Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество


Методический материал к урокам обществознания. Часть 1.Человек и общество.


Учитель истории и права Куркина А.П.

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Что такое общество

Общество Методический материал к урокам обществознания Человек и общество может обозначать:

человечество в целом;

обществом называют людей, проживающих на территории какой-либо страны или государства (российское общество, французское общество и др.);

объединение людей по интересам (спортивное общество), по происхождению (рыцарское общество), по профессии (рабочие, учителя) и т.д.;

обществом называют конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (например, первобытное общество, средневековое общество и др.).

Страна - территория, имеющая определённые границы. Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Государство - это организация верховной власти со своей системой учреждений (парламент, правительство, армия, полиция, суды), осуществляющих свою деятельность и управление обществом на определённой территории. Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Важным свойством общества считается его относительная автономность и самодостаточность.

Автономность означает способность общества в рамках границ своей территории и на основе установившихся взаимосвязей его элементов функционировать, не прибегая к внешним влияниям.

Самодостаточность характеризуется тем, что народ, понимаемый как целостное общество, является носителем суверенитета.

К критериям общества относятся следующие:

наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей;

универсальность (всеобъемлющий характер);

автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;

интегративность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых и новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Человек, природа, общество

Человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом.

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека.

Природа дает человеку ресурсы для удовлетворения его потребностей, поддержания физических и духовных сил, здоровья. Она играет большую роль в хозяйственной деятельности людей.

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Сейчас беда человечества заключается в том, что оно далеко не всегда стремится познать законы природы и правильно их применять. В результаты этого все чаще и чаще возникают конфликтные ситуации между природой и обществом.

Острые проблемы взаимоотношений между природой и обществом беспокоят большинство населения нашей планеты.

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

1. Изменение состава и температуры атмосферы.

2. Прогрессирующая ксерофитизация планеты, рост пустынь мира.

3. Борьба с загрязнением биосферы.

4. Рост населения Земли.

5. Охрана водных ресурсов планеты.

6. Борьба с голодом

7. Сохранение генофонда планеты.

8. Экологическое природоохранное образование.

9. Рост городского населения мира, проблемы урбанизации.

10. Особенности эксплуатации невосполнимых ресурсов планеты.

11. Охрана природы, охрана здоровья человека.

12. Проблема оптимизации ландшафта.

13. Усиление правовой охраны природы.

14. Эстетическое значение природы.

15. Международное сотрудничество по охране биосферы.

Типология обществ

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

1) простые - нет руководителей, бедных, богатых (например, первобытные племена);

2) сложные - существуют иерархия социальных слоев, несколько уровней управления

Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски делят общества по добыванию средств к существованию:

1) общества охотников и собирателей;

2) садоводческие;

3) аграрные;

4) промышленные.

Социолог Теннис Ф. делил общества на:

1) допромышленные (сельская община);

2) промышленно-городские. Существует также деление обществ на основе появления письменности: дописьменные и письменные (владение алфавитом).

Широко распространено деление общества, предложенное Д. Беллом и А. Туреном:

1) доиндустриальные (традиционные), где главный фактор - сельское хозяйство, главные институты - церковь и армия. Это закрытые общества; Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

2) индустриальные - имеют развитую промышленность, свободные, открытые общества;

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

3) постиндустриальные, - их главная ценность - информация, достижения научно-технической революции.

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Существует деление общества по политическим признакам:

1) демократические (гражданское общество);

2) тоталитарное (государство подавляет личность);

3) авторитарное (промежуточное между демократией и тоталитаризмом).

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные и письменные.

Белл Даниел

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество







Дэ́ниел Белл (10 мая 1919 года, Нью-Йорк, США - 25 января 2011 года, Кембридж, Массачусетс, США)- американский социолог и публицист, создатель теории постиндустриального (информационного) общества. Себя он однажды описывал как «социалиста в экономике, либерала в политике и консерватора в культуре».







Турен Ален



Методический материал к урокам обществознания Человек и общество



Ален Турен (фр. Alain Touraine, 3 августа 1925, Эрманвиль, деп. Сена Приморская) - французский социолог, создатель теории постиндустриального (информационного) общества.

Социальный прогресс и развитие общества

Под социальным развитием принято понимать усложнение, расширение возможностей, увеличение разнообразия в социальной системе.

В целом, под социальным прогрессом понимают - глобальный всемирно-исторический процесс восхождения обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Под социальным регрессом понимают - обратный локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени.

Виды социального прогресса:

Различают постепенные (реформистские) и скачкообразные (революционные) социальные изменения.

