• Преподавателю
  • Обществознание
  • МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)

МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)

МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

1. Мотивация, основы теории мотивации.

2. Содержательные теории мотивации.

3. Процессуальные теории мотивации.

1. Мотивация, основы теории мотивации

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация; когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно "работают" на бумаге, то они также хорошо будут "работать" и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться на встречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Руководитель воплощает свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

Существуют различные теории мотивации, которые делятся на две категории:

  • содержательные;

  • процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе (теории Абрахама Маслоу, Давида Мак-Клелланда и Фредерика Герцберга. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории - это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера- Лоулера.

Важно понять, что хотя эти теории и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Развитие теорий мотивации имело явно эволюционный, а не революционный характер. Эти теории эффективно используются в решении ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду.

2. Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации, в первую очередь, стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Давида Мак-Клелланда.

Иерархия потребностей по Маслоу

Одним из первых бихевиористов, из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и т.д.

  1. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

  1. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, - это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

  1. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

  1. Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, показанной на рисунке 12.1.

Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней.

Физиологические потребности

Потребности в безопасности

Потребности в поддержке

Потребности в самоутверждении

Потребности в самовыражении

Вторичные

Первичные

Рис. 12.1. «Пирамида» потребностей А.Маслоу

В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологи Колвин Холл и Гарднер Линдсей: " Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека".

Поскольку, с развитием человека как личности, расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.

Для того, чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей, начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.

Теория потребностей Мак-Клелланда

Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Давида Мак-Клелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные интересы, позиции. Зачастую, они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

Потребность успеха также находится между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха как такового, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые результаты поощрялись вполне конкретно.

Мотивация на основании потребности в причастности по Мак-Клелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой.

Двухфакторная теория Герцберга

Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. (табл.12.1)

Таблица 12.1. Теория мотивации по Герцбергу

Гигиенические факторы

Мотивация

Политика фирмы и администрации

Успех

Условия работы

Продвижения по службе

Заработок


Признание и одобрение

результатов работы

Межличностные отношения

с начальниками, коллегами и

подчиненными

Высокая степень ответственности

Степень непосредственного

контроля за работой

Возможности творческого и

делового роста

Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы на следующие вопросы: "Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?" "Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?"

Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал "гигиеническими факторами" и "мотивацией".

Гигиенические факторы - политика фирмы и администрации, условия работы, заработок, межличностные отношения с начальством, коллегами и подчиненными, степень непосредственного контроля за работой - связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации - успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможности творческого и делового роста - связаны с самим характером и сущностью работы.

Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность работой.

Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворение работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого, отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.

В таблице 12.2 проведена сравнительная характеристика обозначенных выше теорий мотивации.

Таблица 12.2. Сопоставление теорий Маслоу,

Мак-Клелланда и Герцберга

Теория Маслоу

1. Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом.

2. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры.

3. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

Теория Мак-Клелланда

1. Три потребности, мотивирующие человека, - это потребность власти, успеха и принадлежности (социальная потребность).

2. Сегодня особенно важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.

Теория Герцберга

1. Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации.

2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой.

3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у Маслоу и Мак-Клелланда, активно воздействуют на поведение человека.

4. Для того, чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

3. Процессуальные теории мотивации

Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям, поведение личности является также функцией его восприятия и ожидания, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения.

Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.

Теория ожиданий

Теория ожиданий, часто ассоциируется с работами Виктора Врума. Она базируется на положении, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.

При анализе мотивации к труду теория ожидания Врума подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда - результаты; результаты - вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением). Ожидания в отношении затрат труда - результатов (З-Р) - это соотношение между затраченными усилиями и полученным результатом. Если люди чувствуют, что прямой связи между затраченными усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать.

Ожидания в отношении результатов - вознаграждений (Р-В) есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. В этом случае, так же как и в предыдущем, если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и желаемым поощрением или вознаграждением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать.

Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания - это валентность или ценность поощрения или вознаграждения. Валентность - это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предполагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности. Если валентность низка, т.е. ценность получаемого вознаграждения для человека не слишком велика, то теория ожиданий предсказывает, что мотивация трудовой деятельности и в этом случае будет ослабевать.

Если значение любого из этих трех критически важных для определения мотивации факторов будет мало, то будет слабой мотивация и низки результаты труда. Соотношение этих факторов можно выразить следующей формулой:

Мотивация = З-Р * Р-В * валентность.

Теория справедливости

Другое объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает теория справедливости. Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.

Люди могут восстановить баланс или чувство справедливости, либо изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень вознаграждения.

Таким образом, те сотрудники, которые считают, что им не доплачивают по сравнению с другими, могут либо начать работать менее интенсивно, либо стремиться повысить вознаграждение. Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне или даже увеличивать ее. Исследования показывают, что обычно, когда люди считают, что им недоплачивают, они начинают работать менее интенсивно. Если же они считают, что им переплачивают, они менее склонны изменять свое поведение и деятельность.

Модель Портера - Лоулера.

Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости. (рис. 12.2)


Вознаграждения,

воспринимаемые

как справедливые

8

Ценность Способности

вознаграждения и характер Внутренние

1 4 вознаграждения

Результаты

Усилия (выполнения работы) Удовлетворение

3 6 9

Внешние

Оценка вероятности Оценка роли вознаграждения

связи усилия - работника 7б

вознаграждения 2 5

Рис. 12.2. Модель Портера - Лоулера

Согласно модели Портера - Лоулера результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе труда.

Таблица 12.3. Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Социальные потребности

1.Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.

2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.

3. Проводите с подчиненными периодические совещания.

4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации

реального ущерба

5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.

Потребности в уважении

1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.

2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.

3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.

4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.

5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.

6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.

7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.

Потребности в самовыражении

1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.

2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.

3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутренние вознаграждения, такие, как чувство удовлетворенности от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения, такие как похвала руководителя, премия, продвижение по службе.

Удовлетворение - это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций. (табл. 12.3)

13


© 2010-2022