Лекция по Основам права

Конституция РФ- понятие, основное содержание. Права и обязанности граждан РФ. Президент РФ: понятие, порядок избрания, полномочия. Органы гос. власти РФ: Правительство РФ, Федеральное собрание: порядок формирования, полномочия.                                                                           Ответ:                                                                    Заключение Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Очевидно, что по совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельнос... Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями. При Президенте действует Комиссия по правам человека. Комиссия призвана содействовать совершенствованию государственного механизма обеспечения прав и... Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания - требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При это... Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав. Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом ... Сказанное о высокой роли Президента РФ как главы государства не означает, что его правомочия ничем не ограничены и он может взять на себя решение любого вопроса. Как видно из приведенных конституционных положений, рамки его деятельности определяются Конституцией РФ и федеральным законодательством, базирующихся на принципе разделения властей. Вместе с тем на этой основе на Президента РФ возлагается задача обеспечения условий нормального и согласованного функционирования всех ветвей власти и их ин...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Темы на зачетное занятие

1

1. Конституция Российской Федерации: основные принципы и содержание

Конституция - важнейший правовой акт, основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы государственного строя, права и свободы человека и гражданина, организацию и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления. Основные черты и свойства конституции:
^ Легитимность конституции, (законность принятия), т.е. эта конституция принята законным путем, в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции. Конституции, которые навязаны, не могут считаться легитимными.
^ Итоговый характер предписаний. Конституция как итоговый документ закрепляет достигнутую ступень общественных отношений, сложившихся к моменту ее принятия.
^ Верховенство означает, что конституция обладает высшей юридической силой по сравнению с другими законами. Она является главным источником не только конституционного права, но и других отраслей права. Все законы должны соответствовать конституции, все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, и т.д. должны соблюдать конституцию.
^ Стабильность - степень устойчивости и неподверженности воздействия политических сил. Все положения конституции должны быть определенны, в случае неопределенности некоторых норм это может привести к нестабильности в обществе.

^ Реальность означает, что все предписания Конституции исполнимы и гарантированы в условиях законности и правопорядка. В первую очередь такая конституция должна гарантировать народовластие, права и свободы человека и гражданина.

^ Перспективность. Конституция не только регистрирует достигнутое, но определяет перспективы развития гражданского общества, что особенно отражено в преамбуле конституции.

^ Преемственность. Каждая новая конституция определенным образом связана предшествующим конституционным развитием.
Конституция РФ состоит из преамбулы, двух разделов, в первом из которых имеется 9 глав и в общей сложности 137 статей, во втором разделе - 9 пунктов.
Преамбула. Вводная часть, предшествующая текст} Конституции. Она не содержит правовых норм, однако, имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и предопределившие ее содержание.
В преамбуле Конституции называются ^ 6 основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России.
Утверждение прав и свобод человека;
Утверждение гражданского мира и согласия в РФ;
Сохранение исторически сложившегося государственного единства;
Возрождение суверенной государственности России;
Утверждение незыблемости демократических основ Российского государства;
Обеспечение благополучия и процветания России.

2. Конституционное разделение власти: сущность, структура, правовое значение

Одним из важнейших принципов конституционного строя, определяющих организацию государственной власти в РФ. считается принцип разделения властей, который одновременно является принципом и признаком правового и демократического государства.
Разделение властей может осуществляться по горизонтали и вертикали. Разделение властей по горизонтали означает, что государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предназначение законодательной власти - разработка и принятие законов как нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой. Основная задача исполнительной власти - исполнение этих законов и издание на их основе и во их исполнение собственных нормативно-правовых актов. Судебная власть предназначена для осуществления правосудия, т.е. разрешения на основе законов и иных нормативно-правовых актов юридических дел и споров. Разделение властей по вертикали означает, что государственная власть делится в федеративных государствах и государствах с автономным образованиями между центром (федерации) и регионами (субъектами федерации). Смысл разделения властей по горизонтали и по вертикали - недопущение концентрации власти в одних руках.
Принцип разделения властей по горизонтали установлен ст. 10 Конституции РФ. В соответствии с ней, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В ч.1 ст. 11 Конституции РФ установлено, кто осуществляет государственную власть в РФ. Это Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума). Правительство РФ, суды РФ. В данной норме не указано конкретно, к какой ветви государственной власти относится Президент РФ и другие органы власти, перечисленные в ч. 1 ст.11 Конституции РФ. Ответ на данный вопрос дается в последующих нормах Конституции.

