сибири колокол пробыл 300 лет. В конце XIX века либералы ходатайствовали перед царем о помиловании колокола. Он был помилован, его вернули в Углич, но на звонницу не подняли. Так и стоит он на помосте в церкви Спаса на крови.

Из истории наказаний несовершеннолетних.

Минимальный возраст, по достижении которого возможно привлечение лица к уголовной ответственности, издавна служил инструментом уголовной политики государства.

Впервые установленный Воинскими артикулами Петра I (1715г.) в 7 лет, он на протяжении всей последующей истории менялся в широких пределах. Так, в эпоху военного коммунизма он был установлен в 17 лет, в руководящих началах по уголовному праву РСФСР (1919г.) - 18 лет, в первом советском УК (1922г.) - 14 лет. Постановление ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» установило уголовную ответственность за ряд тяжких умышленных преступлений, начиная с 12 лет. Такой подход был в частности обусловлен необходимостью изоляции несовершеннолетних детей лиц, подвергнутых репрессиям. Ныне действующий УК РФ дифференцированно подходит к возрасту, указывая на два возрастных признака субъекта.

УК РФ. Глава 14 Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

  1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать лет.

  2. Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.

























































Приложение 6.

Внимание! Статистика преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних на Дону.

2005 год

2011 год

В 2005 количество преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних, составило 3081, рост на 14,6% к 2004 г.- было 2688).

По видам преступлений , совершенных несовершеннолетними:

снижение:

  • число умышленных причинений тяжкого вреда здоровью на -15,9% (37 преступлений в 2005 г., против 44- в 2004 г.)

  • хулиганство на - 56,4% (17 против 39 в 2004 г.)

  • неправомерное завладение транспортными средствами- 10,2% (97 против 108 в 2004 г.)

  • незаконный оборот наркотиков - 29,3% (41 против 58 в 2004 г.).

рост:

  • краж + 12,3% (1861 против 1657)

  • разбоев +32,9% (105 против 79 в 2004 г.)

  • грабежей +39,2% (437 против 314 в 2004 г.)

  • изнасилований на +5% (18 против 17 в 2004 г.)

На уровне 2004 г. осталось количество убийств (24), совершенных несовершеннолетними.

За 8 месяцев 2011 года в территориальные следственные подразделения поступило 25 сообщений о преступлениях, совершенных несовершеннолетними (за весь 2010 год - 31), из них по 15 - возбуждены уголовные дела. В производстве следователей находилось 44 уголовных дела в отношении несовершеннолетних (в 2010 году - 80), в суд направлено 15 дел в отношении 29 лиц. В то же время поступило 474 сообщения о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних (за 2010 год - 292), по ним возбуждено 81 уголовное дело, из них 40 - в июле-августе текущего года. В производстве следователей находилось 121 уголовное дело данной категории (против 89 за весь 2010 год), из них направлено в суд 41 уголовное дело, в их числе - 2 уголовных дела об убийстве, 37 - о преступлениях против половой неприкосновенности. Участниками коллегии обращено внимание, что наряду со снижением количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, приведенные статистические данные свидетельствуют о росте преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, при этом существенно возросло количество половых преступлений - за 8 месяцев текущего года поступило 38 сообщений о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в то время как за весь 2010 год - 35

С начала этого года в Ростовской области совершено 1 065 преступлений в отношении детей. Согласно прошлогодней статистике, эта цифра была меньше на 23%.

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МОРОЗОВСКОГО РАЙОНА









МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СМОТР - КОНКУРС

«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

ЦАРАНУ НАДЕЖДА ПЕТРОВНА

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

КТЕГОРИЯ: ВЫСШАЯ

СТАЖ РАБОТЫ: 34 ГОДА



















МБОУ ПАРАМОНОВСКАЯ ООШ

2012 ГОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок по теме: «Правонарушение и юридическая ответственность»

Урок обществознания № 10 (23) в курсе 9 класса по теме «Политико-правовая сфера общества». УМК под редакцией А.И. Кравченко, издательство «Русское слово» включает учебник А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой «Обществознание» и рабочую тетрадь по обществознанию под редакцией И.С. Хромовой к учебнику для 9 класса.

Общая дидактическая цель: создать условия для восприятия, осмысления и усвоения знаний и осуществления разнообразных способов деятельности.

Образовательные цели:

  1. Сформировать понятия о правонарушении и преступлении, раскрыть их признаки и виды; уяснить основные различия.

  2. Сформировать понятие о юридической ответственности и видах юридической ответственности.

  3. Систематизировать, расширить и закрепить знания по теме.

Развивающие цели: способствовать формированию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей обучающихся:

Учебно-исследовательской: давать определение терминов и понятий, выделять признаки социальных явлений правонарушения и преступления;

Информационной: использовать различные источники социально-правовой информации (рассказ учителя и учащихся, текст нормативно-правового акта, презентация);

Коммуникативной: работать в группе, анализировать и обобщать, формулировать ответы на поставленные вопросы;

Технологической: способность к самоорганизации учебно-познавательной деятельности;

Рефлексивной: использовать приемы рефлексии для анализа результатов работы класса, группы и собственных.

