• Преподавателю
  • Обществознание
  • Данный курс предназначен для подготовки обучающихся к ЕГЭ. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной и средней школы. Программа занятий состоит из трех разделов

Данный курс предназначен для подготовки обучающихся к ЕГЭ. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной и средней школы. Программа занятий состоит из трех разделов

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 5»

УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании педагогического Директор МОУ «ЦО № 5»:

совета «.....»______2014 года. ______________ Вартанян Н.А.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Обществознание: теория и практика

Возраст детей: 15-17 лет.

Срок реализации: 1 год.



Разработала:

Шатская Ирина Александровна

учитель истории и обществознания



г. Новомосковск, 2014 год.

Актуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся к ЕГЭ. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной и средней школы.

Программа занятий состоит из трех разделов:

• Особенности ЕГЭ по обществознанию.

• Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.

• Тестовый практикум.

Практические работы в рамках курса включают следующие формы:

• работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

• критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

• анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

• решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Срок реализации:_1год.

Количество часов: 35 часа.

Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия - 1 учебный час

Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.

Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):

к окончанию года обучения обучающиеся должны:

знать

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

- характерные черты социального объекта, элементы его описания;

уметь:

- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами

- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:

- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

- определять основания и способы своих и чужих действий;

- определять способы видения мира другими людьми;

Логические:

- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

- оперировать с абстракциями различной степени сложности;

- выдвигать гипотезы;

Текстовые:

- уметь освещать материал логически, последовательно;

- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;

Коммуникативные:

- определять основания чужой точки зрения;

- вести дискуссию;

- проявлять толерантность.

Тематическое планирование


Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Входной контроль

2

1

3

2

Раздел 1. Общество и человек

3

3

6

3

Раздел 2. Человек, личность

1

3

4

4

Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества

2

3

5

5

Раздел 4. Социальные отношения

2

3

5

6

Раздел 5. Политика

1

3

4

7

Раздел 6. Право

1

1

2

8

Раздел 7. Культура

1

3

4

9

Итоговое занятие

-

2

2

ИТОГО

13

21

35

Содержание программы элективного курса.

Раздел, тема

Теория

Практика

Ведение

Введение. Обществознание как знание и как наука.

Различные виды источников.

Способы описания и объяснения

обществознания

Требования к уровню подготовки

выпускников основной школы,

определенные в государственном

образовательном стандарте по

обществознанию.

Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу.

Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.

Приемы работы с различными документами.

Понятие «источник по обществознанию».

Памятка для работы с источниками.

Способы работы с источниками.

Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ЕГЭ.

1

Общество и человек

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям).

2

Экономика

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Практикум: Экономика

(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

3

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Социальные отношения

(задание на обращение к социальным реалиям).

4

Политика

Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы.

Выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция - основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление.

Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика (задание на обращение к социальным реалиям).

5

ПРАВО

Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка.

Гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы.

Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.

Работа с нормативными документами (задание на обращение к социальным реалиям), задание на анализ двух суждений.

6

Культура

Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.

Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе. Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы.

Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Духовная культура (задание на обращение к социальным реалиям). Духовная культура (задание на анализ двух суждений).

7

Итоговый контроль

Итоговый контроль

Выполнять задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль и решение ситуативных задач

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Введение

1

Входной контроль.

1

2

Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА.

1

3

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

1

Общество и человек

4

Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество».

1

5

Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы.

1

6

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное).

1

7

Глобальные проблемы человечества.

1

8

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А»

1

9

Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В»

1

10

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «С»

1

11

Промежуточный контроль

1

12

Деятельность человека, ее основные виды

1

13

Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В»

1

14

Решение заданий по теме «Человек» часть «С»

1

15

Тестирование по теме «Человек»

1

16

Экономика, ее роль в жизни общества

1

17

Рыночная экономика

1

18

Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В»

1

19

Решение заданий части «С» по теме «Экономика»

1

20

Тестирование по теме «Экономика»

1

21

Социальная структура. Социальные отношения

1

22

Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака

1

23

Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» , часть «В»

1

24

Решение заданий части «С» по теме «Социальная сфера»

1

25

Тестирование по теме «Социальная сфера»

1

26

Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления.

1

27

Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В»

1

28

Решение заданий части «С» по теме «Политика»

1

29

Тестирование по теме «Политика»

1

30

Понятие «право». Нормы права. Отрасли права

1

31

Тестирование по теме

1

32

Понятие «культура» Духовная жизнь общества .

1

33

Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В».

1

34

Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «С».

1

35

Итоговый контроль.

1

ИТОГО:

35

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать и понимать

• биосоциальную сущность человека

• основные этапы и факторы социализации личности

• место и роль человека в системе общественных отношений

• закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

• основные социальные институты и процессы

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

• особенности социально-гуманитарного познания

уметь

• характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

• объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

• сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных

явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

  • сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для:

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Используемая литература:

1. Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под редакцией Л.Н. Боголюбова / Москва: Просвещение, 2004.

2. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. / Л.Н. Боголюбов (и др.). - М.: Просвещение, 2008г.

3. Пархоменко, И.Т. Обществознание: вопрос и ответ. Пособие для старшекл. и абитур. ср. спец. и высших учеб. заведений / И.Т. Пархоменко. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2004.

4. Полякова, Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 кл.: / Под ред. Л.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2008.

5. Нормативные документы:

Всеобщая декларация прав человека; Декларация прав ребенка; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ.

Дополнительная:

1. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. / - М.: Просвещение, 2007.

2. Кашанина, Т.В. Право.10-11 кл..: учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. Книга в 2-х частях. / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Лазебникова, А.Ю. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. / А.Ю. Лазебникова, О.А. Котова - М.: Экзамен, 2005.

4. Никитин, А.Ф. Основы государства и права. 10-11 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / А.Ф. Никитин. - М., 2007.

5. Поляков, Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Л.В. Поляков. - М.: Просвещение, 2008.


© 2010-2022