Так, в ст.94 Конституции РФ установлено, что Федеральное Собрание - парламент РФ является представительным и законодательным органом РФ. Часть 1 ст. 111 Конституции РФ указывает, что исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Иное название судебной власти - правосудие. Оно, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, является прерогативой суда.
Президент РФ в ч. 1 ст. 80 Конституции назван главой государства и не отнесен ни к одной ветви государственной власти. Налицо явное конституционное противоречие со ст. 10 Конституции РФ, устанавливающей только три ветви власти. Анализ последующих статей дает основание полагать, что Президент РФ осуществляет в большей степени исполнительную власть совместно с Правительством, как это характерно для полупрезидентской республики.
Разделение властей характеризуется не только простым отделением одной власти от другой, но и системой «сдержек и противовесов» между ними с целью недопущения концентрации власти в одних руках.
Механизм «сдержек и противовесов» представлен в нормах глав 4-7 Конституции РФ. Так, Президент РФ оказывает сдерживающее влияние на законодательную власть. Он, в частности, имеет так называемое право «отлагательного вето» в отношении законов, принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, т.е. органами законодательной власти. Такие законы могут вступить в действие только после подписания и обнародования их Президентом РФ. Право «вето» (по-латыни - запрещаю) означает, что Президент может и не подписать такой закон. Вето является отлагательным, потому что Совет Федерации и Государственная Дума квалифицированным большинством голосов (не менее 2/3) могут преодолеть «вето» Президента РФ.
Кроме того, Президент РФ по основаниям, предусмотренным ст. 109 Конституции РФ может распустить Государственную Думу.
Федеральное собрание как орган законодательной власти вправе инициировать и вынести постановление об отрешении Президента РФ от должности в порядке, предусмотренном ст. 93 Конституции РФ. В процессе отрешения Президента РФ от должности принимают участие и высшие судебные органы - Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ.
Государственная Дума и Совет Федерации дают или не дают согласие на назначение Президентом РФ на должность Председателя Правительства РФ - органа исполнительной власти.
Государственная Дума и Совет Федерации могут выразить недоверие Правительств РФ, после чего Президент решает вопрос об отставке Правительства РФ.
Президент РФ и Совет Федерации совместно формируют высшие судебные органы - Конституционный Суд РФ. Верховный Суд РФ. Высший арбитражный суд РФ. Члены этих судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Конституционный суд РФ в соответствии со своей компетенцией вправе признать неконституционными и. следовательно, не действующими любые нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти.
Верховный суд РФ и Конституционный Суд РФ принимают участие в процессе отрешения Президента от должности.
Разделение властей по вертикали в общем виде представлено в ч. 2 и 3 ст. 11 Конституции РФ.
В ч. 2 ст. 11 Конституции РФ установлено, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

2

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Права и обязанности граждан Российской Федерации записаны в Конституции. Правам и свободам граждан РФ посвящена глава II Конституции, по которой:
- основные права и свободы принадлежат каждому человеку от рождения и не могут быть отчуждены. В пределах этих прав человек может свободно действовать, т. е. разрешено все, что не запрещено законом;
-все равны перед законом и судом, а также имеют единые права и обязанности граждан.
Три основные группы прав и свобод граждан РФ:
1)гражданские, или личные: право человека на жизнь, защиту достоинства, на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения, свободу совести и т. д.;
2)политические права и свободы: право граждан участвовать в управлении делами государства (избирательные права), право на проведение митингов, шествий, демонстраций. Оговоримся, что правом участвовать в управлении делами государства обладают лишь граждане РФ;
3)социальные, экономические и культурные права: право на выбор профессии и труд, право на образование, свобода литературного, художественного и иного творчества и т.д.
Российская Конституция допускает возможность ограничения прав человека, если права одного человека нарушают права другого, а также в случаях, когда сами права имеют определенные пределы. Любые ограничения прав и свобод I граждан РФ возможны только на основании закона и могут преследовать только следующие цели: защита интересов граждан, общественной нравственности, государственной безопасности.
Например, свобода слова имеет свой предел, т. к. человек своими словами не может оскорблять других или призывать к насилию и т. д.
В Конституции РФ есть ряд прав, которые ни при каких обстоятельствах ограничению не подлежат. А именно: право на жизнь, запрет пыток, свобода совести, запрет дискриминации и т. п.
Помимо прав, у гражданина России есть и обязанности, которые также прописаны в Конституции РФ. Обязанности граждан РФ:
-никто и никогда не должен нарушать права и свободы других людей;
-защищать Отечество
-платить установленные законом налоги;
-сохранять окружающую среду.

