- Преподавателю
- Обществознание
- Конспект урока по обществознанию Деньги, их сущность и функции
Конспект урока по обществознанию Деньги, их сущность и функции
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шишлянникова Т.В. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Деньги, их сущность и функции»
Тип урока: комбинированный с элементами игры
Продолжительность 45 мин.
Цели:
Познавательные: ознакомить обучающихся с сущностью и назначением денег, а также с их классификацией и функциями.
Развивающие: развить стремление к анализу полученной информации, развивать логическое мышление и творческий потенциал обучающихся.
Учебные: закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях;
Воспитательные: формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени; воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих.
Учебно - методическое оснащение:
1)плакаты «Деньги», «Виды банкнот» в электронном виде
2)компьютер
3)фрагменты видеозаписи по данной теме
4) презентация к уроку со всеми заданиями
Эпиграф к уроку:
«Деньги - очень плохой господин, но весьма хороший слуга.» Френсис Бэкон
Ход урока:
1.Организационный этап (проверка наличия об-ся)
2.Мотивационный этап
- Предлагаю вместе определить тему сегодняшнего урока.
На доске дан кроссворд из семи слов. Разгадав слова по горизонтали мы получим тему нашего урока по вертикали.
Вопросы:
1) Национальная валюта США (доллар)
2) Денежное выражение стоимости товара (цена)
3) Банковский автомат для выдачи наличных денег по специальной пластиковой банковской карточке клиента (банкомат)
4) Разность между поступлениями и расходами, рассчитываемая за определённый период времени (сальдо)
5) Имущество, ценности, предаваемые должником в собственность кредитора на срок до возвращения долга (залог)
6) Денежные ср-ва, выделяемые из гос-го и местных бюджетов в безвозвратном порядке для оказания финансовой поддержки пред-ям и населению (дотация)
Человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги. Наша сегодняшняя задача - расширить и обобщить ваши знания о деньгах. Запишите тему урока в тетради.
3. Изучение нового материала.
- Каждому из нас приходится иметь дело с деньгами, получать и тратить их. Экономическая наука помогает разобраться в сущности денег и их роли в жизни людей. Развитие свободного рынка породило деньги, денежные отношения. Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства.
При натуральном обмене денег нет. Работнику трудно было найти людей, которым нужен его товар и которые имели бы товар, нужный работнику.
В экономической истории эта задача была решена с помощью меновых, ходовых товаров в качестве посредников. Эти товары обладали специфичной общественной полезностью - были всеобщим эквивалентом (ВЭ). Сначала роль всеобщего эквивалента выполняли скот, меха, соль, зерно, ракушки и т.п. В последующем роль всеобщего эквивалента выполняли те товары, естественные свойства которых были более благоприятными для этого.
Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги. Итак, золото стало деньгами 7000 лет назад. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков. При покупке товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластины и отрезать от них кусочки. В процессе дальнейшей эволюции денег появились слиточки, а затем - «лепёшечки». Слитки серебра в 13 веке рубили на куски, получившие название рублей.
Бумажные деньги начали хождение в 18 веке, но зародились они гораздо раньше. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году при Екатерине 2, они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов. В это период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом.
После первой мировой войны (1914 - 1918) начался постепенный «отрыв» бумажных денег от их реального золотого содержания. И только в 30 - х г.г. 20 века обеспечение бумажных денег золотом прекратилось.
4. Актуализация.
-
Деньги, их сущность и функции
На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость и транспортабельность. Что же такое деньги? (ответы об-ся)
Запишите. Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют, Какие функции выполняют деньги? (мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги).
Запишите. Функции денег:
1)Мера стоимости - эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.
2)Средство обращения - деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т - Д - Т) осуществив продажу товаров (Т - Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д - Т).
3)Средство накопления (образования сокровищ) - если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).
4)Средство платежа - товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.
5)Мировые деньги - эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.
В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.
-Какие виды денег вы можете назвать?
2. Виды денег
1)Наличные деньги - это денежные средства, используемые в наличном обращении.
- Монеты - это металл определённой формы и веса. Они служат в качестве разменных денег.
- Банкноты - это бумажные деньги. Выпускаемые в обращение ЦБ РФ.
- Казначейские билеты - это те же бумажные деньги, но выпускаемые государственным казначейством - Министерством финансов.
2)Безналичные деньги
- Ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты)
-
Вклады в банках
-
Дорожные чеки (American Express)
3)Электронные деньги - это деньги, находящиеся на счетах компьютерной памяти банка, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства (банкомат).
Пластиковая карта - пластинка из пластического материала с нанесённым на неё магнитным кодом или с встроенным кодируемым элементом памяти (дебетовые и кредитовые; «золотые», «серебряные», «корпоративные», «Private-карточки», «карточки для VIP клиентов»).
5.Рефлексия. Работа по группам. Ребятам даются задания
1.Викторина. А знаете ли вы что-нибудь о российских деньгах? Сейчас мы это проверим. Давайте ответим на несколько вопросов. Я буду задавать каждой группе вопросы, кто больше даст ответов?
1) С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 10 рублей? (Красноярск)
2) Виды какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 500 рублей? (Архангельск)
3) Из скольких цифр состоит номер на любой современной российской купюре? (Из семи)
4) Виды и герб какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 1000 рублей? (Ярославль)
5) Сколько раз на российской банкноте отпечатан её номер? (Два)
- У денег есть своя энергия, и они, как и другие материальные объекты обладают собственным разумом и эмоциями. В природе существуют определенные законы, по которым они к нам приходят и уходят от нас. Поэтому, чтобы у нас водились деньги нужно знать некоторые простые истины и не нарушать их. А какие вы знаете пословицы о деньгах? Напишите и назовите. Время работы -2 мин.
2.«Русские пословицы» на знание пословиц и поговорок, в которых используются слова: "деньги" или другие "денежные знаки".
В процессе проведения этого конкурса обучающиеся имеют неоценимую возможность развивать свою речь.
Эталон ответа:
Деньги делают деньги
. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
. Копейка рубль бережет
. С копейки начинается миллион.
Время - деньги.
Разменяться на мелкие монеты.
Отплатить той же монетой.
Принимать за чистую монету.
Посмотрел, как рублем одарил.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.
Легче прожить деньги, чем нажить
. Хлебу мера, а деньгам счет..
3.А знаете ли вы приметы, связанные с деньгами? Кто больше назовет?
Нельзя выносить мусор из квартиры вечером - денег не будет.
Не считать деньги после захода солнца, иначе убудут.
Ладонь чешется - к деньгам.
3.Конкурс "Разминка"
Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, Здесь обучающиеся проявляют не только свою эрудицию, но и умение анализировать предложенную информацию.
Вопросы для разминки:
-
Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?
Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.
-
Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?
Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки
-
Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии - раковины каури, в России - пушнина, на Аляске - золотой песок, у кочевых народов - скот?
Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.
-
Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы?
Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу)
-
Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?
Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.
-
Лицевая сторона монеты. (аверс)
-
Наука об умелом, эффективном ведении хозяйства. (экономика)
-
Оборотная сторона монеты. (Реверс)
-
Металлические монеты и бумажные билеты, служащие средством оплаты товаров. (Деньги)
10.Денежное вознаграждение за труд. (зарплата)
11.Совокупность заработной платы, пенсий стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи. (семейный бюджет)
- Мир денег - удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: "Деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга". Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
Подведение итогов. Оценки.
6. Домашнее задание: просмотр фильма Паула Григона «Деньги - пирамида долгов» для дальнейшего обсуждения темы.