Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

по обществознанию (профильный уровень) 10 класс

Программа разработана на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  2. Авторской программы "Обществознание.10-11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук("Просвещение".2007 год);

  3. Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образование);

  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в об­разовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год

  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным на­полнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательно­го стандарта.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Рабочая программа ориентирована на 10-11 класс, рассчитана на 210 учебных часов. Сроком реализации программы считать 2 года: 105 часов - 10 класс и 105 часов - 11 класс.

Учебный план ГБОУ "Школа 2070" разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312), согласно которому продолжительность учебного года для обучающихся 10-11 классов составляет 34 учебные недели. Таким образом в календарно-тематическое планирование по обществознанию (профильный уровень) в 10-11 классе внесены следующие изменения: количество часов за 2 учебных года не 210 часов, а 204 часа ( 34 *3=102 часа в 10 классе и 34*3=102 часа в 11 классе).

Цели и задачи:

  • развитие личности в период ранней юности, её духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышле­ния, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентиро­ваться в её потоке;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Консти­туции РФ;

  • освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, соци­альной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и ус­пешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации по­лученных данных;

  • освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межлич­ностных отношений (включая отношения между людьми разных национальностей и вероиспове­даний), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределе­ния в области социальных и гуманитарных наук.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

  • основные социальные институты и процессы;

  • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

уметь:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

  • нравственной оценки социального поведения людей;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формиро­вание у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор крите­риев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; .

  • исследование реальных связей и зависимостей;

  • умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необ­ходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, гра­фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизу­ального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное воспри­ятие языка средств массовой информации;

  • владение навыками редактирования текста;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской ра­боты: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской дея­тельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, яв­лений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замыс­ла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познава­тельной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, по­лемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.

Итоговая аттестация проводится в форме ЕГЭ.

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Содержание учебного предмета "Обществознание" (профильный уровень) 10 класс

п/п

Название раздела(темы)

Всего часов

1

Введение.

1

2

Социально - гуманитарные знания и профессиональная деятельность

17

3

Общество и человек

24

4

Деятельность как способ существования людей

12

5

Сознание и познание

16

6

Личность. Межличностные отношения

28

7

Повторение

4


Итого:

102

Календарно-тематическое планирование

№ урока в году

№ урока в триместре

Тема урока

КЭС (коды элементов содержания)

КПРО (коды планируемых результатов обучения, требований к уровню подготовки)

Дата проведения

Примечание



Введение. 1 час.





1

1

Вводный урок. Курс обществознания: цели, задачи, формы работы.







Тема 1. Социально - гуманитарные знания и профессиональная деятельность - 17 часов.





2

2

Естественно - научные и социально - гуманитарные знания, их общие черты и различия.

1.11

1.8



3

3

Естественно - научные и социально - гуманитарные знания, их общие черты и различия.

1.11

1.8



4

4

Философия и наука. Место философии в системе обществознания.

1.11

1.8



5

5

Философия и наука. Специфика философского знания.

1.11

1.8



6

6

Философия и наука. Как философия позволяет постигать общество.

1.11

1.8



7

7

Основные этапы развития социально - гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Мифологическое сознание древнего человека.

1.11

1.8



8

8

Основные этапы развития социально - гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Древнеиндийская философия. Древнекитайская философия.

1.11

1.8



9

9

Основные этапы развития социально - гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Философия Древней Греции.

1.11

1.8



10

10

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе. Политика и государство: новый взгляд.

1.11

1.8



11

11

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Просвещение: вера в разум и прогресс. Становление общественных наук.

1.11

1.8



12

12

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Справедливое общество и пути к нему. Марксистское учение об обществе. Социально - философская мысль ХХ века.

1.11

1.8



13

13

Русская философская мысль. Русская философская мысль XI - XVIII вв.

1.11

1.8



14

14

Русская философская мысль. Философские искания XIX века. Цивилизационный путь России: продолжение споров.

1.11

1.8



15

15

Профессиональная деятельность в сфере социально - гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.

1.11

1.8



16

16

Профессиональная деятельность в сфере социально - гуманитарного знания. Основные профессии социально-гуманитарного профиля.

