- Преподавателю
- Обществознание
- Разработка Право и его роль в жизни общества и государства
Разработка Право и его роль в жизни общества и государства
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Самойленко Е.В. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Обществознание 9 класс
Урок: Право и его роль в жизни общества и государства.
Цель: подвести учащихся к пониманию значения права в жизни человека, общества, государства.
Задачи:
Образовательные:
- объяснить учащимся, что такое право, признаки и функции права;
-объяснить, что не бывает прав без обязанностей;
Развивающие:
- способствовать развитию умения учащихся характеризовать смысл основных понятий;
- умение работать с документами;
-развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения;
- развивать умение делать выводы
Воспитательные:
- содействовать воспитанию осознанного уважения к правам и обязанностям друг друга;
- воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний;
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: работа с документом, проблемный - поисковый, словесный, наглядный.
Оборудование и наглядность: презентация, отрывки из законов Хаммурапи и Русской правды, проектор, компьютер, доска, листочки А4.
Ход урока:
Актуализация знаний:
Давайте представим такую ситуацию. И взрослые, и дети постоянно что-то должны. Дети обязаны ходить в школу, делать домашние задания, выполнять различную работу на уроке. Взрослым людям нужно ходить на работу, заботиться о детях. Зачем всё это нужно, если мы хотим жить свободно? Представим полную свободу в обществе. Вы идёте по улице, кому-то понравилась ваша сумка. Её отбирают. Вы приходите на приём к врачу, а он говорит, что сегодня у него нет желания работать. В поезде, на котором вы едете, проводница не даёт вам постельное бельё, не объясняя причину. Ваш подарок от родителей (велосипед) брат отдал своему другу. Как вы думаете, к чему это приведёт?
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела обществознания - Право, которое как раз таки и поможет Вам защитить себя в нашей непростой жизни.
(Слайд 1). Запишем тему нашего урока Право его роль в жизни общества и государства
(Слайд 2). Сегодня нам предстоит узнать
План урока:
1.Что такое право?
2. Мера свободы, справедливости, ответственности.
3.Норма права. Закон.
4.Система законодательства.
Сообщение нового материала (25 минут)
Итак, давайте подумаем, как в обществе можно добиться порядка и справедливости? (ответы уч-ся).
Люди, чтобы жить, нуждаются в чёткой организации своей деятельности.
Рассмотрим некоторые сферы жизни людей:
Труд - необходимо распределить обязанности, чётко контролировать их выполнение.
Территория - порядок необходим для мирного проживания.
Семья - нет порядка - нет здоровых, воспитанных детей, деградирует общество.
То есть беспорядок мешал существованию людей, порядок был необходим. Необходимо было найти такой регулятор поведения, который помог бы людям спокойно договориться, мирно улаживать конфликты. Так появилось право, функция которого предотвращать конфликты, а уж если они возникли - помогать их разрешать мирным путём.
Что же такое право?
(Слайд 3). Термин право используется в нескольких смысловых значениях.
Первое связано с понятием «править, управлять, регулировать» (отношения между людьми и общественный порядок). С помощью норм права осуществляется правление, управление в государстве: устанавливается правильный, единый, равный для всех порядок. Если кто-нибудь нарушает созданный с помощью права порядок, то на него находят управу, т. е. заставляют считаться с установленными нормами.
Второе смысловое значение права связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентирует людей на правду, справедливость - устанавливает определенную меру справедливости. Не случайно многие юридические (правовые) документы в старину так и назывались - Правда (Русская Правда, Салическая Правда, Польская Правда).
Третье смысловое значение: речь идет о естественном праве. Оно принадлежит человеку от рождения уже потому, что он человек. И никто не может его отнять у человека - это неотъемлемое, прирожденное право людей.
-
Назовите естественные права людей?
(Слайд 3). Естественное право включает прежде всего:
-
право человека на жизнь
-
право на личную неприкосновенность,
-
право на свободу мысли, убеждений,
-
совести и религии,
-
право владеть имуществом и др.
(Слайд 4).
-
Считаете ли вы, что право возникло с появлением человека?
-
Было ли право в первобытном обществе?
Конечно же, не было. А чем тогда руководствовались первобытные люди в своей жизни? Обычаями и традициями. А они в свою очередь были окружены обрядами, ритуалами и церемониями. Например, вы знаете, почему люди при отъезде в далекую страну набирают в мешочек горсть родной земли. А это связано с тем, что древние славяне почитали землю и даже не делали весной заборов - берегли ее. С тех времен и сохранился ритуал целовать землю, клясться землей и хранить горсть земли.
