Урок по обществознанию Защита Отечества, 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 » г. Меленки                 Открытый урок по обществознанию «Защита Отечества» 7 класс             Учитель: Савина Наталья Александровна       2014 Тема: «Защита Отечества». Цель: создать условия для формирования знаний учащихся о  патриотическом долге гражданина РФ. Задачи: 1.     Образовательная: закрепить  знания о правах и обязанностях человека и гражданина; сформировать  представления   о патриоти... Элементы необходимого минимума содержания Формируемые и используемые учебные действия Значение понятия Родина в жизни человека, почему защита Отечества – это и долг и обязанность; зачем нужна армия; какие угрозы возникают для нашей страны в XXI веке. Выделение главного и определение смысла текста. Формулирование проблемного вопроса. Классификация, обобщение и оценивание информации. Определение и объяснение своего отношения к понятиям: армия, священный долг, патриотизм, патриот, гражданственность.   Этапы урока Временная реализация 1.Организационный момент. 1 мин. Актуализация знаний. 8 мин. 2. Стадия вызова. Просмотр фрагмента фильма «Офицеры», определение  уч-ся темы урока, формулирование цели урока. 3 мин. 3.Стадия осмысления. Формирование новых знаний: а)     «Мозговой штурм». Формирование новых понятий (патриот, патриотизм). Первичное закрепление материала – просмотр презентации, беседа. (3 мин.) б)    Творческая работа (работа с пословицами). Форма контроля – устные ответы уч-ся. (5 мин.) в)     Работа с текстом Конституции РФ и текстом учебника. Форма контроля – устные ответы. (2 мин.) г)     Формирование умения в тексте выделить главную мысль. Закрепление материала – работа с документами, вы... 20 мин. 4.     Итоги урока. Стадия рефлексии. Игра «Три предложения». Форма контроля – самооценка уч-ся Выставление оценок. Домашнее задание. Определение и разъяснение уч-ся критериев успешного выполнения домашнего задания. 6 мин.   1мин. 1 мин.   Ход урока. 1.     Организационный момент. Актуализация  знаний. -Почему человеческому обществу нужен порядок? ( Людям удобно и спокойно, когда в доме тепло и светло, когда есть продукты, хорошо работают транспорт, магазины. Школы, больницы, когда соблюдаются правила уличного движения, иначе говоря, когда в стране порядок.) -Какой существует самый надёжный способ, для того чтобы установить порядок в обществе?(Люди придумали юридические законы – правила, которые устанавливает государство. Эти п... служба по призыву служба по контракту Возраст 18-27 лет Обязательно Срок службы 12 месяцев Возраст 18-40 лет Добровольно Срок определяется контрактом   2 документ: называет основные обязанности воина, вывешивает перечень качеств: Мужество                                          Честь Храбрость                           Дисциплинированность Инициативность                      Честность Патриотизм                        &n
Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 » г. Меленки





Открытый урок по обществознанию «Защита Отечества»

7 класс



Учитель: Савина Наталья Александровна

2014

Тема: «Защита Отечества».

Цель: создать условия для формирования знаний учащихся о патриотическом долге гражданина РФ.

Задачи:

  1. Образовательная: закрепить знания о правах и обязанностях человека и гражданина; сформировать представления о патриотическом долге гражданина РФ.

  2. Развивающая: закрепить умение формулировать свою точку зрения и отстаивать её, делать выводы.

  3. Воспитательная: способствовать воспитанию уважения к Конституции РФ, конституционным обязанностям. Содействовать воспитанию у учащихся военно-патриотических чувств и любви к нашей Родине - России.

Формирование УУД.

Личностные:

-понять, что обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством;

-проявлять уважение к нашим героическим предкам и сегодняшним защитниками Отечества.

Познавательные:

- определить основное содержание понятий воинский долг и конституционная обязанность, познакомиться с основными положениями законодательства о воинской службе, понять важность исполнения обязанности защищать Отечество, как морального долга каждого гражданина;

- проанализировать извлечения из текстов законов, обобщать материал и делать выводы, проводить сравнительный анализ содержания документов.

Регулятивные:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять контроль деятельности, анализировать собственную работу.

Коммуникативные:

-уметь высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других.

Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.

Методы обучения:

1. Метод проблемного изложения материала.

2. Диалоговые методы обучения.

3. Личностно-ориентированный и деятельностный подход в обучении.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. Фронтальная беседа.

  2. Работа с источником.

  3. Оценка своей и чужой деятельности.

Планируемые результаты (предметные):

целостное представление о патриотическом долге гражданина РФ, знание ключевых понятий, умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии.

Личностные результаты:

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни; заинтересованность в благополучии и процветании своей Родины; ценностные ориентиры, основанные на патриотических чувствах к своему Отечеству; формирование основ гражданской идентичности личности; ориентация на выполнение моральных норм.

