Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс

Муниципальное образование «Усть-Илимский район»Муниципальное общеобразовательное учреждение«Тубинская средняя общеобразовательная школа»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Обществознание»для обучающихся 10-11 классовМОУ «Тубинская СОШ»на 2014 - 2015 учебный годОбразовательная область: обществознаниеРазработал (а):ФИОСтатьева Марианна Николаевнаучитель географии, истории и обществознанияДолжность, предметII квалификационная категорияКатегория2014 г.
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование «Усть-Илимский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тубинская средняя общеобразовательная школа»

(«МОУ «Тубинская СОШ»)




Рассмотрено

МО_____________

________________

Протокол №

От «____»_______20____г.

Руководитель МО

_____________________

Согласовано

МС

Протокол № _________

От «____» ________20____г.

Председатель МС

_______________ Е. В. Зепп

Утверждаю

Приказ № ________

от «___»_____20____г.

Директор МОУ

«Тубинская СОШ»

__________Л. А. Солдатенко





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Обществознание»


для обучающихся 10-11 классов


МОУ «Тубинская СОШ»


на 2014 - 2015 учебный год


Образовательная область: обществознание




Разработал (а):

ФИО Статьева Марианна Николаевна

учитель географии, истории и обществознания

Должность, предмет

II квалификационная категория

Категория









2014 г.

Рабочая программа курса «Обществознание»

(базовый уровень)

10-11 класс

Пояснительная записка

Программа по обществознанию предназначена для 10-11 классов . Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Базисному учебному плану (68 часов).

Цели и задачи изучения обществознания

Изучение обществознания направлено на достижение следу­ющих целей:

• развитие личности в ответственный период социаль­ного взросления человека , ее познаватель­ных интересов, критического мышления в процессе вос­приятия социальной (в том числе экономической и пра­вовой) информации и определения собственной позиции; нравственной; правовой культуры, экономического обра­за мышлений, способности к самоопределению и саморе­ализации;

Задачи курса:

• воспитание общероссийской идентичности, граждан­ской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Фе­дерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности сис­темы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оце­ниваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования об­щественных отношений; механизмах реализации и защи­ты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникатив­ной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных зна­ний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероиспове­даний, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Общая характеристика учебного курса

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: социальные отношения, политика, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Рабочая программа курса «Обществознание» (10-11 класс) составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (базовый уровень), базисного учебного плана, авторской программы: «Обществознание» Боголюбов Л. Н., Городетская Н. И., Иванова Л. Ф, Матвеев А.И., М., Просвещение, 2009г., примерной программы по учебным предметам «Обществознание 10-11 классы», Корнева Т.А М. Планета, 2011г.

Используемый учебно-методический комплект:

- Л. А. Боголюбов, Ю.И. Аверьянова, Л.Ф. Городетская, Обществознание, 10 класс, М., Просвещение, 2011г.

- Л. А. Боголюбов, Н. И. Городетская, А.И. Матвеев, Обществознание, 11 класс, М. Просвещение, 2012г.

Цели и задачи изучения обществознания в 10-11 классе

Цели курса:

-способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

-передать обучающимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;

-формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

-развить у обучающимся словесно - логическое и образное мышление;

-способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.

-помочь обучающимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;

-помочь выработать собственную жизненную позицию;

Основными задачами данного курса являются:

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения правовым нормам;

- усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации;

-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.

Используемые методы обучения и формы организации учебной деятельности:

- методы обучения: словесные в тесном сочетании с наглядными и практическими (проблемный, частично-поисковый, исследовательский, проектной деятельности).

- формы обучения: урок, лекция, семинар, зачет, нетрадиционные формы уроков - урок-проект, урок-презентация, урок-диспут, урок-конференция педагогические технологии: проблемно-диалогическое обучение, ИКТ, обучение в сотрудничестве, критическое мышление, метод проектов

Межпредметные связи.

