- Преподавателю
- Обществознание
- Урок экономики на тему: «ВВП И ВНП в системе макроэкономических показателей. Методы подсчёта ВВП»
Урок экономики на тему: «ВВП И ВНП в системе макроэкономических показателей. Методы подсчёта ВВП»
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Куприянова С.А. |
Дата | 17.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Приложение
Тема урока: «ВВП И ВНП в системе макроэкономических показателей. Методы подсчёта ВВП»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
-
Продолжить работу по формированию учебно-познавательных компетенций: сформировать представление о СНС и её основных макроэкономических показателях; развивать умение анализировать статистические данные по основным макроэкономическим показателям, объяснять различие между валовым внутренним продуктом (ВВП) и валовым национальным продуктом (ВНП); познакомить с методами исчисления валового внутреннего продукта.
-
Продолжить работу по развитию ценностно-смысловых, коммуникационных и информационных компетенций: умение анализировать статистические данные по основным макроэкономическим показателям, объяснять различие между валовым внутренним продуктом (ВВП) и валовым национальным продуктом (ВНП); навыки исследовательской деятельности.
-
Воспитывать рачительного гражданина как будущего хозяина страны.
Достижение этих целей обеспечивается решением в ходе урока следующих образовательных задач:
-
Сформировать собственные установки, позволяющие понимать суть происходящих экономических явлений, критически осмысливать экономическую информацию.
-
Выражать свою позицию как экономического агента, участника обсуждений и дискуссий.
-
Овладеть знаниями и умениями, способствующими выбору дальнейшего вида деятельности: научно-исследовательской, организационно-управленческой, научно-практической.
-
Формировать познавательную активность, потребность постоянно пополнять свои знания на материале представленного курса.
-
Синтезировать знания экономики, математики, информатики для анализа содержания учебного материала.
-
Развивать опыт творческой, исследовательской, аналитической деятельности в процессе усвоения системы знаний.
-
Использовать микроэкономические модели для объяснения реальных экономических ситуаций (в том числе и макроэкономических явлений).
-
Развивать применение общих видов познавательной деятельности для усвоения содержания курса.
Методы: проектный, исследовательский, проблемный, практический.
Технологии: информационно-коммуникативные, проектная, здоровьесберегающая, профильная
Оборудование: мультимедийный проектор, экономические словари, раздаточный материал, презентация к уроку, вспомогательные записи на доске.
Формы работы на уроке: групповые, индивидуальные, коллективные.
Эпиграф к уроку:
Учение без размышления бесполезно,
но и размышление без учения опасно.
Конфуций
Достоинство государства зависит,
в конечном счете, от достоинства
образующих его личностей.
Д. Милль
План урока
-
Мотивационный этап.(3 мин)
-
Первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания при высокой активности обучающихся. (10 мин)
-
Первичное закрепление изученного материала. (7 мин)
-
Разминка. (2мин)
-
Вторичное закрепление материала посредством дифференцированных заданий.(13 мин)
-
Рефлексия.(5 мин)
-
Итог урока. (5 мин)
Ход урока
-
Здравствуйте, садитесь. Я рада встрече с вами и надеюсь на плодотворное сотрудничество на уроке, которое обогатит вас новыми знаниями и умениями в области экономики. Скажите, беспокоитесь ли вы за своё здоровье? Как можете отследить его состояние? Подобно тому, как определённое состояние человека начинается с измерения температуры, пульса, давления, состояние экономики и происходящие в ней изменения определяются макроэкономическими показателями, которые измеряются национальной статистикой, поэтому тема сегодняшнего урока: ВВП И ВНП в системе макроэкономических показателей. Методы подсчёта ВВП.
Откройте тетради и запишите её. Эпиграфом к уроку служат слова философа и мудреца Конфуция и Джона Стюарта Милля - английского экономиста, философа и общественного деятеля. Что объединяет эти два высказывания? Предлагаю сформулировать основные цели урока (на уроке вы должны:
Знать:
Уметь:
-
Понятия ВВП, ВНП, методы подсчета ВВП (ВНП)
-
Различия между товарами и услугами, учитываемыми как часть ВВП, и товарами и услугами, не включаемыми в ВВП
-
Понятия ЧНП, НД, ЛД И РД
-
Знать необходимость измерения ВВП, ВНП для экономики.
-
Вычислять ВВП и ВНП на основании полученных данных, пользуясь как доходными, так и расходными методами
-
Объяснить, что представляет собой добавленная стоимость.
-
Решать практические задачи на нахождение ВВП и ВНП.
-
Оценивать достоинства и недостатки ВВП как измерителя экономического благосостояния.
Работу на уроке предлагаю построить по следующему плану:
-
Понятие СНС и её основные показатели.
