Программа организации внеурочной деятельности

Пояснительная  записка В последние годы педагоги отмечают такую тенденцию: дети не умеют играть в коллективные игры. Общение  вытесняется  компьютерными играми. Живая игра вытесняется более «нужными» делами:  занятиями репетициями, мероприятиями и т.д. Первоочередная задача начальной школы - адаптация ребенка к новым для него условиям жизнедеятельности в образовательном учреждении: освоение и принятие правил школьной жизни, приобретение опыта взаимодействия в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, развитие интереса к созидательным видам деятельности. Игра – это проявление желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта, познавательной деятельности, творчества, активности, стимулирует целеустремленность. Таким образом, игра может выступать как психолого-педагогическое средство развития и воспитания ребенка. С.А.Шмаков выделяет следующие функции игры* Функция межнациональной коммуникации Диагностическая функция Терапевтическая функция Коммуникативная функция Функция самореализации ребенка Функция коррекции Развлекательная функция Игра служит развитию личности ребенка при условии организации ее как свободной деятельности, причем деятельности творческой, активной и в то же время подчиненной определенным правилам. Данная программа предназначена для учителей, воспитателей ГПД, педагогов-организаторов. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Цель программы игровой деятельности: создание психолого-педагогических условий для успешного развития личности младшего школьника во внеурочной деятельности
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Санкт-Петербург

Автор: Андреева Ольга Станиславовна,

воспитатель группы продленного дня

2014

Сценарий игры

«Путешествие на необитаемый остров»

Направление: гражданско-патриотическое



ГБОУ Гимназия №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Информационная карта участника районной выставки методических материалов

«Вектор успеха»


Ф.И.О. (полностью)

Андреева Ольга Станиславовна

Должность

воспитатель

Название образовательного

учреждения

ГБОУ Гимназия №295 Фрунзенского района

Образование

Высшее педагогическое

Педагогический стаж

22 года

Квалификационная категория,

ученая степень (если есть)

Высшая квалификационная категория

Полное наименование представленной

работы

Сценарий игры «Путешествие на необитаемый остров»

Телефон, e-mail

8921-405-92-80 [email protected]


Пояснительная записка


Целью представленного материала является демонстрация педагогических методов и приемов организации детского коллектива на первом этапе создания «классного государства». В игре сконцентрированы основные идеи длительной интерактивной игры для учащихся 3-4 классов в рамках районного проекта «Ее величество Геральдика»*. Игра была представлена на городском конкурсе педагогических достижений (2012 г.) и «проиграна» на классных коллективах разных школ.

Задачи игры:

  1. Увлечь детей идеей создания «классного государства».

  2. Объединить детей в микроколлективы на основе творческого взаимодействия.

  3. Выявить лидеров класса.

  4. Дать возможность проявить личные творческие способности каждому ребенку.

  5. Начать подготовку к участию в 1 этапе районной игры «Ее величество Геральдика».

Сценарий игры «Путешествие на необитаемый остров»

Участники: учащиеся 3-х классов

Воспитатель: Андреева О.С. ГБОУ Гимназия №295


  1. Введение в занятие. Увлечение игрой.

Ведущий (воспитатель). Сегодня мы с вами совершим необыкновенное путешествие…

Вы любите путешествовать? Расскажите, в каких городах или странах вы побывали? (дети делятся впечатлениями от поездок). А как вы думаете, сколько всего стран в мире? Около 200, если точно -194. И каждая страна имеет свои символы (на экране - слайд флагов различных стран). Что такое символы государства? (флаг, герб, гимн).

Есть специальная наука - ГЕРАЛЬДИКА, которая занимается изучением символов в разных странах. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в эту необыкновенную и интересную страну, в которой вы узнаете об истории создания государственных символов России и станете создателями своих символов. Хотите?

Тогда я превращаюсь в Советника Ее Величества Геральдика (одевается орден на ленточке - символ игры). И как Советник, я уполномочена зачитать вам письмо Ее Величества (письмо свернуто в свиток):

Ее Величество Геральдика рада приветствовать учеников 3 класса. Для того, чтобы попасть в страну Геральдика, необходимо создать свое государство. Представляет государство Ее Величеству руководитель государства - президент, в подчинении которого находятся министерства. Пропуск в страну «Геральдика» осуществляется только по предъявлению флага и герба государства.

Ребята, для того, чтобы попасть в Геральдику, нужно создать свое государство. Я вам подскажу, как это лучше сделать.


  1. Организация детей в микроколлективы

Для начала нужно найти место, где вы построите свою страну. У меня есть на примете очень симпатичный остров. Добраться туда можно морем. Хотите отправиться в плаванье?

