Конспект урока Научное познание

План-конспект урока по обществознанию в 10 «Б» гуманитарно-правовом классе по теме: « Научное познание»   Тема: Научное познание.   Цели урока Образовательные:  способствовать формированию понятия  «научная теория», «эмпирический закон», «гипотеза», «научный эксперимент», «моделирование», «научная революция», «дифференциация», «интеграция»; ознакомить с основными особенностями методологии научного познания, методами научного  познания. Развивающие: развивать у учащихся умения осуществлять компле...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по обществознанию в 10 «Б» гуманитарно-правовом классе по теме: « Научное познание»

Тема: Научное познание.

Цели урока

Образовательные: способствовать формированию понятия «научная теория», «эмпирический закон», «гипотеза», «научный эксперимент», «моделирование», «научная революция», «дифференциация», «интеграция»; ознакомить с основными особенностями методологии научного познания, методами научного познания.

Развивающие: развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

Воспитательные: создать условия для включения в активную деятельность, формирования навыков ведения диалога; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-анализ.

Методическое обеспечение урока:

  1. Учебник « Обществознание 10 класс профильный уровень. Авторский коллектив под руководством Л.Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой, М.,

« Просвещение», 2009 г.

  1. Раздаточный материал: конверты с вопросами, рабочие листы, карточки.

  2. Компьютер, проектор, презентация.

План урока.

1 этап. Подготовка к восприятию темы (диалог, работа с текстом).

Цель - актуализация темы.

2 этап. Погружение в предметную область, выявление проблем (проблемная дискуссия).

Цель - выявление личностного опыта учащихся, подведение их к определенному уровню восприятия.

3 этап. Постановка задач и их решение (работа в группах).

Цель - формирование нового знания на основе решения личностно-значимых практических задач.

4 этап. Оформление изученной информации в структурно-логическую конструкцию (работа в рабочих листах, дискуссия).

Цель - закрепление нового знания, развитие способности анализировать и обобщать, высказывать свою точку зрения, принимать решение.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

(1этап. Подготовка к восприятию темы, привлечение внимания «к себе».(слайд 1).)

Эпиграф (слайд):

«Внимание - устремленность души к познанию».

Платон «Диалоги».

Эпиграф, который вы видите, будет «красной нитью» проходить через всю нашу совместную работу. Внимание к обсуждаемой проблеме, внимание к словам и мнению другого, а главное, внимание к себе, своим чувствам, помыслам, стремлениям.

- Но для начала, давайте вспомним понятия по теме « Истина и ее критерии».

( 2 этап. Погружение в предметную область, выявление проблем (проблемная дискуссия).


Выполните задание по карточкам. Соотнесите понятие с определением.

Ф. И. обучающегося__________________________________________________

1

Истина


А.

Направление в философии, которое признает основой познания разум.

2

Познание

Б.

Правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика.

3

Знание

В.

Общественно - исторический процесс деятельности человека, формирующий знания.

4

Сенсуализм

Г.

Проверенный практикой результат познания действительности.

5

Рационализм

Д.

Учение, которое признает основой достоверного знания ощущение.

ОТВЕТ_____________________________________

(Ответ: 1- Б, 2-В, 3-Г,4-Д, 5-А.)

- Обменяйтесь карточками и проверьте свои знания.

Критерии оценивания на доске: нет ошибок- 5 (отлично), 1 ошибка- 4 ( хорошо), 2 ошибки- 3 ( удовл.), более- 2.

Поставьте оценку своему другу. Спасибо, молодцы!

( учитель собирает работы и выставляет оценки в журнал)

- Ребята, пожалуйста, прочтите очень интересную мысль выдающегося физика нашего времени - М. Борна:

«…мы, ученые, всегда должны помнить, что весь опыт базируется на чувствах. Теоретик, погрязший в своих формулах, забывший о явлениях, которые он собирался объяснить, - это уже не настоящий ученый - физик или химик; а если своими книгами он загораживается от красоты и разнообразия природы, то для меня он жалкий глупец. Ныне мы достигли разумного равновесия между экспериментом и теорией, между чувственной и интеллектуальной реальностью. И мы должны следить за тем, чтобы такое равновесие сохранилось».

