- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию (6 класс)
Рабочая программа по обществознанию (6 класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Козарез А.С. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Городской округ город Воронеж
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38 имени Е.А. Болховитинова
УТВЕРЖДЕНО
решение НМС протокол №_1__
от__31__08___________2015___ года
Председатель НМС
_________________Т.Л. Сунцова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
обществознанию
по _________________________________________________________________________
(указать предмет, курс)
Ступень обучения (класс) среднее общее образование (6 класс)
Количество часов____35_________
Составитель __Козарез Александра Сергеевна__________________________
Программа разработана на основе примерной программы по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой, Н. И. Городецкой.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программа реализована на основе примерной программы основного общего образования с опорой на допущенную МО РФ «Программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы». Авторы составители Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая. М. Просвещение. 2013, и учебника Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая. Обществознание. 6 класс. - М.: Просвещение, 2013.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в 6 классе - начинается не с абстрактной картины общества, разбитого на сферы, а с того, что более близко ученику - личности. Первые понятия, которые вводятся в курсе 6 класса (деятельность/активность, взаимодействие, самостоятельность, зависимость, потребности социальное взаимовлияние, ожидания и др.) связаны непосредственно с человеком и его повседневной жизнью. Эти понятия образуют смысловое ядро, которое в каждой теме связано с другим кругом понятий, выводящих на общество (социальные роли, взаимопонимание, конфликты и пр.). Акцент на повседневной жизни ученика и его окружения позволяет сделать изучение предмета интересным и опираться на имеющиеся у ребенка знания и жизненный опыт.
Концепция рабочей программы
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных
и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Актуальность программы
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм,
социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Описание места курса в учебном плане
Учебный предмет «Обществознание» входит в предметную область «Общественно-научные предметы». На изучение учебного предмета «Обществознания» в 6 классе отводится 1 часа в неделю (из обязательной части). 35 часов в год.
Цели и задачи курса обществознания в 6 классе:
Развивающие:
-
развивать личностные качества ученика, уверенность в себе и создать потенциал для поисков способа самореализации в обществе.
-
развивать познавательный интерес к изучению социально-гуманитарных дисциплин.
-
развивать критическое мышление, позволяющее осознанно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке..
Воспитательные:
-
«воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности», поскольку ученик понимает не только какие законы и почему принимаются в государстве, какие традиции, обычаи и почему существуют в обществе, но и как его действия влияют на то, что происходит в государстве и в обществе в целом;
-
воспитание толерантности, уважения к представителям других национальностей и культур;
Познавательные:
-
освоить систему социального знания в процессе практического исследования социальной среды, что не только способствует дальнейшему получению профессионального образования, но и создает основу для дальнейшего развития навыков аналитической (исследовательской) деятельности;
-
происходит овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных, что не только приводит к освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях, но и позволяет более активно и целенаправленно участвовать в модификации этих ролей, более осознанно, осмыслено выстраивать отношения с другими людьми, социальными группами, социальными институтами;
Применяется принцип единства различных способов познания. Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:
-
литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы, здесь нужно учитывать возможные проблемы с разными программами и предпочтениями учеников);
-
художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);
-
публицистические (соответствующие тексты интернет-, печатных, телевизионных СМИ) и новостийные;
-
научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);
-
опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.
Реализация рабочей программы способствует:
-
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
-
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования.
Состав основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования:
-
Личностные;
-
Регулятивные;
-
Познавательные;
-
Коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
-
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
-
смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
-
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
-
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
-
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
-
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-
коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
-
оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
-
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
-
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в школе инструментов ИКТ и источников информации;
-
структурирование знаний;
-
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют Знаково-символические действия:
-
моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
-
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
-
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-
синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-
подведение под понятие, выведение следствий;
-
становление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
-
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
-
доказательство;
-
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
-
формулирование проблемы;
-
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-
управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Критерии оценивания.
Критерии
5 (ОТЛ.)
4 (ХОР.)
3 (УД.)