Революции бывают: научные (изменяют картину мира в целом), технические, политические, экономические, социальные (изменяют те или иные стороны жизни общества).

Социальная революция - комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни. Это качественное изменение, затрагивающее основы существующего строя.

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Реформа - частичное усовершенствование в какой-то сфере жизни, ряд постепенных изменений, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Социальная реформа - касается преобразования тех сфер или сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с уровнем и образом жизни людей, влияют на здоровье, доступ к социальным благам, участие в общественной жизни.

Сен-Симон, Анри

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Анри́ Сен-Симо́н (Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон, фр. Claude Henri de Rouvroy, Comte de Saint-Simon, 17.10.1760, Париж - 19.05.1825, Париж) - французский философ, социолог, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма.

Одна из первых научных концепций социального развития как последовательного продвижения обществ по восходящим уровням прогресса, которое определяется приростом знания, принадлежит А.Сен-Симону.



Конт, Огюст

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт (фр. Isidore Marie Auguste François Xavier Comte; 19 января 1798, Монпелье - 5 сентября 1857, Париж) - французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды - принесший ему наибольшую известность «Курс позитивной философии» («Cours de philosophie positive», т. 1-6, 1830-1842) и «Система позитивной политики, или Трактат по социологии, устанавливающий религию Человечества» (т. 1-4, 1851-1854).

Герберт Спенсер

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Ге́рберт Спе́нсер (англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби - 8 декабря 1903, Брайтон) - английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.

Эмиль Дюркгейм

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество



Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim, 15 апреля 1858 - 15 ноября 1917) - французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа. Наряду с Огюстом Контом, Карлом Марксом и Максом Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки.

Анн Робер Жак Тюрго

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Анн Робер Жак Тюрго (фр. Anne Robert Jacques Turgot, baron de l'Aulne, барон д'Ольн; 10 мая 1727 - 18 марта 1781) - французский экономист, философ и государственный деятель. Вошел в историю как один из основоположников экономического либерализма.



Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола



Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Николя́ де Кондорсе́, полное имя Мари́ Жан Антуа́н Николя́ де Карита́, марки́з де Кондорсе́ (фр. Marie Jean Antoine Nicolas de Caritat, marquis de Condorcet; 17 сентября 1743, Рибмон, Эна, Франция - 28 марта 1794, Бург-ла-Рен, Иль-де-Франс, Франция) - французский философ, учёный-математик, академик и политический деятель, маркиз. Его супругой была София де Кондорсе. Родоначальник теории прогресса.

Карл Маркс

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Карл Генрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818, Трир - 14 марта 1883, Лондон) - немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм».



Фридрих Энгельс

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Фри́дрих Э́нгельс (нем. Friedrich Engels; 28 ноября 1820, Бармен (ныне район Вупперталя) - 5 августа 1895, Лондон) - немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг и единомышленник Карла Маркса и соавтор его трудов.



Личность и социальная среда

Социальная среда - это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Можно выделить три этапа социализации личности:

Период вхождения в общество: освоение норм и требований, формирование коммуникативных способов взаимодействия с окружающим миром.

Период самоактуализации в обществе: определение личностных характеристик, своей позиции, статуса, социальных предпочтений.

Период интеграции: становление личности и активное взаимодействие социальной среды и личности.

Потребности человека

Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere - приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.



Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу.

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Социализация и воспитание и общение.



Воспитание - привитие родителями, воспитателями, учителями определенных качеств характера, правил поведения ребенку. В воспитании личности принимает участие и окружающая среда в ходе взросления человека, духовного и физического становления, получения им образования.

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Социализация - реализация личности в определенной социальной среде, усвоение умений, правил поведения человеком, имеющим отношение к его социальной роли.

Агенты социализации:

Ими являются отдельные люди, группы и организации, которые проводят обучение и помогают человеку осваивать роли. Главные агенты социализации:

семья, школа, детский сад, средства массовой информации, группа подростков, армия, религиозные и производственные организации и т.д.

Общение - контакты, в которые вступают люди в процессе их жизнедеятельности.

Общение происходит по двум психологическим каналам: словесному (речевому, вербальному) и эмоциональному(невербальному).

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество

Вербальное общение использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации с ее помощью менее всего искажается смысл сообщения.



Маслоу

Абрахам Харольд

Методический материал к урокам обществознания Человек и общество



Абрахам Маслоу(англ. Abraham Maslow; 1 апреля 1908, Нью-Йорк - 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) - видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.



© 2010-2022