Статья Активные методы обучения на уроках истории и обществознания

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активные методы обучения на уроках истории и обществознания.

Автор: Пономаренко Н.В.

Современная школа требует от учителей новых форм проведения уроков. Не случайно, основное требование ФГОС - обеспечить самостоятельное познание учащимися материала урока. Учитель в данном случае может выступать в роле модератора. Современное развитие цивилизации меняет традиционное соотношение государства и гражданского общества в сторону последнего, т.е. развитие гражданского общества. Задача учителя - воспитать будущих граждан своей страны, умеющих доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Осуществление этой задачи возможно при использовании активных форм и методов обучения на уроке.

Активные методы обучения помогают стимулировать интерес учащихся к изучаемому материалу. Позволяют удерживать мотивацию изучения темы в течение всего урока.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Пример применения активных методов обучения на уроке обществознания.

Тема урока: «Нации и межнациональные отношения».

Цели:

- знакомство с понятиями «нация», «этнос», «межнациональные отношения».

- воспитание чувства толерантности.

- определение собственной гражданской позиции по вопросу перспектив развития национальной государственной политики.

- освоение навыков работы в группах, парах.

1. Мотивация.

Опрос учащихся:

а) знаю, могу поделиться информацией

б) наслышан, но информации не достаточно

в) не знаю, не знаком с проблемой.

Ребятам предлагается зафиксировать все на карточках. Это необходимо, чтобы в конце урока понять, все ли смогли осветить в ходе урока.

2. Совместная постановка целей урока.

3. Предоставление информации.

а) создание мега нации (россияне - все остальное этносы, в рамках культурно этнической автономии)

б) многонациональное государство (т.е. существование различных наций, этносов в составе федерации)

4. Ролевая игра.


  1. составление экспертных групп (из числа учащихся, получающих карточку - инструктаж, для дальнейшей работы)

а) психологи

б) социологи

в) политологи


  1. Остальные учащиеся произвольно делятся учителем на две группы (по количеству точек зрения на проблему) с заданными ролями.

На основе дальнейшей работы в группах определяются «+» и «-» доставшейся группе для обсуждения теории.

3) Презентация проектов групп, с высказыванием мнения специалистов

(не прозвучавшие у группы «+» и «-»)


  1. Специалисты эксперты дают оценку работе группы ( чья защита оказалась

более убедительной) - как подведение итогов работы.

5. Рефлексия.

1) Возвращение к мини соц. Опросу (повторное его проведение с использованием рабочего листа). - с комментариями учителя.

Учащиеся продолжают предложение, обращаясь к карточке №1.

1. Я думаю что….

2.Потому что, этому способствует…

3.Значит….

Применение на уроках активных методов обучения позволяет мне:

- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;

- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся;

- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.





© 2010-2022