Права и обязанности граждан России определены Конституцией РФ:

1. Гражданские права

Глава 2. Каждому гражданину РФ гарантируется право:

- (ст. 20) на жизнь;

- (ст. 21) на сохранение своего достоинства;

- (ст. 22) на свободу и личную неприкосновенность;

- (ст. 23) на неприкосновенность частной жизни;

- (ст. 23) на личную и семейную тайну;

- (ст. 23) на защиту чести и доброго имени;

- (ст. 24) на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы;

- (ст. 25) на неприкосновенность жилища;

- (ст. 26) на пользование родным языком, на свободный выбор общения, воспитания и обучения;

- (ст. 27) на свободное передвижение по стране и свободный выезд за ее пределы и возвращение;

- (ст. 45) на государственную защиту его прав и свобод;

- (ст. 45) защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом;

- (ст. 46) на судебную защиту прав и свобод;

- (ст. 46) обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека;

- (ст. 47) на рассмотрение своих дел судом с участием присяжных заседателей;

- (ст. 48) на получение квалифицированной юридической помощи, в т.ч. и бесплатно;

- (ст. 48) пользоваться помощью адвоката с момента задержания, ареста или предъявления обвинения;

- (ст. 49) презумпция невиновности (считаться невиновным пока его виновность не будет доказана);

- (ст. 53) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов гос. власти;

2. Политические права

Глава 2. Каждому гражданину РФ гарантируется:

- (ст. 28) свобода совести и вероисповедания;

- (ст. 29) свобода мысли и слова;

- (ст. 29) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации законным способом;

- (ст. 30) право на объединение;

- (ст. 31) право на мирные собрания, митинги, шествия и пикетирование;

- (ст. 32) право участия в управлении государством;

- (ст. 32) право избирать и быть избранным в органы гос. власти;

- (ст. 32) право участия в отправлении правосудия;

- (ст. 33) право личного и коллективного обращения в гос. органы и органы местного самоуправления;

3. Экономические, социальные и культурные права

Глава 2. Каждому гражданину РФ гарантируются:

Экономические права:

- (ст. 34) на использование своих способностей для предпринимательской деятельности;

- (ст. 34) право наследования;

- (ст. 35) иметь имущество в собственности (право частной собственности);

- (ст. 36) право частной собственности на землю;

- (ст. 37) на свободный труд;

Социальные права:

- (ст. 37) на свободное распоряжение своими способностями к труду;

- (ст. 37) на вознаграждение за труд не ниже установленного минимального размера оплаты труда;

- (ст. 37) на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая забастовку;

- (ст. 37) на отдых;

- (ст. 38) на охрану материнства и детства;

- (ст. 39) на социальное обеспечение по возрасту (пенсия), в случае болезни, инвалидности;

- (ст. 40) на жилище;

- (ст. 41) на охрану здоровья и медицинскую помощь;

- (ст. 42) на благоприятную окружающую среду;

Культурные права:

- (ст. 43) на образование;

- (ст. 44) на свободу творчества и участие в культурной жизни общества;

- (ст. 44) на пользование учреждениями культуры;

- (ст. 44) на охрану интеллектуальной собственности;

4. Обязанности гражданина РФ.

Гражданин РФ обязан:

- (ст. 15) строго соблюдать Конституцию РФ и законы;

- (ст. 17) не допускать нарушения прав и свобод др. лиц. при осуществлении своих прав и свобод;

- не допускать пропаганды возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную вражду;

- (ст. 38) заботиться о своих детях, их воспитании;

- (ст. 38) по достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях;

- (ст. 43) получить основное (9 кл.) общее образование;

- (ст. 44) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории;

- (ст. 57) платить законно установленные налоги и сборы;

- (ст. 58) охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; Сколько стоит перешить норковую шубу.

- (ст. 59) защищать Отечество и нести военную службу;

3

1. Президент Российской Федерации

1.1 Становление института Президента Российской Федерации

«Выбор формы правления в Российской Федерации не был единовременным актом. Ему предшествовала серия политических событий начала 1990-х годов: создание института президентства в СССР, борьба между Б.Н. Ельциным и М.С. Горбачевым, создание института президентства в России, противостояние между Президентом и парламентом, октябрьские события 1993 года в Москве. Возникновение формы правления с сильным Президентом было вполне закономерно: скоротечный крах советской государственности, всеобщий хаос, нарастание разного рода конфликтов придавали институту президентства характер оплота стабильности».