Универсальные учебные действия (метапредметные результаты) :

регулятивные - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

познавательные - владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; проявление готовности и способности к самостоятельной и ответственной информационной деятельности;

коммуникативные - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе работы, учитывать позиции другого; владение языковыми средствами: умение четко, логично и точно излагать свою точку зрения.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, наглядная презентация учебного материала , раздаточный материал, учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.

Время реализации занятия - 1 урок - 40 минут.



План проведения урока:

Элементы необходимого минимума содержания

Формируемые и используемые учебные действия

Значение понятия Родина в жизни человека, почему защита Отечества - это и долг и обязанность; зачем нужна армия; какие угрозы возникают для нашей страны в XXI веке.

Выделение главного и определение смысла текста. Формулирование проблемного вопроса.

Классификация, обобщение и оценивание информации.

Определение и объяснение своего отношения к понятиям: армия, священный долг, патриотизм, патриот, гражданственность.

Этапы урока

Временная реализация

1.Организационный момент.

1 мин.

Актуализация знаний.

8 мин.

2. Стадия вызова.

Просмотр фрагмента фильма «Офицеры», определение уч-ся темы урока, формулирование цели урока.

3 мин.

3.Стадия осмысления.

Формирование новых знаний:

  1. «Мозговой штурм». Формирование новых понятий (патриот, патриотизм). Первичное закрепление материала - просмотр презентации, беседа. (3 мин.)

  2. Творческая работа (работа с пословицами). Форма контроля - устные ответы уч-ся. (5 мин.)

  3. Работа с текстом Конституции РФ и текстом учебника. Форма контроля - устные ответы. (2 мин.)

  4. Формирование умения в тексте выделить главную мысль. Закрепление материала - работа с документами, выполнение заданий к ним, беседа, просмотр презентации. ( 8 мин.)

  5. Работа со схемой «Внешние угрозы нашей страны». Форма контроля - устные ответы уч-ся. (2 мин.)

20 мин.

  1. Итоги урока. Стадия рефлексии.

Игра «Три предложения». Форма контроля - самооценка уч-ся

Выставление оценок.

Домашнее задание. Определение и разъяснение уч-ся критериев успешного выполнения домашнего задания.

6 мин.

1мин.

1 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Актуализация знаний.

-Почему человеческому обществу нужен порядок? ( Людям удобно и спокойно, когда в доме тепло и светло, когда есть продукты, хорошо работают транспорт, магазины. Школы, больницы, когда соблюдаются правила уличного движения, иначе говоря, когда в стране порядок.)

-Какой существует самый надёжный способ, для того чтобы установить порядок в обществе?(Люди придумали юридические законы - правила, которые устанавливает государство. Эти правила должны соблюдать все.)

Объясни, в чём состоит смысл справедливости. Почему люди к ней стремятся?(Справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.)

- -Как философы объясняют смысл свободы? Как объясняют смысл свободы юристы?( Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, неволи, возможность действовать по своему желанию. Юристы считают, что свобода состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.)

-Почему свобода не может быть безграничной?( В этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей.)



  1. Стадия вызова.

Просмотр фрагмента фильма «Офицеры», определение темы урока.

Наш урок продолжим с просмотра небольшого фрагмента фильма «Офицеры», вам необходимо определить тему сегодняшнего урока.

Цель урока.

3.Стадия осмысления.

  1. Определение понятий Родина, патриот, патриотизм.

«Мозговой штурм»

- Ребята, что такое Родина?( Место, где ты родился )

-Скажите, пожалуйста, для любого человека с первых дней жизни. кто является самым важным человеком?- А почему? (Мама, она нас любит, защищает, жалеет и т.д.)

- Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое Родина? Подберите к слову «родина» синонимы. (Отчизна, Отечество, Россия, Русь.)

- С чего начинается Родина? Просмотр слайда . (Картинка в букваре, друзья, семья, родной город, страна, государство.)

- А что такое Малая Родина? (Город, село, где ты родился и живешь)

-Как называют людей, которые любят свою Родину и готовы ради неё на большие поступки? ( Найти в учебнике ). (Патриот - тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины).

- Как мы назовем чувство, которое испытывают патриоты? (Патриотизм - чувство любви к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, гордость достижениями и культурой своей Родины, стремление защищать интересы Родины и своего народа ).

-А когда в истории России появляется армия? (С появлением государства, во времена первых князей ).

-С чем связана потребность в армии?- Давайте подумаем, а что охраняет армия? (С защитой государства. Население, границы, территорию и т.д.)

Армия защищает независимость государства ,территорию ,население, материальные ценности, духовные ценности.

  1. Работа с пословицами.

Работа в парах.

Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны. (Слайд презентации).

Вариант 1.

1.Кто Родине верен,…

2.Русскую заповедь знай,…

3.Тяжело в учении,…

4.За правое дело,…

5.Бой красен мужеством,…

(стой смело, а товарищ дружеством, тот в бою примерен, в бою не зевай, легко в бою.)

Вариант 2.

1.С другом по братски,…

2.После драки,…

3.Важен тот пост,…

4.Командир без воли,…

5.Где тревога,…

(что птица без крыльев, туда и дорога, с врагом по- солдатски, кулаками не машут, на который ты поставлен.)