В порту уже стоят 4 корабля (парты расставлены заранее). Нужно набрать команды кораблей.

____________________________________

*Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Ее величество Геральдика». Иванова Е.Т., Демидова Г.И. ДДЮТ Фрунзенского района, 2006

Главный на корабле кто? Капитан. Капитанами будут самые опытные путешественники (дети называют капитанов). Капитаны, подойдите к кораблям.

Каждому капитану необходим помощник - на корабле он называется старпом. Капитаны, выберите себе по одному помощнику.

Старпомам помогают боцманы. Они руководят матросами. Старпомы, выбирайте по одному боцману.

Остальные - незаменимые люди на корабле. Это - вахтенные матросы. Они могут пройти на любой корабль.

Пояснение: Здесь представлен прием организации детей в микроколлективы на основе симпатии. Плюсом такого приема является то, что оставшиеся дети, которых никто не выбрал, становятся полноправными активными участниками общего дела.

Я поплыву на флагманском корабле, и буду показывать вам путь.

Экипажи, готовы к путешествию? Тогда, отдать швартовые! ( Позвонить в колокольчик-« рынду». На экране - анимированный слайд корабликов.)

Программа организации внеурочной деятельности

И вот мы с вами в открытом море. Дует ветер и наполняет паруса. Покажите, как дует ветер. Сильнее, а то мы будем долго плыть до нашего острова. (Дети надувают щеки). (Слайд « шторм») Внезапно налетает шторм, начинается качка. Покажите качку.

Но экипажи не растерялись. Боцманы кричат «Задраить люки!» и задраивают люки. Боцманы, покажите, как вы будете задраивать люки (дети выполняют круговые движения). Капитаны внимательно смотрят в бинокли и замечают на пути любые препятствия (капитаны «смотрят в бинокль»). Вахтенные матросы уверено держат штурвал (матросы «крутят штурвал»). А старпом подбадривает команду и похлопывает всех по плечу.

Пояснение: На этапе увлечения очень важно сразу включить детей в активную деятельность. В этом помогают игры на взаимодействие. *

Наконец шторм утих. На горизонте земля! (слайд - остров). Это наш остров. Посмотрите, на нем никто не живет. Сможем ли мы здесь построить свою страну? Как вы думаете?

Программа организации внеурочной деятельности

___________________________________

*Программа внеурочной деятельности на основе игры для младших школьников 1 класса «Вместе весело играть» Андреева О.С.2014. Материалы конкурса «Вектор успеха»

На острове есть бухта, где можно ловить рыбу, заниматься строительством кораблей.

Есть лес, где можно охотиться и разводить животных.

Есть поля, где можно выращивать различные растения.

Есть горы. Они близко к звездам. Можно наблюдать за звездами и природными явлениями, чтобы предсказывать погоду.

Какое прекрасное место... Море, горы, леса, поля. А какая радуга!

Нужно дать название этой стране. Как мы ее назовем? (Дети придумывают название, записывают на табличке, которая крепится к карте). Отлично! Пора высаживаться на берег.

Пояснение: Вы можете использовать любую карту, которая понравится детям на выбор.

Высадились. С чего начнем? ( Нужно сделать остров пригодным для жилья). Предлагаю каждому экипажу выбрать себе место, чтобы построить город.


  1. Выполнение заданий по группам. Выборы «мэров».

Чтобы побыстрее решить, какая команда где поселится, предлагаю провести жеребьевку. Капитаны, подойдите ко мне (раздаю детям карточки с названием места: берег, поле, лес, горы). Пройдите в свои команды и поставьте карточки на подставки.

Для начала придумаем названье будущим городам. На флажках вы напишете название города и прикрепите на экран. В названии городов может быть отражено место, где находится город, а может - род занятий его жителей. Старпомы получите флажки.

Итак, в вашей стране появилось 4 города. Сейчас боцманы скомандуют, и каждая команда дружно и четко произнесет название своего города.

Что будем делать дальше? ( Займемся благоустройством городов). Кто в городе самый главный, и отвечает за благоустройство и развитие города? ( Мэр).

Выберем мэров городов. Это должны быть творческие и ответственные люди, которые умеют выслушать каждого. Обсудите и решите, кто будет мэром вашего города.

Попрошу мэров выйти к доске. Представьтесь. Поздравляю с избранием. Горожане вам доверили ответственное поручение. Вручаю вам конверты с заданием по строительству. Можно приступать к выполнению. Время ограничено. По сигналу колокольчика завершаем строительство.

