- Преподавателю
- Обществознание
- Элективный курс по обществознанию в 9 классе - Актуальные вопросы обществознания
Элективный курс по обществознанию в 9 классе - Актуальные вопросы обществознания
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Левина Т.П. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
(ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВЫБОРУ В 9 КЛАССЕ)
Пояснительная записка
нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа
Нормативные документы для составления программы:
-
Закон РФ «Об образовании»№ 122 - ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;
-
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015-16 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 2080 от 24.12.2014 г.;
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
Рабочая программа по элективному курсу «Актуальные вопросы обществознания» для 9 класса составлена на основе
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию
- авторской программы Л. Н. Боголюбова,
- на основе учебного плана образовательного учреждения МОБУ «СОШ №1 им.А.П.Гайдара»
цели и задачи изучения данного учебного предмета, курса
Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероиспове даний, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Основные задачи курса «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
1.Формирование гуманистической и демократической направленности личности учащихся, в которой важную роль играет приобщение к социальным ценностям современного общества.
2. Развитие у школьников деятельностного отношения к сфере социального, экономического, политического, необходимого для жизни в современном обществе.
3. Расширение кругозора учащихся. Знакомство с современными отношениями в России является необходимым условием для формирование гражданской позиции учеников.
Актуальность предлагаемого курса состоит, прежде всего, в том, что основной задачей школы является социализация учащихся, которая немыслима вне осознанного и деятельностного отношения к реалиям современной России. Именно поэтому необходимо «вывести» учащихся за рамки привычного урока, предложив им погрузиться в мир «современного» с его альтернативностью, известной непредсказуемостью, мощным влиянием субъективного фактора. Показать им важность личной социализации и политического самоопределения.
Курс рассчитан на 17 учебных часов.
система оценки достижений обучающихся
Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные контрольные работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и др.
Виды контроля
Текущий
Промежуточный
Итоговый
Формы контроля
Дифференцированный опрос
Фронтальный опрос
Решение разноуровневых заданий
Диктант по основным понятиям и терминам
Тестирование по теме в форме ОГЭ
Составление таблицы (схемы)
Составление презентации
Индивидуальное сообщение
Зачет
Итоговый тест в форме ОГЭ
содержание учебного предмета, курса
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Изучение данного курса поможет учащимся сформировать представление об основах социологического знания. При составлении методических рекомендаций, учитывая пропедевтический характер планируемого курса, отбор материала осуществлялся в соответствии со следующими требованиями: дидактические единицы должны раскрывать тот минимум, с которым идентифицируется сущность социологии.
Задачи изучения курса предполагают использование заданий, способствующих активной познавательной деятельности учащихся. Широкая вариативность учебных занятий, использование многообразных видов, форм и методов учебной работы в значительной мере поможет ученику лучше понять не только сущность изучаемого, но и свои возможности и интересы, что в конечном итоге окажет влияние на выбор профиля при обучении в старшей школе.
Изучение раздела нацелено на то, чтобы
раскрыть некоторые особенности, понятия и положения социологии как систематизированной области знания: социальная структура; класс; страта; социальная дифференциация; социальное неравенство; социальная мобильность и ее каналы; социальный статус и социальные роли;
познакомить учащихся с методами социологического исследования; дать представление об актуальных социальных проблемах (критерии социальной стратификации; причины социального неравенства; границы социальной мобильности; возможности изменения социального статуса);
помочь выпускникам основной школы осознать перспективы собственной социальной позиции.
Раздел «Экономика» рассчитан на расширение и углубление знаний учащихся об экономической сфере жизни общества, повышению мотивации к овладению экономическими знаниями в старших классах.
Достоинством раздела является то, что он позволяет не только сформировать целостное представление об экономической науке тем учащимся, чье знакомство с экономикой в школе ограничивается вводным курсом, но и тем, для кого работа с учебником станет первым этапом специализированного изучения экономики.
Предлагаемая структура и содержание модуля направлена на овладение учащимися:
-
знаниями существенных признаков понятия «экономическая наука», вопросов изучаемых ею, основных проявлений экономической жизни общества;
-
умениями характеризовать производство как основу экономики, ее основные факторы, результаты и условия эффективности;
-
умением различать и характеризовать различные типы экономических систем;
-
знаниями важнейшей составляющей экономической деятельности - потребления;
-
умением объяснять рациональное поведение основного действующего лица рыночной экономики - фирмы;
-
знаниями функций государства в экономике, механизмов государственного регулирования экономических процессов (налогообложение, государственные расходы).
Занятия с ключевыми понятиями политологии и различными источниками не могут заменить систематического изучения политологических знаний, но должны показать их специфику и стимулировать интерес учащихся.
Организация предпрофильной правовой подготовки школьников основывается на следующих исходных принципах:
-
педагог не преследует цель сформировать конкретные знания обучаемого об отраслевом законодательстве или международном праве, а лишь знакомит школьников с некоторыми главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки;
-
важно показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению отдельных проблем жизни;
-
необходимо опираться на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;
-
целесообразна вариативность и альтернативность технологий образовательной деятельности в рамках учебного времени, отведенного на предпрофильную подготовку.
Курс предполагает знакомство учащихся с новой областью знаний - философской антропологией. Он направлен на то, чтобы заинтересовать учащихся основной философской проблематикой, различием подходов и мнений относительно изучаемых вопросов, а также видами учебной деятельности, характерными для данной области знаний.
Рекомендуемая литература:
Экономика.
-
Липсиц И.В. Экономика без тайн. Учебник для уч-ся 9-11 кл. - М., 1998; для краткого (16-17-часового) варианта рекомендуются главы 1, 2.