Курс «Обществознание» в 10-11 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 10,11 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Место учебного предмета в учебном плане

Общее количество часов, отводимое на изучение курса «Обществознание» по Федеральному базисному учебному плану составляет 140 часов, из них 70 ч. в 10 классе, 70 ч. в 11 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю на базовом уровне. Данная программа рассчитана на 68 часов, из них 34ч.в 10 классе, 34ч. в 11 классе, из расчета 1 учебный час. Остальные 2 часа отведены на предмет право 10-11класс.

Распределение учебного времени по классам

Класс

курс обществознание

Количество часов

10

Обществознание

34

11

Обществознание

34

Ценностные ориентиры содержания курса «Обществознание»

Методологической основой программы курса являются цивилизационный подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации.

Ведущие принципы:

-принцип историзма и объективности,

-концепции многофакторного подхода в обществознании, что предопределяет необходимость показа действий различных факторов, выявления альтернатив и объяснения причин реализации одной из них в переломный момент истории России.

-взвешенный подход к обозначению достижений и негативных явлений и процессов в исторической ретроспективе

-роли личности в истории, влияния ментальных установок народов России на ход исторического процесса

Основные ценностные ориентиры программы

Курс «Обществознание» предоставляет возможность понять и систематизировать знания об условиях зарождения Российской и современной мировой цивилизации, особенностях ее поступательного развития и формирования базовых ценностей:

- гражданское общество

- патриотизм

- парламентаризм

- правовое государство

- свобода и демократия

- уникальность каждой личности

- прогресс общественного развития

Результаты обучения и усвоения курса обществознания в 10-11 классе

Знать:

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной > в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; совершенствования собственной познавательной деятельности; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; предвидения возможных последствий определенных социальных действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

Контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки обучающихся.

Контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки обучающихся осуществляется в ходе использования общих (тестирование, выполнение заданий в формате ЕГЭ) и специфических (творческое сочинение, решение познавательных задач, фиксированный устный ответ, работа с историческими документами) методов. Общая модель диагностики выглядит следующим образом: промежуточная диагностика по завершении изучения тем курса, итоговая диагностика по завершении изучения раздела курса обществознания.

Критерии оценки знаний учеников

Отлично:

-Удачное использование правильной структуры ответа(введение, основная часть, заключение); определение темы; ораторское искусство.

- Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов.

- Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами.

- Отсутствуют фактические ошибки, детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные, факты отделяются от мнений.

- Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание.

- Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; четкая последовательность

Хорошо:

- Использование структуры ответа, но не всегда удачное; встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов.

- Использование структуры ответа, но не всегда удачное; встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов.

- Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами.

- Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются, факты отделяются от мнений.

-Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно, правильное доступное описание.

-Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Удовлетворительно

- Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя.

-Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны и задаются только с помощью учителя, противоречия не выделяются.

-Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствует друг другу

- Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях, детали приводятся но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними.

- Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно.

-Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности.

Неудовлетворительно

- Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы.

- Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме; нет их сопоставления;неумение выделить ключевую проблему, неумение задать вопрос, даже с помощью учителя, нет понимания противоречий.

- Смешивается теоретический и практический материал, между ними нет соответствия.

- Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они под сказываются учителем. Факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы.

- Неумение выделить понятие, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания.

- Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности.

Содержание тем учебного курса Обществознание 10 класс

Раздел 1. Общество и человек (8ч)

Глава 1. Общество (2 ч)

Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Глава 2. Человек (6 ч)

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Позна­ние и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания.. Человек в систе­ме соци­альных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни (18 ч)

Глава 3. Духовная культура (4 ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации Наука и образо­вание. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусст­во и ду­ховная жизнь Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Глава 4. Экономика (2ч)

Роль экономи­ки в жиз­ни обще­ства. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура общества. Взаимовлияние экономики и политики. Эконо­мическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Глава 5. Социальная сфера (6ч)

Соци­альная структу­ра Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность Соци­альные взаимо­действия. Социальные отношения и взаимодействия Социальный конфликт Социальные аспекты труда. Культура труда Соци­альные нормы и откло­няющее­ся пове­дение. Многообразие социальные норм, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. На­цио­нальные отноше­ния. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья и быт. Семья как социальный институт Семья в современном обществе. Бытовые отношения Культура топоса. Моло­дежь в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте Молодёжная субкультура