-Как вы думаете чему посвящена тема сегодняшнего урока? (ответы детей)

Результатом работы с текстом должно стать выделение учениками темы урока: «Научное познание». Запишите тему урока в своих рабочих листах. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Что такое « научное познание»? Неужели наука действительно перестала привлекать умы и сердца людей?

Задумаемся над этими вопросами.

-Как вы думаете что нам необходимо знать, чтобы раскрыть тему урока? (ответы детей) Формируется план урока:

План: (на доске)

  1. Особенности научного познания

  2. Два уровня научного познания

  3. Методы научного познания

  4. Дифференциация и интеграция научного познания

Новый материал.

(3 этап. Постановка задач и их решение (работа в группах).

- Попробуем найти ответы на эти вопросы с помощь глубокого анализа материалов параграфа 24. Для этого мы разбились с вами на 4 творческие группы.


  1. группа работает над пунктом « Особенности научного познания» п.24 стр.248-249.

2 группа работает над пунктом «Два уровня научного познания» п.24 стр. 249-250

3 группа работает над пунктом «Методы научного познания» п.24 стр. 250-252

4 группа работает над пунктом «Дифференциация и интеграция научного познания» п.24 стр.252-254

- Откройте конверты с вопросами, ответы на которые вы сможете нам дать проработав текст учебника. Во время выступления групп, вы, ребята должны заполнить таблицу в своих рабочих листах.

После выступления каждой группы - проверка рабочих листов совместно с учителем.


Вопросы и задания к группе 1


  1. На что прежде всего нацелена наука?

(на получение нового знания для человечества)


  1. К чему она стремится?

(к объективности, к изучении мира таким каков он есть вне и независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов.)


  1. Как мы обычно подтверждаем истинность получаемых знаний?

(Повседневной практикой) Опытом.


  1. Назовите принципы научного исследования.

  1. Воспроизводимость полученного результата в одних и тех же условиях,

2-открытость выдвигаемых положений рациональной критике)


  1. В чем состоит особенность научного языка?

(особые термины, строго определяемые понятия, математич. символы)


  1. Какие важные черты научных исследований вы можете назвать?

(направленность на получение таких данных, которые не только связаны с сегод. днем, но могут найти применение в будущем)

Вопросы и задания к группе 2


  1. Что составляет основу науки?

(установленные факты) Эмпирические законы

  1. Что такое « эмпирические законы»?

(установленные факты, а также выявленные в ходе наблюдений и эксперимента, обобщения и систематизации полученных данных закономерные связи между ними)


  1. Какой уровень научного знания они формулируют? (эмпирический уровень)

Приведите примеры.

(Закон Шарля- зависимость давления газа от температуры;

Закон-Гей- Люсака- зависимость объема газа от температуры, закон Ома- зависимость силы тока от напряжения и эл. сопротивления)


  1. Что подразумевают ученые под теоретическим уровнем научного знания?

(Оно имеет дело с такими объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать.- идеальный газ и т.д.)

Опишите его механизм.

(На этом этапе происходит объяснение изучаемых предметов или явлений. Полученные знания фиксируются в форме принципов, научных теорий и законов.

Методы:

1. Выдвижение научных гипотез

2. Формулирование научных теорий)


  1. Какое познавательное значение имеют теории? Велико значение

( Теория позволяет объяснить изучаемые явления и процессы, предсказывать их развитие в будущем.)

Приведите пример.

( теория Ньютона, Э. Галлея)

Вопросы и задания к группе 3

  1. Каким образом добываются эмпирические научные знания?

( в ходе наблюдений и экспериментов)

  1. Дайте характеристику научному наблюдению.

(оно носит целенаправленный характер: исследователь ставит перед собой задачи, руководствуется ранее накопленными знаниями)


  1. Когда возникло экспериментальное естествознание ?

(17 век)

  1. В чем вы видите отличия эксперимента от наблюдений?