-
Липсиц И.В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. Учебник для уч-ся 7-8 кл. - М., 2001.
-
Липсиц И.В. Экономика. Ч.1. Учебник для уч-ся 9, 10 кл. - М., 2001.
Социальная сфера.
-
Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / пер. с англ. - М., 1996.
-
Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. - М., 1995
-
Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы социологии: учеб. пособие для пед. училищ. - М., 2000
-
Комаров М.С. Введение в социологию. - М., 1994.
-
Косов Г.В. Социология и политология. М.- Ставрополь. 2002.
-
Куликов Л.М. Основы социологии и политологии М., 1999.
Сфера политики и социального управления.
-
Гаджиев К.С. и др. Введение в политологию 10-11 кл. М., 1998. гл. I, III, VI, VII, XI.
-
Косов Г.В. Социология и политология. М.- Ставрополь. 2002. Темы 5,8.
-
Куликов Л.М. Основы социологии и политологии М., 1999. Тема 4.
-
Мухаев Р.Т. Политология. 10-11 классы. М., 1997, гл. I, IV,V, IX, XIV.
-
Мушинский В.О. Азбука политики. М., 1998. Гл.1, 4.
-
Политология. Рабочая книга преподавателя и студента. Под ред. А.В. Миронова, Ю.А. Северова, В. А. Варывдина. М., 1998. Темы 1,5,10,11.
-
Политология. Школьный практикум. 10-11 кл. Автор - составитель Р.Т. Мухаев. М., 1999.
-
Пугачев В.П. Политология. Справочник студента М., 1999. Гл. 1,2,3,9,10,18.
-
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологи. М., 1998. Гл. 1, 2, 6, 11, 12, 17.
Право.
1. Основы правовых знаний: В 2 кн.: Учеб. Для 8-9 кл. /Володина С.И., Полиевктова А.М., В.В.Спасская. и др. М.: РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания.2002.
2.Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Учеб. пособие для 8-9 кл./ РФПР. Московский городско фонд поддержки школьного книгоиздания.2002
3.Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний».8-9 кл.: Пособие для учителя. РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания.2002
4. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл. РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. 2002
5. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. М., 2001.
6.Певцова Е.А. Право.9 кл. М.: РС.2001.
7. Певцова Е.А. Книга учителю обществознания. М. РС.2002.
8.Теоретические и методические основы преподавания права в школе. М РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. 2002
9.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. М.2002
10.Комментарий к Трудовому Кодексу. М. 2002
11.Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М. 2002
12.Комментарий к Административному кодексу РФ. М.2002-
13.Комментарий к Семейному кодексу РФ. М.2002
14..Михайлова Н.Н., Иоффе А.Н., Королькова Е.С., Уколова А.Е., Вакуленко В.А. Организация внеурочной работы по праву. М.: РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. 2002.
15.Сборник образцов гражданско-правовых документов. М. 2002
Учебно-методическое обеспечение
-
Печатные пособия.
-
Демонстрационные таблицы:
-
Человек, природа, общество.
-
Рыночная экономика.
-
Политическая система общества.
-
Право.
-
Социальная система общества.
-
Культура и духовная жизнь.
-
Технические средства обучения.
-
Мультимедийный компьютер.
-
Мультимедийный проектор.
-
Экран проекционный.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание учебного предмета
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Разделы, темы
Количество часов
Введение. Содержание курса, основные проблемы.
1
Раздел I. Человек и общество.
2
Раздел II. Сфера духовной культуры.
2
Раздел III. Экономика.
3
Раздел IV. Социальная сфера.
3
Раздел V. Сфера политики и социального управления.
2
Раздел VI. Право.
3
Заключение.
1
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Раздел, тема раздела, количество часов, тема урока
Виды контроля, измерители
Примечание
план
факт
1.
Введение. Содержание курса, основные проблемы.
Фронтальный тест
Тест- анкета
Раздел I. Человек и общество. 2 часа
тест
2.
Тема 1. Общество как форма жизнедеятельности людей.
Индивидуальные задания
3.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Групповые задания
тест
Раздел II. Сфера духовной культуры. 2 часа
Социологический тест
4.
Сфера духовной культуры и ее особенности.
Творческие задания
Социологический тест
Сообщения учащихся
5.
Возможности получения общего и профессионального образования в РФ.
Тест-профессиограмма
Комментарии учителя
Раздел III. Экономика. 3 часа
Проверочный тест, социологический тест
6.
Экономика, ее роль в жизни общества.
Групповые задания
7.
Экономические системы и собственность.
Индивидуальные задания
Проверочный тест
8.
Рынок и рыночный механизм.
Групповые задания
социологический тест
Раздел IV. Социальная сфера. 3 часа
Социологический тест
9.
Социальная структура общества.
Групповые задания
10.
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.
социологический тест
Моделирование ситуаций
11.
Социальные ценности и нормы.
социологический тест
Раздел V. Сфера политики и социального управления. 2 часа
Социологический опрос
12.
Власть. Роль политики в жизни общества.
Индивидуальные задания
Сообщения из СМИ
13.
Участие граждан в политической жизни.
Индивидуальные задания
социологический тест
Раздел VI. Право. 3 часа
Тест-профессиограмма.
14.
Право, его роль в жизни общества и государства.
Групповые задания
15.
Органы государственной власти в РФ.
Индивидуальные задания
16.
Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Групповые задания
Тест-профессиограмма.
Документы РФ по защите прав ребенка
17.
Заключение.
Тест-профессиограмма.
11