Глава 6. Политическая сфера ( 6ч)

Политика и власть Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Полити­ческая система Структура и функции политической системы Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Граж­данское общест­во и правовое государ­ство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демо­кратиче­ские вы­боры и полити­ческие партии. Избирательные системы Многопартийность Политическая идеология Участие гражда­н в полити­ческой жизни. Политический процесс. Политическая культура

Раздел III. Право (6ч)

Глава 7. Право как особая система норм (6ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источни­ки права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Право­отноше­ния и правона­рушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Совре­менное россий­ское за­конода­тельство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпо­сылки право­мерного поведе­ния Правосознание. Правовая культура.

Повторительно - обобщающий урок (2ч)

Тематическое планирование курса «Обществознание » 10 класс

№ темы

Название

Количество часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обществознание

Раздел 1. Общество и человек

8

1

Глава 1. Общество

2

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий, работать в группах, с материалами СМИ, решать проблемные вопросы. Объяснять сущность сфер общества, взаимосвязь всех сфер на конкретных примерах.

2

Глава 2. Человек

6

Знать понятия, объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, уметь высказывать свое мнение, уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания, анализировать текст документа по вопросам. Высказывать свое мнение, характеризовать моральные ценности. Раскрывать на примерах многообразие видов деятельности, определять взаимосвязь деятельности и сознания. Анализировать собственные и чужие взгляды на познание мира, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения. Знать связь свободы и необходимость. Уметь характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке. Выделять признаки понятия «личность».

Раздел II. Основные сферы общественной жизни

18

3

Глава 3. Духовная культура

4

Знать понятия темы, уметь разъяснять сущность понимания культуры у различных народов, уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей , уметь объяснять сущность культурного наследия. Уметь осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения. Знать, что представляет собой образование как институт общества, уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы, уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней, уметь определять становление нравственного в человеке, составлять таблицу и словарь по теме. Уметь анализировать произведения искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры. Выработать умение аргументировать разные оценки перспектив духовного развития современной России.

4

Глава 4. Экономика

2

Знать понятия, уметь определять поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере, решать творческие задачи по проблемам ориентации в сложных процессах экономической жизни. Знать основные элементы экономической культуры, объяснять суть и значение грамотного и нравственно-ценного поведения человека в экономике.

5

Глава 5. Социальная сфера

6

Уметь анализировать социальный образ, имидж личности, объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью, пояснять на примерах, как принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей, анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий. Уметь определять последствия социальных конфликтов. Объяснять социальные аспекты труда. Анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни, анализировать разные позиции в отношении поляризации общества и причины способствующие этому, причины подтолкнувшие людей к порогу бедности. Приводить примеры по видам социальных норм. Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры, анализировать этнические конфликты современного общества. Уметь описывать жизненный цикл семьи, анализировать мотивы и причины распада семьи, семейные отношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций, характеризовать особенности молодежи как социальной группы, знать какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних, актуальные проблемы молодежи.

6

Глава 6. Политическая сфера

6

Знать, чем отличаются подходы к определению права. Уметь объяснить, в чём заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия. Роль системы права в регулировании общественных отношений. Знать, что общего между моралью и правом, что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие. Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права, определить, нормами каких отраслей права регулируется определённая жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений. Знать определение основных понятий темы,

определять особенности правонарушений.

Уметь объяснить различия между проступком и преступлением, называть главные черты юридической ответственности.

Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Высказывать собственную точку зрении или обосновывать известные. Характеризовать элементы правосознания, объяснять предпосылки правомерного поведения . Знать основные глобальные проблемы современности. Уметь определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития, объяснять, что такое процесс глобализации.