2 (НЕУД.)
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)
Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы
Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5. Работа с ключевыми понятиями
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
6. Причинно-следственные связи
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность
Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности
Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности
Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности
Критерии оценки устного ответа:
-
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
-
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
-
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается - тремя баллами;
-
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
-
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
-
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
-
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
-
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности - тремя баллами;
-
полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
-
75-100% - отлично «5»;
-
60-74% - хорошо «4»
-
50-59% - удовлетворительно «3»;
-
менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
-
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
-
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
-
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы - тремя баллами;
-
полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел учебного курса
Элементы содержания
Характеристика деятельности учащихся
УУД
Формы контроля
Человек в социальном измерении
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.
Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя.
Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.
Сравнивать себя и свои качества с другими людьми.
Приводить примеры проявления различных способностей людей
Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды.
Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности. Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер.
Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств. Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни.
Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха.
Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты.
Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа
Иллюстрировать конкретными примерами влияние личности на процесс развития общества. анализировать, свои поступки, понимать причины произошедших перемен в себе, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Индивидуальные письменные задания. Работа с документами. Устный ответ.
Составление таблиц. Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях. Составление схем. Составление планов ответа. Создание индивидуальных и групповых проектов.
Человек среди людей
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.
Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.
Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.
Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп.
Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.
Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.
Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.
Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства. Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей.
Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения.
Сравнивать и сопоставлять различные стили общения.
Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться.
Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов.
Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами.
Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации.
Оценивать собственное умение строить официальные, личностные отношения. Уметь объяснить значимость малой группы в жизни подростков, показывать на конкретных примерах применения санкций и особенностей лидерства в группе. Определять собственное отношение к значимости общения в жизни подростка, осваивать культуру общения, понимать необходимость взаимных интересов при установлении дружеских отношений между людьми, развивать умение в разрешении конфликтов.
Индивидуальные письменные задания. Работа с документами. Устный ответ.
Составление таблиц. Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях. Составление схем. Составление планов ответа. Создание индивидуальных и групповых проектов.
Нравственные основы жизни
Добро, зло, мораль. Нравственное и безнравственное. Золотое правило нравственности. Чувство страха и воспитание смелости. Гуманизм - уважение и любовь к людям
Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра.
Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.
Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях.
Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.
Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках.
На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём
Проявление внимания и заботы к близким людям, использование добрых слов, укрепление морального духа. Объяснять смысл понятия «страх» и как ему противостоять.
Индивидуальные письменные задания. Работа с документами. Устный ответ.
Составление таблиц. Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях. Составление схем. Составление планов ответа. Создание индивидуальных и групповых проектов.
№
Наименование раздела
Количество часов
1
Человек в социальном измерении
13
2
Человек среди людей
10
3
Нравственные основы жизни
12
Итого
35
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ.
1
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М.: Просвещение, 2011
1
2
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011
1
3
Учебник для 6кл. общеобразоват. учреждений/Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2013.
1
4
Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. М. Просвещени,е 2013
1
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
5
Аудиоколонки колонки.
1
6
Видеопроектор.
1
7
Персональный компьютер.
1
8
Принтер.
1
9
Экран.
1
10
Доска
1
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ
11
Электронное приложение к учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. 6 класс (CD)
1
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
12
kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
1
13
mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ
1
14
edu.ru- федеральный портал «Российское образование»
1
15
school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал
1
16
еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
1
17
fsu.edu.ru- федеральный совет по учебникам МОиН РФ
1
18
ndce.ru- портал учебного книгоиздания
1
19
vestnik.edu.ru - журнал Вестник образования»
1
20
school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
1
21
apkpro.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
1
22
prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»
1
23
history.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение»
1
24
pish.ru - сайт научно-методического журнала «Преподавание обществознания в школе»
1
25
1september.ru - газета «Обществознание», издательство «Первое сентября»
1
26
vvvvw.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
1
27
it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
1
28
lesson-history.narod.ru - компьютер на уроках обществознания(методическая коллекция А.И.Чернова.
