• Преподавателю
  • Обществознание
  • Отчет по итогам экспериментальной работы по теме: «Формирование гражданской идентичности учащихся на уроках обществознания в основной школе (5-6 класс)

Отчет по итогам экспериментальной работы по теме: «Формирование гражданской идентичности учащихся на уроках обществознания в основной школе (5-6 класс)

В материалах представлен отчет по итогам работы экспериментальной площадки на базе Нижегородского института развития образования по теме: "Разработка методического обеспечения преподавания истории и обществознания в основной школе в условиях введения ФГОС" (2011-2013гг).Обобщен опыт работы по теме: "Формирование гражданской идентичности на уроках обществознания в основной школе". В ходе эксперимента в своей подгруппе были разработаны рекомендациии и диагностические материалы  для опредделения ст...
Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Отчет

по организации экспериментальной работы

по итогам эксперимента

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Большетумановская основная общеобразовательная школа

Адрес: 607253, Нижегородская область,

Арзамасский район,

с. Большое Туманово,

ул.Школьная, д.1

Тел/факс (83147) 55-5-55

E-mail: [email protected]

WWW-сервер: btums.ucoz.ru

Директор школы: Уткина Ираида Викторовна

Участник эксперимента:

Кульпина Ирина Николаевна, учитель истории


2011-2013 гг.


Тема эксперимента:

«Разработка методического обеспечения преподавания истории и обществознания в основной школе

в условиях введения ФГОС»


Подгруппа 3

Тема: «Разработка направлений формирования

гражданской идентичности учащихся в основной школе средствами предметной области «Обществознание»

1-я возрастная группа: 5-6 класс

Выбор темы и её актуальность:

Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России. Воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания и образования - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности.

Гражданская идентичность - это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности - важная задача развития личности.

Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентаций. Новая социальная ситуация развития подростков приводит к значительным трудностям в формировании гражданской позиции, поэтому актуален переход к новой стратегии воспитания - формированию гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государственности.

Цель исследования:

проанализировать влияние предметной области «Обществознание» в основной школе на формирование гражданской идентичности личности у школьников 5-9 классов.

Гипотеза исследования:

содержание предметной области «Обществознание» в основной школе позволяет формировать различные компоненты гражданской идентичности у школьников 5-9 классов (когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-ориентировочный, деятельный).

Задачи исследования:

  1. Изучить основные нормативно-правовые документы ФГОС второго поколения по формированию гражданской идентичности личности.

  2. Изучить методические основы понятия «гражданская идентичность» в научной литературе.

  3. Изучить и проанализировать понятие и «гражданская идентичность», определить структуру гражданской идентичности, дать характеристику всем четырем компонентам.

  4. Изучить и проанализировать требования к результатам формирования гражданской идентичности личности по каждому компоненту в основной школе, которые могут рассматриваться как показатели сформированности гражданской идентичности.

  5. Определить эффективность влияния предметной области «Обществознание» на формирование всех четырех компонентов гражданской идентичности личности школьников в основной школе.

  6. Проанализировать основные методы и приемы формирования гражданской идентичности на уроках обществознания в основной школе.

  7. Разработать рекомендации и диагностические материалы для определения степени сформированности всех компонентов гражданской идентичности личности (когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностно-ориентировочного, деятельного) для 5-6 классов.

Методы исследования.

В ходе решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- теоретические:

  • изучение нормативно-правовых документов по гражданскому и патриотическому воспитанию и формированию гражданской идентичности личности;

  • научно-теоретический анализ, обобщение, сравнение и синтез методической литературы по проблеме формирования гражданкой идентичности личности.

- практические:

  • анализ основных методов и приемов формирования гражданской идентичности на уроках обществознания в основной школе;

  • составление диагностических материалов для определения степени сформированности всех компонентов гражданской идентичности личности (когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностно-ориентировочного, деятельного);

  • апробация диагностических материалов в 5-м и 6-м классах школы.

Основные аргументированные результаты исследования.

Понятие гражданской (национальной) идентичности изложено в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

  • характер современного национального воспитательного идеала;

  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

  • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

  • нация - государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ РФ, который представляет собой многоэтническую гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы;

  • национальное государство - государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны;

  • национальное самосознание (идентичность) - разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

  • формирование национальной идентичности - формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;

  • патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

  • гражданское общество - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления;

  • многообразие культур и народов - культурное многообразие, существующее в стане и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоев): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа РФ и глобальных или мировых культурных явления и систем;

  • межэтнический мир и согласие - единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа РФ, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряженности и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе;

  • социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

  • национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

  • базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа РФ, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

  • духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

  • духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ РФ, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

А.Г.Асмолов выделяет основные задачи стратегии социокультурной модернизации образования, без решения которых будут нарастать социальные риски в процессе общественного развития страны.

Одна из задач связана с целенаправленным формированием гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в российском обществе.

Актуальность формирования гражданской идентичности учащихся обусловлена необходимостью решения задач:

  • социализацииобусловлено необходимостью решения задач подрастающего поколения,

  • становления гражданского общества,

  • обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур,

  • формирования гражданина России.

Формирование гражданской идентичности в основной школе позволит обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе (цели и задачи формирования гражданской идентичности):

  • формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан России;

  • достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества (на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России);

  • духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения национальных и общечеловеческих нравственных норм и ценностей;

  • формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности;

  • формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства;

  • воспитание патриотизма;

  • воспитание толерантного сознания.

