- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию 11 класс
Рабочая программа по обществознанию 11 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сидоренкова С.Н. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
по обществознанию (профильный уровень) 11 класс
Программа разработана на основе:
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
-
Авторской программы "Обществознание.10-11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук("Просвещение".2007 год);
-
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образование);
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Рабочая программа ориентирована на 10-11 класс, рассчитана на 210 учебных часов. Сроком реализации программы считать 2 года: 70 часов - 10 класс и 140 часов - 11 класс.
Учебный план ГБОУ "Школа 2070" разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312), согласно которому продолжительность учебного года для обучающихся 10-11 классов составляет 34 учебные недели. Таким образом в календарно-тематическое планирование по обществознанию (профильный уровень) в 10-11 классе внесены следующие изменения: количество часов за 2 учебных года не 210 часов, а 204 часа ( 34 *2=68 часов в 10 классе и 34*4=136 часов в 11 классе).
Цели и задачи:
-
развитие личности в период ранней юности, её духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
-
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
-
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных;
-
освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений (включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
-
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
-
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
-
основные социальные институты и процессы;
-
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
-
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь:
-
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
-
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
-
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
-
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
-
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
-
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
-
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
-
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
-
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
-
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
-
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
-
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
-
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
-
нравственной оценки социального поведения людей;
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
-
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
-
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
-
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
-
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; .
-
исследование реальных связей и зависимостей;
-
умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
-
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
-
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
-
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);
-
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
-
владение навыками редактирования текста;
-
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
-
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);
-
формулирование полученных результатов;
-
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
-
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.
Итоговая аттестация проводится в форме ЕГЭ.
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание учебного предмета "Обществознание" (профильный уровень) 11 класс
№
п/п
Название раздела(темы)
Всего часов
1
Личность. Межличностные отношения
30
2
Социальное развитие современного общества
34
3
Политическая жизнь современного общества
30
4
Духовная культура
22
5
Современный этап мирового развития
14
6
Итоговое повторение
2
7
Резерв
4
Итого:
136
Календарно-тематическое планирование
№ урока в году
№ урока в триместре
Тема урока
КЭС (коды элементов содержания)
КПРО (коды планируемых результатов обучения, требований к уровню подготовки)
Дата проведения
Примечание
Тема 1. Личность. Межличностные отношения. (30 часов)
1
1
Индивид. Индивидуальность и личность.
3.13
1.2
1.1
1.2
1.2
2
2
Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.
3
3
Возраст и становление личности.
4
4
Понятие возраста в психологии. Периодизация развития личности.
5
5
Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения.
1.2
6
6
Направленность личности. Социальная принадлежность и социальная позиция.
Социальное поведение.
1.2
7
7
Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации.
1.3
8
8
Общение как обмен информацией. Вербальное и невербальное общение.
Особенности общения в информационном обществе.
1.3
9
9
Общение как взаимодействие. Типы взаимодействия: конкуренция и кооперация.
1.3
1.7
10
10
Общение как взаимодействие. Особенности общения в юношеском возрасте. Формы юношеского общения.
1.3
11
11
Общение как понимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения.
1.3
1.7
12
12
Общение как понимание. Идентификация в межличностном общении.
Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
1.3
13
13
Малые группы.
3.2
1.3
14
14
Малые группы.
3.2
1.3
1.7
15
15
Групповая сплоченность и конформное поведение.
3.2
1.3
16
16
Групповая сплоченность и конформное поведение.
3.2
1.3
17
17
Групповая дифференциация и лидерство.
3.2
1.2
18
18
Групповая дифференциация и лидерство.
3.2
3.3
1.2
19
19
Семья как малая группа. Особенности семьи как малой группы. Психология семейных взаимоотношений.
3.14
1.2
1.6
1.7
20
20
Семья как малая группа. Гендерное поведение. Воспитание в семье.
3.14
1.2
1.6
1.7
21
21
Антисоциальные и криминальные молодежные группы. Неформальные молодежные группы.
3.3
1.3
22
22
Антисоциальные и криминальные молодежные группы. Криминализация в антисоциальных группах. Антисоциальная субкультура.
3.3
3.11
1.3
1.7
23
23
Конфликт в межличностных отношениях. Структура и динамика межличностного конфликта.
3.7
1.3
1.7
24
24
Конфликт в межличностных отношениях. Поведение личности в конфликте.
Пути конструктивного разрешения конфликта.
3.7
1.3
1.7
25
25
Выводы по теме № 1.
26
26
Вопросы и задания к теме № 1.
27
27
Практическая работа по теме № 1.
28
28
Практическая работа по теме № 1.
29
29
Практическая работа по теме № 1.
30
30
Практическая работа по теме № 1.
Тема 2. Социальное развитие современного общества. (34 часа)
31
31
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация.
1.9
3.1
3.2
1.2-3.7
32
32
Социальная структура и социальные отношения. Маргинальные группы.
1.9
3.1
3.2
33
33
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов.
1.9
3.13
34
34
Социальные институты. Социальная инфраструктура.
1.9
3.13
35
35
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества.
Экономические институты.
2
36
36
Роль экономики в жизни общества. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и политика. Экономика и культура.
2
37
1
Социальные статусы и роли. Что такое социальный статус. Социальные роли личности.
3.12
38
2
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение, ролевой набор. Социальные роли в юношеском возрасте.
3.12
39
3
Социальные ценности и нормы.
3.8
40
4
Социальные ценности и нормы. Социальные регуляторы.
3.8
41
5
Отклоняющееся поведение и социальный контроль.
3.11
42
6
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
3.11
43
7
Социальные интересы и формы социального взаимодействия. Социальное сотрудничество.
