Методическая разработка урока по учебной дисциплине Обществознание. Собственность: понятие и виды

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по учебной дисциплине Обществознание. Собственность: понятие и видыМетодическая разработка урока по учебной дисциплине Обществознание. Собственность: понятие и видыМетодическая разработка урока по учебной дисциплине Обществознание. Собственность: понятие и видыМетодическая разработка урока по учебной дисциплине Обществознание. Собственность: понятие и видыМетодическая разработка урока по учебной дисциплине Обществознание. Собственность: понятие и видыПлан - конспект урока

Тема: «Собственность»

Вид урока: комбинированный

Формы работы студентов: фронтальная, групповая, индивидуальная

Используемые технологии: ИКТ, проблемного обучения, здоровьесберегающие

Оборудование: тематическая мультимедийная презентация, тематические видеоролик, учебник А.Н. Важенин «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного , гуманитарного профилей», Гражданский кодекс РФ, Конституция РФ

Цели урока:

Рассмотреть сущность имущественных отношений, особенности права собственности, формы собственности, закрепить навык работы с текстом и навык пошагового анализа материала.

Задачи:

Личностные- способствовать формированию основ экономических знаний ;

Метапредметные- учить анализировать реальные экономические ситуации в отношении форм собственности;

Предметные- познакомить с ключевыми понятиями : имущественные отношения; собственность; право собственности, формы собственности, субъекты права собственности.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

В результате изучения темы студенты должны:

-характеризовать классификацию видов собственности

-сравнивать функции и право собственности

-объяснять роль собственности в жизни государства и человека

-приводить примеры собственности

Ход урока:

  1. Организационный момент. Целеполагание. - 3 мин

  2. Проверка домашнего задания. Выполнение письменной работы по теме «Инфляция» - 7 мин. (Приложение 1)

  3. Мотивация. Актуализация. Изучение нового материла - 20 мин.

1.Определение темы:

Преподаватель:

Посмотрите ролик и заслушайте пословицы и попробуйте сказать название темы нашего сегодняшнего урока.

(Студенты смотрят видеоролик и читают наводящие пословицы)

Пословицы

Твой дом, твоя и воля.

В своем доме как хочу, так и ворочу.

Всяк в своем добре волен.

Чьё поле, того и воля.

Вопрос: Предположите тему урока.

Студенты отвечают «Собственность»

Преподаватель: Верно. Тема нашего урока «Собственность». Сегодня на уроке мы с вами разберем экономическое понятие «собственности», рассмотрим сущность имущественных отношений, особенности права собственности и формы собственности.

2.Выявление проблемы:

Самый главный вопрос, связанный с обладанием собственностью поставил еще древнегреческий философ Аристипп.

Его друг и извечный оппонент Диоген утверждал, что человек свободен лишь настолько, насколько он самодостаточен и независим от материальных благ.

В стремлении достичь максимальной свободы этот юродствующий мудрец раздал свое имущество и поселился в большой глиняной бочке - пифосе.

Однако Аристипп не разделял всеобщего преклонения перед Диогеном. Нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими, это даёт свободу.

Имущественные отношения - это, прежде всего, отношения по поводу собственности. Они далеко не просты: мы пользуемся не только тем, что принадлежит лично каждому из нас или нашей семье. Например, троллейбус, трамвай, метро принадлежат не кому-то лично, а городу. Вы пользуетесь городским транспортом, оплачиваете свой проезд, приобретая проездные билеты. Это значит, что вы вступаете с владельцами городского транспорта в определенные договорные отношения: вы платите - вас везут.

Виды имущественных отношений и формы их проявлений многообразны. Вы берете у кого-либо в долг деньги или, наоборот, одалживаете их кому-нибудь. Ваши родственники (знакомые) решили совместно с другими людьми взять в аренду булочную (мастерскую). Все это различные проявления имущественных отношений.

Сделаем вывод: имущественные отношения - это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества; в основе таких отношений лежит право на собственность (записывают в тетрадь)

А что такое собственность?

Собственность - это не только экономическая категория. Отношения собственности регулируются законами. Конституция РФ в ст.34 закрепляет право каждого использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности, а ст.8 устанавливает многообразие форм собственности.

