План-конспект урока Права человека для детей

Цель урока: Ввести учащихся в мир понимания прав ребенка. Помочь осознать учащимся, что соблюдение прав ребенка является основой для дальнейшего благополучия и процветания общества и государства.Задачи:дать понятия терминов "ребенок", "несовершеннолетний";раскрыть тенденцию идеи развития соблюдения прав ребенка в истории мирового законодательства;познакомить с основными международными документами по правам ребенка.
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Права человека для детей.


Цель:

Ввести учащихся в мир понимания прав ребенка. Помочь осознать учащимся, что соблюдение прав ребенка является основой для дальнейшего благополучия и процветания общества и государства.

Задачи:

-Дать понятия терминов «ребенок», «несовершеннолетний».

-Раскрыть тенденцию идеи развития соблюдения прав ребенка в истории мирового законодательства.

-Познакомить с основными международными документами по правам ребенка.

-Формирование правовой культуры.

Понятия:

Ребенок, несовершеннолетний, Эпоха Просвещения, Лига Наций, Женевская декларация о правах детей 1924 г., Всеобщая декларация прав человека, ООН, Декларация о правах ребенка 1958 г., Конвенция о правах ребенка.

Умения:

Участвовать в обсуждении вопросов предложенных учителем, вести дискуссию, приводить примеры, называть основные документы по правам ребенка.

Тип урока: -урок изучения нового материала.

Материалы к уроку: рабочий лист, образцы международных и российских документов по правам ребенка, таблички с определениями понятий, рисунки с образом ребенка.

На доске: дата, название темы, справочный материал.

Оформление класса: выставка документов и литература по правам ребенка, правовой уголок.

ТСО: компьютер, проектор.

Опережающее задание: сообщение на тему «Международные документы по правам ребенка 20 века»

План урока:

1 Приветствие. Мотивация.

2 Разминка.

3 Введение в новую тему.

4 Новая тема.

А) лекция

Б) сообщение учащегося

В) дискуссия

5 Закрепление.

6 Заключительное слово учителя.

7 Рефлексия.

8 Домашнее задание.

План темы:

1 Кто такой ребенок?

2 Взгляд в историю (к вопросу о правах ребенка).

3 Международные документы в области защиты прав ребенка.

Приемы организации деятельности:

  • Актуализация имеющихся знаний;

  • Составление индивидуального и коллективного кластера;

  • Заполнение таблицы по сообщению;

  • Дискуссия

  • Групповая и индивидуальная работа

  • Рефлексия.


Ход занятия:




Класс делится на 4 группы.

Приветствие учащихся.

1. Подготовка к активной практической деятельности на основном этапе урока, формирование познавательной мотивации.

Урок начинается со стихотворения о детстве.

МИРОК

М.Цветаева

Дети - это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети - это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.

Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.

Дети - это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.

Дети - это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети - это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!


Я, думаю, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

2 Разминка.

Задания по группам:

1 группа. Подумайте и запишите, какие ассоциации (представления) возникают у вас при слове «ребенок».

2 группа. Придумайте и запишите, на что похожи дети (образ)

3 группа. Творческое задание. Скульптура о детстве.

4 группа. Подумайте и запишите, чем дети отличаются от взрослых.

Ответы выслушиваются и вывешиваются на доске.

Опрос.

3 Введение в новую тему.

Слово учителя:

Таджикский поэт 13 века Саади говорил:

«Хоть, превратившись в удальца,

Ты валишь всех шутя,

Для матери и для отца

Ты все еще дитя».

В словаре Ожегова встречается следующее определение

слова «ребенок» «Мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества» Так как же долго длится детство, и каковы они временные рамки детского возраста? Давайте попробуем определить.

Далее работа строится над формулированием понятия «ребенок» и определением возрастных границ детского возраста. Каждая группа предлагает свое определение.

Учащиеся определяют временные рамки детства - от рождения до 18 лет.

Записывается определение

«Ребенок - человеческое существо до 18 лет».

Какие синонимы есть у слова ребенок?

(несовершеннолетний, дитя, подросток, отрок.)

Беседа с учащимися.

-Что необходимо ребенку?

