Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)

Задача современной системы образования – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого учащегося, формирование активной позиции, субъективности учащихся в учебном процессе. Согласно теории Л.С.Выготского, развитие учащегося как личности определяется процессом обучения. Для этого нужны новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий. Таким из эффективных методов является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельност...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Белгородский техникум общественного питания»






Методическая разработка урока:

«Религия в современном мире»

(проектный метод)






Подготовил:

Панченков В.А.



Белгород 2014

Проектный метод обучения

Панченков В.А.



Задача современной системы образования - создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого учащегося, формирование активной позиции, субъективности учащихся в учебном процессе. Согласно теории Л.С.Выготского, развитие учащегося как личности определяется процессом обучения. Для этого нужны новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий. Таким из эффективных методов является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативы учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий; приобретение опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний.

Творческая, исследовательская деятельность становится неотъемлемой частью любой профессии. Следовательно, требованием времени является подготовка учеников к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска.

Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, учащиеся осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности. Метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.

Ученик - субъект обучения, учитель - партнер, создающий условия. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых, порой путем самообразования. В своей педагогической деятельности я часто использую проектный метод обучения.

CПО, технолог продукции общественного питания.

Обществознание, 1курс.

Тема: Религия в современном мире.

Цели: 1. Создать условия для формирования устойчивых

представлений о религиях;

2. развивать знания учащихся о сущности религии;

3. Содействовать воспитанию чувства толерантности

к другим религиям.

«Смысл религии не в том чтобы

Поселить человека на небесах, а в

Том, чтобы поселить небеса в душе

человека»

Честертон

Оснащение:

  1. Электронная презентация

  2. Рисунки белгородских храмов

  3. Песня Жанны Бичевской «Родник»

  4. Компьютер

  5. Таблички-понятия

  6. Схемы

Тип урока - краткосрочный проект

Ход урока:

I. Организационный этап

План урока


  1. Религия и религиозное мышление

  2. Многообразие религий

  3. Роль религии в современном мире

  4. Веротерпимость


  • Мотивация цели урока

Преподаватель: Мы с вами проведем урок на тему: Религия в современном мире. Тема очень актуальная на сегодняшний день, у вас было задание, связанное с этой темой. Сейчас мы разделимся на четыре команды и будете защищать свой проект. А сейчас давайте поговорим о религии и религиозном мышлении. Совокупность представлений о мире, его происхождении и строении создавала религиозную картину жизни, становилась формой общественного сознания. Религия - набожность, святыня имеет отличительные признаки - признание реальности существования высшего существа-бога, создавшего мир и управляющего им по своей воле. Религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога.

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)




Религия представляет собой:

1. Необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них.

2. Способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения.

3. Отражение действительности.

4. Общественную подсистему.

5. Феномен культуры.

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)




Отличительные признаки религии:

1. Верования.

2. Ритуалы.

3. Этос (нравственная позиция)

4. Взгляд на мир.

5. Система символов.

(смотри ниже схему)

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)




Основные подходы к изучению религии:

1. конфессиональный (религиозный, атеистический)

2. Феноменологический (изучение религии как явления)

Функции религии - различные способы ее деятельности, характер и направление воздействия религии на индивидов и общество.

Функции религии:

1. Мировоззренческая (религиозное миропонимание, объяснение мира, природы, человека, смысла его существования, миросозерцание, мирочувствование, мироотношение).

2. Компенсаторская (социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, страдании; людская разобщенность заменяется братством во Христе, в общине, бессилие человека компенсируется всесилием Бога.

3. Коммуникативная («богообщение» - высший вид общения, оно происходит в культовой деятельности, общение верующих друг с другом).

4. Регулятивная (регулятор поведения людей, упорядочивает мысли, устремления и действия людей, групп, общин с помощью определенных идей, ценностей установок, традиций).

5. Интегрирующая (направления объединения людей, их поведения, деятельности, мыслей, чувств, стремлений, усилий социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания).

6. Культуротранслирующая (приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатания, искусства, передача накопленного наследия от поколения к поколению).

7. Легитимизирующая (узаконение некоторых общественных порядков, институтов, отношений норм, образцов с точки зрения высшего требования - максимы, на основе которого дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним).

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)




Религиозные нормы - система требований и правил, направленных на реализацию религиозных ценностей.

. Актуализация субъективного опыта студентов

Преподаватель: А сейчас мы поговорим о многообразии религий. В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы политеизма (многобожия), традиции которых идут от первобытных религий (веры в духов, поклонения растениям, животным душам умерших). С ними соседствуют формы монотеизма (единобожия). Здесь и национальные религии - конфуцианство (Китай), иудаизм (Израиль) и мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках, -буддизм, христианство, ислам. Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций

(смотри схему ниже)

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)




А сейчас давайте поговорим о буддизме.