Институт Президента РФ был введен в 1991 году по итогам Всероссийского референдума 17 марта 1991 года. В настоящее время - это принципиально новый институт при сохранении прежнего названия. В 1991 году граждане РСФСР высказались за введение института президента, а затем избрали Президента России как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти страны. Такой статус в основе своей воспринимал модель функций американского президента. Однако с самого начала в отличие от США российский Президент непосредственно не руководил деятельностью Правительства. Сохранение должности Председателя Совета Министров принципиально меняло содержание функции Президента по руководству Правительством. Президент США является главой Правительства, руководит им и отвечает за его деятельность. Институт Председателя Совета Министров РФ давал возможность Президенту РФ дистанцироваться от деятельности российского Правительства. Тем не менее, до принятия Конституции 1993 года Президент РФ юридически был самым главным элементом исполнительной власти в стране, а также осуществлял функции по представительству государства.

«24 сентября 1993 года Президент РФ издал Указ «О поэтапной реформе в Российской Федерации». Указ прерывал осуществление функций Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, т.е. прекращал деятельность этих органов. А после того, как они выразили свое несогласие с подобным решением, были насильственным путем ликвидированы в начале октября 1993 года. Кроме того, Указ Президента назначал выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ - палату нового Парламента».

1.2 Правовой статус Президента России

Согласно ст. 50 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства. Глава государства - это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства.

Вообще же в мире существует три вида правового положения президента в системе высших государственных органов государства:

- президент лишь номинально является главой государства и выходит на политическую арену только во время политических кризисов.

- президент является главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства

- президент не входит непосредственно ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти

Правовой статус Президента России подпадает под статус третьео лица: «Президент в России, обладая реальными и сильными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.»

При последовательном проведении принципы разделения властей все равно необходима координация деятельности ветвей власти. В России этим занимается Президент РФ. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Особенно сильными полномочиями Президент обладает в отношении исполнительной ветви власти. В частности, он назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы), единолично назначает всех остальных членов Правительства. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является какбы арбитром в государственном аппарате, дирижером в оркестре, где музыкантами являются ветви власти.

Такому положению Президента в России есть вполне логическое обоснование. Дело в том, что усиление правового статуса Президента крайне необходимо в странах, не имеющих демократических традиций (а именно такой и является Россия), а также в период проведения реформ.

Однако было бы неправильно думать, что Президент руководит деятельностью ветвей власти. На самом деле ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет не на основе ничем не связанной воли, а в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Каждая из ветвей власти осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, будучи обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом. К ним относятся:

ь Ограниченность периода полномочий Президента (четыре года);

ь Всенародные прямые выборы;

ь Альтернативный характер выборов;

ь Недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд;

ь Возможность отрешения его от должности;

ь Возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда.

1.3 Функции Президента России

Функции Президента РФ связаны с важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества (ст.80 Конституции РФ).

1. Президент - гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу защиты Конституции РФ и прав человека. Он обязан принимать все необходимые меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.

2. Президент - гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и госудорственной целостности. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного и чрезвычайного положения и т.п.).

3. Президент - гарант согласованного функцианирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет координацию деятельности ветвей власти и для этого наделяется соответствующими полномочиями.

4. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить. О том, какую политику он будет проводить, в определенной мере можно узнать из программы, с которой Президент идет на выборы. Разумеется, жизнь корректирует действия Президента. Вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

2. Порядок избрания, полномочия Президента РФ

2.1 Избрание Президента РФ

Порядок выборов Президента РФ определен Конституцией РФ (ст. 81) и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (май 1995 г.). Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он может быть переизбран и на второй срок, но одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд Кандидатом в Президенты РФ может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Правом выдвижения кандидатов обладают как непосредственно избиратели (не менее 100 избирателей), так и избирательные объединения и их блоки, которые могут выдвигать только одного кандидата. В поддержку своего кандидата необходимо собрать не менее одного миллиона подписей избирателей, причем на долю одного субъекта РФ должно приходиться не более 7% этого общего числа подписей. Центральная избирательная комиссия проверяет правильность сбора подписей и выносит решение о регистрации кандидата. С момента регистрации кандидат должен на время выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ -- не пользоваться преимуществами своего служебного положения. Кандидаты пользуются на равных основаниях рядом льгот (получают статус неприкосновенности, получают одинаковую финансовую поддержку из госбюджета, равное и бесплатное одинаковое время выхода в эфир, бесплатный общественный транспорт и др.). В случае если зарегистрированными оказываются менее двух кандидатов, Центральная избирательная комиссия откладывает выборы с тем, чтобы обеспечить альтернативный характер голосования.

