Демократические выборы

Данный урок рассчитан на обучающихся 10 класса,  тех, кому сегодня 16 - 17 лет, будущих избирателей. После изучения темы учащиеся должны знать, что понимается под избирательным правом и избирательной системой, какие существуют формы участия граждан в политической жизни страны, понимать роль электората в выборах, важность знания и умения пользоваться избирательными правами.Воспитательная  цель: способствовать формированию потребности и социально-активного поведения личности. Развивающая: уметь от...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

БОГАНДИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №1

« КНЯЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

625520 Тюменская область, Тюменский район, с. Княжево, ул. Берегового д.15

тел./факс 767 - 746



Методическая разработка урока

по избирательному праву и избирательному процессу.


Тема урока: Демократические выборы


Выполнила: Костюкевич Ирина Николаевна

учитель истории и обществознания

филиала муниципального автономного общеобразовательного учреждения Богандинской средней общеобразовательной школы № 1

«Княжевская средняя общеобразовательная школа»







Актуальность темы

Последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, низкая правовая культура. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору.

Данный урок рассчитан на обучающихся 10 класса, тех, кому сегодня 16 - 17 лет, будущих избирателей.

Цели:

  • образовательная: познакомить учащихся с понятием «избирательное право», создать представление о демократических выборах, изучить различные избирательные системы, выяснить, как проходят выборы по пропорциональной, мажоритарной, смешанной системах;

  • воспитательная: способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности;

  • развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.

После изучения темы учащиеся должны:

  • знать, что понимается под избирательным правом и избирательной системой;

  • знать, какие существуют формы участия граждан в политической жизни страны;

  • понимать роль электората в выборах.

  • понимать важность знания и умения пользоваться избирательными правами

Основные понятия:

выборы, референдум, электорат, избирательная система, избирательное право, демократия.

Ход урока

Организационный момент.

1. Мотивация

Учитель: Ребята! Я предлагаю вам попытаться самостоятельно определить тему нашего урока, проанализировав картину известного русского художника Виктора Васнецова, находящуюся в экспозиции Серпуховского историко-художественного музея «Витязь на распутье», которая сейчас находится перед вами. Подумайте, в чем смысл картины. Скажите, к какой теме обращен сюжет картины?

На камне высечены возможные пути, по которым может отправиться витязь. Что выбрать? Вот главный вопрос картины.

Действительно, каждый из нас ежедневно осуществляет выбор: какую передачу посмотреть по телевизору, в магазине вы выбираете товары для покупки, в обществе выбираете с кем дружить… В жизни же зачастую приходится осуществлять нравственный выбор: между правдой и ложью, добром и злом, честностью и предательством. Как вы думаете, о каком выборе мы будем сегодня вести речь? (Политическом).

Помните, в мультфильме «Страна невыученных уроков» мальчику необходимо было сделать выбор - поставить запятую в словосочетании «Казнить нельзя помиловать»? Я вам тоже предлагаю сделать выбор. Прочитайте название темы и поставьте в конце предложения "Выборы нужны.."(приложение 2) нужный, по вашему мнению, знак препинания: вопросительный или восклицательный знак.

Сегодня мы будем вести речь о проблеме политического, гражданского выбора, который находит выражение в избирательном процессе - демократических выборах (тема на доске). Наша задача закрепить знания, полученные вами на уроках обществознания по избирательному праву, а также знания об основных принципах участия граждан в выборах. И в конце урока попробуем все-таки выбрать какой-либо один знак: вопросительный или восклицательный.

2. Фронтальный опрос.

  1. Что вы знаете о выборах?

  2. Во сколько лет российские граждане получают право избирать? 18 лет.

  3. Документ, выдаваемый избирателю при проведении выборов, и содержащий имена кандидатов или названия партий называется... Избирательный бюллетень.

  4. Как называется официальный документ, в который вносятся все граждане данного избирательного участка, имеющие право участвовать в выборах? Избирательный список.

  5. С какого возраста гражданин имеет право быть избранным в Государственную Думу? 21 год.

  6. Часть избирательного округа, где голосует определённое количество избирателей, называется... Избирательный участок.

  7. Возраст, с которого человек имеет право баллотироваться на пост Президента РФ? 35 лет.

  8. Что такое ценз оседлости? Условие 10 летнего постоянного проживания на территории РФ для кандидата в Президенты РФ.

  9. Как называется торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства? Инаугурация.

Молодцы!

А теперь я предлагаю продолжить нашу беседу интеллектуальной разминкой на тему: «Из истории выборов»

  1. В этом государстве основные вопросы народное собрание решало путём голосования. Белый камень означал положительное решение, чёрный - отрицательное. На глиняных черепках писали имя неугодного человека, и если таких черепков набиралось много, то он изгонялся из полиса. (Древняя Греция)

  2. Здесь выборы проходили торжественно. Целую неделю до голосования кандидат носил белый плащ - кандиду. Белый цвет символизировал чистоту помыслов, но поступки кандидатов были откровенно корыстны, голоса избирателей они откровенно покупали. (Древний Рим).

  3. Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо валета появилась карта «равенство», вместо дамы - «Свобода», вместо короля «Гений», а вместо туза - то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз? («Закон»)

  4. Парламент этой страны до сих пор голосует, «выходя в двери»: если «за» - выходят в одну дверь, «против» - в другую. Назовите страну. (Англия)

  5. В Голландии и Бельгии это является обязанностью. В Австралии за уклонение от этого с вас могут взыскать штраф. В Греции за неучастие в этом вы можете лишиться паспорта. О чем речь? (Неявка на выборы).

