- Преподавателю
- Обществознание
- Статья Активные методы обучения на уроках истории и обществознания
Статья Активные методы обучения на уроках истории и обществознания
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пономаренко Н.В. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Активные методы обучения на уроках истории и обществознания.
Автор: Пономаренко Н.В.
Современная школа требует от учителей новых форм проведения уроков. Не случайно, основное требование ФГОС - обеспечить самостоятельное познание учащимися материала урока. Учитель в данном случае может выступать в роле модератора. Современное развитие цивилизации меняет традиционное соотношение государства и гражданского общества в сторону последнего, т.е. развитие гражданского общества. Задача учителя - воспитать будущих граждан своей страны, умеющих доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Осуществление этой задачи возможно при использовании активных форм и методов обучения на уроке.
Активные методы обучения помогают стимулировать интерес учащихся к изучаемому материалу. Позволяют удерживать мотивацию изучения темы в течение всего урока.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Пример применения активных методов обучения на уроке обществознания.
Тема урока: «Нации и межнациональные отношения».
Цели:
- знакомство с понятиями «нация», «этнос», «межнациональные отношения».
- воспитание чувства толерантности.
- определение собственной гражданской позиции по вопросу перспектив развития национальной государственной политики.
- освоение навыков работы в группах, парах.
1. Мотивация.
Опрос учащихся:
а) знаю, могу поделиться информацией
б) наслышан, но информации не достаточно
в) не знаю, не знаком с проблемой.
Ребятам предлагается зафиксировать все на карточках. Это необходимо, чтобы в конце урока понять, все ли смогли осветить в ходе урока.
2. Совместная постановка целей урока.
3. Предоставление информации.
а) создание мега нации (россияне - все остальное этносы, в рамках культурно этнической автономии)
б) многонациональное государство (т.е. существование различных наций, этносов в составе федерации)
4. Ролевая игра.
-
составление экспертных групп (из числа учащихся, получающих карточку - инструктаж, для дальнейшей работы)
а) психологи
б) социологи
в) политологи
-
Остальные учащиеся произвольно делятся учителем на две группы (по количеству точек зрения на проблему) с заданными ролями.
На основе дальнейшей работы в группах определяются «+» и «-» доставшейся группе для обсуждения теории.
3) Презентация проектов групп, с высказыванием мнения специалистов
(не прозвучавшие у группы «+» и «-»)
-
Специалисты эксперты дают оценку работе группы ( чья защита оказалась
более убедительной) - как подведение итогов работы.
5. Рефлексия.
1) Возвращение к мини соц. Опросу (повторное его проведение с использованием рабочего листа). - с комментариями учителя.
Учащиеся продолжают предложение, обращаясь к карточке №1.
1. Я думаю что….
2.Потому что, этому способствует…
3.Значит….
Применение на уроках активных методов обучения позволяет мне:
- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;
- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся;
- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.