Избранным считается кандидат, получивший в первом туре выборов более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. абсолютное большинство (50% поданных голосов + 1 голос). Если в голосовании приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки для голосования, то выборы считаются несостоявшимися. В том случае, если в первом туре ни один из кандидатов не получил хотя бы половины голосов плюс один голос, то не позднее чем через 15 дней после установления итогов выборов проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Во втором туре избранным считается тот, кто наберет относительное большинство голосов по сравнению с другим кандидатом, но при условии, что число голосов, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня объявления Центризбиркомом результатов выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ (ч. 1 ст. 82). Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С этого момента Президент РФ приступает к исполнению своих обязанностей.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

В случае, если выборы признаны несостоявшимися, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания назначает повторные выборы, которые проводятся в том же порядке, что и первые.

При проведении повторных выборов те кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными, не могут быть вновь выдвинуты в кандидаты.

Срок полномочий Президента РФ составляет четыре года. Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это связано с целью воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, появлению стойких корпоративных групп, открыть пути притока в эшелоны власти свежих сил. Конституция предоставляет способному политику, оправдавшего себя на должности Президента, права выдвижения на другой срок, кроме очередного.

2.2 Полномочия Президента РФ

Наряду с функциями главы государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства. Именно благодаря полномочиям происходит осуществление статуса и функций Президента, а важность и многообразие его политических функций определяют сферу обширных президентских полномочий. Одни из них осуществляются на прерогативой основе, а другие -- с учетом полномочий и других органов государственной власти в данной области. Компетенция Президента РФ как совокупность его полномочий может быть системно охарактеризована по следующим основным направлениям.

По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета. Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Эти полномочия затрагивают все стороны государственной деятельности, их можно обобщить по нескольким сферам. Полномочия связанные с:

· Функционированием федеральных органов государственной власти. Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо одобряет назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их избрав из предложенных Президентом кандидатур. Президент:

- назначает Председателя Правительства

- назначает заместителей Председателя Правительства

- назначает министров

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

- принимает решения об отставке Правительства;

- предлагает кандидатуры судей судов высших инстанций (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного);

- предлагает кандидатуру Генерального прокурора;

- предлагает кандидатуру председателя Центрального банка;

- формирует и возглавляет Совет Безопасности;

- может формировать свою Администрацию;

- определяет своих представителей в федеральных округах и субъектах Федерации,а также в палатах парламента;

- назначает высшее командование Вооруженных Сил;

- назначает дипломатических представителей.

· По отношению к власти законодательной:

- назначает выборы в Государственную Думу и референдум;

- распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных в Конституции;

- вносит законопроекты в Государственную Думу;

- подписывает и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного вето;

- подает запросы в Конституционный Суд в соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о ее толковании.

· С военной областью. Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Ему предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявить и о введении чрезвычайного положения на территории России.

· С внешнеполитической областью. Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внушней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

· С отношением к гражданам.

- решает вопросы гражданства;

- предоставляет политическое убежище;

- награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;

- решает вопросы помилования;

· Правотворческие полномочия Президента. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения же всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречит Конституции и федеральным законам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после публикации. Гарантией конституционных актов Президента выступает Конституционный Суд.

2.2 Прекращение полномочий Президента РФ

Прекращение полномочий Президента РФ обычно происходит в связи с истечением срока его пребывания в должности. Но возможно и досрочное прекращение полномочий Президента РФ. Это может иметь место в трех следующих случаях: а) в связи с его отставкой, т.е. по личному заявлению; б) в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; в) в случае отрешения от должности. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно выполняет Председатель Правительства РФ, который не имеет права распустить Государственную Думу, назначить референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий (ст. 92).

Конституция РФ (ст. 93), указывая на возможность принудительного отрешения Президента РФ от должности, определяет его основания и порядок. Это может иметь место только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат. По инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным (ст. 93).

Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Очевидно, что по совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.

Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями. При Президенте действует Комиссия по правам человека. Комиссия призвана содействовать совершенствованию государственного механизма обеспечения прав и свобод.

Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания - требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.

Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.

Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Сказанное о высокой роли Президента РФ как главы государства не означает, что его правомочия ничем не ограничены и он может взять на себя решение любого вопроса. Как видно из приведенных конституционных положений, рамки его деятельности определяются Конституцией РФ и федеральным законодательством, базирующихся на принципе разделения властей. Вместе с тем на этой основе на Президента РФ возлагается задача обеспечения условий нормального и согласованного функционирования всех ветвей власти и их институтов, верховного контроля за практической реализацией указанного принципа. Как указывалось в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. по вопросу о конституционности ряда решений Президента РФ, связанных с разрешением кризиса в Чечне, общие рамки президентских действий определяются принципом разделения властей и конституционным положением о том, что акты Президента не должны противоречить Конституции и законам России.


© 2010-2022