II Этап проверки проектного задания студентов

Первый ученик: В середине 1 тысячелетия до н.э. в Индии возникло новое учение. Оно звало людей не причинять вреда другим, во всем и всегда проявлять терпение, спокойствие, отказаться от богатства, почестей, власти. Это учение назвали буддизмом.

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)




Второй ученик: По преданию принц Сиддхартха Гаутама жил в Индии на рубеже 4-5 веков до н.э. Первые 30 лет пребывал в богатстве, славе и покое. Но однажды он увидел несчастных, больных людей, и задумался - отчего страдают люди… отчего умирают… как освободиться от страданий… Долгие годы Сиддхартха, оставив все, предавался уединенным размышлениям. И когда ощутил, что истина открылась ему, передал ее людям. А они назвали его Будда - что на древнеиндийском языке санскрите означает «просветленный»

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)




Третий ученик: В древности некоторые последователи Будды основали общины среди неприступных гор Тибета и жили там в полном согласии с учением Будды. Так возникли буддистские монастыри. Древний буддистский храм назывался «ступа». Его большой центральный купол укрывает помещение, где хранятся священные реликвии.

Преподаватель: Из всего сказанного, вы должны запомнить, что эта религия возникла до нашей эры. Основателем буддизма считается индийский принц Гаутама. Основой буддизма является проповедь Будды о «четырех благородных истинах»: существования страдания, причина страдания, освобождение от страданий и ведущий к этому путь. Освобождение от земных страданий буддизм видит в уничтожении всех желаний, сознательном угашении человеческих страстей. С этим тесно связано развитие «Йоги», т.е. способности путем созерцательного размышления (медитации) достичь совершенной и самоуглубленности. Такое состояние полного освобождения человека от внешнего мира называется «нирваной»).

Преподаватель: Давайте предоставим слово тем, кто занимался изучением христианской религии.

Четвертый ученик: Христианство возникло в самом начале нашей эры. Учение Иисуса Христа, в которого веруют христиане, изложено в книгах Нового Завета Библии. В них говорится как человеку следует относиться к Богу, к себе, к людям. Рассказано, как Иисус проповедовал свое учение, как был за это осужден, приговорен римским чиновником Понтием Пилатом к смерти и умер на кресте.

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)




Пятый ученик: Новый Завет учит исполнять 10 заповедей, записанных в Ветхом Завете. Учит любить людей, даже своих врагов. Помогать людям. Прощать им их недобрые дела и слова, а не мстить. Не злобствовать. Не противиться злу и насилию ответным злом и насилием: «А Я говорю вам: не противиться злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»,- сказано в Нагорной проповеди Иисуса. А мысль: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступай и вы и ними»,- называют «золотым правилом».

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)




Шестой ученик: В первые века христианства римские императоры (Нерон, Диоклетиан) жестоко преследовали христиан. Иногда на потеху толпе в цирках их с детьми отдавали на растерзание диким зверям. Поэтому для общей молитвы христиане собирались тайно. Часто - под землей, в катакомбах (бывших каменоломнях). Только в 313 г. Император Константин издал эдикт (указ) о веротерпимости. Евангелие - греческое слово, означающее «благая весть». Весть о рождении Иисуса Христа, о его делах и учении. В первые века новой эры было написано несколько книг. Они вошли в Новый Завет. Их авторами считаются евангелисты Матфей (1), Марк (2), Лука (3), Иоанн (4). Спустя несколько веков после событий, описанных в Евангелиях, христианами была принята дата рождения Иисуса - 25 декабря. В последствии с этого события стали вести отсчет лет «новой эры».

(схемы)

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)

Преподаватель: Прошу запомнить, что учение Иисуса Христа возникло в начале нашей эры. Главная книга христиан - Библия, которая состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. Описаны многие чудеса Иисуса - превращение воды в вино, исцеление калек, насыщение тысяч людей семью хлебами. Иудейские старейшины решают предать его суду, т.к он нарушает правила иудаистской религии: исцеляет людей в субботу, претендует на право прощать людям грехи (что дозволено только богу), поддерживает отношения с отверженными. Христиан насчитывается около 2 миллиардов человек, эта религия самая многочисленная. Теперь дадим слово экспертам исламского учения.

Седьмой ученик: По пустынным пространствам самого большого на Земле Аравийского полуострова с незапамятных времен кочевали племена арабов. Суровая жизнь, частые сражения между племенами воспитывали отважных людей. Были на полуострове и процветающие города - Мекка и Медина. Столетия проходили, а жизнь менялась мало. В начале 7 века начались великие перемены.