Постепенно, в ходе истории, сложились нормы права - общеобязательные правила, которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его ответственность перед людьми.
(Слайд 5). (Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи около 4 тысяч лет назад). Это был большой шаг вперёд, так как право - важнейший способ сделать жизнь государства и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной
-
Давайте вспомним из истории выдающиеся памятники отечественного права?
(Слайд 6 ). Факты. Выдающиеся памятники отечественного права (до 1906 г.):
Русская Правда (XI-XIII вв.) - крупнейший памятник древнерусского права;
Судебник 1497 г. был издан Иваном III;
Царский судебник 1550 г. введен Иваном IV;
Соборное уложение 1649 г. царя Алексея Михайловича - первый в нашей истории законодательный акт, который был опубликован и разошелся по всей России в виде книги;
Полное собрание законов Российской империи опубликовано в 1830 г.; на этой основе подготовлен Свод законов Российской империи, вступивший в действие в 1835 г.;
Манифест об усовершенствовании государственного порядка (17 октября 1905 г.) провозгласил введение гражданских свобод и организацию законодательного органа - Государственной Думы.
Свод основных государственных законов (23 апреля 1906 г.) определил двухпалатную парламентскую систему, но сохранил достаточно широкие пределы для императорской власти. Два последних документа заложили основу для создания в России конституции.
(Слайд 7). На Руси первый письменный судебник «Русская правда» появился в XI веке. Давайте, рассмотрим отрывки из названных сводов законов.
(Слайд 8). Перед Вами на листочках статьи из законов Хаммурапи и Русской правды (Приложение 1). Определите общие черты законов и различия (ребята определяют сходные и общие черты). Возможные ответы детей.
Общее и сходное: закон защищал в большей степени тех, кто занимал высокое положение, или, по крайней мере, был свободен. Русской правде наказание сводилось к уплате штрафов. А в законах Хаммурапи наказание гораздо суровее. Вплоть до смерти. Из Русской правды видно, что от размера штрафа зависит, насколько высокое положение занимали данные категории населения. Например, за убийство холопа 5 гривен, а за убийство старосты 12 гривен. Также необходимо отметить, что Хаммурапи утверждает, что законы его имеют божественное происхождение и они вечны.
Итак, право - особый социальный регулятор. Оно обычно исходит от государства (т. е. создается законодательными или другими компетентными органами государства) и закрепляется в законе или другом нормативном акте.
(Слайд 9). Право - совокупность общеобязательных норм (правил),охраняемых законом, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.
(Слайд 10). Мера свободы, справедливости и ответственности.
-
Каким же путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе?
Мера - это то, что помогает сделать точный расчет и ответить на вопрос: сколько, какое количество, какой объем, размер и т. д.?
Право точно указывает, сколько свободы дано человеку.
Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей.
(Слайд 11). Все это четко указано в нормах права, для гражданина нашей страны в первую очередь в статьях Конституции РФ.
(Слайд 12). Взаимосвязь прав, свобод и ответственности очень точно выразил великий немецкий философ И. Кант в своем категорическом императиве права. Вот примерный смысл императива: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами.
Если вдуматься, философ призывает каждого очень ответственно относиться к своим поступкам. Поэтому юристы всегда подчеркивают, что право - это прежде всего ответственность.
(Слайд 13). Итак, давайте сформулируем Функции права:
Регулятивная: регулирует общественные отношения, устанавливая модель поведения их участников.
Охранительная: защищает, охраняет интересы людей, устанавливает юридическую ответственность.
(Слайд 14). Учёные выделяют различные признаки права:
Признаки права:
-
основано на принципах справедливости ценностях, уважаемых в обществе
-
носит общеобязательный характер, нарушение влечёт юридическую ответственность.
-
носит системный характер, выражено в нормативных(правовых) актах.
-
связано с государством(правила, выработанные в обществе, устанавливаются и утверждаются государством.
Норма права. Закон. Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно утверждает, или, говоря точным языком юристов, закрепляет, ее в официальном (государственном) письменном документе. Такие документы называют нормативными (или правовыми) актами.
(Слайд 15). Ими могут быть:
- конституция (основной закон);
- законы;
- подзаконные акты (указы, постановления и т. д.).
(Слайд 16). Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены: есть конституционные нормы, есть нормы закона и есть нормы подзаконного акта.
