- Преподавателю
- Обществознание
- Программа организации внеурочной деятельности
Программа организации внеурочной деятельности
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Андреева О.С. |
Дата | 15.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Санкт-Петербург
Автор: Андреева Ольга Станиславовна,
воспитатель группы продленного дня
2014
Сценарий игры
«Путешествие на необитаемый остров»
Направление: гражданско-патриотическое
ГБОУ Гимназия №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Информационная карта участника районной выставки методических материалов
«Вектор успеха»
Ф.И.О. (полностью)
Андреева Ольга Станиславовна
Должность
воспитатель
Название образовательного
учреждения
ГБОУ Гимназия №295 Фрунзенского района
Образование
Высшее педагогическое
Педагогический стаж
22 года
Квалификационная категория,
ученая степень (если есть)
Высшая квалификационная категория
Полное наименование представленной
работы
Сценарий игры «Путешествие на необитаемый остров»
Телефон, e-mail
8921-405-92-80 [email protected]
Пояснительная записка
Целью представленного материала является демонстрация педагогических методов и приемов организации детского коллектива на первом этапе создания «классного государства». В игре сконцентрированы основные идеи длительной интерактивной игры для учащихся 3-4 классов в рамках районного проекта «Ее величество Геральдика»*. Игра была представлена на городском конкурсе педагогических достижений (2012 г.) и «проиграна» на классных коллективах разных школ.
Задачи игры:
-
Увлечь детей идеей создания «классного государства».
-
Объединить детей в микроколлективы на основе творческого взаимодействия.
-
Выявить лидеров класса.
-
Дать возможность проявить личные творческие способности каждому ребенку.
-
Начать подготовку к участию в 1 этапе районной игры «Ее величество Геральдика».
Сценарий игры «Путешествие на необитаемый остров»
Участники: учащиеся 3-х классов
Воспитатель: Андреева О.С. ГБОУ Гимназия №295
-
Введение в занятие. Увлечение игрой.
Ведущий (воспитатель). Сегодня мы с вами совершим необыкновенное путешествие…
Вы любите путешествовать? Расскажите, в каких городах или странах вы побывали? (дети делятся впечатлениями от поездок). А как вы думаете, сколько всего стран в мире? Около 200, если точно -194. И каждая страна имеет свои символы (на экране - слайд флагов различных стран). Что такое символы государства? (флаг, герб, гимн).
Есть специальная наука - ГЕРАЛЬДИКА, которая занимается изучением символов в разных странах. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в эту необыкновенную и интересную страну, в которой вы узнаете об истории создания государственных символов России и станете создателями своих символов. Хотите?
Тогда я превращаюсь в Советника Ее Величества Геральдика (одевается орден на ленточке - символ игры). И как Советник, я уполномочена зачитать вам письмо Ее Величества (письмо свернуто в свиток):
Ее Величество Геральдика рада приветствовать учеников 3 класса. Для того, чтобы попасть в страну Геральдика, необходимо создать свое государство. Представляет государство Ее Величеству руководитель государства - президент, в подчинении которого находятся министерства. Пропуск в страну «Геральдика» осуществляется только по предъявлению флага и герба государства.
Ребята, для того, чтобы попасть в Геральдику, нужно создать свое государство. Я вам подскажу, как это лучше сделать.
-
Организация детей в микроколлективы
Для начала нужно найти место, где вы построите свою страну. У меня есть на примете очень симпатичный остров. Добраться туда можно морем. Хотите отправиться в плаванье?
В порту уже стоят 4 корабля (парты расставлены заранее). Нужно набрать команды кораблей.
____________________________________
*Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Ее величество Геральдика». Иванова Е.Т., Демидова Г.И. ДДЮТ Фрунзенского района, 2006
Главный на корабле кто? Капитан. Капитанами будут самые опытные путешественники (дети называют капитанов). Капитаны, подойдите к кораблям.
Каждому капитану необходим помощник - на корабле он называется старпом. Капитаны, выберите себе по одному помощнику.
Старпомам помогают боцманы. Они руководят матросами. Старпомы, выбирайте по одному боцману.