1.11

1.8



17

17

Тестовая работа по теме «Социально - гуманитарные знания и профессиональная деятельность».

1.11

1.8



18

18

Контрольная работа № 1 «Социально - гуманитарные знания и профессиональная деятельность».

1.11

1.8





Тема 2. Общество и человек - 24 часа.





19

19

Происхождение человека и становление общества. Наука о происхождении. человека. Становление общества.

1.1

1.1

1.2

1.4



20

20

Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной революции. Становление культуры как неотъемлемая часть становления человека и человечества.

1.10

1.1

1.2



21

21

Сущность человека как проблема философии. Великая тайна - человек. Человек - биосоциальная система.

1.1

1.1

1.2



22

22

Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности.

1.1




23

23

Сущность человека как проблема философии. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.

1.5




24

24

Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности.

1.7

1.4

1.5



25

25

Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Отличия общества от социума.

1.7

1.4

1.5



26

26

Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Социум как особенная часть мира.

1.7

1.4

1.5



27

27

Системное строение общества. Системный подход к обществу. Системное строение общества.

1.8

1.4

1.5



28

1

Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества. Изменчивость и стабильность.

1.8

1.4

1.5



29

2

Типология обществ. Уровни рассмотрения обществ.

1.9




30

3

Типология обществ. Современный мир в зеркале цивилизационного опыта.

1.9




31

4

Типология обществ. Восток и Запад.

1.9




32

5

Смысл и направленность исторического развития.

1.17




33

6

Смысл и направленность исторического развития.

1.17




34

7

Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

1.17




35

8

Исторический процесс и его участники. Роль народа в историческом процессе.

Социальные группы и общественные объединения.

1.17

1.6



36

9

Исторический процесс и его участники. Исторические личности.

1.17

1.6



37

10

Общественный прогресс. Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса.

1.16

1.6



38

11

Общественный прогресс. Критерии прогресса. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

1.16

1.6



39

12

Свобода и необходимость в деятельности человека. Свобода и произвол. Свобода и ответственность.

1.7

1.7



40

13

Свобода и необходимость в деятельности человека. Свобода выбора. Свободное общество.

1.7

1.7



41

14

Тестовая работа по теме «Общество и человек».

1




42

15

Контрольная работа № 2 «Общество и человек».

1






Тема 3. Деятельность как способ существования людей - 12 часов.





43

16

Многообразие деятельности. Потребности и интересы.

1.6

1.6



44

17

Многообразие деятельности. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.

1.6


1.2

1.6



45

18

Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей.

1.10

1.2

1.6



46

19

Деятельность в сфере духовной культуры. Освоение ценностей духовной культуры.

1.10

1.2

1.6



47

20

Трудовая деятельность. Труд как вид человеческой деятельности.

1.7

1.2

1.6

1.7



48

21

Трудовая деятельность. Человеческий фактор производства.

1.7

1.2

1.6

1.7



49

1

Трудовая деятельность. Социальное партнерство.

1.7

1.2

1.6

1.7



50

2

Политическая деятельность. Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности.

1.7

1.6

1.7



51

3

Политическая деятельность. Власть и политика.

1.7

4.1

1.6

1.7



52

4

Политическая деятельность. Типология властных отношений. Легитимность власти.

1.7

4.1

1.6

1.7



53

5

Тестовая работа по теме «Деятельность как способ существования людей».

1




54

6

Контрольная работа № 3 «Деятельность как способ существования людей».

1






Тема 4. Сознание и познание - 16 часов.





55

7

Онтология и теория познания. Познаваемость мира как философская проблема. Познание как деятельность.


1.6



56

8

Онтология и теория познания. Чувственное познание: его возможности и границы. Сущность и формы рационального познания знание, проблема познаваемости мира.


1.6



57

9

Истина и ее критерии. Понятие научной истины.

1.4




58

10

Истина и ее критерии. Относительность истины. Истина и заблуждение.

1.4




59

11

Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально - логическое знание.

1.3




60

12

Виды и уровни человеческих знаний. Жизненный опыт и здравый смысл.

1.3




61

13

Виды и уровни человеческих знаний. Познание средствами искусства. Паранаука.