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)




Восьмой ученик: Мухаммед (около 570-632), в юности скромный проводник верблюжьих караванов, стал проповедовать в Мекке ислам. Он говорил, что Бог, Аллах - один. Что не должно поклоняться, как прежде, многим богам, не должно быть идолопоклонниками. С каждым днем все больше людей уверовали: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк Его». Другие же - не соглашались с этим. Мухаммеду пришлось в 622 г. Покинуть Мекку и уйти в Медину. Мединцы, а также кочевые племена Аравии пошли за Мухаммедом. Религиозный спор перерос в войну. Сторонники ислама после многих сражений победили. Ислам стал религией большинства арабов. Арабские племена, враждовавшие веками, слились в единое государство. Его руководителем, духовным и светским, стал в 630 г. Мухаммед. После его кончины в 632 году главой государства стал халиф(преемник).

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)



ДМетодическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)евятый ученик: Войско арабов двинулось на сопредельные страны. Это было конное войско, тысячи воинов на быстроногих лошадях арабской породы. Страна за страной были присоединены к арабскому халифату. Их жители принимали ислам, учились говорить по-арабски. Через столетие громадное государство включало и часть Индии на востоке, и Испании на западе. Дальше в Европу арабская конница не прошла - ее остановили франки. Арабские ученые перевели книги античных мыслителей на свой язык, перевели античные знания, а во многом пошли дальше. «Алгебра», «алгоритм»- это слова арабского языка. Цифры, которые мы используем, называются «арабские»: европейцы переняли их от арабов, а те - от индийцев. Карты Земли, составленные арабскими мореходами, и карты неба арабских астрономов славились точностью. Арабское искусство врачевания было знаменито во всем мире. (схемы)

Преподаватель: Подведем итог сказанному, что ислам (покорность) возник в начале 7 века в ходе проповедческой деятельности пророка Мухаммеда. Оригинал главной святой книги мусульман - Корана по преданию, хранится у Аллаха (божество) который частями в виде откровения передал его пророку Мухаммеду через ангела Джебраила. Мусульманство основано на признании единого бога Аллаха и 124 тысяч его пророков. Культ ислама опирается на пять «столпов веры»: произнесение формулы «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммеда пророка его», ежедневную пятикратную молитву, пост в месяц рамазан (9-й месяц мусульманского года), обязательную благотворительность и паломничество в Мекку. Мекка - город в Саудовской Аравии, где, по преданию, находятся 99 погребений пророков. Уже 14 веков мусульмане всего мира, ежегодно пять раз совершая молитву, обращаются лицом в сторону Мекки.

III Этап закрепления изученной темы проекта

Преподаватель: Давайте поиграем и проверим как вы усвоили данную тему (раздаются карточки с заданиями, задача учащихся - дать правильные ответы, наклеить их на доску, команды соревнуются)

Буддизм

1тыс. до н.э

Проповедь Будды

Йога

Принц Гаутама

Нирвана

Не причинять вреда

Спокойствие

«Просветленный»

«Ступа»Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)

Христианство

Ислам

Мухаммед

7век нашей эры

Медина

Мекка

Коран

Халиф

Мечеть

Алгоритм

АлгебраМетодическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)

Вифлиемская звезда

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)

Иисус Христос

Рождество

Начало н. эры

Елка

Библия

Ветхий Завет

Новый Завет

Не злобствоватьМетодическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)



Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)


Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)


Преподаватель: Назовите храмы нашего края (учащиеся работают, в это время звучит песня в исполнении Жанны Бичевской «Родник»)

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)


Преподаватель (благодарит учащихся и дает слово экспертам)

Ученик 1:

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)




Преображенский кафедральный собор

Был построен на средства прихожан в 1813 г. в стиле русского классицизма. Один из двух сохранившихся в Белгороде пятиглавых храмов.

Архитектор - Евгений Алексеевич Васильев.

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)




Николо-Иоасафовский собор


Был построен на городском кладбище в 1799 г. Сохранил в себе черты раннего классицизма.

Иконостас собора был изготовлен в XIX веке. Святынями храма являются гробница святителя Иоасафа; чудотворная икона Божией Матери «Песчанская»

Ученик 2:

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)

Смоленский собор


Была построен Высокопреосвященным Петром, архиепископом Белгородским, в 1727 году. Пожертвования на строительство делал купец Михаил Константинович Мачурин. Стиль барокко.

В Смоленском соборе хранится особо почитаемая Смоленская икона Божией матери «Одигитрия».

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)




Храм Великомученика Георгия Победоносца


Храм деревянный, построен в 2001 году. Архитектор - Л.И. Колесникова


Ученик 3:

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)

Свято-Михайловский храм


Храм был построен в 1844 году.

Он имеет два престола: главный - во имя Архистратига Михаила,
приставной - во имя Преподобномученицы великой княгини Елисаветы.

