Статья Использование ИКТ в процессе обучения раздела Экономика в курсе обществознания в школе

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ЭКОНОМИКА» В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ


Мартемьянова Антонина Вячеславовна,

Учитель истории и обществознания,

МКОУ «Слободо-Туринская СОШ №2»


Ключевые слова: информационно - коммуникационная технология, процесс обучения, учитель, ученики, информационная компетентность, экономика.

Аннотация. В данной статье представлен материал о использовании информационно - коммуникационной технологии в процессе обучения экономике в школе. Статья освещает современные проблемы внедрения этой технологии, а также актуальность применения технологии ИКТ на уроках экономики в современной школе.

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с содержанием информационной культуры личности.

Информационная компетентность - это умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников [2, с.10].

Внедрение новых информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, а также формировать информационную компетентность обучающихся.

Цель: анализ эффективности использования ИКТ на уроках экономики в школе.

Задачи:

  1. Изучить содержание данной технологии.

  2. Выявить основные возможности, а также проблемы данной технологии.

  3. Раскрыть необходимость использования ИКТ на уроках экономики в школе.

Гипотеза: использование ИКТ на уроках экономики в школе повысит интерес учащихся к предмету.

Само название предмета «экономика» зачастую вызывает у учащихся неоднозначное мнение. Кто-то считает этот предмет скучным, для некоторых учеников - это сложный предмет. Именно использование ИКТ позволяет активизировать работу, как учащихся, так и учителя в процессе обучения экономике в школе.

На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы более эффективно. Именно ИКТ: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ученика.

Для систематического использовании ИКТ на уроках экономики необходимо чтобы кабинет был оборудован компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской, принтером. Дети используют в работе нетбуки с выходом в сеть интернет.

Наиболее распространенным средством обучения экономике является обучение с применением ИКТ при непосредственном социальном контакте. Для этого используются интерактивные учебники, учебные пособия по экономике, сопровождающиеся мультимедийными презентациями. Для нас наибольший интерес представляет вышедший в 2007 году в издательстве «Вита-Пресс» новый базовый курс «Экономики», разработанный А. Киреевым. Учебник сопровождается диском с мультимедийными презентациями всех тем курса, а также заданиями с использованием Интернета. Таким образом, работа с разными источниками информации позволяет школьникам получить гибкие полезные специальные знания. Ученик не просто получает информацию из Интернета или учебника, он ещё учится оценивать ее в контексте решения конкретных проблем [9, с.19].

Незаменимыми в процессе обучения экономике являются интерактивные обучающие программы, моделирующие деятельность различных субъектов экономики. Играя в компьютерные экономические игры, ученики вместе с новыми знаниями получают возможность оценить и развить собственные предпринимательские способности.

Наиболее популярной является компьютерная игра «МЭКОМ» (Моделирование Экономики и Менеджмента), которая используется в рамках некоторых уроков экономики, а также на дополнительных занятиях (факультативный курс) во внеурочной деятельности.

Игра МЭКОМ является составной частью программы «Современная Экономика», разработанной Международным центром экономического и бизнес образования (МЦЭБО). Соревнования по МЭКОМ ранее входили в программы экономических олимпиад, а сейчас проводятся в сети Интернет. Игра моделирует деятельность предприятия по производству и реализации продукции в условиях олигопольного рынка. Участники игры являются менеджерами компании. Игра состоит из нескольких периодов. В ходе игры каждый период участникам предстоит принимать пять решений, определяющих деятельность фирмы:

  1. установить цену на продукты;

  2. определиться в загрузке фабрики;

  3. сделать вложения в маркетинг;

  4. произвести амортизационные отчисления, а также сделать дополнительные капитальные вложения;

  5. определиться с затратами на НИОКР (научно-исследовательскую работу).

Учащиеся также получают задания на дом, найти в сети интернет информацию о деятельности какой - либо фирмы. Учитывая то, что современный подросток большее количество свободного времени проводит за компьютер или планшетом, у него появится желание проводить это время с пользой. Ведь игра в любом возрасте вызывает у детей интерес и мотивацию к получению знаний.

