Программа элективного курса История политических учений (часть1)

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1" Елабужского муниципального района РТ





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


История политических учений.


Программа элективного курса. 10 класс.




Учитель: Маланичева Г. Н.




Пояснительная записка



Курс " История политических учений" предназначен для учащихся 10 класса социально-экономического профиля, относится к предметной области "Обществознание". Основу содержания данного курса составляет рассмотрение различных направлений политической мысли, отражающей зарождающиеся или устоявшиеся духовные ценности различных эпох и цивилизаций.

Актуальность предлагаемого курса определяется действием ряда факторов. Во-первых, данный курс помогает сделать более понятной специфику обществоведческого знания, он демонстрирует учащимся, что лучшие достижения политической мысли не знают мусорной корзины истории, ибо за ними стоят так называемые вечные проблемы и общечеловеческие ценности. Во-вторых, знакомство с классическими текстами является лучшим способом приобщения учащихся к культуре мышления. В-третьих, представление в курсе различных взглядов на общество, возможностей альтернативных решений проблем социального развития, рассмотрение так называемых открытых вопросов, по которым наука еще не пришла к устоявшимся выводам, открывает возможности показать движение науки, трудности поиска истины, разнообразие мировоззренческих подходов. Подобная ситуация помогает складыванию у учащихся критического мышления, выработке умения аргументировать и отстаивать собственные позиции. Все это способствует тому, что курс предстает перед старшеклассниками не как набор готовых ответов на актуальные вопросы общественного развития, а как совокупность социальных проблем, уже решенных или требующих решения в наше время, развивает критичность ума, позволяет вырабатывать собственное мировоззрение.

Цель курса:

формирование у учащихся целостного представления о возникновении и развитии социально-политических учений и концепций;

развитие у старшеклассников способности к самостоятельному осмыслению окружающей действительности; создание условий для развития мышления и познавательных возможностей личности

Задачи курса:

познакомить учащихся с основными достижениями политической мысли;

способствовать формированию у учащихся целостного представления об основных социально-философских, политико-правовых моделях и понятиях, их исторической трансформации;

сформировать умение анализировать информацию, извлеченную из различных источников;

вырабатывать толерантность к мнению, отличному от собственного;

вырабатывать отношение к теоретическому плюрализму как необходимому условию развития политической мысли;

выработать у учащихся основы политической, правовой, культуры (умение ориентироваться в многообразии взглядов, обосновывать собственную позицию).

формированию у учащихся интереса к многообразию культур

Курс знакомит учащихся с основными достижениями передовой общественной мысли, с основными политическими, правовыми идеями, возникшими в процессе становления человеческого общества. Курс строится по хронологическому принципу, что должно помочь учащимся увидеть общественные идеи в становлении и развитии.

Курс " Истории политических учений" во многом опирается на знания, полученные учениками при изучении истории, права, существенно расширяя и углубляя их. Данный курс тесно связан с учебным предметом "Обществознание", изучаемым учениками в 10-11 классах, но при этом не дублирует его, а включает новый для учащихся материал.

При разработке программы курса учитывались требования стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень), действующая программа по обществознанию для средней школы, разработанная авторским коллективом под руководством Л.Н.Боголюбова, и программы вступительных испытаний по обществознанию ряда высших учебных заведений РФ.

Основными формами организации учебных занятий в курсе являются:

лекции учителя с проблемным изложением материала, интерактивные лекции, с помощью которых излагается новый для учащихся материал;

самостоятельные лабораторные работы с последующим обсуждением результатов (работа с историческими, юридическими, литературными источниками, философскими текстами, политико-идеологическими документами, научными и научно-популярными текстами);

уроки-дискуссии, практикумы, семинары;

"круглые столы", обсуждение рефератов или докладов школьников;

проведение учебного исследования, проектная деятельность учащихся;

ученические конференции;

дебаты по актуальным проблемам общественной жизни.

Возможно применение так называемой блоковой системы: вводная лекция, практическая работа, итогово-обобщающее занятие (семинар, дискуссия, "круглый стол" и т.п.).

Контроль за процессом обучения и его итогами предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученной информации (основных терминов, понятий, фактов, точек зрения) в виде тестовых заданий, так и в большей степени проверку выработанных умений самостоятельно обрабатывать полученную информацию, определять свое к ней отношение, проверку освоения исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются такие способы проверки достижения планируемых результатов обучения, как рефераты, самостоятельные исследования, доклады на научно-практических конференциях, самостоятельная разработка учебных заданий по конкретной тематике курса.

Изучение курса "История политических учений" существенно расширит кругозор старшеклассников и поможет им лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Курс состоит из шести разделов и рассчитан на 35 ч.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Становление политики.

Причины возникновения политики. Причины становление политики в Древней Греции. Демократия в Афинах. Роль политики в обществе.