Воспитательные цели: способствовать формированию правовой культуры, навыков примерного поведения обучающихся.

Тип урока: урок изучения и закрепления знаний и способов деятельности

Форма урока: урок - практикум; форма групповой работы «аквариум»

Технология: поисково-исследовательская с использованием ДМК (документально-методический комплекс)

Учителя всегда волнует вопрос, как преподавать и обучать, как учить и учиться. Мной разработан урок с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Через интерактивное обучение я одновременно решаю несколько задач:

- развиваю коммуникативные умения и навыки, помогаю установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решаю информационную задачу, поскольку учащиеся обеспечиваются необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развиваю общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечиваю решение обучающих задач;

- обеспечиваю воспитательную задачу, поскольку приучаю работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности.

Что представляют собой формы интерактивного обучения?

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них - «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты». Это формы совместного обсуждения проблемы и выработки общего решения. Они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и услышать аргументы партнера, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. В обществоведческом образовании это особенно актуально, ибо вопросы политики, права всегда неоднозначны и требуют от человека не только логического мышления, но толерантности, уважения к чужому мнению.

Я выбрала «аквариум» - форму диалога, когда ребятам предлагаю обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих, все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - «аквариум».

Что дает этот организационный прием школьникам?

Он дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:

- как они общаются,

- как реагируют на чужую мысль,

- как улаживают назревающий конфликт,

- как аргументируют свою мысль и т. д.

Как же на практике осуществляю интерактивное обучение?

  1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). В данном случае я использую технологию поисково-исследовательская деятельность с использованием ДМК (документально-методический комплекс)

  2. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. В этой связи полезны постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

  3. Обучающихся не должно быть много, в данном случае группы по 3-4 ученика, только при этом условии возможна продуктивная деятельность. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.

  4. Класс для работы должен быть подготовлен, для учеников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Мной заранее подготовлены пособия или раздаточные материалы, необходимые для творческой работы.

  5. Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Документально-методический комплекс (ДМК) - научно-методическая система разнообразных источников, вопросов и заданий к ним, объединенных общей целевой установкой и темой учебного занятия. В процессе обучения ДМК выступает как специально созданное учителем дидактическое средство для организации проектно-исследовательской деятельности школьников на семинарских, практических и лабораторных занятиях, дискуссиях и т.п.

На данном уроке ДМК для поисково-исследовательской деятельности на уроке обществознания в 9 классе по теме: «Правонарушение и юридическая ответственность».

Моя основная задача - конструирование урока, обеспечивающего выбор индивидуальных образовательных траекторий каждого ученика, постараться создать ситуацию успеха для каждого; решение основных целей урока.

Использование презентации на уроке позволяет повысить интерес к изучению материала. Данный вид деятельности дает возможность проявить творчество, избежать формального подхода к проведению урока, используется на всех этапах урока. Информационно-коммуникационные технологии позволяют повысить уровень наглядности на уроке, стимулировать познавательный интерес к теме, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер.

На данном уроке спланированы нетрадиционные формы работы: инсценирование, работа с документами, решение практических задач, самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями, составление таблиц, схем, опорного конспекта, рисование плаката или рисунка. Нетрадиционные формы контроля знаний: коллективный способ оценки знаний (на уроке), оставление кроссвордов, написание эссе (домашнее задание).

Основные методы обучения на уроке: словесный, репродуктивный, практический, поисковый, наглядный, создание ситуации эмоционального переживания.

Основные методологические подходы к обучению: деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, проблемный, развивающий

При планировании урока я руководствовалась дидактическими принципами:

- научность; - доступность; - наглядность; - системность

Оборудование: УК РФ, раздаточный материал, содержащий набор документов, вопросы и задания (для групп и каждого ученика), рейтинговые табели (для каждой группы), тестовые задания (для каждого ученика), презентация: «Преступление и юридическая ответственность», компьютер, плакат с изображением Фемиды, распечатки для оформления классной доски, карточки для деления на группы (синего, красного, зеленого цвета), рабочая тетрадь по обществознанию, учебник.

Прогнозируемый результат:

Способствовать формированию и развитию ключевых компетенций обучающихся (информационных, коммуникативных, социальных, познавательных).

  1. Усвоение материала по теме: «Правонарушение и юридическая ответственность». Формирование правовых знаний и правового поведения, формирование неприятия противоправного поведения.

  2. Формирование привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению.

  3. Развитие способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике.

  4. Развитие творческого воображения у школьников и нетривиального развития мысли. Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач практического характера.

  5. Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях. Снижения страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием.

  6. Обучающиеся закрепят умение работать с источниками информации, анализировать, обобщать и делать выводы, вести монологическую речь, воспринимать учебный материал на эмоциональном уровне.





© 2010-2022