-
Методы расчета ВВП и ВНП:
-
по доходам;
-
по расходам;
-
метод добавленной стоимости.
Д/З: проработать конспект урока и текст учебника(п.10.1,10.2) и вписать недостающие понятия в рабочий лист урока; практикум с.151 тесты(1,2,3), задачи №1,2; подумать над вопросом: если показатель ВВП страны растет из года в год, то можно ли говорить о процветании государства?
дополнительное задание (по желанию): составьте 3-4 задачи на вычисление ВВП и ВНП по расходам и доходам.
Итак, что же такое СНС? Своё микроисследование по этому вопросу провёл Горячук Дмитрий и сейчас готов поделиться своими выводами. Пожалуйста, Дмитрий.
Подводя итог, нужно сказать, что использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода.
-
Итак, первое определение, которое должно появиться в ваших тетрадях:
СНС - совокупность взаимосвязанных макроэкономических показателей, характеризующих условия, процесс и результаты экономической деятельности.
В рамках СНС измеряется суммарный доход всех субъектов хозяйствования. Это происходит при определении ВВП и ВНП - основных показателях, характеризующих конечные результаты деятельности национального хозяйства. Для более полного анализа этих понятий, а также способов подсчёта выполните задания№1 по группам на карточках. Время выполнения- 7 минут.
Группа 1- используя экономические словари, дать определение и сравнительную характеристику ВВП и ВНП.
Группа 2- используя текст учебника на странице 305-307, а также материал учебника «Экономика» под редакцией Грязновой А.Г, определить особенности товаров, которые учитываются в ВВП.
Группа 3- используя ранее изученный материал, оформить схему кругооборота доходов и расходов государства.
Группа 4- используя текст учебника на странице 313-314, сформулировать метод подсчета ВВП по доходам.
Группа 5- используя текст учебника на странице 318, сформулировать метод подсчета ВВП по расходам.
Группа 6- используя текст учебника на странице 3314-316, сформулировать метод подсчета ВВП по добавленной стоимости.
Закончили работу. Слово 1-й группе. Спасибо. Откройте страницу 310 учебника и рассмотрев рисунок, скажите можно ли утверждать, что ВВП=ВНП? (НЕТ, это зависит от количества доходов, созданных трудом и капиталом резидентов данной страны и нерезидентов, работающих внутри данной страны)
Слово 2-й группе. Каков ваш список ограничений?
(В ВВП не включаются:
а) труд на себя (человек сам строит себе дом, вяжет свитер, ремонтирует квартиру, мастер сам себе чинит телевизор или автомобиль, парикмахер делает себе прическу);
б) труд на безвозмездной основе (дружеская помощь соседу починить забор, приятелю сделать ремонт, знакомому довезти до аэропорта);
в) стоимость товаров и услуг, производимых «теневой экономикой»
г) затраты на приобретение товаров, произведенных в предшествующие годы (например, покупка дома, построенного пять лет назад),т.е. товаров Б/У
д) затраты на покупку промежуточных продуктов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д., используемых для производства конечных продуктов).
е) Все, что не является товаром или услугой, т.е. платежи, которые делаются не в обмен на товары и услуги: трансфертные выплаты и непроизводительные (финансовые) сделки. Трансфертные платежи делятся на частные и государственные и представляют собой как бы подарок. К частным трансфертам относятся, в первую очередь, выплаты, которые родители делают детям; дары, которые друг другу делают родственники и т.п. Государственные трансферты - это выплаты, которые государство делает домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий. Трансферты не включаются в стоимость ВВП: 1) так как за трансфертами не стоит оплата ни товара, ни услуги, т.е. в результате этой выплаты не происходит изменение величины ВВП, т.е. не производится ничего нового, и совокупный доход лишь перераспределяется; 2) чтобы избежать двойного счета, поскольку трансфертные платежи включаются в потребительские расходы домохозяйств (это часть их располагаемого дохода) и в инвестиционные расходы фирм (в качестве субсидий). К финансовым сделкам относится купля и продажа ценных бумаг (акций и облигаций) на фондовом рынке. Поскольку за ценной бумагой также не стоит оплата ни товара, ни услуги, эти сделки не изменяют величину ВВП и является результатом перераспределения средств между экономическими агентами. (При этом следует иметь ввиду, что выплата доходов по ценным бумагам обязательно включается в стоимость ВВП, поскольку является платой за экономический ресурс, т.е. факторным доходом, частью национального дохода).
Спасибо. Значит, мясо, купленное домохозяйкой для борща, является конечным продуктом, так как пошло в конечное потребление, а мясо, купленное рестораном «МакДональдс» - промежуточным, так как будет подвергнуто переработке и вложено в чизбургер, который и будет в данном случае конечным продуктом.