Тема: «Защита Отечества».

История знает много примеров верного служения Родине. Среди тех, кто защищал нашу Родину, множество имён, прославивших силу русского оружия, русской армии. Это и Александр Невский , который в пер. пол.13 века обезопасил западные границы Руси; и Иван Кожедуб - лётчик-истребитель Великой Отечественной войны, участвовал в 120 воздушных боях, сбил 62 вражеских самолёта; Георгий Константинович Жуков - советский военачальник, Маршал Советского Союза.

-Почему А.Невского называли миротворцем?( Миротворец - тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор).

- Кто такой ЗАЩИТНИК Отечества? Подберите слова-синонимы к этому понятию. (Воин, ратник, богатырь, солдат).

  1. Работа с текстом Конституции РФ.

Работа с текстом учебника (с.86) и Конституцией РФ. Подумайте, почему защита Отечества - это долг и обязанность всех граждан России?

(Нравственный долг - это ответственность человека перед своей совестью и одновременно его ответственность перед обществом.

Обязанность - то, что подлежит безусловному выполнению кем-либо. (по общественным требованиям или по внутренним побуждениям), закреплена в правовых нормах.)

  1. Работа с документами.

Работа в парах.

Сопроводительные материалы: раздаточные материалы - извлечения из текстов законов РФ (Приложение ). В ходе работы возможно обращение к учебникам в случае возникновения затруднений при сравнении. Итогом работы уч-ся станет заполнение таблиц или ответ на вопрос.

Раздаточные материал:1) извлечения из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»;

2)извлечения из Устава внутренней службы Вооружённых Сил РФ.

Представление работы уч-ся:

1документ: Каждый гражданин обязан готовиться к службе в армии, встать на воинский учет и пройти службу по призыву.

служба по призыву

служба по контракту

Возраст 18-27 лет

Обязательно

Срок службы 12 месяцев

Возраст 18-40 лет

Добровольно

Срок определяется контрактом

2 документ: называет основные обязанности воина, вывешивает перечень качеств:

Мужество Честь

Храбрость Дисциплинированность

Инициативность Честность

Патриотизм Взаимопомощь

Доброта Понимание

Вывод: воинская обязанность предусматривает не просто ее исполнение (служить, соблюдать устав и т.д.), но делать это сознательно, т.е с чувством долга, основываясь на вышеперечисленных ценностях.

Учитель: -За уклонение от воинской обязанности - уголовная ответственность. Преступления - общественно опасные деяния, если никто не будет защищать Отечество, опасность возникнет для всех людей, поэтому уклонение от службы в армии - преступление.

- Интервью о службе в армии.

-Один из госуд.праздников - 23 февраля - День защитника Отечества.

Среди родителей нашего класса есть военнослужащие-папы, дедушки, принявшие участие в боевых действиях. Я просила поговорить с ними о службе в армии. Кто хотел бы представить итоги своего интервью? (Ответы учащихся)

  1. -Проанализируйте схему «Внешние угрозы для нашей страны» и сделайте вывод, нужна ли нашей стране сильная армия?

(Вывод: наша страна в силу своего геополитического положения не может не быть великой державой, поэтому она обязана иметь сильную армию. Сталкиваясь с нарастанием внешних и появлением новых внутренних угроз, Россия должна иметь сильную, хорошо подготовленную, профессиональную армию, вооруженную самым современным оружием.)

4.Подведение итога урока. Рефлексия.

Рефлексия. -В завершении урока мы проведем игру «Три предложения». Вам нужно передать содержание урока тремя простыми предложениями. Правила игры: кому удастся точнее и короче уложить содержание прочитанного, услышанного.

Подведение итогов урока.

- Вы должны помнить:

Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности?

Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии?

Выставление оценок.

Ученикам предлагается оценить работу своих одноклассников ,выбрать наиболее логичное, интересное, понятное изложение материала.

Домашнее задание.- §8, задания из рубрики «Проверь себя». Определение и разъяснение уч-ся критериев успешного выполнения домашнего задания.









Приложение.

Извлечения из Федерального закона

"О воинской обязанности и военной службе"

Статья 1. Воинская обязанность

1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает:

воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

2. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу

1. Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе

Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

1. Срок военной службы устанавливается:

д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, - 12 месяцев;

Статья 32. Контракт о прохождении военной службы

1. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

2. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

3. Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать: граждане в возрасте от 18 до 40 лет;

Вопросы и задания: В чем заключается воинская обязанность гражданина РФ? Сравни военную службу по призыву и по контракту. В чем различие? Заполни таблицу.

служба по призыву

служба по контракту




Извлечения из Устава внутренней службы

Вооруженных Сил Российской Федерации

1. Общие обязанности военнослужащих

16. Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

  • быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);

  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

  • быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;

  • дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;

  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.

18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.

19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.


Вопросы и задания: Каковы основные обязанности военнослужащего? Какие моральные и личностные качества составляют суть воинского долга? Составь перечень таких качеств.




































12


© 2010-2022