Работа обсуждается в группах, по ответам учащихся составляется кластер на доске.

-Итак, вам, как и взрослым, необходимо жить, развиваться, быть под защитой. А чтобы иметь все, что вы назвали важно иметь права и свободы. Вспомним что это такое.

Учащиеся дают определения и сравнивают с тем, что записано на доске. (учитель вывешивает ответы на доске)

- Основной закон нашего государства - Конституция определяет, что каждый человек имеет права и свободы, и никто не может быть их лишить.

-А есть ли права у ребенка? Какие права вы знаете?

-А для чего нужны ребенку права?

-Кому важнее знать права ребенка: ему самому или взрослому человеку?

(Дети обладают всеми правами и свободами человека, однако требуют особой защиты в силу своего возраста, положения, и имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди).

-А всегда ли существовали права у ребенка?

-Приведите факты из истории, подтверждающие ваше мнение.


Учитель называет тему занятия, определяет цель и задачи.

-Сегодня на нашем занятии вы должны узнать о том, как развивалась история идеи о правах ребенка. Познакомимся с основными международными документами по правам ребенка, принятыми в разные годы 20-го века. А также поговорим о том, как в современном мире обстоит проблема с соблюдением прав ребенка.

Записать тему урока.

А)

Лекция об истории развития идеи о правах ребенка.

-Итак, давайте обратимся к истории. Еще в древней Спарте ребенок, рожденный калекой, слабым, хилым был приговорен к смерти, их сбрасывали с высокой скалы. В других государствах детей считали маленькими взрослыми, которые ничего не умели и ничего не могли. Детей при переписи населения даже не учитывали , так как у них было мало шансов выжить. История свидетельствует, что до 4 в нашей эры новорожденных топили, выбрасывали в расщелины, приносили в жертву богам во время религиозных церемоний. Вплоть до 19 века жестокие методы выхаживания младенцев, болезни, антисанитария были причинами высокой смертности у детей. В 17-19 веках дети становятся объектом эксплуатации (см на доску) . Их заставляли трудиться на фабриках наравне со взрослыми. Дети выполняли работу по 10-14 часов в день, но оплачивался их труд в несколько раз ниже.

Эпоха Просвещения (смотреть на доске) изменила отношение не только к человеку, но и к ребенку. Именно тогда Ж Ж Руссо- знаменитый французский мыслитель, произнес «Ребенок должен быть ребенком», отстаивая право на детство, идею о том, что отношение к ребенку должно быть как к человеку, который только учится жить, думать, познавать мир. Но лишь в начале 20 века идея о правах ребенка нашла свое отражение в умах лучших людей планеты.

Вопросы к учащимся.

-Как вы понимаете фразу «Ребенок должен быть ребенком?».

-Что могут, должны сделать взрослые, чтобы дети себя чувствовали детьми?

Выполнение задания.

-На ваших столах лежат рабочие листы, давайте прочитаем текст и выполним задание №1.

Из выступления Эллы Памфиловой, уполномоченный по правам человека, на встрече с президентом России В В Путиным (2005, июль).

«Ежегодно численность детей в общей доле населения сокращается больше, чем на миллион, и сейчас детей до 14 лет в 2,5 раза меньше, чем пенсионеров. В течении десятилетия на 40% выросла смертность среди 15-19-летних и младенческая смертность в 1,5-2 раза выше, чем в развитых странах. Несокращающиеся масштабы детской безнадзорности, социального сиротства (дети - чьи родители лишены родительских прав, находящиеся в детских домах) и правонарушения несовершеннолетних, уровень произвола и семейного насилия, преобладание бедных семей с детьми.»


Какие проблемы названы в тексте?

Попытайтесь в группе определить причины этих проблем?

проблема

Причина проблемы



Сделайте вывод по вашей работе.


Учащиеся называют причины этих явлений, называя экономические причины, социальные проблемы, кризис семейных отношений, рост преступности и делают вывод, что для разрешения этих проблем о необходимо, чтобы государство, мировое сообщество принимали законы, защищающие детей, их права.

Б) Сообщение учащегося.

20 век подарил человечеству множество важных и нужных законов, в том числе тех, что касаются прав человека и ребенка. Давайте познакомимся с сообщением вашего одноклассника, который расскажет вам о некоторых из этих документах.

