- Преподавателю
- Обществознание
- Самоанализ урока обществознания в 8 классе Потребности человека
Самоанализ урока обществознания в 8 классе Потребности человека
Раздел | Обществознание |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сочкова И.А. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Самоанализ урока обществознания с использованием технологии здоровьесбережения в 8 классе по теме «Потребности человека»
учителя истории и обществознания МБОУ Новоселковская СОШ Сочковой Ирины Александровны.
Хороший урок - это слаженный, четко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему, и урок не получится.
Урок обществознания «Потребности человека» относиться к разделу «Общество и человек». Это шестой урок в данной теме.
При проектировании и проведении урока, при отборе учебного материала учитывались здоровье, обученность, обучаемость, реальные учебные возможности детей.
Информация о классе, которую удалось собрать, стала отправной точкой при осуществлении замысла.
Осуществляя психолого-педагогическую характеристику класса, хотелось бы отметить. В 8А классе 14 учащихся, из них 4 девушки и 10 юношей. В этом учебном году в класс пришел новый учащийся. Он достаточно успешно влился в новый коллектив, не испытывает трудностей в общении с одноклассниками.
8 «А» - класс с достаточно высоким уровнем познавательных способностей. У большинства учащихся наглядно-образный тип мышления. При подготовке были учтены умения учащихся самоанализа своей деятельности, анализа материала, формулирования обобщающих выводов.
Примерно половина учащихся имеет достаточно высокую учебную мотивацию, многие принимали участие в различных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх. Наиболее часто получаемые ими отметки - это 4 и 5. Но в классе есть ученики, которые менее успешно справляются с учебой.
Дисциплина в классе не вызывает беспокойства или озабоченности со стороны учителей. Эмоциональный климат в классе положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. В классе идет активный процесс самоутверждения, и поэтому была особенно важна атмосфера всеобщей заинтересованности и сотрудничества.
В классе учатся ребята с разным уровнем физического здоровья. В классе 5 учащихся имеют проблемы со зрением, у 12 учащихся проблемы с осанкой. Это требует повышенного внимания учителя к рассадке учащихся, организации их деятельности.
Данный урок задумывался как урок здоровьесберегающего обучения. Что достигалось через:
-
Учет возрастных, психологических особенностей аудитории;
-
Создание благоприятного психологического климата на уроке;
-
Разнообразие видов деятельности и форм работы;
-
Преподавание, сохраняющее интерес к учебному материалу;
-
Создание условий для самовыражения.
Для поддержания «тонуса» урока, темпа, насыщенности и эффективности работы, опираясь на психолого-педагогическую характеристику класса, был выбран и тип урока. Тип урока - комбинированный с различными формами работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, в парах, в группах, работа с иллюстрациями, изложение учителем ключевых понятий.
Цель урока: сформировать представление о потребностях человека, познакомить с их разнообразием. Показать зависимость потребностей человека от условий жизни.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с классификацией потребностей.
-
Способствовать усвоению учащимися основных понятий темы.
-
Развивать умение работать в группе, с документами, сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на уроках обществознания.
-
Развивать умение анализировать иллюстрации.
-
Развивать умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, рассуждать в письменном и устном виде.
-
Развивать умение оценивать изученный материал (с позиции значимости) и свои достижения.
-
Способствовать воспитанию в себе потребностей высшего порядка, духовные потребности.
-
Стимулировать развитие познавательного интереса.
-
Способствовать сохранению здоровья учащихся.
-
Стимулировать учащихся к ведению здорового образа жизни.
Оборудование: учебник, ПК, проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями, иллюстрации.
Основные понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей.
Основной используемый подход к реализации цели - системно-деятельностный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учетом возможностей и социальных условий.
На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.
Перед уроком кабинет был проветрен. В классе чисто, он рационально освещен, отсутствуют монотонные неприятные звуковые раздражители, применение технических средств обучения соответствуют гигиеническим нормам.
Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения темы. Урок состоит из 7 этапов, логически связанных между собой.
-
Организационный. На этом этапе создается благоприятный климат в классе. Обращается внимание на готовность учащихся к уроку, на их внешний вид, осанку, их местоположение в классе.
-
Проверка домашнего задания. Для этого этапа были приготовлены дифференцированные посильные задания с учетом способностей учащихся. Наиболее подготовленные и мотивированные дети работали с высказыванием Пьерона, формулируя суждения по теме. Учащиеся средней мотивации фронтально работали с понятиями человек, личность, индивидуальность. Слабые учащиеся восстанавливали схемы на индивидуальных карточках. Это помогло выявить уровень усвоения прошлой темы и было посильно учащимся, мотивируя их на дальнейшую успешную работу.
-
Целеполагание и мотивация. На этом этапе учащиеся обращались к личному социальному опыту и сами формулировали тему урока. Это способствовало формированию заинтересованности учащихся в изучении данной темы.
-
Изучение нового материала. На этом этапе использовались приемы усиливающие восприятие нового материала, работа в группах с иллюстрациями, сравнение результатов, анализ, обобщение, сравнение, обращение к социальному опыту учащихся.
Были использованы разные виды учебной деятельности для меньшей утомляемости обучающихся. Работа учащихся у доски способствовала снятию физической напряженности. В данный этап урока органически была включена идея о ложных потребностях человека, что способствовало формированию потребности в ведении здорового образа жизни.
-
На этапе закрепления нового материала использовался задания на эмоциональную разрядку (сказка) с последующим выполнением теста и самопроверкой. Задания теста подобраны с учетом ГИА.
-
Информирование о домашнем задании. На этом этапе дети получил дифференцированное домашнее задание, посильное для выполнения, ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся.
-
Подведение итогов урока. На этом этапе подведены итоги урока. Учащиеся заполнили лист самооценки и выразили свое отношение к прошедшему уроку.
На протяжении всего урока использовались методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся:
-
методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, свобода творчества);
-
активные методы (обучение действием, обсуждение в группах);
-
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению его целей и задач. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом
Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. Хорошая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, соответствием содержания урока возрасту учащихся.
Считаю, что удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу, решение задач занятия. На мой взгляд, урок цели достиг.