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)




Храм Архангела Гавриила


Храм был построен по инициативе губернатора Белгородской области Евгения Степановича Савченко. Строительные работы завершились к моменту сдачи нового комплекса Белгородского государственного университета 2 ноября 2001 года.

Архитектор - Н.А. Молчанова.

Ученик 4:

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)

Храм Корсунской иконы Божией Матери


Храм в честь Корсунской иконы Пресвятой Богородицы освящен епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном 1 августа 1997 года

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)


Храм Живоначальной Троицы


Закладной камень освящен в 1992 году. Здание храма возведено рядом с древним городищем, на котором первоначально располагался Белгород. Архитектор - В.А. Турченко

Ученик 5:

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)

Часовня Почаевской иконы Божией Матери


Построена в центре Парка Памяти, где в годы Великой Отечественной войны было захоронено свыше 2,5 тысяч белгородцев, зверски замученных немецко-фашистскими оккупантами в 1941-1943 годах.
Архитектор - В.А. Турченко

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)

Храм Блаженной Матроны Московской


Храм освящен 2 мая 2004 года. Архитектор - В.Я.Бусыгин

Ученик 6:

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)

Часовня Воздвижения
Креста Господня

Была освящена 10 ноября 1999 года. Возведена в память о белгородцах - сотрудниках органов внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга.

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)

Часовня Казанской иконы
Божией Матери


Была освящена в мае 1997 года. Часовня воздвигнута на месте бывшего камышитового завода, где было заживо сожжено гитлеровцами около 1700 жителей Белгорода и военнопленных

IV Этап подведения итогов урока

Преподаватель: География современных религий Европы представлена преимущественно различными направлениями христианства. Во многих европейских странах - Австрии, Франции, Бельгии, Испании, Италии, Португалии, Польше, Венгрии и некоторых других -большинство верующих исповедуют католичество. Приверженцы протестантизма -Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия и другие. Православие исповедуют в основном в Юго-Восточной Европе - в Греции, Болгарии, Румынии. Помимо христианства в Европе распространены и другие религии. Соотношение современных религий меняется в зависимости от региона. Так, почти во всех странах Юго-Западной Азии- Турции, Иордании, Сирии и других - широко распространен ислам. В Восточной и Центральной Азии популярны буддизм (Китай, Монголия, Корея и Япония) конфуцианство, даосизм, синтоизм. В Средней Азии - распространен ислам, хотя в 20 веке в этом регионе резко увеличилось число христиан. Подавляющее число жителей Америки- христиане. В Южной Америке преобладают католики. В Северной Америке много католиков, но все же преобладают протестанты, есть и другие религии. Африканские страны (Северная и Западная Африка, побережье Восточной Африки) проповедуют ислам, распространены и другие религии. Современные религии России традиционно представлены православием, исламом и буддизмом, есть и такие конфессии, как католичество, протестантизм, иудаизм. В нашей области действует около 400 храмов, заслуга в этом всех жителей области и в первую очередь губернатора области Е.С.Савченко, архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоана. Совсем недавно у нас проходило (100 лет со дня канонизации Святителя Белгородского Иоасафа) празднование, присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, десятки тысяч белгородцев и гостей города пришли на Соборную площадь, чтобы присутствовать на этом торжестве. Роль религии возрастает в переломные моменты истории: когда старые идеалы общества утрачивают свою ценность, а новые еще не успевают закрепиться. Так было в 80-90 гг 20 века в странах Европы. В религиозной деятельности были и фанатизм, религиозные войны, направленные на подчинение или уничтожение иноверцев, инквизиция, представлявшая собой жесточайшее преследование тех, кого деятели церкви подозревали в отходе от церковного вероучения. Таким образом, исторический путь религиозной деятельности не однозначен: он содержит в себе и положительные, и отрицательные стороны. Положительного, мне кажется, было гораздо больше. При всем различии религий в проповедуемых странах ими нравственных ценностях много общего. Это делает возможным и необходимым терпимое отношение верующих различных конфессий друг к другу. На Поклонной горе в Москве построены православный храм, мусульманская мечеть и синагога. Это примеры подлинной веротерпимости. Религия как форма культуры тоже предполагает возможность диалога. Здесь это выражается в совместных действиях верующих различных вероисповеданий в борьбе за мир, за спасение планеты от экологической катастрофы и в решении других глобальных проблем. Я считаю, что наш урок прошел на хорошем уровне, большое всем спасибо.

V Рефлексия

Ученик: (читает стихотворение)

Методическая разработка урока: «Религия в современном мире» (проектный метод)


























Литература


  1. Л.Н. Боголюбов «Обществознание» в 2 ч.

  2. И.П. Смирнов «Введение в современное обществознание».

  3. И.И. Спиркин «Основы философии»

  4. «Духовные истоки Белогорья», Белгород, 2006, с.6-48











© 2010-2022