- Преподавателю
- Обществознание
- Данный курс предназначен для подготовки обучающихся к ЕГЭ. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной и средней школы. Программа занятий состоит из трех разделов
Данный курс предназначен для подготовки обучающихся к ЕГЭ. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной и средней школы. Программа занятий состоит из трех разделов
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шатская И.А. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 5»
УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педагогического Директор МОУ «ЦО № 5»:
совета «.....»______2014 года. ______________ Вартанян Н.А.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обществознание: теория и практика
Возраст детей: 15-17 лет.
Срок реализации: 1 год.
Разработала:
Шатская Ирина Александровна
учитель истории и обществознания
г. Новомосковск, 2014 год.
Актуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся к ЕГЭ. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной и средней школы.
Программа занятий состоит из трех разделов:
• Особенности ЕГЭ по обществознанию.
• Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.
• Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
• работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
• критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
• анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
• решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Срок реализации:_1год.
Количество часов: 35 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия - 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
к окончанию года обучения обучающиеся должны:
знать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность.
Тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
теория
практика
всего
1
Входной контроль
2
1
3
2
Раздел 1. Общество и человек
3
3
6
3
Раздел 2. Человек, личность
1
3
4
4
Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества
2
3
5
5
Раздел 4. Социальные отношения
2
3
5
6
Раздел 5. Политика
1
3
4
7
Раздел 6. Право
1
1
2
8
Раздел 7. Культура
1
3
4
9
Итоговое занятие
-
2
2
ИТОГО
13
21
35
Содержание программы элективного курса.
№
Раздел, тема
Теория
Практика
Ведение
Введение. Обществознание как знание и как наука.
Различные виды источников.
Способы описания и объяснения
обществознания
Требования к уровню подготовки
выпускников основной школы,
определенные в государственном
образовательном стандарте по
обществознанию.
Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу.
Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.
Приемы работы с различными документами.
Понятие «источник по обществознанию».
Памятка для работы с источниками.
Способы работы с источниками.
Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ЕГЭ.
1
Общество и человек
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям).
2
Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Практикум: Экономика
(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений
3
Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Социальные отношения
(задание на обращение к социальным реалиям).
4
Политика
Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы.
Выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция - основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление.
Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика (задание на обращение к социальным реалиям).
5
ПРАВО
Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка.
Гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы.
Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.
Работа с нормативными документами (задание на обращение к социальным реалиям), задание на анализ двух суждений.
6
Культура
Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.
Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе. Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы.
Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Духовная культура (задание на обращение к социальным реалиям). Духовная культура (задание на анализ двух суждений).
7
Итоговый контроль
Итоговый контроль
Выполнять задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль и решение ситуативных задач
Тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
Введение
1
Входной контроль.
1
2
Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА.
1
3
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.
1
Общество и человек
4
Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество».
1
5
Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы.
1
6
Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное).
1
7
Глобальные проблемы человечества.
1
8
Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А»
1
9
Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В»
1
10
Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «С»
1
11
Промежуточный контроль
1
12
Деятельность человека, ее основные виды
1
13
Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В»
1
14
Решение заданий по теме «Человек» часть «С»
1
15
Тестирование по теме «Человек»
1
16
Экономика, ее роль в жизни общества
1
17
Рыночная экономика
1
18
Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В»
1
19
Решение заданий части «С» по теме «Экономика»
1
20
Тестирование по теме «Экономика»
1
21
Социальная структура. Социальные отношения
1
22
Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака
1
23
Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» , часть «В»
1
24
Решение заданий части «С» по теме «Социальная сфера»
1
25
Тестирование по теме «Социальная сфера»
1
26
Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления.
1
27
Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В»
1
28
Решение заданий части «С» по теме «Политика»
1
29
Тестирование по теме «Политика»
1
30
Понятие «право». Нормы права. Отрасли права
1
31
Тестирование по теме
1
32
Понятие «культура» Духовная жизнь общества .
1
33
Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В».
1
34
Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «С».
1
35
Итоговый контроль.
1
ИТОГО:
35
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать и понимать
• биосоциальную сущность человека
• основные этапы и факторы социализации личности
• место и роль человека в системе общественных отношений
• закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
• основные социальные институты и процессы
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
• особенности социально-гуманитарного познания
уметь
• характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
• объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
• сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных
явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
-
сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
-
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для:
-
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
-
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
-
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
-
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
-
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
-
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Используемая литература:
1. Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под редакцией Л.Н. Боголюбова / Москва: Просвещение, 2004.
2. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. / Л.Н. Боголюбов (и др.). - М.: Просвещение, 2008г.
3. Пархоменко, И.Т. Обществознание: вопрос и ответ. Пособие для старшекл. и абитур. ср. спец. и высших учеб. заведений / И.Т. Пархоменко. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2004.
4. Полякова, Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 кл.: / Под ред. Л.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2008.
5. Нормативные документы:
Всеобщая декларация прав человека; Декларация прав ребенка; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ.
Дополнительная:
1. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. / - М.: Просвещение, 2007.
2. Кашанина, Т.В. Право.10-11 кл..: учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. Книга в 2-х частях. / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
3. Лазебникова, А.Ю. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. / А.Ю. Лазебникова, О.А. Котова - М.: Экзамен, 2005.
4. Никитин, А.Ф. Основы государства и права. 10-11 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / А.Ф. Никитин. - М., 2007.
5. Поляков, Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Л.В. Поляков. - М.: Просвещение, 2008.