Слово 3-й группе. Эта схема нужна нам, чтобы понять методы подсчёта ВВП. Давайте сравним вашу и схему, предложенную в презентации. Всё ли вы учли?
Спасибо. Слово 4-й группе. ВНП составляет сумму доходов отдельных лиц и предприятий (заработная плата, прибыль и рента, процент) и определяется в общем виде как сумма вознаграждений владельцев факторов производства. В этот показатель включается также косвенные налоги на предприятия, доходы от собственности, амортизация.
Спасибо. Слово 5-й группе.
При расчете ВВП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов: домашних хозяйств, фирм, государства и иностранцев (расходы на наш экспорт). Суммарные расходы состоят из:
-
личных потребительских расходов, включающих расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги, но не включающие расходы на покупку жилья;
-
валовые инвестиции, включающие производственные капиталовложения, или инвестиции в основные фонды, инвестиции в жилищное строительство, инвестиции в запасы. Валовые инвестиции можно представить как сумму чистых инвестиций и амортизации. Чистые инвестиции увеличивают запас капитала в экономике;
-
государственные закупки товаров и услуг, например, на строительство и содержание школ, дорог, содержание армии и государственного аппарата. Сюда не входят трансфертные платежи (пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию);
-
чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, рассчитываемый как разность экспорта и импорта.
ВВП по расходам = П + И + Г + (Эксп. - Имп.)
(Валовые инвестиции - амортизация = чистые инвестиции).
ВВП, рассчитанный по расходам
ВВП, рассчитанный по доходам.
Потребительские расходы населения (C)
Валовые частные инвестиции (I)
Государственные закупки товаров и услуг (G)
Чистый экспорт (NX)
з/п (w), процент (r), рента (R), прибыль (P), амортизация (d), косвенные налоги(T)
Оба метода считаются равноценными и должны давать в итоге одинаковую величину ВВП.
Спасибо. Слово 6-й группе.
Добавленная стоимость фирмы - представляет собой объем продаж фирмы (общая выручка) за вычетом стоимости сырья, материалов и т.п., купленных у других фирм для производства продукции.
(Добавленная стоимость фирмы = амортизация + факторные доходы.)
Чтобы получить ВВП необходимо сложить добавленные стоимости всех фирм.
Спасибо за работу. Оцените работу каждого в группе в оценочном листе.
-
А теперь вашему вниманию предлагается задание на закрепление полученного материала:
Что из перечисленного необходимо включить в состав ВВП, рассчитывая его по потоку расходов:
1. Покупка у соседа подержанного автомобиля;
2. Покупка новых акций у брокера;
3. Стоимость нового учебника в местном книжном магазине;
4. Государственные закупки товаров и услуг;
5. Зарплата и жалование;
6. Расходы семьи на строительство нового дома;
7. Покупка у дилера подержанной иномарки;
8. Расходы портнихи на материал, из которого она сошьет платье для себя;
9. Расходы портнихи на материал, из которого она сошьет платье для клиентки;
10. Расходы иностранцев на покупку сувениров у местных мастеров.
-
Для того чтобы вы отдохнули, предлагаю вашему вниманию задачу-шутку.(журнал «Экономика в школе № 3», 2008 год, стр.29)
-
Продолжаем работу. Приступайте к выполнению задания №2, цель которого - научить практическим навыкам вычисления ВВП. Двое из вас получили своё творческое задание. Время на выполнение- 5 минут.
Группа 1-
Если в данном году домохозяйства израсходовали на текущее потребление 130 млрд. дол., на покупку товаров длительного пользования - 85 млрд. дол., на покупку ценных бумаг - 5 млрд. дол., на услуги - 20 млрд. дол., на покупку жилья - 150 млрд. дол., то потребительские расходы равны:
а) 390 млрд. дол.; б) 385 млрд. дол.; в) 240 млрд. дол.;
г) 235 млрд. дол.; д) 215 млрд. дол.
Ответ: г) 130+ 85+ 20 = 235
Группа 2-
Если в данном году домохозяйства израсходовали на покупку товаров длительного пользования 700 млрд. дол., на покупку ценных бумаг - 12 млрд. дол., на покупку жилья - 200 млрд. дол., на покупку земли - 30 млрд. дол., на покупку антиквариата - 4 млрд. дол., то инвестиции домохозяйств составляют:
а) 946 млрд. дол.; б) 246 млрд. дол.; в) 242 млрд. дол.; г) 200 млрд. дол.; д) 0.