Задания командам.

  • Выберите один или два объекта для вашего города (это сооружение должно отражать род занятий жителей города). Подумайте, чем еще могут заниматься горожане.

  • Разместите объекты на карте.

Каждой команде выдается набор карточек-подсказок с изображением или названием объектов.

(Колокольчик). Мэры, расскажите, какие здания вы построили в своих городах и почему. (Ребята рассказывают).

Пояснение: Очень важно сразу включить избранных мэров в повседневную жизнь класса: давать им ответственные поручения по организации своих «горожан» в учебной и вне учебной деятельности.


  1. Индивидуальная работа

На этом строительство не закончилось. А где будут жить горожане? (Нужно построить дома). Дома могут быть разные - одноэтажные, многоэтажные. Вы можете построить дом только для себя, а можете объединиться, и построить дом на несколько человек. Хорошо, если у вас в городе будет какая-то общая архитектурная идея. Дружная работа приветствуется (Раздать листки бумаги).

Кто нарисует дом, сможет разместить его на нашей карте острова. (Музыка).

... Остров преобразился. Еще недавно он был необитаемым, а теперь здесь созданы прекрасные города. Расскажите, какие дома в ваших городах (Дети рассказывают о своих домах).

Пояснение: Данный этап игры для детей очень привлекателен. Они с удовольствием и дальше «благоустраивают» свои города, фантазируют, используют различные материалы. Например, в одном классе, ребята сделали пластилиновую карту.


  1. Создание традиций коллектива

Поздравляю. Вы создали свою страну! Теперь нужно подумать, по каким правилам (законам) вы будете жить. Ведь у каждого государства есть такие законы. Скажите, по какому главному закону живут граждане России? (Конституция Российской Федерации). Подумайте, какое главное правило будет в вашей стране. (Дети отвечают).

Я предлагаю вам обсудить несколько законов коллективной жизни.

Законы разработаны учителем Владимиром Трофимовичем Кабушем (г. Минск)

  1. Закон правды: Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

  2. Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

  3. Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

  4. Закон любви: Любовь - одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.

  5. Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!

  6. Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

  7. Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.

  8. Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.

  9. Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

  10. Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

  11. Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

Идет обсуждение законов коллектива. Законы принимаются общим голосованием.


  1. Заключение. Подведение итогов.

Итак, подведем итоги. Вам сегодня удалось очень много сделать. Вы создали свою страну, построили города, выбрали мэров. Подумали о законах государства.

Для того, чтобы продолжить путешествие в страну Геральдику нужно выполнить еще несколько условий. Кто помнит, какие? (Выбрать президента, создать министерства, придумать флаг и герб).

Это будет следующим этапом нашего путешествия.

А сейчас я хочу у вас спросить:

7. Рефлексия

- Вам понравилась игра?

- Что вам больше всего понравилось делать?

- Вам хочется продолжить игру?

Мне важно знать мнение каждого из вас. Я попрошу приклеить на кораблик зеленые флажки, кому игра понравилась, и кому захотелось ее продолжить. И желтые флажки, кому не понравилось. (Обсудить, что не понравилось, и почему.)

Но прежде, чем вы подойдете к кораблику, я попрошу навести порядок на столах. Соберите аккуратно в стопку все карточки, а карандаши и фломастеры поставьте в стаканчики. Та команда, которая первая наведет порядок, сможет подойти к кораблику в первую очередь. (Музыка).

Пояснение: Подробнее с порядком проведения сюжетно-ролевой игры «Ее величество «Геральдика» можно ознакомиться на сайте ДДЮТ Фрунзенского района СПб.

В методической разработке подробно описаны этапы игры.

Для игры понадобятся:


  1. Изображение острова или карта острова.

  2. Изображения флагов государств.

  3. Свиток «Письмо Геральдики».

  4. Колокольчик-рында.

  5. «Орден Геральдика» для ведущего.

  6. Карточка для названия страны .

  7. Карточки для жеребьевки («Горы», «Лес», «Берег», «Поле»).

  8. Набор карточек-подсказок: порт, пристань, обсерватория, метеостанция, радар, оранжерея, клумба, парк, зоосад, маяк, деревянный городок, дом сказки и т.д.

  9. Флажки (для названья городов) по количеству команд.

  10. Конверты с заданиями.

  11. Листы бумаги ¼ (по количеству детей), фломастеры, карандаши, резинки.

  12. Стикеры-флажки для рефлексии (по количеству детей) зеленые и желтые.

  13. Плакат кораблика.


©Андреева О.С.2014

7


© 2010-2022