Остальные - незаменимые люди на корабле. Это - вахтенные матросы. Они могут пройти на любой корабль.
Пояснение: Здесь представлен прием организации детей в микроколлективы на основе симпатии. Плюсом такого приема является то, что оставшиеся дети, которых никто не выбрал, становятся полноправными активными участниками общего дела.
Я поплыву на флагманском корабле, и буду показывать вам путь.
Экипажи, готовы к путешествию? Тогда, отдать швартовые! ( Позвонить в колокольчик-« рынду». На экране - анимированный слайд корабликов.)
И вот мы с вами в открытом море. Дует ветер и наполняет паруса. Покажите, как дует ветер. Сильнее, а то мы будем долго плыть до нашего острова. (Дети надувают щеки). (Слайд « шторм») Внезапно налетает шторм, начинается качка. Покажите качку.
Но экипажи не растерялись. Боцманы кричат «Задраить люки!» и задраивают люки. Боцманы, покажите, как вы будете задраивать люки (дети выполняют круговые движения). Капитаны внимательно смотрят в бинокли и замечают на пути любые препятствия (капитаны «смотрят в бинокль»). Вахтенные матросы уверено держат штурвал (матросы «крутят штурвал»). А старпом подбадривает команду и похлопывает всех по плечу.
Пояснение: На этапе увлечения очень важно сразу включить детей в активную деятельность. В этом помогают игры на взаимодействие. *
Наконец шторм утих. На горизонте земля! (слайд - остров). Это наш остров. Посмотрите, на нем никто не живет. Сможем ли мы здесь построить свою страну? Как вы думаете?
___________________________________
*Программа внеурочной деятельности на основе игры для младших школьников 1 класса «Вместе весело играть» Андреева О.С.2014. Материалы конкурса «Вектор успеха»
На острове есть бухта, где можно ловить рыбу, заниматься строительством кораблей.
Есть лес, где можно охотиться и разводить животных.
Есть поля, где можно выращивать различные растения.
Есть горы. Они близко к звездам. Можно наблюдать за звездами и природными явлениями, чтобы предсказывать погоду.
Какое прекрасное место... Море, горы, леса, поля. А какая радуга!
Нужно дать название этой стране. Как мы ее назовем? (Дети придумывают название, записывают на табличке, которая крепится к карте). Отлично! Пора высаживаться на берег.
Пояснение: Вы можете использовать любую карту, которая понравится детям на выбор.
Высадились. С чего начнем? ( Нужно сделать остров пригодным для жилья). Предлагаю каждому экипажу выбрать себе место, чтобы построить город.
-
Выполнение заданий по группам. Выборы «мэров».
Чтобы побыстрее решить, какая команда где поселится, предлагаю провести жеребьевку. Капитаны, подойдите ко мне (раздаю детям карточки с названием места: берег, поле, лес, горы). Пройдите в свои команды и поставьте карточки на подставки.
Для начала придумаем названье будущим городам. На флажках вы напишете название города и прикрепите на экран. В названии городов может быть отражено место, где находится город, а может - род занятий его жителей. Старпомы получите флажки.
Итак, в вашей стране появилось 4 города. Сейчас боцманы скомандуют, и каждая команда дружно и четко произнесет название своего города.
Что будем делать дальше? ( Займемся благоустройством городов). Кто в городе самый главный, и отвечает за благоустройство и развитие города? ( Мэр).
Выберем мэров городов. Это должны быть творческие и ответственные люди, которые умеют выслушать каждого. Обсудите и решите, кто будет мэром вашего города.
Попрошу мэров выйти к доске. Представьтесь. Поздравляю с избранием. Горожане вам доверили ответственное поручение. Вручаю вам конверты с заданием по строительству. Можно приступать к выполнению. Время ограничено. По сигналу колокольчика завершаем строительство.
Задания командам.
-
Выберите один или два объекта для вашего города (это сооружение должно отражать род занятий жителей города). Подумайте, чем еще могут заниматься горожане.
-
Разместите объекты на карте.
Каждой команде выдается набор карточек-подсказок с изображением или названием объектов.