1
29
standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения
1
Дополнительные Интернет-ресурсы
30
76-82.ru - сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.
1
31
gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам
1
32
historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
1
33
historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов
1
34
istrodina.com - сайт журнала «Родина»
1
35
oldgazette.narod.ru - сайт «Старые газеты»
1
36
vciom.ru- Всероссийский Центр изучения общественного мнения
1
37
http:/patriotica.ru/subjects/stalinism.html - библиотека думающего о России
1
38
elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
1
39
fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
1
40
school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
1
41
museum.ru/ Портал «Музеи России».
1
42
Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для
создания презентаций
1
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
-
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
-
«Обществознание в вопросах и ответах», пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.
-
Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». - М.: Русское слово, 2010;
-
- fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
-
- school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
-
festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________/_Зубрева В.Н.____/
«_28__»____08________2015
УТВЕРЖДЕНО на заседании ПМС
учителей истории, обществознания и
краеведения
решение ПМС протокол №__1_
от_______28___08_____2015___ года
Председатель ПМС
______________/Абрамова З.М.
Календарно-тематическое планирование. Обществознание. 6 класс
№ урока
Дата
Раздел программы (блок) Тема урока
Элементы содержания. Тип урока
УУД
Практическая часть программы
Текущий и промежуточный контроль
Домашнее задание
По плану
Фактически
1
6а-01.09
6б-04.09
6в-04.09
6а-01.09
6б-04.09
6в-04.09
Вводный урок
Введение в предмет
Урок изучения нового материала
Познавательные: давать определения понятиям.
Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания
Работа с текстом учебника
Устный опрос
Стр 4-7
2-3
6а-08.09
15.09
6б-11.09
18.09
6в-11.09
18.09
6а-08.09
15.09
6б-11.09
18.09
6в-11.09
18.09
Человек-личность
Что такое личность. Индивидуальность - плохо или хорошо? Сильная личность - какая она?
Комбинированный урок
Познавательные: выявляют особенности
и признаки объектов; приводят примеры
в качестве доказательства выдвигаемых
положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ.
Устный опрос;
проблемные задания.
§1
4
6а-22.09
6б-25.09
6в-25.09
6а-22.09
6б-25.09
6в-25.09
Человек познает мир
Познание мира и себя. Что такое само-сознание и самооценка. На что ты способен.
Комбинированный
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости
между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
Устный опрос;
проблемные задания
§2
5
6а-29.09
6б-02.10
6в-02.10
6а-29.09
6б-02.10
6в-02.10
Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя»
Урок практикум
Познавательные: устанавливают при чинно-следственные связи и зависимости
между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
§2, стр 24-26
6
6а-06.10
6б-09.10
6в-09.10
6а-06.10
6б-09.10
6в-09.10
Человек и его деятельность
Деятельность человека, её основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности
Комбинированный
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий
Моделирование ситуаций и их анализ.
Опрос. Письменные задания.
§3
7
6а-13.10
6б-16.10
6в-16.10
6а-13.10
6б-16.10
6в-16.10
Учимся правильно организовывать свою деятельность
Комбинированный
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий
3, вопросы стр. 33
Опрос. Творческие работы.
Накопительная система - рабочего портфолио.
§3, стр. 33
8 -9
6а-20.10
27.10
6б-23.10
30.10
6в-23.10
30.10
6а-20.10
27.10
6б-23.10
30.10
6в-23.10
30.10
Потребности человека
Потребности человека-биологические социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Комбинированный
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
Составить таблицу «Хобби: причины возникновения, виды».
Опрос. Письменные задания. Творческое задание.
Накопительная система - рабочего портфолио
§4
10-11
6а-10.11
17.11
6б-13.11
20.10
6в-13.10
20.10
6а-10.11
17.11
6б-13.11
20.10
6в-13.11
20.10
На пути к жизненному успеху
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Проблемный урок
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве
с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество)
Моделирование ситуаций и их анализ.
Опрос. Письменные задания. Творческое задание.
Накопительная система - рабочего портфолио.