7

Повторительно - обобщающий урок

2

Уметь анализировать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Содержание тем учебного курса Обществознание 11 класс

Глава I. "Человек и экономика» (12ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономиче­ская наука. Экономическая деятельность. Измерители экономи­ческой деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондо­вый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и фактор­ные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономиче­ские и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачивае­мые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Ос­новные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внеш­ние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денеж­ной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимоно­польное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические по­следствия безработицы. Государственная политика в области за­нятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Глава II. Проблемы социально-политической и духовной жизни (8ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Вы­бор в условиях альтернативы и ответственность за его по­следствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Полити­ческая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в совре­менной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ве­домые.

Глава III. Человек и закон (14 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Есте­ственное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Во­инская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Эко­логические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имуще­ственные права. Право на интеллектуальную собственность. На­следование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. По­рядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, зак­лючение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила при­ема в образовательные учреждения профессионального образо­вания. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский про­цесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная сис­тема защиты прав человека в условиях мирного времени. Меж­дународная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXIвека. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Соци­альные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терро­ризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Тематическое планирование курса «Обществознание » 11 класс

№ темы

Название

Количество часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обществознание

1

Глава I. "Человек и экономика»

12

Знать определения экономика и экономическая наука; уметь различать части экономической науки; давать характеристику ресурсам экономики; узнать, что такое ВВП. Уметь делать выводы, анализировать. Знать, как экономический рост влияет на развитие общества и человека? Чем экономический рост отличается от экономического развития? Выделять факторы экономического роста; уметь различать экстенсивный и интенсивный рост. Знать экономические циклы, от чего зависит успех деятельности предприятий? Какие доходы можно получить, владея факторами производства? Уметь различать принципы менеджмента. Развивать умение работать с документами. Уметь различать экономические системы. Различать механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Знать, что такое мировая экономика, международное разделение труда. Систематизация знаний учащихся по данному разделу

2

Глава II. Проблемы социально-политической и духовной жизни

8

Знать, что свободное общество- одна из основных ценностей современного мира. Анализировать различные трактовки свободного общества. Уметь работать с учебником и дополнительной литературой. Характеризовать политические идеологии. Определять место СМИ в современной политической жизни. Знать, что такое политическое поведение. Чем различаются его формы. Уметь характеризовать электоральное поведение, протестное и экстремальное. Уметь регулировать политическое поведение. Знать, что такое политическая элита. Как она формируется. Уметь приводить примеры элиты 90 - х гг. Перечислять основные функции политического лидерства. Уметь сравнивать виды лидерства. Знать, что такое неполная семья. Уметь характеризовать современную демографическую ситуацию в России. Систематизация знаний учащихся по данному разделу

3

Глава III. Человек и закон

14

Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву. Уметь характеризовать основные осо­бенности естественного права Знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, ка­ковы основания приобретения граждан­ства; что такое воинская обязанность, что та­кое альтернативная гражданская служба, в чем особенности экологического правонарушения, какие виды ответст­венности за экологические правонару­шения предусматривает законода­тельство.

Понимать, в чем состоит специфика экологических отношений;

Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризо­вать основные. Знать экологические права, за­крепленные в Конституции РФ; назы­вать основные способы защиты экологи­ческих прав граждан, что такое гражданские правоот­ношения, что понимают под их содержанием. Знать основные положения по теме уро­ка: какие отношения регулируются се­мейным правом, каковы условия заклю­чения брака; личные и имущественные права ребенка. Субъекты и объекты семейных правоотно­шений. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязан­ности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспита­ние детей, оставшихся без попечения роди­телей, какие документы необходимы ра­ботнику при приеме на работу, каков по­рядок заключения, изменения и растор­жения трудового договора; учреждения профессионального образования. Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоот­ношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового пра­ва; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработ­ный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения, какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора, ка­ково его содержание; называть требова­ния, которым должно отвечать решение

суда, что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила, ка­ковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать административное правонаказание; что такое конституци­онность акта ,какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав челове­ка; как организована зашита прав чело­века в рамках Совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда. Систематизация знаний учащихся по данному разделу

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Учебные материалы:

- мультимедиа проектор

- интерактивная доска

- интернет

Интернет-ресурсы

- rusedu.ru (архив учебных программ и презентаций)

- 900igr.net (презентации)

-bibliotekar.ru (электронная библиотека художественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре)

- dic.academic.ru/dic.nsf (словари и энциклопедии)

- federacia.ru (все о России)

- school-collection.edy.ru

-edu.ru - федеральный портал «Российское образование»

-school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал

-еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

-internet-school.ru - интернет-школа издательства «Просвещение»: «Обществознание

-pish.ru - сайт научно-методического журнала «Преподавание обществознания в школе в школе»

-1september.ru - газета «Обществознания », издательство «Первое сентября»

-gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг

-ihtik.lib.ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам

-uznay-prezidenta.ru- материалы Президента России для школьников

-un.org-ООН

-ifap.ru-программа ЮНЕСКО

-www/ gks.ru- Федеральная служба государственной статистики

-ombudsman.ru- Уполномоченный по правам человека

-hro.ru- права человека в России

-fw.ru-интернет система «Мир семьи»





Приложение 1

Основные понятия курса обществознание 10 класс

Общество, общественные отношения, культура, материальная , духовная культура, культурные универсалии, деятельность,социальный институт, система,антропогенез, идеал, ценности, мировоззрение, «золотое правило» нравственности, мораль,деятельность, потребность, цель, мотив, сознание,знание, агностицизм, чувственное и рациональное познание, понятие, мышление, язык, истина, абсолютная ,относительная истина,личность, индивид, индивидуальность, социализация личности, самосознание, самореализация,духовная жизнь, культура, диалог культур, народная , массовая , элитарная культура,наука, научно-технический прогресс, образование,мораль, этика, религия, светское сознание, искусство, экономика, уровень жизни, валовой внутренний продукт, уровень бедности., экономическая культура личности, экономический интерес, деловая этика, экономическая свобода, маргиналы, социальное неравенство, дифференциация, стратификация, мобильность, статус, интересы, связь, отношения, взаимодействие, конфликт, культура труда,социальные нормы, контроль, девиантное поведение, преступность, преступление,этнос, нация, национальность, национальное самосознание, национализм, геноцид, шовинизм, патриотизм, расизм, апартеид, толерантность,семья молодежь, молодежная субкультура,политика, политическая партия, политический институт, государство, политические отношения, политическая власть, система, режим, тоталитарный режим, авторитарный режим, демократический режим,республика, президентская , парламентская , смешанная , монархия, парламентская , абсолютная, гражданское общество,избирательная система, многопартийность, двухпартийная система, политический процесс, политическое участие, популизм, политическая культура,право, система права, отрасль права, норма права, институт права,источники права, нормативно-правовой акт, конституция, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность, правосознание, правовая культура, правомерное поведение.

Основные понятия курса обществознание 11 класс

Экономика,макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика, экономические блага, обмен,производительность, ВНП, национальный доход, ВВП,экономический рост,интенсивный рост,экономическое развитие,цикл,виды экономики, спрос,предложения, фондовый рынок, конкуренция,фирма, заработная плата, рента, капитал,прибыль,виды издержки производства,предпринимательство, товарищества,ООО, АО, унитарные предприятия,лицензия, источники финансирования,кредит,менеджер,менеджмент,маркетинг,цель, функции, государственный бюджет, налоги,дефицит бюджета,финансы, банковская система, инфляция, рынок труда, прожиточный минимум,занятость,безработица,МРТ,протекционизм,свободная торговля,общественная психология, идеология и её виды,политическая пропаганда,поведение, терроризм,элита,лидерство,общественность,права человека,гражданина,экологические правонарушения,гражданские правоотношения,ответственность,личные не имущественные права,семейное право,трудовые правоотношения,трудовой договор,занятость, социальное обеспечение,образование,процессуальное право,правосудие, судопроизводство,истец,доказательства,арбитражный процесс,задержание,предварительное расследование,судебное разбирательство, следствие,протокол,международный уголовный трибунал,глобальные проблемы современности.


© 2010-2022