Сообщение учащегося на тему «Международные документы по правам ребенка 20 века». По ходу сообщения вам необходимо заполнять таблицу из задания №2.

Учащиеся слушают сообщение одноклассника и в рабочем листе выполняют задание.

Задание №2.


Задание. Заполните таблицу « Законодательные акты ХХ века о юридических гарантиях прав ребёнка».

дата

Название правовых документов по защите прав ребенка




В результате работы они самостоятельно делают вывод о наиболее важных международных юридических документах ХХ века, защищающих права ребёнка.

ОПРОС.

В) Дискуссия

Задание в рабочем листе№3.

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка. Другой «мудрец», но юный, сумел познакомиться с Конвенцией и понял ее так: я - ребенок, мне все можно. Чуть что - сразу в крик: « Не имеете права!».

Каково ваше отношение к тем, кто хорошо усвоил свои права и ничего не знает о своих обязанностях? Что подразумевал мудрец Ювенал под детством и уважением к нему?

Направляющие вопросы:

Что будет, если у людей будут только права?

Что важнее права или обязанности?

Почему необходимо проявлять уважение к детям?

Именно в детстве закладывается все то, что в дальнейшем определяет будущее человека: его способности, привычки, представления о людях и окружающем мире, правилах по которым живет общество. Поэтому задача взрослых сделать все, чтобы ребенок жил и развивался и в будущем был хорошим человеком и гражданином.

Принцип единства прав и обязанностей является важнейшим. Права и свободы человека и гражданина возможны только при осуществлении каждым своих обязанностей.

В нашей школе ежегодно проводится научно-практическая конференция, участниками которой стали ваши одноклассники. Тема их выступления « В мире прав ребенка». Ребята решили выяснить, а что знают наши гимназисты о своих правах и обязанностях и пришли к очень интересным выводам. Давайте вместе посмотрим презентацию, а по окончанию вы можете задавать вопросы и прокомментировать результаты мини-исследования.

Просмотр и обсуждение.

5 Закрепление.

Выполните задание №4 в группе. Какое из высказываний вы бы взяли в качестве эпиграфа урока? Почему?

Годы детства - это прежде всего воспитание сердца.

В А Сухомлинский.

Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основа всему будущему нравственному человеку.

Н В Шелгунов.

Детству следует оказывать глубочайшее уважение.

Ювенал.


  1. Заключительное слово учителя.

Каждый год 20 ноября во всех странах мира проводятся мероприятия в рамках Дня ребёнка. В ХХ веке всё громче и громче слышен зов мировой общественности о защите детства. Проблема обеспечения достойного существования детей является в настоящее время глобальной. Разумеется, в разных государствах, в разных социальных условиях положение детей неодинаково. В экономически развитых странах на первый план выдвигаются вопросы о полноценном развитии ребёнка как члена общества, о его взаимоотношениях с миром взрослых, о создании условий для самореализации детей. Детская наркомания, жестокое обращение с младшими членами семьи, беспризорность- эти и другие негативные явления распространены и сейчас, в XXI веке. Для их искоренения и недопущения повторения, необходимо повышать правовую культуру не только взрослых, но и детей. Знающие свои права, не допустят их нарушения, человек, наделенный правами, осознающий их значимость для себя, обязательно берет на себя ответственность за соблюдение прав других людей. А значит, зла в нашем обществе станет меньше, и реже мы будем видеть слезы и боль в глазах детей, а будущее будет безоблачным.


7 Рефлексия.

Составьте коллективное обращение

1,2 группы к детям

3,4 группы к взрослым о правах ребенка.

Мы обращаемся ко всем взрослым (детям) планеты

-уважайте…

-не допускайте…

-не забывайте…

-не нарушайте…

-от нас (вас) зависит…

Домашнее задание.

Любое творческое задание (составление листовок, написание статьи в газету, придумать сказку, пьесу и т.д.)

Литература для учителя:

  • Конституция РФ

  • Конвенция о правах ребенка

  • Информационно-просветительская газета «Точка опоры» Ижевск.

  • Интернет-ресурсы

© 2010-2022