§5
12
6а-24.11
6б-27.116в-27.11
6а-24.11
6б-27.116в-27.11
Человек в социальном измерении
Урок-практикум
Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала
Моделирование ситуаций и их анализ.
Опрос. Письменные задания. Творческое задание.
Накопительная система - рабочего портфолио.
§1-5
13
6а-01.12
6б-04.126в-04.12
6а-01.12
6б-04.126в-04.12
Повторительно-обобщающий урок «Человек в социальном измерении
Комбинированный
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу
Моделирование ситуаций и их анализ.
Опрос. Письменные задания. Творческое задание.
Накопительная система - рабочего портфолио.
§5
14-15
6а-08.12
15.12
6б-11.12
18.12
6в-11.12
18.12
6а-08.12
15.12
6б-11.12
18.12
6в-11.12
18.12
Межличностные отношения
1.Какие отношения называются межличностными.
2.Чувства - основа межличностных отношений.
3.Виды межличностных отношений
Комбинированный
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу
Моделирование ситуаций и их анализ.
Опрос. Письменные задания. Творческое задание.
Накопительная система - рабочего портфолио.
§6
16-17
6а-22.12
12.01
6б-25.12
15.01
6в-25.12
15.01
6а-22.12
12.01
6б-25.12
15.01
6в-25.12
15.01
Человек в группе
1. Какие бывают группы.
2. Группы, которые мы выбираем.
3. Кто может быть лидером. 4. Что можно, чего нельзя и что за это бывает.
5. О поощрениях и наказаниях
6. С какой группой тебе по пути. Комбинированный
Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала
Решение познавательных задач
Тестовые задания, доклады, рисунки
§7
18-19
6а-19.01
26.01
6б-22.01
29.01
6в-22.01
29.01
6а-19.01
26.01
6б-22.01
29.01
6в-22.01
29.01
Общение
Проблемный урок
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия
Моделирование ситуаций и их анализ.
Презентации, рисунки
§8
20-21
Конфликты в межличностных отношениях
1.Что такое общение.
2.Каковы цели общения.
3.Как люди общаются.
4.Особенности общения
со сверстниками, старшими и младшими.
5.«Слово - серебро, молчание -золото»
1.Как возникает межличностный конфликт.
2. «Семь раз отмерь…».
3. Как не проиграть в конфликте
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
Решение познавательных задач, работа с текстом учебника
Устный опрос
§9
22
Практикум.«Человек среди людей»
Урок-практикум
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач
творческие работы
§6-9
23
Повторительно-
Обобщающийурок
«Человек среди людей»
Тестовая работа
Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения
Решение познавательных задач
Тестовые задания
§9
24-25
Человек славен добрыми делами
1.Что такое добро. Кого называют добрым.
2. Доброе - значит хорошее.
3. Главное правило доброго человека
Урок изучения нового материала
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий
Решение познавательных задач
Рисунки, творческие работы
§10
26-27
Будь смелым.
1.Что такое страх.
2. Смелость города берет.
3. Имей смелость сказать злу «нет».
Комбинированный
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу
Моделирование ситуаций и их анализ.
Рисунки, доклады, презентации
§11
28-29
Человек и человечность
1.Что такое гуманизм.
2.Прояви внимание к старикам
Комбинированный
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Моделирование ситуаций и их анализ.
Устный опрос, рисунки, доклады
§12
30-31
Нравственные основы жизни
1.Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме.
2. Письменные задания Подготовка к уроку- конференции по теме урока Практикум
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Моделирование ситуаций и их анализ.
Творческие работы, презентации, рисунки
§10-12
32
Нравственные основы жизни
Тестовая работа
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль
Умение работать с тестовыми заданиями
Тестовые задания
§12
33
Итоговый урок по курсу «Обществознание» 6 класс
Урок-практикум
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой деятельности
Творческие работы
( презентации, рисунки, сочинения эссе, доклады).
34-35
Итоговый урок по курсу «Обществознание» 6 класс
Тестовая работа
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Тестовые задания