Поурочный план по теме Человек и культура (8 класс)

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Человек и культура.

Цель: сформировать четкое представление учащихся о необходимости взаимоотношения человека и общества через культуру.

Учащиеся должны знать, что:

1) понятие «культура» не однозначно;

2) культура развивалась в пространстве и во времени;

3) существует культура внутренняя и внешняя;

4) одним из проявлений культуры человека является культура общения.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) культура;

2) ценности культуры;

3) внутренняя культура;

4) культура внешняя;

5) культура общения.

Учащиеся должны уметь:

1) определять, что включает в себя понятие «культура»;

2) объяснять основные понятия;

3) высказывать свою точку зрения;

4) анализировать высказывания.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Изучение нового материала.

- Проанализируйте высказывания и определите тему урока.

«Культура - видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт».(Александр. Круглов.)

«Культура начинается с запретов». (Юрий Лотман - российский литературовед, культуролог.)

«Культура - это накопленный опыт человечества в упорядоченной форме. (Александр Ахлезер -российский ученый-физик.)

«Культура - это память человечества о самом себе». (Алексей Тегин.)

«Есть города, которые славятся памятниками культуры, а есть - культурой. (Ггоргий Ковальчук.)

«Культура - это русло, проложенное предками и предлагаемое обществом личности в ее продвижении от животного к человеку. (Александр Круглов.)

Проанализировав высказывания, учитель говорит о том, что сегодня на уроке речь пойдет о культуре и определяет план изучения темы.



ПЛАН

1. Что такое культура?

2. Приобщение к культуре.

Задание 1. Запишите слова, приходящие на ум, когда вы слышите слово «культура».

Если сравнивать определения культуры в различных словарях, трудах философов и ученых, то можно обнаружить существенные различия между ними.

1. Культура - лат. cultura (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Таким образом, первоначально под культурой понималось целенаправленное воздействие на природу.

2. В позднеримской империи, а затем в эпоху средневековья понимание культуры ассоциировалось с городским укладом жизни и связанными с ними благами цивилизации.

3. В эпоху Возрождения культура определялась как признак личного совершенства. Культура отождествляется с различными областями духовной деятельности: наукой, моралью, искусством, философией, религией.

4. Философы Просвещения рассматривали культуру как некую специфическую автономную и самоценную сферу человеческой деятельности. Кант различал культуру умения (способность реализовать цели) и культуру дисциплины (способность ставить осмысленные цели и делать разумный выбор).

5. В XIX веке в культуре философы видели систему ценностей и идей.

Гегель рассматривал культуру как начальное и завершающее звено самопознания абсолютной идеи.

Шпенглер рассматривал культуру народов как замкнутые, неповторимые организмы, которые прошли в своем развитии следующие стадии: возникновение, расцвет, надлом, упадок, гибель.

6. Марксистская концепция культуры включает в содержание культуры не только духовную, но и материальную культуру.

7. Современное понимание культуры: понятие «культура» имеет своим содержанием систему материальных и духовных ценностей, способов их создания, формирования человека, способного осваивать опыт предшествующих поколений и современников и использовать его для создания новых ценностей.

Работы со схемами.

Задание 2. Нарисуйте словесный портрет культурного человека, вписав характеристики в лепестки цветка.

Задание 3. Можно ли считать состоявшимся общение в следующем случае?

Ехал однажды человек в трамвае, ехал довольно долго, и всю дорогу случайный попутчик рассказывал о своих заботах и невзгодах комментариями, лишь изредка немногими словами показывая, что он сочувственно внимает и понимает. А рассказчик, уходя, вдруг неожиданно сказал ему: «Давно я не говорил с таким умным человеком!»

Задание 4. Прокомментируйте следующие высказывания:

1. «Существует только один способ стать хорошим собеседником - уметь слушать». (К. Морли.)

2. «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать». (Плутарх.)

- Какое значение в общении имеет умение слушать и слышать собеседника?

III. Тестирование.

На уроке уместно проведение психологических тестов. Материал использован из книги: Тесты и задания по обществознанию: 8 класс основной школы / Л. Н. Боголюбов, М. Ю. Брандт, Э. Н. Егорова, JI. Ф. Иванова, М. Н. Козлова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 1997.

1. Насколько вы общительны.

На предлагаемые вопросы постарайтесь ответить: «да», «нет», «иногда».

1) Вам предстоит рядовая деловая встреча. Выбивает ли она вас из колеи?

2) Вы откладываете визит к врачу до тех пор, пока вам станет невмоготу?

3) Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на рабочем совещании, собрании, конференции и т. д.?

4) Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5) Любите ли вы делиться своими переживаниями?

6) Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой?

7) Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8) Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые взял несколько месяцев назад?

9) В ресторане либо в столовой вам подали недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы?

10) Оказавшись наедине с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Это так?

11) Вас приводит в ужас длинная очередь, где бы она ни была. Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в очередь?

12) Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации?

13) У вас есть собственные индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких «чужих» мнений на это счет вы не примете. Так ли это?

14) Услышав где-либо ошибочные высказывания по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать?

15) Вызывает ли у вас досаду просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16) Вы охотнее излагаете свою точку зрения в письменном виде, чем в устной форме?

Теперь полезно оценить ответы. За каждое «да» - 2 очка, «иногда» - 1, «нет» - 0. Подсчитайте общую сумму.

30-32 очка - вы некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Старайтесь быть общительнее.

25-29 очков - вы замкнуты, предпочитаете одиночество. Новая работа и необходимость новых контактов выводят вас из равновесия.

19-24 очка - вы общительны, в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Но с новыми людьми сходитесь с оглядкой.

14-18 очков - вы коммуникабельны, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Но не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9-13 очков - вы весьма общительны, любопытны, разговорчивы, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вам недостает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами.

1- 8 очков - общительность «бьет ключом», вы всегда в курсе всех дел. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями.

3 очка - вы говорливы, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны.

2. Психологическое наблюдение.

Войдите в комнату, где сидит группа людей. Не вмешиваясь в беседу, понаблюдайте за позами. Кто здесь главный? В чем это выражается? Есть ли в комнате люди, сидящие в напряженной позе, чем это вызвано? Определите зону психологической дистанции между собеседниками. (По мнению английского психолога М. Ар- гайле, эти дистанции таковы: до 50 см - интимная, 50-120 - личная, 120-360 см - деловая, более 360 см - общественная дистанция.)

Понаблюдайте за малыми группами, образовавшимися при этом. Из кого они состоят? Кто вне групп? Какими средствами обеспечивается контакт между людьми внутри каждой группы? Понаблюдайте за выражением глаз, за жестами и мимикой. Что за ними стоит, какие эмоции они выражают?

Вот пришел новый человек. Как он здоровается с людьми в комнате? Как себя чувствует: уверенно или нет? Какое место он занимает?

3. Установление контакта.

Каждому приходится бывать в ситуациях вынужденного общения (например, в купе поезда, на остановке в ожидании автобуса, вдвоем с малознакомым человеком и т. д.).

Как вы ведете себя в подобных случаях?

а) Уходите от общения.

б) Ждете, когда партнер первым начнет разговор.

в) Пытаетесь проявить инициативу.

г) Уверенно вступаете в разговор.

Попробуйте потренироваться в подобного рода контактах. Начните беседу с нейтральных тем. Сориентируйтесь в контактности и настроении собеседника. Попробуйте отыскать взаимоинте- ресную тему, не теряя контакта. В случае потери контакта возвращайтесь к нейтральной теме.

Разыграйте ситуацию в классе. Обсудите тактику участников. Отметьте их достижения.

4. Психологическая тренировка:

- поздоровайтесь с незнакомым человеком;

- если вам стыдно за свой поступок, признайте свою вину первым;

- похвалите человека за хороший поступок;

- поцелуйте руку нравящейся вам девушке;

- заговорите первым при встрече с человеком, которого недолюбливаете.

Удалось ли вам справиться с одним, двумя, со всеми заданиями? Что мешало, а что помогало вам в этом?

5. Умеем ли мы правильно слушать.

Попробуем оценить наше умение слушать.

На листе бумаге ставьте номер вопроса и свою оценку по данному вопросу. Для оценок существует 4-балльная шкала:

1 - никогда так не поступаю;

2 - редко поступаю так;

3 - почти всегда так делаю;

4 - делаю так всегда.

1) Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?

2) Слушаю ли я «между строк», особенно беседуя с людьми, в словах которых содержится скрытый смысл?

3) Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?

4) Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?

5) Записывая сообщение, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?

6) Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?

7) Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным или когда я недолюбливаю собеседника?

8) Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда взгляды говорящего отличаются от моих собственных?

9) Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?

10) Выражаю ли я подлинный, искренний интерес к тому, что говорят другие люди?

Для обработки необходимо подсчитать сумму получившихся баллов.

32 и более баллов - вы идеальный слушатель.

27-31 балл - вы слушатель выше среднего уровня.

22- 26 баллов - вы нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать.

21 и менее баллов - многие сообщения воспринимаются и искаженном виде, предвзято, не вникая в смысл.

IV. Закрепление изученного материала.

Домашнее задание: § 5.



© 2010-2022