С точки зрения юридической категории, собственность - это система прав, регулирующих имущественные отношения между людьми.

С точки зрения экономической категории, собственность - исторически развивающееся общественное отношение между людьми по поводу распределения и присвоения благ. (записывают в тетрадь)

Вопросы собственности регулируются Гражданским кодексом РФ.

Теперь давайте разберем некоторые статьи этого юридического документа. Вам предлагается работа с документом. Прочитать статьи ГК РФ (Приложение 2).

Работа над статьями 209,210,212,213-215 ГК РФ.

Составить схемы по вопросам:

  1. Содержание права собственности.

  2. Субъекты права собственности.

  3. Формы собственности (Студенты выполняют задание, потом выходят к доске и записывают на ней ответы - схемы)







Примерные варианты ответа:

  1. Содержание права собственности.

Пользование

Владение

Распоряжение

  • Владением называют фактическое обладание вещью, издающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на вещь.

  • Распоряжение имуществом означает возможность изменения то принадлежности, состояния, назначения, включая полную или частичную передачу прав на него другим лицам.

  • Пользование - это извлечение из имущества полезных свойств.


  1. Субъекты права собственности.

- Государство - Граждане

- Юридические лица - - Органы местного самоуправления



  1. Формы собственности

коллективная

Частная

Собственность субъектов

государств

Государственная Муниципальная

Работа с учебником (§6.8. стр. 419): найти и выписать определения:

- частная (индивидуальная собственность)

- государственная собственность

- муниципальная собственность

Работа с текстом.(Приложение 3)

Прочитайте отрывок из книги Н. Носова «Незнайка на Луне» и ответьте на вопросы:

• Как вы думаете, почему возник конфликт между Незнайкой и Клопсом?

• О каких формах собственности идет речь в ситуации?

• Надо ли наказывать за нарушение права частной собственности? (Воспользуйтесь ст. 35 Конституции РФ - Приложение 4)

Ответы:

1.Из-за противоречий по поводу форм собственности.

2. Общественная собственность (представлена позицией Незнайки) и частная собственность (представлена позицией Клопса).

3. Право на частную собственность - одно из основных прав человека. Статья 35 Конституции РФ предусматривает, что:

  • Право частной собственности охраняется законом.

  • Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

  • Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.



  1. Закрепление нового материала. Вопросы:

1. Что называют имущественными отношениями?

2. Что такое собственность?

3. Что означает право собственности?

4. Какие формы собственности существуют в Российской Федерации?

5. Как закон защищает право собственности?


  1. Итоги урока. Выставление аргументированных оценок. Дача домашнего задания

Домашнее задание. § 6.8, вопросы.

Приложение 1.

1 вариант

Фамилия, имя


1.Непосредственным негативным последствием инфляции может стать

1) ослабление конкуренции между предприятиями 2) уменьшение ассортимента производимых товаров

3) ослабление государственного регулирования экономики 4) падение реальной стоимости личных сбережений

2. Пенсионеру задержали выплату пенсии. От инфляции

1) пенсионер выиграет 2) пенсионер проиграет

3) государство и пенсионер выиграют 4) государство и пенсионер проиграют

3. Врачу муниципальной больницы задержали выплату заработной платы. От инфляции

1) врач выиграет 2) врач проиграет

3) государство и врач выиграют 4) государство и врач проиграют

4.Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Повышение зарплаты не может вызвать рост инфляции.

Б. Рост предложения товаров не может вызвать рост инфляции.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

5.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.

«Самой большой рыночной властью обладает ________(А). Это рынок, на котором присутствует единственный ________(Б) уникального продукта. Такой рынок не выгоден ________(В) с точки зрения качества продукции, разнообразия ________(Г), уровня цен. Чтобы не допустить образования новых рынков такого типа,________(Д)проводит ________(Е) политику ».


Список терминов:

1) ассортимент

2) покупатель

3) продавец

4) монополия

5) конкуренция

6) товарищество

7) государство

8) разнообразный

9) антимонопольный

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е







2 вариант

Фамилия, имя


1.Предприятия покупают дорогостоящие товары. Люди стремятся «тратить деньги сейчас». Такие действия обусловлены

1) ростом инфляции 2) подъемом экономики

3) товарным дефицитом 4) товарным перепроизводством

2. В чём проявляется негативное влияние инфляции на домохозяйства?