( в ходе эксперимента исследователь может рассматривать интересующий его предмет изолированно, а также подвергнуть специальным воздействиям)

  1. Приведите примеры их тесной взаимосвязи.

(У. Гилберт- электричество, Х. Эрстед)


  1. Что собой представляет современный научный эксперимент?

( это такой метод который осуществляется в определенных условиях) Субъект познания( ученый)

  1. Что такое «гипотеза»?

(Это предположение, с помощью которого пытаются объяснить факты, не укладывающиеся в рамки прежних учений.

8.Какую роль она играет в ходе научного познания?

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий.)

(Это логическое объяснение предметов и явлений окружающего мира.

Приведите примеры.

( физик Дирак доказал существование антиэлектрона( позитрона), за несколько лет до того. Как эта частица была обнаружена экспериментально)

  1. Что такое « моделирование научных знаний»?

( это метод основанный на принципе подобия)

Опишите его механизм.

  1. Какое значение имеет метод моделирования?

(модель используется как аналог реальности, способный заменить в определенном отношении изучаемый предмет)- труднодоступность или эк. Невыгодность.

Вопросы и задания к группе 4


  1. Что такое «дифференциация»?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (от лат. differentia - разность) означает разделение, расчленение целого на части, формы и т. п.

  1. Что такое «интеграция»?

ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integration - восстановление) фиксирует обратный процесс - сближение и связь различных частей, процессов, явлений.


  1. Проследите процесс зарождения и развития научных знаний.

Древневосточная, древнегреческая цивилизации Новое время…

  1. Приведите примеры дифференциации научных знаний?

Новое время. Математика----научное естествознание, технические науки

  1. Почему это стало возможным?

19 в.- глубокие общественные изменения.

И прогресс естествознания.

  1. Какую роль сыграла дифференциация в развитии процесса познания?

20 в. Новые грани, методы (физическая химия, математическая лингвистика, социальная психология)

  1. Как оценивают специалисты воздействие интеграции научного познания?

( процесс интеграции тормозится дефицитом объединяющих научных идей, бурным ростом специализированного научного знания)

(4 этап. Оформление изученной информации в структурно-логическую конструкцию (работа в группах, дискуссия).

Рабочий лист

Тема урока: ___________________________________________________________________

  1. Особенности __________________ познания.

Наука является основной формой человеческого познания.


Научное познание отличается от обыденного:

  • Стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;

  • Особым (научным) языком, используемым для их описания;

  • Специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;

  • Желанием получить знания, которыми удовлетворяется не только сиюминутные, но и важные для будущих поколений потребности общества

Обыденное сознание отличается непостоянностью, изменчивостью под воздействием обстоятельств.



  1. Уровни ______________ познания.

Выделяются______ уровня ______________ познания: _______________________________________и_____________________________________.

Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания - эмпирический

( научный) закон.

На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.



  1. Методы __________________ познания.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента.

Метод гипотезы, а также формулирования научной теории.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.

Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление.

Сущность метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений.

Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах.

Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называются объяснительными.

Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий - особым образом построенных систем взаимосвязанных утверждений и законов науки.

Особый вид эксперимента - мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики.

При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями. На этом основании данный эксперимент относится не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания.



Моделирование познания - этот метод основан на принципе подобия.


С этим методом связан такой прием, как аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.

Используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно.

Сущность: исследуется не сам объект, а его аналог, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.

Виды моделирования: предметное, знаковое, аналоговое, мысленное.



  1. Дифференциация и интеграция ______________________ познания.

___________________- разделение, расчленение целого на части.

___________________- сближение и связь различных частей, процессов, явлений.

Итог урока.

- Итак, посмотрите на свои рабочие листы - таблицу. Вот мы с вами и подвели итоги анализа нашей проблемы.

Итогом урока должно стать формирование понятий научное познание и методов познания: теоретического и эмпирического.

Домашнее задание:

п.24, стр256 ответы на вопросы «Попробуй, обсудите, сделайте».


© 2010-2022