3
44
8
Социальные интересы и формы социального взаимодействия. Социальные конфликты и пути их разрешения.
3
45
9
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира.
3.4
3.5
46
10
Этнос и нация. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
47
11
Межэтнические отношения и национальная политика. Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты.
48
12
Межэтнические отношения и национальная политика. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
49
13
Демографическая ситуация в России и в мире.
3.14
50
14
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в РФ.
51
15
Институт семьи и брака.
52
16
Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире.
53
17
Быт и бытовые отношения. Социально-бытовые интересы.
54
18
Материально-вещественная среда обитания человека.
55
19
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа.
3.3
56
20
Гражданское совершеннолетие. Образование и профессиональная подготовка. Начало трудовой деятельности. Молодежная субкультура.
57
21
Социальная структура российского общества.
58
22
Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
59
23
Выводы по теме № 2.
60
24
Вопросы и задания к теме № 2.
61
25
Практическая работа по теме № 2.
62
26
Практическая работа по теме № 2.
63
27
Практическая работа по теме № 2.
64
28
Практическая работа по теме № 2.
Тема 3. Политическая жизнь современного общества. (30 часа)
65
1
Политическая система и политический режим.
4.3
4.4
4.14
4.15
1.2-3.7
66
2
Политическая система и политический режим.
4.3
4.4
4.14
4.15
67
3
Демократия.
4.5
68
4
Демократия.
69
5
Государство в политической системе.
4.6
4.14
4.15
70
6
Понятие бюрократии. Современная государственная служба и ее задачи.
71
7
Правовое государство и гражданское общество.
4.6
4.14
4.15
72
8
Основы гражданского государства. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
73
9
Роль СМИ в политической жизни.
4.9
74
10
Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
75
11
Политическое сознание и политическое поведение.
4.7
4.8
4.11
4.12
4.13
76
12
Политическое сознание и политическое поведение.
77
13
Политические партии и движения.
78
14
Типы партийных систем. Становление многопартийности в России.
79
15
Лидеры и элиты в политической жизни.
80
16
Группы давления (лоббирование). Особенности формирования элит в современной России.
81
17
Выборы в демократическом обществе.
4.10
82
18
Выборы в демократическом обществе.
83
19
Человек в политической жизни.
4.11
4.12
4.13
84
20
Понятие политической культуры.
85
21
Политический конфликт.
86
22
Политический конфликт.
87
23
Политический процесс.
88
24
Современный этап политического развития в России.
89
25
Выводы по теме № 3.
90
26
Вопросы и задания к теме № 3.
91
27
Практическая работа по теме № 3.
92
28
Практическая работа по теме № 3.
93
29
Практическая работа по теме № 3.
94
30
Практическая работа по теме № 3.
Тема 4. Духовная культура. (22 часа)
95
31
Духовное развитие общества.
1.10
1.2-3.7
96
32
Многообразие и диалог культур. Толерантность.
1.10
97
33
Духовный мир личности.
1.10
1.14
98
34
Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм, гражданственность.
1.10
99
35
Мораль и нравственность.
1.15
100
36
Нравственные ориентиры личности.
Нравственная культура.
1.15
101
37
Наука.
1.11
102
38
Функции современной науки. Этика науки.
1.11
103
39
Образование.
1.12
104
40
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в современном мире.
1.12
105
41
Роль религии в жизни общества.
1.13
106
42
Религия как одна из форм культуры..Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире.
1.13
107
43
Место искусства в духовной культуре.
1.14
108
44
Миф и реальность современного искусства.
1.4
109
1
Массовая культура.
1.10
110
2
Культурное многообразие. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
1.10
111
3
Выводы по теме № 4.
112
4
Вопросы и задания к теме № 4.
113
5
Практическая работа по теме № 4.
114
6
Практическая работа по теме № 4.
115
7
Практическая работа по теме № 4.
116
8
Практическая работа по теме № 4.
Тема 5. Современный этап мирового развития. (14 часов)
117
9
Многообразие современного мира.
1.17
1.2-3.7
118
10
Особенности традиционного общества . Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
119
11
Глобализация и ее последствия.
1.18
120
12
Глобализация и ее последствия.
121
13
Сетевые структуры в современной мировой политике.
122
14
Сетевые структуры в современной мировой политике.
123
15
Целостность и противоречивость современного мира.
124
16
Глобальные проблемы современности.
Взаимосвязь глобальных проблем.
1.18
125
17
Выводы по теме № 5.
126
18
Вопросы и задания к теме № 5.
127
19
Практическая работа по теме № 5.
128
20
Практическая работа по теме № 5.
129
21
Практическая работа по теме № 5.
130
22
Практическая работа по теме № 5.
131
23
Итоговое повторение. (2 часа)
132
24
Итоговое повторение.
133
25
Резерв. (4 часа)
134
26
Резерв.
135
27
Резерв.
136
28
Резерв.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса:
Обществознание : 11 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений : профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [ и др.]; под. ред. Л. Н. Боголюбова [ и др.]. - М. : Просвещение, 2015.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбов, А. Т. Кинкулькина. - М. : Просвещение, 2015.
Школьный словарь по обществознанию / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянова. - М. : Просвещение, 2015.
Лазебникова А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод. пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. - М. : Экзамен, 2015.
Тесты. Обществознание. 10-11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М. : ООО «РУСТЕСТ», 2015.
Единый государственный экзамен 2015. Обществознание: учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. - М. : ФИПИ - Центр, 2015.
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по обществознанию.
Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П. А, Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко.
Е. Н. Сорокина «Поурочные разработки по обществознанию» 10 - 11 класс. Профильный уровень, Москва. «Вако» 2015 год.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.