Чтобы было понятнее, поясним, что закон - это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Сила нормативного акта зависит от того, какой орган государства его принимает. Высшая юридическая сила законов объясняется тем, что их принимает высшая законодательная власть - парламент (в России он называется Федеральным Собранием) или же непосредственно народ страны - путем референдума (прямого голосования избирателей).
(Слайд 17). Законы подразделяют на основной (конституция) и обыкновенные.
Подзаконные нормативные акты издаются президентом (указы), правительством (постановления), министерствами (приказы, инструкции и т. д.). Все подзаконные акты издаются только на основе законов и не могут им противоречить.
В чем же основной смысл правовой нормы? Главное ее предназначение - регулировать взаимоотношения между людьми и их группами, т. е. общественные отношения (в форме дозволения, предписания или запрета). Каждая норма содержит четко установленную меру (объем) определенных прав и обязанностей.
(Слайд 18). Норма права - охраняемое силой государства общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определённые права и обязанности.
Сравнивая норму права с другими известными вам социальными нормами (обычаем, моралью), вы без особых усилий назовете ее отличительные особенности:
- закрепленность в законе (или других нормативных актах);
- общеобязательность;
- обеспеченность силой государства.
Система законодательства.
Под законодательством понимают всю совокупность нормативных актов, действующих в стране.
(Слайд 19) Законодательство - единая система, все части которой объединены и взаимодействуют на основе соподчинения (иерархии, о которой вы уже знаете). К основным частям системы относят законы, подзаконные акты и конституцию, которая возглавляет всю систему законодательства. Она является также юридической базой для выработки новых законов (текущего законодательства) и вообще всей законотворческой деятельности государства. Законодательство, т. е. всю совокупность нормативных актов, подразделяют также на отдельные большие группы прав - отрасли права.
(Слайд 20) Каждая отрасль права представляет собой совокупность (группу) правовых норм, которые регулируют отдельную сферу (область, круг) близких по своему характеру (однородных) общественных отношений. Поясним: например, трудовое право - это отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений; семейное право - отрасль, регулирующая сферу семейных отношений, и т. д.
(Слайд 21 В России система законодательства включает около 30 отраслей. Важнейшие из них - конституционная отрасль права (она регулирует сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека); гражданское право (регулирует главным образом сферу имущественных отношений); административное право (его нормы регулируют общественные отношения в сфере государственного управления).
(Слайд 22) Поскольку отрасль права весьма обширная совокупность норм, внутри отрасли принято выделять сравнительно небольшие группы взаимосвязанных норм - институты права, которые регулируют однородные общественные отношения. В гражданском праве, например, есть институт купли-продажи, институт дарения, институт сделки и др.; в уголовном - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, институт невменяемости и т. д.; в семейном - институт брака и т. д.
(Слайд 23, 24) Право и закон. Приходилось вам задумываться над вопросом: существует ли различие между правом и законом, или они абсолютно совпадают?
Одни ученые утверждают, что право и закон абсолютно совпадают, что любой принятый закон - это всегда и есть право. Эти ученые не делают различия между правом и законом.
Другие доказывают, что право и закон не всегда совпадают, что закон не всегда является правом. Ведь государство, рассуждают эти ученые, может принять и неправовой, несправедливый закон - закон, не опирающийся на право.
Право же - это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости. Вот в этом и состоит различие: закон может быть несправедливым, а право бывает только справедливым, иначе оно перестает быть правом, превращается в свою противоположность - произвол.
Несправедливый закон нельзя отнести к праву. Его так и называют - неправовой закон, а в народе говорят - «дикий», «драконовский». Граждане, если они способны защитить свои права, должны добиваться отмены такого закона и принятия другого - правового, справедливого.
(Слайд 25) Закрепление материала: выполнение теста
1. Каковы основные назначения права в обществе?
2. В чем смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства людей в обществе?
3. Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?
4. Чем вы объясните потребность общества в четкой упорядоченности деятельности людей?
5. Сравните характеристики позитивного и естественного права: в чем их сходство и различие?
(Слайд 26) Рефлексия:
А сейчас, давайте вместе подведем итоги нашему уроку. На ваших партах листочки, которые вы должны заполнить.
Учащиеся проводят самоконтроль за усвоением основного содержания лекции, отвечая на вопросы письменно.
1) что на уроке было главным;
2) что на уроке было интересным;
3) что нового сегодня узнали;
4) чему научились?
5)Что вызвало затруднение.