1.3




62

14

Научное познание. Особенности методологии научного мышления. Два уровня научного познания.

1.11




63

15

Научное познание. Методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания.

1.11




64

16

Социальное познание и его особенности. Научное познание природы и общества. Основные принципы научного социального познания.

1.11




65

17

Социальное познание и его особенности. Обыденное и научное социальное познание. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

1.11




66

18

Знание и сознание. Что такое сознание.

1.3




67

19

Знание и сознание. Сознание индивидуальное и общественное. Теоретическое и обыденное сознание.

1.3




68

20

Самопознание и самооценка.

1.3




69

21

Тестовая работа по теме «Сознание и познание».

1




70

22

Контрольная работа № 4 «Сознание и познание».

1






Тема 5. Личность. Межличностные отношения - 28 часов.





71

23

Индивид. Индивидуальность. Личность.

3.13


1.2



72

24

Индивид. Индивидуальность. Личность.

3.13

1.2



73

25

Периодизация развития личности.

3.13

1.2



74

26

Периодизация развития личности.

3.13

1.2



75

27

Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения.

1.2

1.2



76

28

Направленность личности. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.

1.2

1.2



77

29

Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации.


1.3



78

30

Общение как обмен информацией. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.


1.3



79

31

Общение как личностное взаимодействие. Типы взаимодействия: конкуренция и кооперация.


1.3

1.7



80

32

Общение как личностное взаимодействие. Особенности общения в юношеском возрасте. Формы юношеского общения.


1.3



81

33

Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения.


1.3

1.7



82

1

Общение как взаимопонимание. Идентификация в межличностном общении.

Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.


1.3



83

2

Малые группы. Что такое малая группа. Какими бывают группы. Референтные группы.

3.2

1.3



84

3

Малые группы. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня.

3.2

1.3

1.7



85

4

Межличностная совместимость.

3.2

1.3



86

5

Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.

3.2

1.3



87

6

Групповая дифференциация. Положение личности в группе.

3.2

1.2



88

7

Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

3.2

3.3

1.2




89

8

Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений.

3.14

1.2

1.6

1.7



90

9

Семья как малая группа. Гендерное поведение. Воспитание в семье.

3.14

1.2

1.6

1.7



91

10

Антисоциальные группы. Неформальные молодежные группы.

3.3

1.3



92

11

Антисоциальные группы. Криминализация в антисоциальных группах.

3.3

3.11

1.3

1.7



93

12

Антисоциальные группы. Антисоциальная субкультура. Криминальные группы

3.3

3.11

1.3

1.7



94

13

Конфликт в межличностных отношениях. Структура и динамика межличностного конфликта.

3.7

1.3

1.7



95

14

Конфликт в межличностных отношениях. Поведение личности в конфликте.

3.7

1.3

1.7



96

15

Конфликт в межличностных отношениях. Пути конструктивного разрешения конфликта.

3.7

1.3

1.7



97

16

Тестовая работа по теме «Личность. Межличностные отношения».

3

1



98

17

Контрольная работа № 5 «Личность. Межличностные отношения».

3

1





Повторение. 4 часа.





99

18

Итоговое повторение.





100

19

Годовая контрольная работа.





101

20

Годовая контрольная работа.





102

21

Итоговое занятие.





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса:

Обществознание : 10 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений : профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [ и др.]; под. ред. Л. Н. Боголюбова [ и др.]. - М. : Просвещение, 2015.

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбов, А. Т. Кинкулькина. - М. : Просвещение, 2015.

Школьный словарь по обществознанию / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянова. - М. : Просвещение, 2015.

Лазебникова А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод. пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. - М. : Экзамен, 2015.

Тесты. Обществознание. 10-11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М. : ООО «РУСТЕСТ», 2015.

Единый государственный экзамен 2015. Обществознание: учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. - М. : ФИПИ - Центр, 2015.

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по обществознанию.

Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П. А, Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко.

Е. Н. Сорокина «Поурочные разработки по обществознанию» 10 - 11 класс. Профильный уровень, Москва. «Вако» 2015 год.

Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска.



© 2010-2022