Раздел 2.Первые политические учения.

Политические и правовые учения в странах Древнего Востока. Политические и правовые учения в Древней Индии. Брахманизм и буддизм. Политико - правовая идеология в Древнем Китае. Учение Конфуция о государстве. Политические учения в Древней Греции и Древнем Риме. Идеальное государство Платона. Аристотель о возникновении и формах государства. Политическая теория Цицерона.

Раздел 3. Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения.

Теократическая концепция Августина Блаженного. Политическая теория Фомы Аквинского. М. Лютер: политическая доктрина протестантизма. Кальвин о сущности и функциях государства. Становление светской политической теории. «Государь» Н. Макиавелли. Политическая идеология утопического социализма. «Утопия» Т. Мора. и «Город солнца» Т. Кампанеллы.

Раздел 4.Политические учения нового времени.

Политическая мысль эпохи Просвещения. Учение Т. Гоббса о государстве и праве. Гражданское общество Д. Локка. Политические учения во Франции в XVIII веке. Развитие идей утопического социализма (Ж. Мелье). Политические воззрения Вольтера. Принцип разделения властей Ш. Монтескье. Концепция прав человека Т. Пейна. Представления о народном суверенитете и общей воле Ж.- Ж. Руссо. Политические учения XIX века. И. Кант о задачах и устройстве государства. Учение Гегеля о государстве и праве, о соотношении гражданского общества и государства. Критическо - утопический социализм XIX века. Политическое учение А. Сен - Симона, Ш. Фурье. Конституционные проекты Р. Оуэна. Политико - правовая концепция К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксистское учение об обществе и государстве.

Раздел 5. Развитие политических идей на рубеже XIX-XX вв.

Политическая идеология германского и итальянского национал - социализма. Теория власти М. Вебера. Теория элит В. Парето и Г. Моска. Теория бюрократизации М. Вебера и концепция олигархизации Р. Михельса. Концепция государства «всеобщего благосостояния». Психологическая концепция власти.

Раздел 6.Особенности развития политической мысли в России.

Политические идеи в России XII - XVI веках. Развитие политических идей в «Повести временных лет». Политическая программа Владимира Мономаха. Политическая идеология в период централизации власти и управления в Московском государстве. Идейное противостояние «стяжателей» (Иосиф Волоцкий) и «нестяжателей» (Нил Сорский). Теория «Москва - третий Рим». Политическая доктрина И. С. Пересветова. Идейно - политический «диалог» Ивана IV Грозного и Андрея Курбского.

Политические идеи в XVII - первой половине XIX века. Политические идеи в период утверждения абсолютизма: И. Т. Посошков, Екатерина II. «Новая» консервативная идеология Н. М. Карамзина. Проекты государственных (конституционных) преобразований М. М. Сперанского. Западники и славянофилы: сущность политической полемики и основные идеи.

Политические идеи в России во второй половине XIX - XX веках. Политическая идеология революционного демократизма (декабристы, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, П. Н. Ткачев), анархизма (М. А. Бакунин), марксизма (В. И. Ленин). Русская либерально - буржуазная политическая идеология XIX века (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин). Русская религиозно - философская мысль на рубеже XIX - XX столетий (В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, Д. А. Хомяков). Русская политическая традиция в XX веке. ( Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, П. Сорокин)

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения программы курса « История политических учений» учащиеся получают возможность:

Знать/понимать:

-основные политические учения человечества с древнейших времен до XXI века;

-особенности различных общественных наук, основные пути и способы гуманитарного познания.

Уметь:

-осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию политической информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, публицистических);

-анализировать и классифицировать политическую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

-сравнивать политические учения, выявляя их общие черты и различия; сопоставлять различные научные подходы; различать в политической информации факты и мнения, аргументы и выводы;

-раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-политических наук;

-участвовать в дискуссиях по актуальным политическим проблемам;

-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

-оценивать различные политические суждения;

-подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

-осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по политической проблематике;

-применять социально-экономические, гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы политической жизни;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- эффективного выполнения типичных политических ролей; сознательного взаимодействия с политическими институтами;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, процессах; выработке собственной гражданской позиции;

- самостоятельного поиска политической информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в СМИ; нравственной оценки поведения людей;

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ.

ЛИТЕРАТУРА, ЦОР


Горелов А. А. Политология в вопросах и ответах. - М: Эксмо, 2011

Радугин А. А. Политология: курс лекций. - М.: Центр, 2010

Политология: Энциклопедический словарь. - М.: Эксмо, 2008

Краткий политический словарь. - М.: Экзамен, 2000

Королькова Е. С. Практикум по обществознанию: Политика. Право. - М.: Экзамен,2013


  • school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

  • uchportal.ru/

  • 1.september.ru

  • uchportal.ru


© 2010-2022