(Слайд 27)
Домашнее задание: § 8, стр. 77 выполнить задания в классе и дома
Тест. Право, его роль в жизни общества и государства
Вариант 1
А1. Совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций:
1) культура 2) мораль 3) право 4) традиция
А2. Основной закон государства:
1) конституция 2) декларация 3) конвенция 4) подзаконный нормативный акт
АЗ. Верно ли, что: а) категорический императив - это абсолютно обязательное, повелительное требование; б) смысл категорического императива - соблюдение законов?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что: а) в систему законодательства РФ входит несколько отраслей права; б) отрасли права незыблемы и не могут изменяться?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В1. Что является отличительной особенностью нормы права от других социальных норм?
1) определяет понятие добра и зла
2) имеет общеобязательный характер
3) обеспечивается силой государства
4) обеспечивается силой общественного мнения
5) официально закреплена в документах
Ответ:__________________________________________
Тест. Право, его роль в жизни общества и государства
Вариант 2
А1. Нормативный акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой:
1)закон 2) мораль 3) референдум 4) социальная норма
А2. Какая отрасль права регулирует сферу имущественных отношений?
1) конституционная 2) административная 3) гражданская 4) семейная
АЗ. Верно ли, что: а) Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме; б) Конституция РФ - закон, не подлежащий изменению?
1) верно только а 2) верно только б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что: а) естественное право создается и предоставляется государством; б) естественное право наиболее полно представлено во Всеобщей декларации прав человека?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В1. Что является институтом уголовного права?
1) институт дарения
2) институт невменяемости
3) институт купли-продажи
4) институт крайней необходимости
5) институт необходимой обороны
Ответ:__________________________________________
Законы Хаммурапи.
Я - царь могучий сред и царей ,
мои слов а превосходны , моя мудрость бесподобна . По повелению Шамаш а , великого судьи небес и земли , да воссияет мое право в стран е , по слову Мардука , моего владыки , да не найдет мой памятник никого , кто
бы удалил его .
196. Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему (самому).
197. Если он сломает кость у свободного, то должно сломать кость ему.
202. Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего положения, то должно публично ударить его шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.
203. Если свободный ударит по щеке свободного одинакового положения, то обязан уплатить мину серебра.
Определите общие черты законов и различие.
Русская правда.
5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.
7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.
17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.
26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.
24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.
Определить сходные и общие черты
____________________________________________________________________________
Законы Хаммурапи.
Я - царь могучий сред и царей ,
мои слов а превосходны , моя мудрость бесподобна . По повелению Шамаш а , великого судьи небес и земли , да воссияет мое право в стран е , по слову Мардука , моего владыки , да не найдет мой памятник никого , кто
бы удалил его .
196. Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему (самому).
197. Если он сломает кость у свободного, то должно сломать кость ему.
202. Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего положения, то должно публично ударить его шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.
203. Если свободный ударит по щеке свободного одинакового положения, то обязан уплатить мину серебра.
Определите общие черты законов и различие.
Русская правда.
5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.
7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.
17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.
26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.
24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.
Определить сходные и общие черты
Рефлексия
1) что на уроке было главным ______________________________________
2) что на уроке было интересным ___________________________________
3) что нового сегодня узнали _______________________________________
4) чему научились ________________________________________________
5)Что вызвало затруднение ________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Рефлексия
1) что на уроке было главным ______________________________________
2) что на уроке было интересным ___________________________________
3) что нового сегодня узнали _______________________________________
4) чему научились ________________________________________________
5)Что вызвало затруднение ________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Рефлексия
1) что на уроке было главным ______________________________________
2) что на уроке было интересным ___________________________________
3) что нового сегодня узнали _______________________________________
4) чему научились ________________________________________________
5)Что вызвало затруднение ________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Рефлексия
1) что на уроке было главным ______________________________________
2) что на уроке было интересным ___________________________________
3) что нового сегодня узнали _______________________________________
4) чему научились ________________________________________________
5)Что вызвало затруднение ________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Рефлексия
1) что на уроке было главным ______________________________________
2) что на уроке было интересным ___________________________________
3) что нового сегодня узнали _______________________________________
4) чему научились ________________________________________________
5)Что вызвало затруднение ________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Рефлексия
1) что на уроке было главным ______________________________________
2) что на уроке было интересным ___________________________________
3) что нового сегодня узнали _______________________________________
4) чему научились ________________________________________________
5)Что вызвало затруднение ________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------