Преимущества использования ИКТ:

-позволяют индивидуализировать (каждый ребёнок может работать в своём темпе за компьютером) и дифференцировать (можно построить уровни сложности задач при работе за компьютером) обучение;

-способствуют повышению мотивации обучения;

-повышают активность обучаемых;

-повышают эффективность процесса обучения;

-дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;

-усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей;

-расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического);

-повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся;

- предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости [3, с.12]

Используя в своей работе ИКТ, нами опробован такой метод, как интернет - опрос в социальных сетях. Для школьников, активно участвующих в социальных сетях, этот метод не представляет затруднений. Ученики проводят интернет опрос в социальных сетях о какой - либо проблеме экономического характера, затем на уроке они обрабатывают результаты, составляют графики, диаграммы и делают выводы. Важно, что тему опроса выбирают сами ученики в процессе дискуссии на уроках по определённой теме. Таким образом, у детей развиваются навыки самостоятельной деятельности, а также коммуникативные навыки, так как школьники общаются с потенциальными респондентами, учатся вести диалог, убеждать и т.д.

Нами используются такие формы работы, как создание анимационных иллюстративных рядов на темы «Банк», «Налоги», «Деньги», в создании которых ученики используют свои поисковые навыки, а также систематизируют и обрабатывают информацию, создавая этот ряд.

В качестве повторительно - обобщающих уроков используются уроки по защите мультимедийных презентаций, созданных учащимися в процессе работы по определённой тематике. Ученики представляют свои презентации на уроке, сопровождая их комментариями. Такая форма работы предполагает развитие навыков работы в группе, совместной деятельности. Индивидуальные творческие задания, выполняемые с использованием компьютера, позволяют учащимся раскрыть их способности, учесть интерес не только к материалу предмета, но и к техническому инструментарию.

Компьютерные тестирования позволяют сократить время проверки, а также позволяют совместить фазу контроля и самоконтроля с обучающей фазой, делают данную работу более привлекательной для учащихся.

Таким образом, опыт внедрения новых технических средств в процесс обучения экономике в школе показывает, что у школьников повышается интерес к предмету. Они активно участвуют во внеурочной деятельности и с интересом работают на уроках. Вокруг каждого ученика образуется многокомпонентное информационное поле, сочетающее в себе текстовые компоненты, графические изображения, звуковые и визуальные сообщения. От этого растет не только интерес к предмету, но и качество образовательного процесса.

При использовании ИКТ на уроках экономики у обучающихся развиваются такие качества, как самостоятельность, способность к самообразованию, коммуникационные навыки, а также умение работать с различными источниками информации, строить диалог, обобщать и систематизировать полученные знания и умения.

Мы считаем, что использование ИКТ технологий в процессе обучения экономике в школе позволит не только развить интерес к предмету, но и повысить качество образования.

Литература

  1. Андюхов, Б. Кейс - технология - инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65.

  2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. - Москва: РАО, 1994. - 228с.

  3. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов/ О.Ф. Брыксина // Информатика и образование. 2004. - №5, с.12 - 35

  4. Головашкина, Л. Сдвоенный урок как обмен житейским опытом / Л. Головашкина// Педагогическая техника.- 2010.- №1.-С.29-30

  5. Громыко, Г. Обучение в парах - и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.-С.67-70

  6. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5

  7. Каримова, Я.Г. Инновационные методы преподавания с использованием Интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся / Я.Г. Каримова // Творческая педагогика. - 2011. - №3. - С. 94-99.

  8. Новикова, И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4. - С. 12-13

  9. Фирсов, Е.Г. Экономика /Е.Г. Фирсов // Интеллектуальные игры для школьников.: Ярославль «Академия развития», 1998. - 28 с.

  10. Ястребов, Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MSPower Point / Л.И. Ястребова// Журнал «Вопросы Интернет-образования», 2002 . -№ 44. - С. 23 - 34.



© 2010-2022