(Колокольчик). Мэры, расскажите, какие здания вы построили в своих городах и почему. (Ребята рассказывают).
Пояснение: Очень важно сразу включить избранных мэров в повседневную жизнь класса: давать им ответственные поручения по организации своих «горожан» в учебной и вне учебной деятельности.
-
Индивидуальная работа
На этом строительство не закончилось. А где будут жить горожане? (Нужно построить дома). Дома могут быть разные - одноэтажные, многоэтажные. Вы можете построить дом только для себя, а можете объединиться, и построить дом на несколько человек. Хорошо, если у вас в городе будет какая-то общая архитектурная идея. Дружная работа приветствуется (Раздать листки бумаги).
Кто нарисует дом, сможет разместить его на нашей карте острова. (Музыка).
... Остров преобразился. Еще недавно он был необитаемым, а теперь здесь созданы прекрасные города. Расскажите, какие дома в ваших городах (Дети рассказывают о своих домах).
Пояснение: Данный этап игры для детей очень привлекателен. Они с удовольствием и дальше «благоустраивают» свои города, фантазируют, используют различные материалы. Например, в одном классе, ребята сделали пластилиновую карту.
-
Создание традиций коллектива
Поздравляю. Вы создали свою страну! Теперь нужно подумать, по каким правилам (законам) вы будете жить. Ведь у каждого государства есть такие законы. Скажите, по какому главному закону живут граждане России? (Конституция Российской Федерации). Подумайте, какое главное правило будет в вашей стране. (Дети отвечают).
Я предлагаю вам обсудить несколько законов коллективной жизни.
Законы разработаны учителем Владимиром Трофимовичем Кабушем (г. Минск)
-
Закон правды: Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
-
Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
-
Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
-
Закон любви: Любовь - одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.
-
Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
-
Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
-
Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
-
Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
-
Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
-
Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
-
Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Идет обсуждение законов коллектива. Законы принимаются общим голосованием.
-
Заключение. Подведение итогов.
Итак, подведем итоги. Вам сегодня удалось очень много сделать. Вы создали свою страну, построили города, выбрали мэров. Подумали о законах государства.
Для того, чтобы продолжить путешествие в страну Геральдику нужно выполнить еще несколько условий. Кто помнит, какие? (Выбрать президента, создать министерства, придумать флаг и герб).
Это будет следующим этапом нашего путешествия.
А сейчас я хочу у вас спросить:
7. Рефлексия
- Вам понравилась игра?
- Что вам больше всего понравилось делать?
- Вам хочется продолжить игру?
Мне важно знать мнение каждого из вас. Я попрошу приклеить на кораблик зеленые флажки, кому игра понравилась, и кому захотелось ее продолжить. И желтые флажки, кому не понравилось. (Обсудить, что не понравилось, и почему.)
Но прежде, чем вы подойдете к кораблику, я попрошу навести порядок на столах. Соберите аккуратно в стопку все карточки, а карандаши и фломастеры поставьте в стаканчики. Та команда, которая первая наведет порядок, сможет подойти к кораблику в первую очередь. (Музыка).
Пояснение: Подробнее с порядком проведения сюжетно-ролевой игры «Ее величество «Геральдика» можно ознакомиться на сайте ДДЮТ Фрунзенского района СПб.
В методической разработке подробно описаны этапы игры.
Для игры понадобятся:
-
Изображение острова или карта острова.
-
Изображения флагов государств.
-
Свиток «Письмо Геральдики».
-
Колокольчик-рында.
-
«Орден Геральдика» для ведущего.
-
Карточка для названия страны .
-
Карточки для жеребьевки («Горы», «Лес», «Берег», «Поле»).
-
Набор карточек-подсказок: порт, пристань, обсерватория, метеостанция, радар, оранжерея, клумба, парк, зоосад, маяк, деревянный городок, дом сказки и т.д.
-
Флажки (для названья городов) по количеству команд.
-
Конверты с заданиями.
-
Листы бумаги ¼ (по количеству детей), фломастеры, карандаши, резинки.
-
Стикеры-флажки для рефлексии (по количеству детей) зеленые и желтые.
-
Плакат кораблика.
©Андреева О.С.2014
7