Ответ : г)
Группа 3-
В экономике страны заработная плата составляет 250 млрд. дол., процентные платежи частных фирм - 15 млрд. дол., арендная плата - 12 млрд. дол., доходы собственников - 60 млрд. дол., чистый факторный доход из-за границы равен (-5) млрд. дол., пособия по безработице - 8 млрд. дол., пенсии - 4 млрд. дол., доходы от продажи акций на фондовой бирже - 10 млрд. дол., прибыль корпораций - 50 млрд. дол., амортизация - 30 млрд. дол., косвенные налоги - 20 млрд. дол., прямые налоги - 35 млрд. дол. ВВП равен:
а) 499 млрд. дол.; б) 464 млрд. дол.; в) 442 млрд. дол.;
г) 414 млрд. дол.; д) нет верного ответа.
Ответ в) 250 + 15 + 12 + 60 + 50 + 30 + 20 - (- 5) = 442
Группа 4
счет
млрд долл.
-
Процент за кредит
-
Валовые инвестиции
-
Зарплата и жалование
-
Прибыль корпораций
-
Косвенные налоги и трансфертные платежи
-
Рентные платежи
-
Налоги на прибыль корпораций
-
Чистый экспорт товаров и услуг
-
Государственные закупки товаров и услуг
-
Импорт
-
Потребительские расходы
12
55
218
113
22
20
50
9
90
55
260
По данным таблицы рассчитайте объем ВВП по потоку расходов.
2)+8)+9)+11)=55+9+90+260=414
Группа 5 и 6- по данным, характеризующим экономику государства (в трлн. руб.), рассчитать величину ВВП по доходам и расходам:
Личные потребительские расходы
230
Проценты
35
Амортизация
35
Импорт
33
Дивиденды
15
Экспорт
37
Косвенные налоги
20
Арендная плата
9
Налог на прибыль
10
Инвестиции
50
Нераспределенная прибыль фирм
10
Государственные закупки товаров и услуг
70
Заработная плата
220
Решение:
Измерение ВВП по расходам
Измерение ВВП по доходам
Личные потребительские расходы
230
Амортизация
35
Экспорт
37
Дивиденды
15
Импорт
-33
Косвенные налоги
20
Инвестиции
50
Налог на прибыль
10
Государственные закупки товаров и услуг
70
Нераспределенная прибыль фирм
10
Заработная плата
220
Проценты
35
Арендная плата
9
ИТОГО ВВП по расходам
354
Итого ВВП по доходам
354
Подведение итогов работы, оценивание.
И слово творческой группе. (Презентация)
-
2009 год- год молодежи. Независимо от экономического развития страны и её современного положения движущей силой, главным фактором процветания государства был и остаётся человеческий капитал. Вы, сегодняшние школьники, в недалёком будущем станете квалифицированными специалистами в различных областях И именно от вас будет зависеть будущее России, её стабильность и процветание. Заканчивая урок, хочу обратить ваше внимание на слова известного экономиста Пола Самуэльсона, которые могут стать девизом, ориентиром вашей жизни (по презентации).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений/ сост.Б.И. Мишин, Л.Н. Поташева.- М.:Вита-Пресс, 2006.-240 с.
-
Ю.В. Автономов, И.В.Липсиц, А.Я.Линьков и др. Экономика и право: Методические рекомендации по использованию учебников на базовом и профильном уровнях обучения.- М.: Вита-Пресс,2004
-
Основы экономической теории.-7 изд.,/ Под ред. С.И.Иванова 1 ч.- М.: Вита - Пресс, 2004.-336с.
-
Преподавание курса «Основы экономической теории»: Пособие для учителя 10-11 кл. общеобр.учр. 4изд. перераб.-/ Под ред. С.И. Иванова. - М.:Вита - Пресс, 2005.-320с.
-
Практикум по основам экономической теории: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учрежд..- 7 изд., дораб.-М.: Вита - Пресс, 2005.-272с.
-
Ф.- Й. Кайзер, А.В. Веткина. А.С. Курмелева Экономика: Базовый курс для 10-11 кл.общеобразоват. учрежд.-М.: Вита -Пресс, 2007.-288с.
-
Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике: Пособие для учащихся старших классов.- М.: Вита - Пресс, 2001.- 112с.
-
Основы экономики: Учебное пособие для студентов учрежд. Ср. проф. Образования./ Под ред.табачникаса, В.К.Дерманова, А.Я.Линькова.- М.: Вита - Пресс
-
Концепция модернизации Российского образования до 2010 года
-
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы
-
Электронное издание «Экономика и право», 9-11 классы./ Под ред. Е.А. Амбросимовой, В.С. Автономова, А.В. Золотова., 2004г.
-
Электронное издание Экономика. 9-11кл., практикум/ Под ред. Автономова В.С., 2004