Молодцы! Хорошие ответы! И даже если вы где-то ошиблись, ничего, ведь знать абсолютно все невозможно - это непреложная истина. Важно уметь получать знания с помощью разнообразных источников в процессе жизнедеятельности.

3. А мы переходим к работе над новым материалом.

Предоставление информации.

Вступительное слово учителя:

Выборы - центральный институт демократического государства. Выборы - это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки, чтобы подать голоса за своих представителей в органах власти.

Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя, принуждать его приходить на избирательный участок. Но чем активнее и сознательнее участвует в выборах население, тем скорее и лучше решает сложные проблемы страна, тем устойчивее экономическое, социальное, политическое развитие.

Нам необходимо узнать:

  1. типы избирательных систем;

  2. что включает в себя избирательное право

  3. зачем нужны выборы.

4. Работа со схемами. Их анализ.

На школьной доске схема: «Избирательное право».
Рассмотрите схему:



ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
- конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти
и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (всенародном голосовании).
Ст.32 Конституции Российской Федерации

АКТИВНОЕ ПРАВО

ПАССИВНОЕ ПРАВО

Право избирать в органы государственной власти и местного самоуправления

Право быть избранным в органы
государственной власти и местного самоуправления
ТРЕБОВАНИЯ:
1. Достижение определенного возраста. ( Президентом - с 35 лет).
2. Знание проблем государства и определённое время проживания в РФ. (Президент - проживание в России последних 10 лет постоянно).
3. Один и тот же человек не может одновременно занимать должность в различных ветвях власти (Депутат Государственной Думы не может стать Президентом и наоборот).


имеют граждане, достигшие 18 лет.


ЛИШЕНЫ ЭТОГО ПРАВА:
1. Лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
2. Лица, признанные недееспособными (т.е. не способными нести ответственность за свои поступки, психически больные)
.

Ответьте на вопросы:

1). Что такое избирательное право? Какой документ закрепляет это право?
2). Каким бывает избирательное право?
3). Какое право называют активным? Пассивным?
4). Какие лица лишены избирательного права?
5). Какие требования выдвигаются к осуществлению пассивного избирательного права?
6). Что такое референдум? Какие вопросы выносятся на референдум?

Анализ схемы «Избирательные системы» проводится учителем.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
порядок организации, проведения выборов и определения результатов голосования

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ

МАЖОРИТАРНАЯ

СМЕШАННАЯ

Голосование проходит по партийным спискам, места в парламенте распределяются пропорционально количеству набранных голосов.
Избирательный барьер обычно 5%.

Голосование за конкретного кандидата. Победа:
а) большинство голосов,
б) 50%+1 голос,
в) большинство голосов, 2/3.

Часть депутатовизбирается попропорциональнойсистеме,
часть - по мажоритарной.

После анализа схемы проводится беседа по вопросам:

1). Что такое избирательная система?
2). Какие виды избирательных систем существуют в мире?
3). Какая избирательная система действует в России?

4). Почему выборы в России называют демократическими?

5). Что такое демократия?

5. Самостоятельная работа

Задание учащимся для самостоятельной работы:
Ознакомьтесь с документом (у каждого ученика на столе карточка со ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») Приложение 2.

Запишите в тетрадь основные принципы участия граждан в выборах.

Результат работы (после дополнений учителя) может выглядеть следующим образом:

Принципы участия граждан в выборах:
1). Всеобщее избирательное право - избирать могут все, кроме лиц, указанных в Законе. Не должно устанавливаться ограничений для участия в выборах за исключением лиц, не достигших нужного возраста, недееспособных, совершивших преступления.
2). Равное избирательное право - один человек - один голос.
3). Прямое избирательное право - избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно и лично.
4). Тайное голосование - без контроля со стороны.

6. Работа учащихся с тестом.

Знаком «+» отметьте верное и знаком « - » неверное утверждение:

1). Граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе избирать.
2). Мужчины на выборах имеют два голоса, женщины один.
3). Выборы Президента РФ проводятся открытым голосованием
4). Избиратель, может заполнить избирательный бюллетень дома, а в день выборов принести его на избирательный участок.
5). Только представители русской национальности могут принимать участие в парламентских выборах.
6). Граждане, участвующие в выборах могут проголосовать на избирательном участке, отдав свой голос за всех понравившихся им кандидатов.

Проверка выполненной работы с комментариями учителя и учащихся.

7. Подведение итогов урока.

Учитель предлагает учащимся поделиться своими впечатлениями об уроке либо предлагает ответить на вопросы:

1). Какую тему мы обсуждали сегодня на уроке?
2). Что нового вы узнали?

8. Содержательная рефлексия.

А сейчас мы проведем наше собственное голосование и узнаем, изменилось ли что-то в вашей позиции по отношению к вопросу о необходимости выборов, который был поставлен в начале нашего урока.

Прошу вас открыть конверты, в которых находятся бюллетени для голосования (Приложение 3). Сделайте свой выбор и опустите бюллетень в переносной ящик для голосования (этот ящик используется нашей избирательной комиссией для голосования на дому, т.е вне помещения для голосования).

9. Домашнее задание:

1. Прочитать & 23 , ответить на вопросы на с. 261

2. Изучить все записи в тетради.
3. Составить кроссворд по теме «Выборы» (по желанию).
4. Составить словарь по теме «Выборы» (по желанию).


© 2010-2022