Формирование гражданской идентичности учащихся может осуществляться по следующим направлениям:

  1. Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание учащихся - формирование как приоритетных ценностей гражданственности, надклассовости, надпартийности, надкорпоративности; общенациональности; приоритета общественно-государственных интересов над личными; лояльности к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе; патриотизма, преданности своему Отечеству; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права.

  2. Историческое воспитание - изучение истории Отечества в его неповторимой судьбе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве. Условиями развития патриотической позиции личности выступает изучение истории Отечества, ее героического прошлого, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей традиций и культуры наших народов.

  3. Политико-правовое воспитание - предполагает осведомленность и ориентацию учащихся в политических событиях в обществе и государстве, понимание гражданской и военной политики в контексте основных положений концепции безопасности страны и ее военной доктрины; роли и значения Вооруженных сил в обеспечении безопасности и обороноспособности страны; ориентацию и понимание правовых основ выполнения воинского долга.

  4. Патриотическое воспитание - направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству.

  5. Профессионально-деятельностное воспитание - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, готовность к профессиональному саморазвитию и самореализации; способность планировать и реализовывать профессиональные планы.

  6. Подготовка к выполнению конституционного воинского долга - основывается на воспитательном потенциале таких воинских традиций, как верность военной присяге, боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; массовый героизм и мужество в период борьбы за свободу и независимости Отечества; воинская доблесть, гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Структура гражданской идентичности личности включает компоненты:

  • когнитивный (познавательный) - знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;

  • эмоционально-оценочный (коннотативный) - рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

  • ценностно-ориентировочный (аксиологический) - уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

  • деятельностный (поведенческий) - участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Требования к результатам формирования гражданской идентичности:

Требования к сформированности когнитивного компонента:

  • создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях;

  • знание основных исторических событий развития государственности и общества;

  • знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

  • формирование образа социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

  • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

  • экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Требования к сформированности эмоционально и ценностного компонентов:

  • чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

  • готовность к равноправному сотрудничеству;

  • уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Требования к сформированности деятельностного (поведенческого) компонента:

  • участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);

  • выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; толерантное отношение к иным мнениям, взглядам, убеждениям, уважение мировоззрения и веры другого человека;

  • выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

  • участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий - театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);

  • умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических условий и работать над их достижением.

Пути и средства обеспечения планируемых результатов формирования гражданской идентичности учащихся.

Формирование гражданской идентичности обеспечивается:

  • содержанием образования (истории, литературы, отечественной и мировой культуры, обществоведения, этики, граждановедения и пр.),

  • самой организацией учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование социально-активной позиции учащихся, поиск и постижение ими социального и духовного начала своей Родины и народа;

  • классной, внеклассной, внешкольной работой и деятельностью.

Необходимой составляющей стандартов общего образования второго поколения должна стать Программа формирования гражданской идентичности личности, конкретизированная в отношении начальной, основной и полной ступеней образования. Ценностные ориентиры методологии образования как ведущей социальной деятельности общества, обеспечивающей в контексте проектирования стандартов нового поколения гармонию общечеловеческой идентичности, гражданской идентичности и этнической идентичности в процессе становления человека составляют:

  • Совокупность программ по формированию гражданской идентичности, направленных на формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине (например, русский язык как государственный, родная литература, история Отечества, обществознание, граждановедение и т.д.);

  • Совокупность программ по формированию этнической идентичности и солидарности с «малой родиной - село, город, регион», направленных на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т.п. (например, национальный язык как родной язык, краеведение, национальная история, национальная литература и т.д.);

  • Совокупность программ по формированию общечеловеческой идентичности, направленных на приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством (например, математика как универсальный язык общения, информатика, физика, окружающий мир, мировая история, мировая литература, мировая художественная культура, экономика и т.п.).







Основные выводы и предложения.

  1. Главный результат формирования гражданской идентичности - приобретение обучающимися гражданской компетентности.

  2. Содержание предметной области «Обществознание» в основной школе позволяет формировать различные компоненты гражданской идентичности у школьников 5-9 классов (когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-ориентировочный, деятельный).

Теоретическая и практическая значимость исследования, новизна.

В ходе эксперимента в своей подгруппе я работала над темой: «Формирование гражданской идентичности на уроках обществознания в основной школе»:

  • проанализированы основные методы и приемы формирования гражданской идентичности на уроках обществознания в основной школе;

  • написана статья, в которой показана роль уроков обществознания в формировании гражданской идентичности личности, дана классификация основных технологий, помогающих в формировании гражданской идентичности, рекомендованы примерные методы и приемы, которые можно наиболее эффективно использовать на уроках обществознания по данной теме;

  • участие в межрегиональной дистанционной конференция по теме «Предметная область "Обществознание": состояние и перспективы развития в условиях введения ФГОС» 29 апреля 2013 г.

В ходе эксперимента в своей подгруппе были разработаны рекомендации и диагностические материалы для определения степени сформированности всех компонентов гражданской идентичности личности (когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностно-ориентировочного, деятельного) для 5-6 классов.

Приложения

Приложение 1. Статья «Формирование гражданской идентичности на уроках обществознания в основной школе».

Приложение 2. Итоговая диагностика гражданской идентичности личности, 5 кл.

Приложение 3. Итоговое тестирование по истории древнего мира, 5 кл.

Приложение 4. Итоговое тестирование по истории России, 6 кл.

Приложение 5. Итоговое тестирование по обществознанию, 6 кл.

Приложение 6. Анкета по определению эмоционально-оценочного, ценностно-ориентировочного и деятельностного компонентов, 5-6 кл.


© 2010-2022