1) Происходит обесценивание сбережений. 2) Сокращаются доходы государственного бюджета.

3) Снижается качество товаров и услуг. 4) Увеличивается потребление предметов роскоши.

3.В условиях высокой инфляции правительство страны Н. пошло на сокращение расходных статей бюджета, повысило учетную ставку банковского процента. Антиинфляционные меры государству необходимо предпринимать, так как инфляция

1) приводит к обесценению национальной валюты 2) способствует возрастанию бюджетного профицита

3) делает невозможным проведение девальвации 4) содействует возрастанию внешнеторгового сальдо

4.Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Если промышленность страны увеличит выпуск продукции, а скорость обращения денег не изменится, то, при прочих равных условиях, уровень цен снизится.

Б. Если промышленность страны не может увеличить выпуск продукции, а количество денег в обращении увеличивается, то, при прочих равных условиях, уровень цен возрастет.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.

«Деньги были придуманы человечеством, прежде всего, для облегчения _____(А). Первоначально роль денег играли различные_______(Б), и лишь потом появились современные формы денег. Признаком денег является способность выполнять функции: средства_________(В) рыночной ценности товаров и средства сбережения. Возникновение современных форм денег было вызвано неудобством_____(Г), который требует чрезвычайной множественности относительных цен. Деньги позволили упростить функционирование______(Д) и облегчили всю хозяйственную жизнь общества. Деньги, кроме того, позволяют выражать ценность всех товаров в единой _____(Е) и учитывать их для нужд контроля и управления».


Список терминов:

1) обмен

2) измерение

3) издержки

4) бартер

5) торговля

6) система

7) прибыль

8) предметы

9) инфляция

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е







Ответы (к Приложению 1):

1.Вариант:

1-4

2-2

3-2

4-2

5 - А 4, Б 3, В 2, Г 1, Д 7, Е 9

2 вариант:

1-1

2-1

3-1

4-3

5 -А 1, Б 8, В 2, Г 4, Д 5, Е 6
























Приложение 2.

Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землеи и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом ... осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц ...

Статья 210. Бремя содержания имущества Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности .

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

  1. Права всех собственников защищаются равным образом.

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом ...

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным

округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью ...

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

  1. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью ...

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования ....

В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени РФ и ее субъектов выступают органы государственной власти, а от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.



Приложение 3

...Господин Клопс встал из-за стола, подошел к ступенькам, которые вели вниз с веранды, и, сложив на животе сёои пухлые ручки, стал оглядывать Незнайку с головы до ног.

- Наверно, в капкан попался? - спросил наконец он.

- Так точно, господин Клопс. Жрал малину и попался в капкан.

- Так, так, - промычал Клопс. - Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! Так зачем ты малину жрал, говори?

- И не жрал вовсе, а ел, - поправил его Незнайка.

- Ох ты, какой обидчивый! - усмехнулся господин Клопс. - Уж и слова сказать нельзя! Ну хорошо! Так зачем ты ее ел?

- Ну зачем... Захотел кушать.

- Ах, бедненький! - с притворным сочувствием воскликнул Клопс. - Захотел кушать. Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! А она твоя, малина? Отвечай!

- Почему не моя? - ответил Незнайка. - Я ведь ни у кого не отнял. Сам сорвал на кусте.

От злости Клопе чуть не подскочил на своих коротеньких ножках.

- Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! - закричал он. - Ты разве не видел, что здесь частная собственность?

- Какая такая частная собственность?

- Ты что, не признаешь, может быть, частной собственности? - спросил подозрительно Клопе.

- Почему не признаю? - смутился Незнайка. - Я признаю, только я не знаю, какая это собственность! У нас нет никакой частной собственности. Мы все сеем вместе и деревья сажаем вместе, а потом каждый берет, что кому надо. У нас всего много.

- Где это у вас? У кого это у вас? Чего у вас много? Да за такие речи тебя надо прямо в полицию! Там тебе покажут! Там ты попляшешь! - разорялся Клопс, размахивая руками и не давая Незнайке сказать ни слова...

Приложение 4

Конституция РФ. Статья 35. Право частной собственности охраняется...

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

10


© 2010-2022